Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме "Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2»
города Альметьевск Республики Татарстан
Урок изобразительного искусства
в 3 классе
по теме
«Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»
УМК «Перспектива»
Тема урока «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-образ).
Форма урока: урок-исследование.
Вид занятия: рисование по представлению.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Цели: создать условия для реализации творческого замысла в создании художественного образа; содействовать воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств личности; привитию любви и уважения к Родине, к искусству через знакомство с героями земли Русской.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: способствовать формированию представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через украшения; способствовать формированию умения анализировать и понимать произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа воина – богатыря.
Метапредметные: способствовать развитию изобразительной грамотности художественного вкуса; развитию духовно – нравственной и эмоциональной сфер личности через восприятие и анализ произведений искусства, развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образные представления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность; аккуратность в работе с акварельными красками.
Личностные: способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине, интерес к изображению богатырей в русском искусстве, воспитать взаимовыручку, взаимопомощь, взаимоподдержку.
Оборудование для учителя:
магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, иллюстрации воинов – богатырей, репродукции картин В.М. Васнецова, методические таблицы «Цвета и формы», таблица с изображением доспехов воинов – богатырей, музыкальное сопровождение
Оборудование для учащихся:
шаблоны воинов – богатырей, акварельные краски, кисточки, баночка, салфетки.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности.
- Добрый день! Ребята, покажите с каким настроением вы пришли на урок! (Дети показывают смайлики). Отлично!
1слайд
- Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную, чтобы был у нас мир и согласие.
2. Постановка учебной задачи.
- Итак, нужно отправляться в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятано в пословице.
2 слайд
- Прочитайте и определите, о ком в ней говорится?
Славна богатырями земля русская
(О богатырях)
- А какие еще пословицы вы знаете о смелости и отваге русских богатырей? (Ответы детей)
1. Смелость силе воевода.
2. Кто смел, тот на коня сел.
3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
4. На Руси не все караси, есть и ерши.
5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
6. Народа воля – богатырева доля.
7. Богатырская наша сила, сила воли и сила духа.
8. Не родом богатырь славен, а подвигом.
9. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
- Молодцы! Так, о ком будет идти речь сегодня на уроке? (О богатырях) Сегодня наш урок посвящен героям – богатырям Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла и до наших дней.
3 слайд
- Итак, тема нашего урока «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»
- А кого мы будем рисовать? (Богатыря)
- Сегодня мы с вами попробуем не просто создать образ доброго сказочного воина-богатыря, но и попробуем показать его характер через его украшения.
3. Усвоение новых знаний и способов действий. Беседа.
- Ребята, вы помните сказочный камень – Алатырь на перепутье трех дорог, на котором были высечены слова, что будет, если пойдешь по какой – то из одной из этих дорог. (Да) Именно перед таким камнем останавливались богатыри и решали, куда же им ехать. Какую дорогу выбрать, а может и судьбу.
4 слайд
- Давайте и мы посмотрим на наш камень на перепутье трех дорог, и выберем одну из них и узнаем, куда мы попадем? (Дети читают)
(На доске изображение камня с направлениями трех дорог и их названиями)
Налево пойдешь – ничего не найдешь и никуда не попадешь
Направо пойдешь – в лес дремучий свернешь
Прямо пойдешь – умнее станешь и многое узнаешь
(Дети делают выбор и останавливаются на одной из трех дорог)
- Эта дорога очень длинная и интересная. Но, чтобы пройти эту дорогу до конца, нам предстоит многое вспомнить и узнать.
- Отправляемся мы с вами по третьей дороге и попадаем сразу в мир Истории и Литературы.
- Ребята, а кто же такие богатыри? (Ответы детей)
- Значение слова «богатырь» лучше всего дает толковый словарь В.И.Даля.
5 слайд
Богатыри – (от тюрксг. багатур) – храбрый воин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.
- С незапамятных времен богатыри становились героями народных сказаний, песен, былин. Раньше ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях – богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
- А каких русских былинных богатырей вы знаете? (Святогор – Богатырь – Гора, Микула Селянинович - Богатырь – Плуг, Чурила Пленкович – Богатырь – заезжий, Михаил Потып)
- Богатырская тема и сегодня часто встречается в литературе, музыке, театре, кино, живописи. Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.
- Красота мужчины – в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Облик такого человека изображен во многих произведениях искусства, посвященных истории нашей Родины.
6 слайд
- Давайте посмотрим на картину Виктора Михайловича Васнецова. Кто знает, как называется эта картина? (Богатыри).
- Скажите, к какому виду искусства можно отнести эту картину? (Живопись) В живописи очень часто встречается богатырская тема. Так и дошли мы с вами до мира Живописи.
Может кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев по этой картине? (Ответы детей) Послушайте стихотворение про эту картину.
У трех дорог, что три судьбы даря,
Легли с Руси до половецкой дали,
На конях борзых три богатыря
Во чистом поле стражею стояли.
Катились тихо волны ковыля,
И долу гривы опускали кони,
Но был тревожен молодец Илья,
с курганов глядя в степь из-под ладони.
В любой момент Добрыня был готов
Свой меч каленый выхватить из ножен,
И булавой пудовою врагов
Мог встретить добрый молодец Алеша.
-Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. (Работа по картине) Кого изобразил Васнецов посередине? (Илью Муромца)
-Илья Муромец - был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Среди всех богатырей он отличался огромной силой. Прославился он победой с монгола – татарами и над Соловьем – разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.
- А с какой стороны Добрыня Никитич? (С левой)
- О нем говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет». Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.
- А это кто? (Алеша Попович)
- Алеша Попович молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр. Отличался он силой, дерзостью и хитростью. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.
7 слайд
- Посмотрев картину, что можно сказать о характере воинов? (Отважный, непоколебимый, сильный духом)
- Какая у них внешность? (Крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода)
4. Физминутка
- Смотрю на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало.
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
5. Беседа
- В былинах и по картинам можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и об их жизни в те времена: с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились, где жили, как одевались.
- А как называются все детали одежды и снаряжения богатыря? (Доспехи)
- Во что же одевался богатырь? (Шлем, кольчуга, бармица, наручи, поножи).
8 слайд
Шлем - старинный металлический воинский головной убор, защищавший от ударов, стрел. Он похож на купол русского храма.
9 слайд
10 слайд
Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец и пластинок.
11 слайд
- А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Меч, копье, щит).
12 слайд
- Щит - предмет старинного ручного вооружения для предохранения от ударов, стрел. Известно, что щиты существовали различных форм (круглые, трапециевидные щиты и т. д.). Щиты делались из железа, дерева, камыша, кожи. Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтение.
13 слайд
14 слайд
Оружие – это меч, лук со стрелами, копьё. Меч был главным оружием. Меч ещё называли булавой. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием.
15 слайд
- Воины всегда старались украсить свои доспехи. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений. Украшения для мужчин подчеркивают их мужество, храбрость. Это служило и оберегом. На щите и на ножах меча изображали знак Солнца. Знак Солнца был призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Также украшали знаками растительности: трава, поле, дерево, колосья, зерна пшеницы. Растения - это живые существа. Нужно было защищать свою родную землю, чтобы продолжить свой род. В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Эти знаки были еще и оберегами для богатырей и воинов – ратников.
6. Формирование практических умений.
1)Упражнение в выборе цвета. Работа по таблице «Цвета и формы»
- Ребята, а может ли художник передать настроение и характер человека через рисунок. (Да). Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, на какой из этих рисунков цвета веселые? Почему? (В них много солнечного света). Правильно! А каким характером и настроением будет обладать, если использовать эти цвета? (Веселый, добрый). А в этом рисунке? Здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными. А какого человека можно передать на рисунке этими цветами? (Грустного, злого, тревожного)
2) Упражнение в выборе контуров, очертаний. Работа по таблице «Цвета и формы»
- Ребята, посмотрите на формы. В каких формах больше спокойствия и доброты? Почему? (Формы с плавными очертаниями, много солнечного света) А что можно сказать про эти формы? (Эти формы кажутся злыми и колючими) Почему? (Острые очертания и много темных цветов)
7. Практическая работа.
_Итак, наконец, мы в городе Украшения, где живут мастера.
- Ребята, в этом городе Украшения живет богатырь, который хочет собрать своих воинов – богатырей, которые готовы охранять и защищать свой город. Вот тот самый богатырь. (Показываю рисунок учителя)
-Ну, а теперь предлагаю попробовать себя в роли художников, изобразить образ доброго сказочного богатыря, передавая его характер через украшения и доспехи. В начале века в Сергиевом Посаде делали фигуры русских воинов и богатырей в форме матрешек. Богатырей изображали в полном боевом вооружении. Тело воина защищали щит, шлем, доспехи.
8. Самостоятельная работа.
- На парте у каждого есть шаблон богатыря. Вам предстоит нарисовать одежду и снаряжение богатырей, передать их форму и красоту, а так же цвет, символические значения орнаментов, т.е. показать образ доброго сказочного богатыря через его украшения.
Звучит музыка (2 симфония А.П.Бородина «Богатырская»)
Использование технологии активного обучения:
1. Прорисовывание черт лица
2. Прорисовывание доспехов и снаряжений
3. Композиция
4. Работа в цвете
5. Окончательное создание образа доброго сказочного богатыря.
6. Самоконтроль
9. Анализ работ учащихся. Коллективное панно.
(На доске вывешено панно в форме волн. Работы детей прикрепляются на волны с соответствующим магнитиком (Зелёный – всё получилось, желтый – были затруднения, красный – не получилось). Учитель читает отрывок из «Сказки о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкина.
…Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор
(Все вместе) С ними дядька Черномор. (Учитель вывешивает своего богатыря)
10. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Кому удалось легко передать в своей работе образ доброго сказочного богатыря? Кому трудно? Почему?
- Покажите смайлики, с каким настроением вы закончили свою работу? Отлично!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства 2 класс по теме "Цвет как средство выражения. Автопортрет"
Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе Б.М. Неменского....
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока изобразительное искусство "Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)" 2 класс)
Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»Цель: Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...
Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс на тему:«Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»
Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»Цели урока: Помочь детям разобраться в значении фо...
Изобразительное искусство 2 класс. Тема: «Выражение характера человека через украшение»
Тема: «Выражение характера человека через украшение»...
Конспект изобразительного искусства «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»
Конспект изобразительного искусства...
Презентация к уроку изобразительного искусства в1 классе на тему "Наблюдательность и фантазия. Выражение характера изображаемых животных."
Презентация составлена к уроку Изобразительного искусства в 1 классе "Наблюдательность и фантазия. Выражение характера изображаемых животных.Данный урок является продолжением тематики 1 раздела ...
Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. Тема: Выражение характера человека через украшения
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....