Урок изобразительного искусства "Музеи архитектуры. Деревянное и каменное зодчество".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Матвеева Галина Евгеньевна

Издавна русские люди селились на богатых лесом берегах озер и рек. Лесные чащи давали людям приют и кров, пищу и материал для построек. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы (маленькие города), кремли (крепости). Летописи рассказывают, что уже в IX веке, на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород Великий, Ростов Великий, Киев и др.Героический образ крепости – охраны, ограды – укоренился в зодчестве и стал одной из самых характерных и ярких особенностей древней архитектуры. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают нам былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Музеи архитектуры.

Деревянное и каменное зодчество

Цели:

  1.  Систематизирование знаний об архитектуре, знакомство с музеями архитектуры – заповедными зонами культуры
  2. Развитие зрительной памяти и художественного воображения
  3. Воспитание любви и чувства гордости за культурное наследие России

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Домашние задания
  • На следующий урок: альбом, карандаш, тетрадь по ИЗО, ручка
  • Домашнее задание: собирать материалы по старинному  народному декоративно-прикладному искусству России (статьи, фотографии, сами предметы)

  1. Изучение нового материала

Издавна русские люди селились на богатых лесом берегах озер и рек. Лесные чащи давали людям приют и кров, пищу и материал для построек. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы (маленькие города), кремли (крепости). Летописи рассказывают, что уже в IX веке, на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород Великий, Ростов Великий, Киев и др.

Героический образ крепости – охраны, ограды – укоренился в зодчестве и стал одной из самых характерных и ярких особенностей древней архитектуры. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают нам былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах.

Слово «кремль» вошло в употребление при князе Иване Калите в XIV веке, когда Московскую крепость на Боровицком холме опоясали мощные стрельницы, предшественницы нынешних кремлевских башен. Лучшие мастера со всей Руси – из Москвы, Суздаля, Твери, Ростова, Пскова, Владимира – строили башни Московского Кремля. Столетиями складывался его внешний облик.

Для сохранения творений наших предков создаются заповедные зоны культуры – музеи архитектуры (построек, зданий) под открытым небом. Старинный город под стеклянный колпак не запрячешь, но его можно охранять от разрушений, реставрировать и не портить современными огромными зданиями. В таких уголках – музеях архитектуры – идешь по улице и кажется, что попал в далекое прошлое.

Далеко на севере, на Онежском озере, куда не смогли дойти орды завоевателей, сохранились деревянные постройки удивительной красоты и мастерства исполнения, памятники деревянного зодчества, сработанные умелыми руками плотников. На Онежском озере более 1500 островов. Самый знаменитый из них называется ласково Кижи. Чем знаменит этот остров? тем, что когда-то решили организовать здесь настоящий музей архитектуры под открытым небом – музей древнерусского деревянного зодчества. Со всех северных деревень свезли по бревнышку сюда самые интересные памятники древней деревянной архитектуры: часовни, жилые дома, мельницу и амбар.

По-карельски «кижат» - игрище. В древние времена на этот остров из окрестных мест съезжалось множество людей развлечься, позабавиться. Люди сразу замечали здесь Кижский погост – две церкви и колокольню с примыкающими строениями.

Учебник, страница 29

Эта большая церковь-красавица называется Преображенской церковью. Она деревянная, высотой почти в двенадцатиэтажный дом (!) построена 250 лет назад. Преображенская церковь – словно чудо природы, невиданный цветок или волшебное дерево, возросшее в этом суровом краю. 22 купола храма постепенно один за другим поднимаются ввысь. Купола церкви хоть и деревянные, но на солнце блестят и переливаются, словно серебристые чешуйки. Эти чешуйки – осиновые лемешины. Вы только представьте, сколько их пришлось вытесать мастеру топором, чтобы украсить и защитить красавицы головки от дождя и снега – около 30 тысяч штук! Такое трудолюбие, терпение и старание под стать настоящим мастерам, коими во все времена была богата матушка-Россия.

А рядом с Преображенской церковью пристроилась Покровская церковь. По виду она несколько скромнее. Девять утонченных по форме куполов словно хоровод завели.

Ребята, музей-заповедник в Кижах не имеет себе равных по художественной ценности. Здесь всегда огромное количество туристов из разных уголков России и мира. Они приезжают сюда, чтобы взглянуть на невиданные по красоте памятники деревянного зодчества и воздать дань уважения русским мастерам. Разве можно воспринимать эту красоту равнодушно?! Она всегда вызывала и будет вызывать чувство восхищения и гордости за наш народ, наших талантливых предков-мастеров, которые передали нам все это бесценное богатство, как великую память народа, которую мы должны сохранить в наших сердцах.

Учебник, страницы 52-53, 56-66

  1. Постановка практической задачи

Изобразите по памяти или по представлению древнерусские постройки – белокаменный собор, деревянную церковь, башни кремля с крепостными стенами, деревянный терем, избу и прочее.

  1. Самостоятельная работа

  1. Выставка и анализ работ

  1. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

Урок изобразительного искусства "Архитектура Востока" 4 класс

Тема: Художественная культура других народов. Города в пустыне. Самарканд. Архитектура Востока. ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Архитектура готического собора" (УМК Перспектива, 4 класс)

Цель урока: Формирование представления об образе готических городов средневековой Европы; развитие констурктивных умений и творчества.Задачи урокаДидактические:  1. Расширить знания и представлен...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Архитектура старинная и современная" (3 класс, Б.М.Неменский)

Цель урока: ознакомление обучающихся с архитектурой городаДидактические:1. Познакомить обучающихся с архитектурой нашего города;2. Научить видеть различия межу современной и старинной архитектуройРазв...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Деревня - деревянный мир" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: дать представление о конструкции и украшении русской деревянной избы. Задачи урока  Дидактические:1. Дать представление о конструкции р...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Русская деревянная изба (конструкция и украшения изб)" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока «Русская деревянная изба (конструкция и украшения изб)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Дать представление о конструкции и украшении русской деревянной...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Архитектура готического собора (завершение композиции)" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений о средневековом городе, о конструкции готического собора, эмоциональноценностного отношения к культуре средних веков, ознакомление с понятием...