Рабочая программа по ИЗО 2 класс (УМК "Школа России")
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Бондарь Ольга Владимировна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_2_klass.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕГОРЛЫКСКИЙ РАЙОН, Х.УКРАИНСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НОВО-УКРАИНСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

«Утверждаю»

Приказ от                   «__»____20___г.№___

                                                                                   ДиректорМБОУ Н-УООШ № 14.                    

_______  Кривоносова С.И.

                                                                    МП

Рабочая программа

по изобразительному искусству

Уровень общего образования (класс): начальное общее образование 2 класс

Количество часов:34 часа

Учитель начальных классов: Бондарь О.В.

Программа разработана на основе:Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений автора Б.М.неменского «Изобразительное искусство 1-4 классы» УМК «Школа России». - М.: «Просвещение», 2011.

х. Украинский

2016-2017 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса создана на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
  • Приказа Минобрнауки РФ от  20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования»;
  • Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. № 373.

Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой , рефлексивной .

Это определило целиобучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В контексте компетентностного подхода к образованию программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

Данная программа  соответствует приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.

В программе определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

При составлении программы было сосредоточено внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:

  • развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
  • воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
  • создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.  В соответствии  с годовым календарным графиком МБОУ Н-У ООШ № 14 на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней  в 2016 – 2017 учебном году (23.02.17 г., 24.02.17 г., 8.03.17 г., 1.05.17г., 8.05.17 г., 9.05.17 г.), расписанием учебных занятий МБОУ Н-У ООШ № 14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по изобразительному искусству во 2 классе в 2016 – 2017 учебном году будет реализована в объёме 31 часа.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждатьомногообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Чем и как работают художники

  • Три основные краски –красная, синяя, желтая.
  • Пять красок — все богатство цвета и тона.
  • Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
  • Выразительные возможности аппликации.
  • Выразительные возможности графических материалов.
  • Выразительность материалов для работы в объеме.
  • Выразительные возможности бумаги.
  • Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия  

  • Изображение и реальность.
  • Изображение и фантазия.
  • Украшение и реальность.
  • Украшение и фантазия.
  • Постройка и реальность.
  • Постройка и фантазия.
  • Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

 О чём говорит искусство

  • Выражение характера изображаемых животных.
  • Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
  • Выражение характера человека в изображении: женский образ.
  • Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
  • Изображение природы в различных состояниях.
  • Выражение характера человека через украшение.
  • Выражение намерений через украшение.
  • В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

  • Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
  • Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
  • Линия как средство выражения: ритм линий.
  • Линия как средство выражения: характер линий.
  • Ритм пятен как средство выражения.
  • Пропорции выражают характер.
  • Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
  • Обобщающий урок года.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Чем и как работают художники

8

2

Реальность и фантазия

6

3

О чём говорит искусство

8

4

Как говорит искусство

9

Всего

31 час

Основные требования к концу 2 класса

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  • верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, строение и цвет предметов;
  • правильно сидеть за партой, держать лист бумаги, карандаш, кисть, свободно рисовать карандашом, не вращая при этом лист бумаги;
  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность;
  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  • передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, из геометрических форм;
  • лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек;
  • составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.

  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (31 час)

№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

план

факт

Раздел 1:Как и чем работают художники(8ч)

1

Три основные краски создают многоцветие мира.
Цветочная поляна.

1

5.09

2

Гуашь. Добавление белой и черной краски.
Природная стихия.

1

12.09

3

Выразительные возможности восковых мелков.
Букет осени. Золотая рыбка.

1

19.09

4

Выразительные возможности аппликации.
Аппликация из осенних листьев (по замыслу ученика).

1

26.09

5

Выразительные возможности графических
материалов. Линия-выдумщица.

1

3.10

6

Выразительные возможности графических
материалов. Волшебный лес.

1

10.10

7

Выразительность материалов для работы
в объеме. Пингвинчик на льдине.

1

17.10

8

Для художника любой материал может стать
выразительным. Изображение родного города
с помощью неожиданных материалов.

1

24.10

Раздел 2: Реальность и фантазия (6 ч)

9

Изображение и реальность. Павлин.

1

14.11

10

Изображение и фантазия. Сказочная птица.

1

21.11

11

Украшение и реальность. Паутинка.
Узор на стекле.

1

28.11

12

Украшение и фантазия. Украшаем кокошник
и сарафан.

1

5.12

13

Постройка и реальность. Подводный мир.

1

12.12

14

Постройка и фантазия. Сказочный город
(индивидуально-групповой проект)

1

19.12

Раздел 3: О чём говорит искусство? (8 ч)

15

Выражение отношения к окружающему миру
через изображение природы. Море.

1

26.12

16

Выражение отношения к окружающему миру
через изображение животных.

1

16.01

17

Образ человека и его характер (женский образ)

1

23.01

18

Образ человека и его характер
(мужской образ в объеме)

1

30.01

19

Выражение характера человека через украшение.

1

6.02

20

Выражение характера человека через украшение,
конструкцию и декор.

1

13.02

21

Мастера изображения, украшения, постройки.
Совместно создают дома для сказочных героев.

1

20.02

22

Мастера изображения, украшения, постройки.
Совместно создают дома для сказочных героев.

1

27.02

Раздел 4: Как говорит искусство? (9 ч)

23

Цвет как средство выражения.
Теплые и холодные цвета. Чудо-коврик.

1

6.03

24

Цвет как средство выражения.
Тихие и звонкие цвета.

1

13.03

25

Пятно как средство выражения. Силуэт.

1

27.03

26

Ритм и движение пятен как средство выражения.
Мыльные пузыри.

1

3.04

27

Линия как средство выражения. Ритм линий.
Весенняя поляна.

1

10.04

28

Линия как средство выражения.
Характер линий. Дерево.

1

17.04

29

Ритм линий и пятен, композиция – средства
выразительности. Весна идет.

1

24.04

30

Ритм линий и пятен, композиция – средства
выразительности. Весна идет.

1

15.05

31

В музее у Веселого художника.

1

22.05

Всего:

31 час

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Н-УООШ №14

 от «_____»__________20__г. №______

________________         _______________

подпись                      Ф.И.О. Рук. МС

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 МБОУ Н-УООШ №14

___________       ________________

подпись                   Ф.И.О.

«____»_______________20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...