КОНСПЕКТ УРОКА В 4 классе (1V четверть) на тему: «Все народы воспевают материнство» по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Задачи:
-обобщить представления детей об общечеловеческих ценностях и отражении их в искусстве;
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости, активного интереса к жизни; закрепление навыков изображения человека, соблюдении пропорций;
- развивать навык работы с художественным образом по представлению (развитие аналитических способностей глаза)
- закреплять навыки владения изобразительными материалами (писать «широким мазком» без предварительной графической прорисовки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_novikova_izo.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 58
КОНСПЕКТ УРОКА
В 4 классе (1V четверть)
на тему: «Все народы воспевают материнство»
по программе Б.М.Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Составила учитель начальных классов
Новикова М.В.
Г. Подольск
Тема: «Все народы воспевают материнство».
Задачи:
-обобщить представления детей об общечеловеческих ценностях и отражении их в искусстве;
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости, активного интереса к жизни; закрепление навыков изображения человека, соблюдении пропорций;
- развивать навык работы с художественным образом по представлению (развитие аналитических способностей глаза)
- закреплять навыки владения изобразительными материалами (писать «широким мазком» без предварительной графической прорисовки).
Материалы: бумага для акварели формата А3, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Зрительный ряд: репродукции иконы «Владимирская Богоматерь», Б.Неменский «Тишина», К.Петров-Водкин «Петроградская мадонна», Рафаэль «Сикстинская мадонна», М.Савицкий «Партизанская мадонна», Пикассо «Мать и дитя».
Литературный ряд:Н.А.Некрасов «О матери солдата»(отрывок), Р.Гамзатов «Мама».
Музыкальный ряд: запись песни в исполнении Л.Зыкиной «Наши мамы».
Ход урока:
- Орг.момент – проверка готовности к уроку (2-3 мин.)
- Беседа по теме урока.(10 мин)
(На мультимедийной установке в виде фриза выводятся изображения художественных
произведений посвящённых теме материнства).
Учитель: В разные времена и в разных странах художники воспевали это высокое чувство, используя свойственные эпохе и её мировоззрению образы и редства художественного выражения. О каком чувстве я говорю? Что объединяет все эти художественные произведения? (Образ матери, материнство).
В искусстве есть великие, вечные темы. Каждое поколение вносит свой вклад в их понимание. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Для русского человека несомненно волнующим душу является образ иконы «Владимирской Богоматери».
(Изображение выводится крупным планом, также в дальнейшем при
рассматривании художественных произведений).
Как нежно и доверчиво младенец прижимается щёчкой к щеке своей матери, заглядывает ей в глаза. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядись, как мать и дитя слиты в единое целое очертанием силуэта. Скажите, ребята, какими выразительными средствами это достигается? (Мягкие, спокойные линии, тёплый охристый тон иконы, положение фигур). Не случайно эта икона носит ещё одно название : «Умиление».
Не менее знаменит образ Сикстинской мадонны Рафаэля. Сравните эти картины по настроению художественных образов.(Рафаэлевская мадонна спокойна, исполнена любви и чувства материнской гордости, кротости и тревоги. И всё-таки этот образ более безмятежен, чем образ Владимирской Богоматери.)
А теперь вспомните свою маму, её ласковые, нежные руки. Мама – самый дорогой, самый близкий нам человек. Какими бы взрослыми мы не выросли – материнская любовь греет нас до старости. Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится и оберегает. Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина».
Вспомните, пожалуйста, пословицы о матери:
- Родина – всем матерям мать.
- Родная земля – матушка, чужая – мачеха,
- Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
- Птица рада весне, а младенец матери.
- При солнышке – светло, при матери – добро.
- Чувство отца – выше гор, чувство матери – глубже океана (японская пословица).
(Поговорить с детьми о смысле этих пословиц).
В истории разных народов с темой материнства свызывали не только радость, но и великий труд, а иногда скорбь людскую.
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя,
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет,
Но где-то есть душа одна-
Она до груба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел,
И всякой пошлости и прозы,
Одни я в мире подсмотрел
Святые искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей.
Скажите как это передано в произведении М.Савицкого «Партизанская мадонна»? Кем является образ матери? (Столпом будущей жизни, объединяющей силой).
- Самостоятельная работа учащихся.(25 мин.)
Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, черты лица. Напишите маму в её любимом платье, за любимым делом и вместе с вами. Подумайте о фоне вашей картины – может быть вы нарисуете её с букетом цветов. Всё что окружает маму должно помочь вам глубже раскрыть её образ.(Обращается внимание на таблицу: «Пропорции лица человека». Не заострять внимание, т.к. эта тема была достаточно проработана ранее).
- Итог урока (5 мин): (на доске по окончании работы устраивается экспресс-выставка). Творческий анализ: выделяются наиболее удачные, интересные работы, обращается внимание на выразительные средства, найденные детьми.
(Специально подготовленный ребёнок читает стихотворение):
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это – сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём – исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте! Произношу его: Мама.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 58
КОНСПЕКТ УРОКА
В 4 классе
на тему: « Древнерусский город-крепость»
по программе Б.М.Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Составила учитель начальных классов
Новикова М.В.
Г. Подольск 2012 уч. год
Тема: «Древнерусский город-крепость»
Задачи: познакомить уч-ся с функциональным и конструктивым образом города-крепости, развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать интерес к истории и любовь к родному краю.
Тип урока: урок-путешествие.
Материалы: листы бумаги для зарисовок по ходу урока, угольные карандаши.
Зрительный ряд: репродукции рисунков А.Иванова, И.Билибина, Н.Рериха, старинные изображения Древнерусских Кремлей в Пскове, Новгороде, Москве и пр., современные фотографии Кремля.
Ход урока:
1. Беседа. 15 мин.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие в Древнюю Русь – страну наших предков. Уже тысячу лет назад в скандинавских легендах Русь называлась страной городов – «Гардарики».
? – Кто из вас знает, что значит слово «город», чем он отличается от сельского поселения? (В городе живут люди, главным занятием которых является не обработка земли, а ремесло, торговля.)
Главным отличием древнерусского города являлось ещё и то, что он был хорошо укреплён. Слово «город» означало «крепость», срубить город – значило обнести какое-то место оградой, плетнём, стеной. Учёные подсчитали, что в Х111 веке, то есть 700 лет назад, на Руси было не менее 400 городов.
? - А теперь ответьте, существовала уже в это время Москва? Когда она была основана?
( Москве уже более 800 лет. Она основана в 1147 году.)
Действительно, Москва впервые упоминается в летописи почти 850 лет назад.
? - А есть ли «город», то есть крепость в Москве? ( да, это Кремль).
Правильно. Вы знаете название одной из крепостей. На самом деле укреплений в москве было больше – это и Китай-город и Белый город и Земляной город – Скородом.
(Рассказ сопровождается иллюстрациями на мультимедийной установке)
Они были построены вслед за Кремлём и составили к ХV11 веку сложную систему городских укреплений. Но сегодня мы поговорим прежде всего о Кремле.
? – Слышали ли вы о кремлях в других городах? (Нижний новгород, Смоленск, Псков). Были ли вы в Кремле?
Тогда представьте себе, что мы перенеслись на 5 столетий назад. Подходим к городу в ясную лунную ночь. По левую и правую сторону от нас, плавно текут, сверкая в лунном свете, две реки. Наши предки , славяне, ставили свои города обычно у слиянии двух рек, под защитой их берегов, на высоких холмах.
? – Какие реки защищали Московский Кремль? (Москва, Неглинка)
Неглинка вот уже 100 лет протекает по трубам под землёй, и лишь название Неглинной улицы напоминает нам о ней. Псков построен на впадении реки Псковы в Великую, Нижний Новгород – у впадения Оки в Волгу, Тверь - на Волге и Тмаке. И так пости каждый город. За стенами города мы бы увидели темнеющие постройки – дома и дворы, сады, колодцы-журавцы.
(Рассказ сопровождается иллюстрациями на мультимедийной установке)
? – Это город или ещё нет?
Это городской посад, он примыкает к крепости. Если в кремле, или как его ещё называли всарину – «детинце», находились княжеские и боярские палаты и дворы княжеских дружинников – «детей княжеских» - отсюда и название, то в посаде жил ремесленный и трудовой люд, располагались слободы – ткачи и гончары, оружейники и столешники, пекари и мясники. В случае опасности нападения на город все они собирались под стенами крепости и становились её защитниками.
На посаде находилась главная торговая площадь.
? – Как она называлась в Москве? (Красная)
Крепость, толрговая площадь и посад – во три главных части средневекового русского города. В Новгороде торговая площадь располакалась напротив Кремля, на берегу реки Волхов и была связана с крепостью мостом. В Пскове торг лежал прямо рядом с крепостью.
Домики, чернеющие за рекой почти все деревянные. Долгое время на Руси только из дерева возводили постройки, церкви. Крепости изначально тоже были деревянными.
? – Почему? (Дерево доступный дешёвый материал)
Правда уже 500 лет назад мы увидели бы почти повсюду каменные крепости. В ХV- ХV1 вв. города «одеваются» в камень.
? – Почему это произошло? ( Деревянным постройкам угрожали пожары, кроме того, деревянные укрепления надёжно защищавшие от набегов степных кочевников не могли противостоять стенобитным и камнеметательным орудиям и артиллерии).
В Москве белокаменные стены впервые строятся в конце Х1V в. При князе Дмитрии Донском. В 1485-1495 гг. они перестраиваются вновь из кирпича. В конце Х1Vв. Каменный кремль начинают возводить в Новгороде, в начале ХV1 в. – в Туле, Зарайске, Смоленске, Коломне и др. русских городах.
Вообразите, как поразил бы вас вид города, над низкой застройкой которого возвышались многочисленные башни – боевые «стрельницы» на стенах крепости, колокольни церквей и монастырей внутри кремля! Да и сами стены возвышались на 20 метров а их толщина достигала 6 метров. В стенах – боевые окошки – бойницы в 3 ряда: нижние – для пушек, средние и верхние – для пищалей. « Машикули» - нависающие наклонные бойницы – для скатывания камней, брёвен, «вара» (кипятка) наголовы нападающим. Под башнями устраивались тайные колодцы и камеры «слухи» для предотвращения подкопов, погреба для хранения боеприпасов. Такие башни с тайниками получили даже специальное название.
? – Какое? (Тайницкая) Какие еще приспособления для защиты крепостей вы знаете? (Рвы, ямы, насыпные валы). В Москве такой ров был вырыт со стороны Красной площади, а сохранились во многих русских городах.
? – А как были защищены башни? (Имели толстые стены) Достигали по толщине 4-6 метров (Арсенальная башня Московского Кремля). В проездных башнях была тайная решетка – «герса», которая могла запереть врагов в каменном мешке, опустившись с двух сторон. У проездных башен перекидывались ещё подъёмные цепные мосты. Башни всегда выступали за линию стен, создавая условия для бокового огня, прикрывающего подступы к стенам.
Таким образом, строители средневековых городов старались изобрести как можно больше препятствий на случай вражеского нападения.
2. Самостоятельная работа учащихся (20 мин): зарисовки (2-3) на основе увиденного и услышанного материала, которые будут служить основой для следующего урока.
3. Экспресс-выставка работ на доске. Анализ и завершение урока. Домашнее задание.
(5 мин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса Неменский Б.М.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных у...
программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год Предмет Изобразительное искусство и художественный труд...
программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год Предмет Изобразительное искусство и художественный труд...
программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год Предмет Изобразительное искусство и художественный труд...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского
Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...
Методическая разработка урока по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" на тему "Строим город" 1 класс 3 четверть
Урок изобразительного искусства по теме "Строим город" в 1 классе знакомит детей с разнообразием архитектурных построек, продолжает формировать представления о разных типах по...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС
Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...