Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса коррекционной школы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по изобразительному искусству
4 класса
по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы
под редакцией И.М. Бгажноковой. М., «Просвещение», 2011 г.
Составитель: Безуглова Вороника Ивановна
ГКОУ «Волжская школа № 1»
Г. Волжский Волгоградской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой. М., «Просвещение», 2011 г.
Срок освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 66 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Уровень: II
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Учебный предмет «изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта, их обучения и эстетического воспитания.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Совершенствование изобразительной деятельности возможно в процессе практического усвоения детьми определенных знаний по композиции, рисунку, знакомства со свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Поэтому очевидна коррекционная направленность уроков изобразительного искусства для умственно отсталых детей, имеющих недоразвитие познавательной деятельности, зрительно-двигательной координации и произвольной ручной моторики, а также особенностями развития эмоционально-волевой сферы.
Цель программы обучения:
- использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи программы обучения:
- воспитание у учащихся положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.)
- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельности;
- работа над развитием у детей эстетических чувств и понимания красоты в окружающей действительности;
- развитие познавательной активности учащихся, формирование приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
- знакомство учащихся с видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников;
- формирование у учащихся практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
- воспитание у учащихся умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
- формировать у учащихся умение работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата в общей деятельности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решении специальных задач: коррекция недостатков психического развития, моторики детей с нарушением интеллекта, а также развитию речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.
Программа состоит из следующих разделов: “Обучение композиционной деятельности”, “Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию”, “Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи”, “Обучение восприятию произведений искусства”. Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.
Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному искусству.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению; рисование на заданные темы; декоративное рисование;
- лепка объемного изображения и плоскостного изображения (барельеф на картоне) - с натуры или по образцу; по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
- выполнение аппликаций: без фиксации изображений на изобразительной плоскости (“подвижная аппликация”); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с помощью клея - с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;
- проведение беседы с учащимися 0-4 классов о содержании рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества;
Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Для образования у детей представлений о предметах их нужно учить приемам обследования изображаемых предметов. Насколько эти представления будут богаты деталями, точны, отчетливы, настолько легче будет ребенку воспроизвести образы этих предметов в лепке или рисунке. На основе обогащенного зрительного опыта открываются некоторые возможности развития у умственно отсталых детей воображения и творческой художественно-изобразительной деятельности. Школьники учатся приёмам исследования предмета для более точного его изображения.
При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их форму, цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых объектов.
Чтобы научить школьников рассматривать предмет, выделять в нем конструктивно важные части, полезно использовать разборные игрушки. Предварительное расчленение игрушки, а затем ее сборка при фиксации внимания детей к месту расположения в целом каждой из этих частей помогает им осознать ее строение.
Для развития у детей умения анализировать, вычленять из совокупности признаков предмета самые важные для передачи сходства с натурой при ее изображении, рекомендуется использовать прием совместного поэтапного изображения: учитель рисует на доске, учащиеся вслед за ним на листах бумаги (или в альбомах) - так называемый “графический диктант”. Этот прием можно использовать как после поэтапного рассматривания натуры, так и до него. В последнем случае этот прием принимает вид игры “Угадай, что мы рисуем”. Например, рисуя на доске игрушку-мишку, учитель проговаривает: “Сначала нарисуем большой круг, вот здесь (выше середины листа), потом нарисуем овал, вот так... и т.д.
Для формирования графического образа сложных объектов, особенно с сильно расчлененной формой (таких как человек, животное, дерево, дом) в программе рекомендуется сочетать работы в определенной последовательности: игра с разборной игрушкой - лепка-составление аппликации по представлению и по воображению.
На каком-то этапе изображения дети отгадывают предмет, который они изображают совместно с учителем. После завершения рисунка учитель вынимает из укрытия игрушку и начинается сопоставление натуры и рисунка, их отождествление по частям и в целом.
Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:
а) составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение, планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка, показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;
б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимся).
В подготовительный период обучение детей с нарушением интеллекта осуществляется особым образом. Оно по своей форме ближе к занятиям в детском саду. Главное отличие - в использовании нескольких видов работ, небольшие по объему задания, быстрая смена видов работ в течение одного занятия. Это и упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти и восприятия или других познавательных процессов; это и обучение приемам организации рабочего места, приемам работы в лепке, рисовании, при составлении аппликации; это и работа над развитием речи детей и др. Разнообразие видов деятельности, их быстрая смена, доступность заданий позволяет легко активизировать внимание детей, вызывать интерес к работе, тем самым способствовать лучшему усвоению и запоминанию учебного материала.
В подготовительном классе важно сформировать у детей элементарные художественно-изобразительные приемы работы в лепке, при составлении аппликаций, в рисовании. Это приемы наблюдения, обследования предмета, работы с пластилином, действий с бумагой и ножницами при вырезании, а также способы работы с “подвижной аппликацией”, и действий с шаблоном и трафаретом, приемы работы в рисовании совместно с учителем (“графический диктант”) с использованием зрительных опор - точек, штрихов и др.
Наряду с формированием у детей практических умений и развитием и связи с этим моторики руки, налаживанию “взаимодействия руки и глаза”, необходимо поработать над развитием у учеников цветовоcприятия, помочь установить связи между свойствами предметов и сенсорными эталонами и т.д. Игровая форма сообщения знаний, использование проблемных ситуаций в игре поможет учащимся усвоить предлагаемый учебный материал.
Успех работы учителя в 1-4 классах зависит от тщательной отработки программного содержания подготовительного периода обучения, поскольку дальнейшая работа основывается на обозначенных выше знаниях и умениях учащихся.
В композиционной деятельности, начиная с 1 класса, нужно учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой цепью учителю предлагается широко использовать методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в тетради.
В работе над декоративной композицией в полосе при составлении узора у детей развивается чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек. В программном содержании от 1 к 4 классу отражено постепенное усложнение заданий и предложено сочетание видов работ для совершенствования графических образов объектов, используемых в сюжетном изображении.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать предметы, передавая в рисунке сходство с натурой, осуществляется с 0 по 4 класс, с учетом особенностей развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. В этом разделе работы перед учителем ставится задача научить детей с интересом рассматривать предмет, который они собираются нарисовать, выделять главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносить выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому, то есть осознавать конструкцию предмета (например, машины) или его строение (например, дерева, человека).
Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению - рисунку. С помощью лепки, аппликации ребенок осознает не только наличие частей в предмете, но и устанавливает их место в его конструкции, их соединения в целом, т.е. он осознает структуру объекта.
После лепки и работы над аппликацией ребенку легче осознавать приемы изображения предмета.
Еще одна из задач для учителя - при подборе натуры или образцов для воспроизведения - выдержать последовательность усложнения объектов изображения, которые определены программным содержанием от 0 к 4 классу. Если сначала предлагаются объекты с простой слабо расчлененной формой, то постепенно они усложняются: сначала шарик, флажок, матрешка, лист сирени, затем изображение более сложных листьев и веточек, таких как акация, крапива... и таких объектов со сложно расчлененной формой, как дерево, человек, дом, животные. Работа над объектами, которые являются основными в сюжетном изображении (человек, дерево, дом) ведется с усложнением задач на протяжении всех лет обучения, с 1 по 4 класс.
Принимая во внимание большие трудности, которые испытывают дети с нарушением интеллекта при обучении изобразительному искусству, нужно всегда положительно оценивать их работы, учитывая их возможности. Несмотря на зависимость детей от помощи учителя, следует побуждать их к самостоятельной работе, к проявлению творчества. С этой целью нужно показывать им разнообразные формы предметного мира, варианты способов исполнения предметов, композиций, что будет препятствовать образованию стереотипов изображения, характерных для этой категории детей.
В разделе работы над развитием цветовосприятия учащихся и формированию у них умений работать красками, важно в первую очередь уделить внимание обучению детей умению организовывать свое рабочее место, пользоваться красками и кистью. Закрепление этих умений осуществляется постоянно с 1 по 4 класс.
Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь важную роль играют демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета (например, приемы получения смешанных цветов из главных, приемы осветления цвета путем добавления белил или разведения краски водой, прием затемнения цвета черной краской для уменьшения ее яркости, насыщенности). Немаловажным является подбор доступных для исполнения и наряду с этим интересных для детей заданий.
Среди приемов обучения цветовосприятию наиболее важными следует считать метод сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.
Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умений рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества. На занятиях в 0-4 классах рекомендуется рассматривать, соответственно, 1-2 объекта, в 4 классе - не более 3 объектов.
Сначала дети при анализе картины, иллюстрации должны научиться называть изображенные предметы, их признаки, изображенные действия, затем - устанавливать различные связи, отраженные в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Таким образом, важно добиться, чтобы дети не только посмотрели на демонстрируемые объекты - нужно научить их рассматривать картину, устанавливать ее содержание, сходство с реальностью, высказывать свое отношение к изображенному.
В 4 классе, сообщая детям некоторые сведения о работе художника, скульптора, работая над пониманием видов и жанров изобразительного искусства, учитель старается использовать в беседе опыт детей, что поможет провести занятие живо, вызвать положительные эмоции детей.
Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечать их интересам.
Рекомендуемые в программе произведения искусства для бесед можно заменять другими, доступными по содержанию для учащихся.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года отводить по 10-15 минут времени на уроке для проверки накопленного лексического материала. Для этого в 0-4 классах рекомендуется использовать игры типа “Угадай, что у меня есть”, “Угадай, как называется”, “Угадай, какой по цвету”, а также “подвижную» аппликацию с большим количеством изображений предметов, силуэтов разных геометрических форм и размеров, разных по цвету, светлоте и т.д. (вазы, листья, цветы и др.)
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Обучение композиционной деятельности. | 20 |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. | 21 |
3. | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. | 12 |
4. | Обучение восприятию произведений искусства. | 13 |
Всего | 66 |
Содержание образовательной программы.
На основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой 2011 года издания, в рабочую программу по изобразительному искусству 4 класса включены следующие разделы:
Обучение композиционной деятельности.
Совершенствование умений передавать глубину пространства посредствам:
- уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;
- загораживания один предметом другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображенным пейзажем на переднем, заднем и средних планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках, деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.
Примерные задания.
Рисование с натуры: “Ваза с цветами” (натюрморт); “Веточка мимозы”;
Рисование на тему: “Грузовик и автобус едут по городу” (на фоне домов городского типа); “Деревья осенью. Дует ветер”; “Ребята катаются с гор”.
Декоративное рисование: “Полотенце” (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: “Фантастическая (сказочная) птица”.
Декоративная лепка: “Кувшин в виде поющего петуха”.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, “графического диктанта”; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и “узор” ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека). Формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, “примакивание”).
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Составление целого изображения.
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне “Дерево на ветру”; игрушка “Лошадка” - по мотивам каргопольской игрушки; “Зайка”, “Котик” “Петушок” - стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; “Чебурашка”, “Мишка” (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру); передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи
Закрепление представлений о цвете, красках и приемах работы красками и кистью.
Использование получаемых осветленных и затемненных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.
Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы лета (с помощью учителя).
Примерные задания
Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.
Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения): «Праздничный салют» (по черной, темно – синей бумаге гуашью, восковыми мелками). «Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы».
Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветленная белилами).
Обучение восприятию произведений искусства.
Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов.
Беседы на темы:
- Как и о чем создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь и др.).
- Как и о чем создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур, статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, сталь гипс, глина, пластилин и др.).
Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитан, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др. (по выбору учителя).
Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя).
Инструменты художников и скульпторов (фотографии).
Работа над развитием речи
Закрепление речевого материала 1, 2, 3 классов.
Новые слова, словосочетания:
- Искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;
- Скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
- радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
- смешное, страшное, доброе, злое;
- рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;
- рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;
- красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, узоры Гжели.
Новые фразы:
Рисунок с натуры. Рисуй, что бы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.
Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.
Рисуй по памяти (как запомнил).
Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья, и т. п.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
- способы работы по мокрой и сухой бумаге;
- название жанров живописи (пейзажи, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни, сюжетный);
- названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);
- явление осевой и центральной симметрии, существующие в природе.
Учащиеся должны уметь:
- рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);
- рисовать по памяти, после проведенных наблюдений;
- использовать планы и хотя бы частичное загораживание одних предметов другими в работе над аппликацией или в рисунке;
- выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
- применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;
- сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;
- осветлять и затемнять краски, используя белила и черную краску;
- закрашивать силуэт краской, разведенной до нужной консистенции;
- рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приемы работы с краской и кистью;
- в работе над аппликацией составляет целое изображение частей.
Работа над развитием речи
Закрепление речевого материала I и II класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
- Художник, природа, красота; белила, палитра;
- ритм (в узоре); фон; украшение, движение;
- загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;
- уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать; идет, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске);
- светлый (светло-синий), и т. д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко;
- форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ, русский и другие народности.
Новые фразы:
- приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй, как запомнил (по памяти); работай кончиком кисти, вот так; помой кисточку в воде;
- в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал;
- Сначала нарисую ствол, потом ветки... Машина загораживает дом.
Требования к уровню подготовки учащихся
I уровень
Учащиеся должны знать:
- части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева, дома, тела человека;
- называть некоторые народные и национальные промыслы, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец и др.);
- приемам передачи глубины пространства (загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении их по сравнению с расположенными вблизи;
- должны знать о существующем в природе явлении осевой симметрии;
- знать речевой материал, изучаемый в 4 классе.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
- планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;
- находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;
- достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;
- изображать элементы городецкой росписи;
- соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа форма?);
- владеть приемами осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил);
- рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные признаки изображенного времени года.
II уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш;
- ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;
- проводить от руки вертикальные, горизонтальные линии, не вращая лист бумаги;
- различать цвета, которыми окрашены предметы на иллюстрациях;
- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры;
- узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания
При оценке итоговых результатов освоения программы по изобразительному искусству должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
Литература.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой,3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011.
- Васильева М.А. Учимся рисовать. М.: Ювента,2009.
- Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие. - М.: «Мозаика-синтез», 2003.
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах. - М.: Просвещение, 1988.
- Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2009.
- Полхов-Майдан изделия народных мастеров. Наглядно-дидактическое пособие. -М.: «Мозаика-синтез», 2005.
- Хохлома. Наглядно- дидактическое пособие. -М.: «Мозаика-синтез», 2003.
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства
4 «а» класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | |
Обучение композиционной деятельности (20 часов) | ||||||
1. 2 | Рисование по памяти. «Веточка сирени в стакане». | 2 | Подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место. | Знать названия листьев различных деревьев. Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. | ||
3 4 | Рисование на тему: "Деревня. Дома и деревья в деревне летом." | 2 | Распознавать формы простейших плоских фигур и деревьев. | Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба). Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже). | ||
5 6 | Рисование на тему: «Деревья осенью. Дует ветер». | 2 | Правильно держать карандаш. Соблюдать пропорции частей предмета. Уметь передавать в рисунке основную форму и цвет предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. | Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. | ||
7 8 | Рисование на тему: «Грузовик и автобус едут по улице». | 2 | Отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. | Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления движущихся предметов разных по форме. Знать элементарные правила изображения грузовика и автобуса. | ||
9 10 | Декоративное рисование «полотенца». | 2 | Соблюдать пропорции частей предмета, учить составлять узоры в полосе, устанавливать ее сходство с оригиналом. | Формирование умения изображать на листе бумаги узоры геометрических форм. Выбирать узор, равномерно размещать его в пределах контурного изображения; аккуратно закрашивать элементы, соблюдая контур рисунка; различать и называть цвета | ||
11 | Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне цветная бумага) | 1 | Зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания | Соотнесение формы, размера, цвета с сюжетом рисунка | ||
12 | Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне цветная бумага) | 1 | Использование собственного опыта и наблюдения | Знать правила построения узора в полосе. Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей. | ||
13 | Декоративная лепка: «Кувшин в виде поющего петуха» по образцу. | 1 | Лепка двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара. | Формирование представления о строении тела животных и способах изображения животных в лепке с опорой на образцы дымковских игрушек. | ||
14 15 | Рисование с натуры вылепленной композиции «Кувшин в виде поющего петуха». | 2 | Соблюдать пропорции частей предмета передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. | Формирование представления о строении тела животных и способах изображения животных в лепке с опорой на образцы дымковских игрушек. | ||
16 | Лепка декоративной игрушки «Избушка Бабы-яги". | 1 | Соблюдать пропорции барельефа на пластине или картоне. | Формирование умения соотносить форму предмета с геометрическими фигурами: квадрат, овал, треугольник. | ||
17 18 | Рисование с натуры вылепленной декоративной игрушки «Избушка Бабы-яги".
| 2 | Соблюдать пропорции частей предмета. Передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. | Формирование умения соотносить форму предмета с геометрическими фигурами: квадрат, овал, треугольник. | ||
19 20 | Декоративное рисование: «подводный мир. | 2 | Соблюдать пропорции частей предмета. Передавать в рисунке основную форму предмета и палитру красок. | Формирование представления о строении тела животных и способах изображения животных с помощью декоративного изображения. | ||
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (21 часов) | ||||||
21 22 | Составление барельефа –лошадка- | 2 | Формировать умение отражать в изображении форму головы, туловища, частей туловища. | Использовать метод вытягивания из основной части материала. | ||
23 24 | Аппликация: «овальная или круглая салфетка» | 2 | Составление узора в круге или овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, сложенных в двое или гармошкой. | Формировать навык работы с ножницами. | ||
25 | Лепка: «Человек стоит-идёт-бежит». | 1 | Технология изготовления фигуры человека. Определение формы, размеров, последовательности изготовления по показу учителя. | Формирование умения передавать движения различных одушевлённых и неодушевлённых предметов. | ||
26 27 | Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики (стоит, идёт, бежит). | 2 | Соблюдать пропорции частей предмета. Передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. | Формирование умения передавать движения различных одушевлённых и неодушевлённых предметов в рисунке. | ||
28 29 | Рисование по памяти и на основе представлений: «Береза, сосна, ель». | 2 | Соблюдать пропорции деревьев использовать передний и задний план. | Расширять представления о цвете и красках, работать над понятием «основные(главные)» цвета- красный, синий, желтый, зеленый. Развивать технические навыки работы с красками. | ||
30 31 | Зарисовка простым карандашом с последовательным закрашиванием гуашью по теме: «Чебурашка». | 2 | Соблюдать пропорции частей предмета. Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. | Расширять представления о цвете и красках, работать над понятием «составные» цвета. | ||
32 33 | Выполнение не сложных элементов росписи гжельской посуды. | 2 | Упражнять учащихся в элементарной росписи в стиле «гжель» | Обучать приемам осветления и потемнения цвета. Развивать технические навыки работы с красками. | ||
34 35 | Рисование с натуры предметов: «Вазы разной формы» | 2 | Соблюдать пропорции частей предмета. Передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. | Формирование умения изображать на листе бумаги предметы, соблюдая их пространственные отношения: ближе-ниже, дальние-выше, использовать прием загораживания одних предметов другими. | ||
36 37 | Рисование по памяти предметов: «Машинка – игрушка» в карандаше. | 2 | Составление целого изображения | Применение приемов осветления и потемнения цвета в рисунке. Развивать технические навыки работы с карандашом. | ||
38 39 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета: «Игрушки». | 2 | Правильно передавать пропорции предмета; его существенные признаки. | Развивать технические навыки работы с красками. | ||
40 41 | Аппликация с дорисовыванием: «Мишка». | 2 | Создание из кругов и овалов фигуры игрушечного медведя с дорисовыванием: глаз, носа и т.д. | Совмещать различные виды техники. | ||
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи (12 часов) | ||||||
42 | «Деревья в весенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому») | 1 | Организовать себя на выполнение задания. | Знать строение изображаемого предмета: части деревьев. Уметь рисовать с натуры, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета. | ||
43 | Рисование кистью по тонированной бумаги (по памяти после наблюдения): «Праздничный салют». | 1 | Рисование по черной или синей бумаге гуашью. | Развивать технические навыки работы с гуашью. Уметь передавать в рисунке сюжет. | ||
44 | Рисование восковыми мелками по тонированной бумаги: «Солнечный день». | 1 | Рассматривание образцов рисунков детских художественных школ. | Совершенствование умений раскрашивания. | ||
45 | Рисование кистью по тонированной бумаге: «Сказочные цветы» акварель. | 1 | Приемы работы акварельными красками. | Использование цветовых сочетаний при изображене цветов. | ||
46 47 | Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветленная белилами) | 2 | Осветление и затемнение красок в декоративных рисунках. | Подбор цветовых сочетаний при изображении гжельской посуды. | ||
48 49 | Раскрашивание работ, нарисованных карандашам: «Кузнечик». | 2 | Соблюдать пропорции частей предмета. Передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. | Развивать технические навыки работы с карандашом и красками. | ||
50 51 | Раскрашивание работ, нарисованных карандашам: «Зайчонок» | 2 | Передать в рисунке простой момент из сказки. Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюстрациях изображения предметов и животных; передавать в рисунке величинные отношения предметов. | Умение построить композицию; передать в рисунке свой замысел. | ||
52 - 53 | Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: «Мужчина и женщина». | 2 | Изображение фигуры человека | Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица | ||
Обучение восприятию произведений искусства (13 час) | ||||||
54 55 | Рисование различных по форме листьев акварелью по мокрой бумаге. Беседа по картине М. Сарьяна «Солнечный день». | 2 | Организовать себя на выполнение задания. | Правильно изображать форму предмета, используя правило расположения рисунка на листе бумаги в связи с размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета. | ||
56 57 | Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (И. Левитана «Яблоневый сад») | 2 | Организовать себя на выполнение задания. Рассказывать, что изображено на картине. | Знать строение изображаемого предмета: части растений. Уметь рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета. Знать о работе художника, её особенностях. Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. | ||
58 59 | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков. | 2 | Соблюдать пропорции частей предмета. Передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. | Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. | ||
60 61 | Составление узора в квадрате из растительных форм. | 2 | Составить узора в квадрате. Организовать себя на выполнение задания. | Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов. | ||
62 63 | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). Рисование орнамента в круге. | 2 | Зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания рисовать орнамент в круге используя элементы Хохломской росписи | Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правильно называть изображенные предметы. Уметь рисовать орнамент в круге используя элементы Хохломской росписи | ||
64 65 | Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. | 2 | Составить узора в квадрате | Знать понятия «симметрия», «ритм». Знать правила построения узора в квадрате. | ||
66 | Рисование на тему «Здравствуй, лето!» | 1 | Рисовать по представлению | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М....
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса ОС "Школа 2100" разработаны в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 года....
рабочая программа по изобразительному искусству (2 класс) "Начальная школа 21 века"
Тематическре планирование по изобразительному искусству. Система учебников "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по изобразительному искусству О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (М., «Баласс», 2...
ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа России"
Методическая разработка...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"...