Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 1-4 класс Начальная школа 21 века
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Веретенникова Наталья Валерьевна

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Начальная школа XXI века» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 1-4 классов разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (с изменениями от 26.11.2010 №1241 от 22.09.2011 № 2357);
  • основной образовательной программы НОО МБОУ «Белоярской СШ»
  • интегрированной программы по изобразительному искусству для начального общего образования 1 - 4 класс / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская  -  курс УМК «Начальная школа XXI века»;
  •  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Цели и задачи курса

Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие обучающихся:

-формирование целостного, гармонического восприятия мира;

-активизацию самостоятельной творческой деятельности;

-развития интереса к природе и потребности общения с искусством;

-формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

-воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.

Задачи изучения предмета:

-воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве;

-развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

-формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

-развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

2. Общая характеристика учебного предмета

Данная программа характеризуется комплексным подходом к освоению изобразительного искусства; ее цель — художественно-творческое развитие школьника, подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в любой области.

Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения, разрабатываемые в Институте художественного образования Российской академии образования, передовой опыт педагогов-исследователей, внедряющих в практику инновационные интегрированные направления работы, а также изменение культурного пространства России, появление новых произведений, имен, тенденций в искусстве.

Интегрированный подход предполагает использование на занятиях не только сведений из области искусства, но также из разных школьных предметов, которые помогут раскрыть явление таким образом, чтобы у ребенка сложилось наиболее полное знание и представление о рассматриваемом (образе, понятии, художнике и т. д.).

Полихудожественное воспитание* опирается на положение о том, что каждый ребенок изначально предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства: он видит, слышит, чувствует, осязает и обоняет одновременно. Задача учителя искусства — по возможности гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах. Фактор развития осуществляется в программе в единых для всех лет обучения трёх направлениях работы.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в окружающем мире в художественную форму:

• освоение детьми выразительных возможностей художественного языка композиции, цвета, формы, пространства и средств художественной выразительности в изобразительном искусстве: ритма, симметрии, асимметрии, динамики, статики, силуэта, колорита, объема, света, линии, пятна и др.;

• развитие представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (в общечеловеческих, национальных, региональных, родовых, семейных художественных традициях);

• знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства;

• показ роли изобразительного искусства в истории (искусство как выразитель истории человечества в художественных образах);

• изучение видов и жанров изобразительного искусства, их развития, появления новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека, особенностей профессии художника-творца;

• отображение окружающего мира (природы, быта человека) в творчестве детей (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре);

• развитие у детей желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, организации пространства и композиции.

2. Развитие фантазии и воображения: воспитание творческой инициативы обучащихся, потребности выражать себя в каком-либо виде изобразительной деятельности. Это направление работы с детьми рассматривается в программе как одно из самых важных. Оно формирует в ученике способность самостоятельно решать поставленную задачу и развивает художественно-образное мышление обучащихся. Одним из важнейших условий развития фантазии и воображения является внедрение в процесс освоения изобразительного искусства разных искусств. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребенок, в силу своих индивидуальных психофизических возможностей, по-разному воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.). Во-вторых, это связано с тем, что все искусства опираются на художественно-выразительные средства, в основе которых лежат общие закономерности. В-третьих, полихудожественный подход позволяет развивать художественное и ассоциативное мышление, формировать способность анализировать и сопоставлять художественные произведения, приобретать опыт обобщения и переноса образов художественной формы с одного искусства на другое, развивает фантазию, художественно-образное мышление, творческие способности и индивидуальность каждого ребенка.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика): систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию, пониманию и оценке эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; формирование способности воспринимать, понимать, сопереживать, ценить произведения искусства. Обучающиеся получают представление о видах искусства, их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, выразительные особенности языка произведений искусства, накапливают знания и представления об искусстве и его истории.

Специфика этого направления в начальной школе определяется развитием у обучающихся навыков восприятия искусства. Процесс восприятия необходимо увязывать с изобразительной деятельностью. Количество рассматриваемых произведений не должно превышать более 5-8 на одном занятии, поэтому желательно планировать различные виды деятельности (работа карандашом, кистью, красками, тушью и другими материалами), позволяющие фиксировать и закреплять изученный материал.

Методическая основа преподавания предмета:

-опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

-подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;

-проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;

-активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.

Занятия разных направлений чередуются.

Общее содержание работы на каждый учебный год представлено следующим образом.

1 класс. Развитие наблюдательности детей, изучение окружающего предметного мира. Освоение художественных материалов.

2 класс. Формирование представлений о тесной взаимосвязи предметов в окружающем мире.

3 класс. Формирование представлений о художественной среде: каждый человек по-своему осваивает ближайшее окружение (человек — жилище — одежда).

4 класс. Формирование логического мышления: взаимосвязь народного искусства с традициями народа, своеобразием окружающей природы и особенностями освоения им ближайшего природного ландшафта.

3. Место учебного предмета «Изобразительное искусство»

 в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. В 1 классе- 33часа, во 2 - 4 классах-34 часа.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного

 предмета «Изобразительное искусство»

Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:

— осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;

— осознание ценности труда, науки и творчества;

— осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;

— осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;

— осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

5.Результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностными результатами обучения являются:

-целостное, гармоничное развитие мира;

-интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

-умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

-способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;

-способность различать звуки окружающего мира;

-представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;

-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

-умение доводить работу до конца;

-способность предвидеть результат своей деятельности;

-способность работать в коллективе;

-способность работать индивидуально и в малых группах;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;

-адекватная оценка результатов своей деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:

-постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

-принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;

-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

-умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

-умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

-умение проводить самостоятельные исследования;

-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

-умение находить нужную информацию в Интернете;

-участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;

-умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;

-понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;

-умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;

-умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

-обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Предметными результатами обучения являются:

-сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне;

-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;

-умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

-способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

-умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

-умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

-сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;

-активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

-понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;

-понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;

-умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;

-умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

-умение развивать предложенную сюжетную линию;

-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

-умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

-умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

-умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

6.Содержание программы

1 класс (33 часа)

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).

1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.

1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.

1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.

1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.

1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.

1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.

1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.

1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

1.12. Развитие индивидуального чувства формы.

1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.

1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.

1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.

1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.

II. Развитие фантазии и воображения. Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.

2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».

2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.

2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.

2.4. Изображение движения.

2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.

2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.

2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.

2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.

2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).

2.10. Форма и украшение в народном искусстве.

2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика.

3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.

3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). Приёмы работы с графическими материалами.

3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.

3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.

3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.

3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.

2 класс (34 часа)

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

1.1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

1.2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.

1.3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.

1.4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

1.5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.

1.6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

1.7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

1.8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.

1.9. Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

1.10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

1.11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

1.12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

1.13. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.

1.14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.

1.15. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.

1.16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

1.17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.

II. Развитие фантазии и воображения.

Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различие в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в живописи).

2.1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развития фантазии и воображения.

2.2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

2.3. Выполнение композиций для передачи настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.

2.4. Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.

2.5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.

2.6. Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.

2.7. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.

2.8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

2.9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.

2.10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.

2.11. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между

цветом, звуком, движением.

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.

3.1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места хранения произведений искусства.

3.2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.

3.3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.

3.4. Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.

3.5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

3.6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем, фотографией.

3.7. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве.

3 класс (34 часа)

I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.

1.1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.

1.2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.

1.3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).

1.4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и другие).

1.5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.

1.6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.

1.7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.

1.8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.

1.9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению). Мужская и женская красота в произведениях искусства.

1.10. Передача объема в живописи и графике.

1.11. Понятие стилизации. Использование приема стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности, создать летающий объект.

1.12. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).

1.13. Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении.

1.14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.

1.15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. Техника рельефа.

1.16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве, обобщенность, силуэт.

1.17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зеленые, желтые, малиновые, голубые.

1.18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».

1.19.использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

II. Развитие фантазии и воображения

2.1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.

2.2. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.

2.3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.

2.4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.

2.5. Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.

2.6. Художник в театре. Художник и зритель. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с необходимыми атрибутами сцены, оформлением костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.

2.7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза, проекта): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Разнообразие форм в архитектуре. Путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).

2.8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.

2.9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.

2.10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.

2.11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.

III. Восприятие искусства (музейная педагогика).

1. Выразительные средства изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство): форма, объем, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.

2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.

3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.

4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург); Музей изобразительного искусства им. А.С.

Пушкина (Москва); местный музей.

5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.

6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей. Образ защитника Отечества.

4 класс (34часа)

I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.

Художник — творец и природа. Искусство в окружающей предметно-пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство, религиозные верования разных народов.

1.1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет многообразием состояний, форм, цветов, звуков, ароматов, ритмов, игрой света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира. Природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

1.2. Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.

1.3. Освоение разными народами природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живет в своем природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.

1.4. Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору, развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.

1.5. Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.

1.6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.

1.7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.

1.8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.

1.9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (черно-белое изображение). Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.

1.10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства.

1.11. Коллективные исследования материалов народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.

1.12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.

1.13. Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине. Связь одежды с регионом и климатическими условиями.

1.14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно-пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.

1.15. Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, как по украшению дома можно судить о его хозяине.

1.16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.

1.17. Изображение замкнутого пространства. Представление о трехмерном пространстве помещения и его изображение на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшения, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа, об окружающей природе (растительном и животном мире).

II. Развитие фантазии и воображения

Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.

2.1. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.

2.2. Творческие работы на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.

2.3. Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды.

2.4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.

2.5. «Путешествия на машине времени» (перемещение в другие миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе музыкальные).

Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

2.6. Изучение особенностей формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.

2.7. Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.

2.8. Символика народного орнамента, узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условияхжили и чем занимались.

2.9. Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создает вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое прикладное значение).

2.10. Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».

2.11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.

III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства.

3.1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

3.2. Народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская), росписи (жостово, городец, хохлома). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живете. Какие природные материалы мастера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

3.3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.

3.4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.

3.5.Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динамики, смыслового содержания.

3.6. Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

1. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство:

интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.-

М.:Вентана-Граф, 2011.

2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 1

(2, 3, 4) класс: учебник для общеобразовательных учреждений.-

М.:Вентана-Граф, 2011.

3. Л. Г. Савенкова, Н.В. Богданова. Изобразительное искусство:1-4

классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2010



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по курсу Окружающий мир 2 класс коррекционная школа 8 вида

Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса «Начальная школа 21 века»

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ  к комплекту уч...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 1-4 класс Начальная школа 21 века

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области Примерной основной обр...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 1-4 класс Начальная школа 21 века

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1-4 класс Начальная школа 21 века

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...

Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству. УМК «Школа России». 2 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарт...