Рабочая программа 4 класс ИЗО "2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа 4 класс ИЗО "2100" с ВПМ "Русские народные промыслы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 4 класс ИЗО "2100" с ВПМ "Русские народные промыслы" | 79.1 КБ |
Предварительный просмотр:
- Аннотация
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Изобразительное искусство» (для четырёхлетней начальной школы) О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (ОС «Школа 2100»).
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.
Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4)Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты 4-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
3.Содержание учебного предмета 4-й класс (34 ч)
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. Рождение монументальной живописи.
Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.
Что такое мозаика и витраж. Русская икона.
Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне. Проведение экскурсии к ближайшему такому памятнику.
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.
Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна.
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе.
Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы. Создание классного альбома Славы.
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя. Создание панно «Сказочный мир». Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
- Тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | ||
1 | Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. | 2 | ||
2 | Русская икона. | 1 | ||
3 | Монументальная скульптура. | 1 | ||
4 | Дизайн и фотография. | 3 | ||
5 | Падающие тени и конструкции предмета. | 6 | ||
6 | Изучение техник отмывки и гризайли. | 5 | ||
7 | Что такое линейная перспектива. | 4 | ||
8 | Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. | 8 | ||
9 | Составление проектов | 4 | ||
ИТОГО: | 34 | |||
№ п\п | Название раздела | 4 класс (кол-во часов) | ||
1 | Вводный урок. “Народные промыслы России”. | 1 | ||
2 | “Жостово”, “Живая гжель”, “Дымка”, “Русское кружево и вышивка”,“Хохлама” | 21 | ||
3 | “Русские шали” | 3 | ||
4 | “Городецкая роспись” | 3 | ||
5 | “Русские матрешки”. | 6 | ||
ИТОГО | 34 |
Тематическое планирование внутрипредметного модуля «Русские народные промыслы»
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия Р – регулятивные; П – познавательные; К – коммуникативные | Личностные результаты | |
план | факт | ||||||||
1 | Монументально - декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. ВПМ:“Народные промыслы России”. | УОНМ[1] | Изучение фресок Джотто, Феофана Грека, Андрея Рублева. Выполнение творческих заданий учебника. | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства. Рассказывать о происхождении монументальной живописи (характеризовать особенности фресковой живописи), о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв. | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действии, творческий подход к выполнению заданий. | |||
2 | Монументально- декоративное искусство. Что такое мозаика и витраж. ВПМ: “Городецкая роспись” | УРУиН | Рассматривание репродукции фресок. Знакомство с техникой выполнения фресок и витражей. Выполнение узора, имитирующего мозаику, с использованием любых материалов. | Иметь представление о некоторых видах и техниках монументально - декоративного искусства: мозаика, витраж. Находить различия между витражами Средневековья и витражами XX века. | Р: Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи; делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | |||
3 | Русская икона. ВПМ: “Городецкая роспись” | УРУиН | Рассматривание репродукций икон: сюжеты, цветовая гамма. Характеристика особенностей работы иконописцев. | Рассказывать об истории иконы на Руси. Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым. Различать иконы, фрески, витражи; уметь использовать речевые средства для их описания. | Р: Оценивать собственную успешность выполнения заданий, планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. | Осознавать свою этническую и национальную принадлежность, целостно воспринимать окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий. | |||
4 | Монументальная скульптура. ВПМ: “Городецкая роспись” | УОНМ | Изучение памятников героям Великой Отечественной войны, приведённых в учебнике. Прослушивание песни «Вставай, страна огромная». Анализ настроения, которое создают у зрителя памятники героям Великой Отечественной войны. | Представлять особенности монументальной скульптуры. Характеризовать памятники героям Великой Отечественной войны, расположенные в родном городе, селе. Выполнять эскиза памятника герою Великой Отечественной войны по собственному замыслу. | Р: Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | |||
5 | Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. ВПМ: “Живая гжель” | УОНМ | Знакомство с понятием «дизайн», с особенностями работы дизайнера. Разработка проекта календаря для класса. Подготовка фотографий для конкурса «Моя семья». | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. Представлять различные виды фотографии, отличать художественные фотографии от других видов этого искусства. | Р: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | |||
6 | На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»). “Живая гжель” | УРУиН | Повторение знаний об особенностях пейзажа. Рассматривание и анализ картин Исаака Левитана. | Представлять и рассказывать о творчестве И. Левитана. Анализировать картины И. Левитана об осени, подбирать к ним подходящие стихи, выполнять осенний пейзаж по воображению или с натуры. | Р: Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |||
7 | Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки. ВПМ: “Дымка” | УРУиН | Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства. | Использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма. Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей. | Р: Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | |||
8 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета. ВПМ: “Дымка” | УРУиН | Работа цветными карандашами. Выполнение различных видов штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки); передача объема с помощью штриховки. | Определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Передавать светотень с помощью цветных карандашей. | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Выполнять анализ (выделение признаков), относить объекты к известным понятиям. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | |||
9 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета. ВПМ: “Дымка” | УРУиН | Работа цветными карандашами. Выполнение различных видов штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки); передача объема с помощью штриховки. | Определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Передавать светотень с помощью цветных карандашей. | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Выполнять анализ (выделение признаков), относить объекты к известным понятиям. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | |||
10 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. ВПМ: “Дымка” | УОНМ | Уточнение представлений о последовательности составления композиции на заданную тему. Работа в технике коллажа. | Составлять и использовать для создания композиции опорную схему. Изготавливать законченную композицию - панно на тему «Лето» из материалов по выбору. | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Испытывать эстетические чувства и эстетические потребности, эмоционально воспринимать окружающий мир природы. | |||
11 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. ВПМ: “Живая гжель”, “Дымка” | Ком- бини- рован- ный | Изготовление рамки для панно. Работа в технике коллажа. Творческая деятельность. | Составлять и использовать для создания композиции опорную схему. Представлять значение рамки для цельности восприятия любой творческой работы. Изготавливать законченную композицию - панно на тему «Лето» из материалов по выбору. | Р: Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. | Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |||
12 | Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. ВПМ: «Хохлома» | УРУиН | Рассматривание и анализ зарисовок животных, выполненных немецким художником А. Дюрером. Развитие умений передавать в рисунке движения животных. | Представлять значение зарисовок с натуры для создания более крупных творческих работ. Выполнять творческое задание на тему «Твой пушистый друг» с передачей характерного для выбранного животного движения. | П: Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогии и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. | |||
13 | Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. ВПМ: «Хохлома» | УРУиН | Продолжение работы над набросками животных. Прорисовывание набросков. Передача фактуры шерсти животного с помощью красок или цветных карандашей. | Выполнять творческое задание на тему: «Твой пушистый друг» с передачей характерного для выбранного животного движения, фактуры шерсти животного. Оформить работу для выставки рисунков в классе на тему «Наши любимые животные». | Р: Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. К: При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. | |||
14 | Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль. ВПМ:“Дымка” | УОНМ | Знакомство с новыми техниками однотонной живописи - отмывка и гризайль. Самостоятельная работа. | Представлять технику «гризайль» и «отмывка», рассказывать об отличиях в выполнении изображений в этих двух техниках. Выполнять изображение любого предмета (по выбору) в технике отмывки, стараясь передавать тончайшие переходы светотени. | Р: Выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |||
15 | Композиция и её основные законы. ВПМ:“Русские матрешки”. | УРУиН | Изучение на примере «Натюрморта с тыквой» Куприна основных законов композиции и определение их в натюрмортах других авторов. | Представлять основные законы композиции. Выполнить простым карандашом эскиз натюрморта с натуры, стараясь следовать основным законам композиции. | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других авторов. | |||
16 | Композиция и её основные законы. ВПМ: “Русские матрешки”. | УРУиН | Уточнение; понятия «композиционные средства». Развитие умений определять композиционный центр, цельность и выразительность композиции натюрморта. | Анализировать натюрморты, созданные одноклассниками, с позиции соблюдения основных законов композиции. Выполнить в любом материале простой натюрморт с натуры, стараясь следовать основным законам композиции. | Р: Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. | Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |||
17 | Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. ВПМ: “Русские матрешки”. | УОНМ | Углубление знаний о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах России. Ознакомление с особенностями нижегородской резьбы по дереву. | Характеризовать особенности нижегородской резьбы по дереву и выполнять эскиз рисунка для резьбы, самостоятельно составлять законченную композицию, выбирать для нее элементы, характерные для нижегородской резьбы по дереву. | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | |||
18 | Линейная перспектива. ВПМ: “Русские матрешки”. | УОНМ | Знакомство с понятиями «линейная перспектива», «точка схода». Наблюдение над реальными объектами, находящимися на разном расстоянии от наблюдателя. | Понимать линейную перспективу: как влияет на построение перспективы положение линии горизонта. Объяснять, что такое точка схода, делать простые построения перспективы; находить точку схода, линию горизонта в произведениях известных художников. | П: Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. К: Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | |||
19 | Линейная перспектива. ВПМ: “Русские матрешки”. | УРУиН | Продолжение наблюдений над реальными объектами, находящимися на разном расстоянии от наблюдателя. | Характеризовать законы перспективы, позволяющие изображать объемные предметы на плоскости. Уметь изображать объемные предметы на плоскости, определяя линию горизонта, точку схода. | Р: Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |||
20 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнека «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы»). ВПМ: “Русские матрешки”. | УОНМ | Анализ произведений изобразительного искусства на примере картин А. Дейнеки «Оборона Севастополя» и П. Оссовского «Салют Победы». Изучение работ советских художников, посвященных Великой Победе. | Представлять изученные жанры живописи и их характерные особенности. Рассказывать об особенностях исторического жанра в живописи; анализировать изучаемое произведение изобразительного искусства. Разработать макет обложки коллективного «Альбома Славы». | П: Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. К: Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. | Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству других людей. | |||
21 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (М. Кугач «Дед и внук»). ВПМ: “Русское кружево и вышивка” | Ком- бини- рован- ный | Разработка макета классного «Альбома Славы». Коллективная работа. | Подбирать фотографии и другие иллюстративные материалы для оформления альбома; подготавливать текстовое сообщение для странички альбома, компоновать подготовленные материалы с целью создания коллективной работы. | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами | Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе. | |||
22 | Фигура человека. Пропорции. ВПМ: “Русские матрешки”. | УОНМ | Изучение пропорций человеческой фигуры; определение различий пропорций мужской и женской фигуры. | Представлять необходимость соблюдения определённых пропорций при изображении фигуры человека. Выполнять на броски с натуры (одноклассников или родственников). | П: Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |||
23 | Фигура человека. Пропорции. ВПМ: “Русские матрешки”. | УРУиН | Изучение пропорций человеческой фигуры. Изготовление подвижной модели фигуры человека. | Использовать знания о пропорциях человеческой фигуры и роли суставов в обеспечении подвижности частей тела для изготовления подвижной модели фигуры человека. С помощью модели выполнить изображение спортсмена (по выбору) в движении. | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |||
24 | Фигура человека. Пропорции. ВПМ: “Русское кружево и вышивка” | Ком- бини- рован- ный | Использование полученных знаний о пропорциях фигуры человека для создания образов сказочных персонажей. | Рассматривать и анализировать пропорции фигур различных сказочных персонажей. Определение пропорционального соотношения фигурок эльфа и гнома. Рисовать любую из фигурок, пользуясь пропорциональной сеткой, выполнять эскизы костюмов для сказочных персонажей. | Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |||
25 | Фигура человека. Пропорции. ВПМ: “Русское кружево и вышивка” | Урок проект | Применение полученных знаний о пропорциях для создания образов сказочных персонажей в движении. | Выполнять коллективную работу - иллюстрацию к сказке (по выбору). Создавать образы сказочных персонажей в движении, костюмы для них, использовать законы композиции при составлении иллюстрации к сказке. | Р: Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. К: Работать в группе, распределять обязанности при выполнении коллективной работы. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |||
26 | Для любознательных: китайский рисунок кистью. ВПМ: “Хохлама” | Ком- бини- рован- ныи | Самостоятельное изучение темы. Выполнение заданий в учебнике. | Представлять особенности китайского искусства рисования. Выполнять набросок цветущей ветки акварельными красками, соблюдая заданную последовательность. | Р: Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выпол- нения; К: сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |||
27 | Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. ВПМ: “Хохлама” | УОНМ | Знакомство с историей возникновения театра. | Рассказывать об особенностях русского народного театра; об особенностях национального кукольного театра. | К: Использование речевых, музыкальных, знаково - символических средств, информационных и коммуникационных технологии в решении творческих задач. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | |||
28 | Подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». ВПМ: “Русские шали” | Урок- проект | Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». | Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов. | К: Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы: участвовать в обсуждении учебной задачи. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |||
29 | Подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». ВПМ: “Русские шали” | Урок- проект | Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». | Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, изготавливать декорации для кукольного театра; использовать в работе приемы обработки различных материалов. | К: Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | |||
30 | Подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». ВПМ: “Русские шали” | Урок- проект | Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». | Завершить работу по изготовлению коробки театра-балагана, декораций и фигурок персонажей. Подготовить текст для персонажей на основе пьесы-сказки С.Козлова «Снежный цветок». | К: Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | |||
31 | Подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». ВПМ: “Жостово”, “Живая гжель”, “Дымка”, “Русское кружево и вышивка”,“Хохлама” | Урок- проект | Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». | Реализовывать творческий замысел в коллективном проекте. | К: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку своей работы. | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. | |||
32 | Учимся видеть: Эрмитаж. ВПМ: “Жостово”, “Живая гжель”, “Дымка”, “Русское кружево и вышивка”,“Хохлама” | УОНМ | Знакомство с историей создания Эрмитажа. Расширение знаний учащихся о жанрах изобразительного искусства. | Составлять рассказ об истории основания Эрмитажа. Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства; о значении музеев для сохранения культурного наследия отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства. | Р: Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий. П: Владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | |||
33 | Учимся видеть: Эрмитаж. ВПМ: “Жостово”, “Живая гжель”, “Дымка”, “Русское кружево и вышивка”,“Хохлама” | Урок-проект | Создание виртуальной экскурсии. | Составлять рассказ об истории основания Эрмитажа. Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства; о значении музеев для сохранения культурного наследия мастеров изобразительного искусства. | К: Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | |||
34 | Проекты. ВПМ: “Жостово”, “Живая гжель”, “Дымка”, “Русское кружево и вышивка”,“Хохлама” | Урок-проект | Самостоятельная работа. | Реализовывать творческий замысел в проекте. | К: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку своей работы. | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. |
[1] УОНМ – урок изучения нового материала; УРУиН – урок развития умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...