Выполнение заставки к стихотворению А.С.Пушкина"Анчар".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Карпова Любовь Николаевна

Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей.Выполнение эскиза рисунка для линогравюры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anchar.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнение заставки к стихотворению А. С. Пушкина «Анчар» (эскиз для линогравюры).

 Тема  урока:  Выполнение заставки к  стихотворению А. С. Пушкина «Анчар»

( эскиз для линогравюры)

       Вид урока: рисование по представлению

       Тип урока: Интегрированный ( с уроком литературы)

 Цели:

1. Познакомить учащегося с видом изобразительного          

    искусства- графикой. Сформировать обобщенные

    представления о линогравюре как о произведении

    искусства.

2. Развивать умение рисовать заставки и концовки к книгам,  

    Эстетический и художественный вкус.

3. Формировать художественно- творческую активность и  

     мышление учащегося.

4.  Воспитать любовь к поэзии, к искусству А.С. Пушкина.

          Оборудование и материалы:

1. Альбом с репродукциями печатной графики( оттиски с линогравюр).

2.Зрительный ряд: иллюстративный материал(слайды) с изображением заставок,дерева Анчар.

3.Худ.материалы:альбом,черная краска,маркер, кисти.

4.Литературный  ряд: текст со стихотворением А.С. Пушкина «Анчар»

5Мультимедийный проектор.

                         План урока:

1. Беседа о виде изобразительного искусства- графике.

2. Повторение пройденного материала « Виды графических

    техник»

3. Знакомство с видом графического искусства- гравюрой..

4. Беседа « Что такое заставка и концовка».

5. Анализ стихотворения « Анчар».

6. Постановка  художественной задачи.

7. Педагогический рисунок.

8. Практическое выполнение задания.

9. Анализ работ.  

10.Итоги урока. Задание на дом.

       Ход  урока:

                       

Беседа.

Если открыть любую книгу то вы увидите в ней рисунки, выполненные художниками специально для этой книги. Такие рисунки относятся к особенному виду изобразительного искусства - графике. Художника, который занимается  этим видом искусства, называют графиком. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами.

                                Слайд  1

Графика распространена широко

.- Скажите ребята, какие рисунки мы можем отнести к графике?

Ответ: К ней относятся рисунки на страницах газет, журналов, плакаты, рекламы, поздравительные открытки, красочные календари, этикетки на различных упаковках, изображение на денежных знаках.

Новым видом графики является - компьютерная графика, художники выполняют композиции на экране дисплея, затем полученные изображения печатают на принтере.

Видов графических техник несколько. Давайте вспомним, какие мы знаем:

- Офорт (гравирование по металлу)

- Ксилография (гравирование по дереву)

- Литография (плоская печать на плоском отшлифованном  

   камне)

-  Монотипия (вид печатной графики)

-  Граттаж(выполнение рисунка путем процарапывания острым инструментом на бумаге или картона,залитых тушью).

Сегодня мы познакомимся ещё с одним увлекательным видом графического искусства.

-Гравюрой на линолеуме. Это название произошло от французского слово graver. Что означает вырезать. Художники вырезают изображение на линолеуме с помощью специальных резцов – штихелей. Гравированные доски могут быть деревянные, металлические и из линолеума. Доска  с  рисунком называется «клеше». Его покрывают валиком краской, накладывают чистый лист бумаги и получается оттиск рисунка. Углубление в оттиске получается белым, а выпуклости чёрными.

 ( Просмотр оттисков с линогравюр )

С одной  гравировальной доски можно получить много оттисков хорошего качества. Гравюра на линолеуме является самой доступной из всех гравюр. Так как на нём вырезать проще, поскольку он мягкий и податливый. Сегодня мы с вами  выполним эскиз  заставки , по которому можно вырезать гравюру на линолеуме.

-Учитель: Вам на дом было задано- провести небольшую исследовательскую работу по определению художественных терминов, что такое заставка и концовка. Кто может объяснить, что такое «заставка»?

-Ученик:  Это рисунок, открывающий какой- то раздел текста. Помещается в начале  части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, обычно находится в вверху страницы и отделяется от текста белым полем. Они помогают, читателю сосредоточить внимание на новом материале. Эмоционально настроится на него. Заставки бывают сюжетно- тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставка как бы  маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя  к активному восприятию литературного произведения или главы книги.

                                Слайд  2

Давайте посмотрим на образцы заставок. Это заставки  экранные(для моб.телефонов и экранов компьютеров) и заставки к стихотворениям.

Сегодня мы выполним заставку к стихотворению А.С. Пушкина «Анчар».

- Кто может объяснить, что такое Анчар?(ответы детей)

Анчар-это ядовитое дерево.Дерево-людоед.

                                Слайд  3

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании за морем  на острове Ява ядовитого дерева анчар.Давайте послушаем его описание.

                            (описание дерева)

                             Слайд  4

Анчар(В переводе озн. яд)- вечнозеленое дерево, семейства тутовых, растёт в жарких странах.Это очень высокое дерево.В высоту оно примерно 25-40 метров.У него высокий стройный ствол, полукруглая крона с яйцевидно удлиненными листьями от7 до 19 сантиметров Вожди местных племен  пользовались ядовитой смолой анчара для отравления наконечников стрел.Это дерево до того ядовитое,что  вокруг него гибнут  все животные в радиусе 15 миль и более. Дерево  отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен. Яд от этого дерева сильно действует на организм- вызывает  нарывы на коже, паралич сердца, что ведет к быстрой смерти .Ничто живое не может приблизиться  к этому дереву смерти

Ребята,а как вы думаете кого могли отправить за ядом к этому дереву смерти?(ответы учащихся: рабов и преступников,осужденных на смерть)

Добыча яда там является альтернативной  смертной казни. Осужденным на смерть приступникам местные тираны давали возможность спасти свою жизнь, если они принесут ядовитый сок  анчара. Осужденный преступник ждет, когда ветер подует от него к дереву, собирает яд, а потом спешит назад, до  того как ветер изменит направление. При всех предосторожностях возвращался назад  только один человек из десяти.Тем кто вовращался живым, с собранным ядом, гарантировали помилование.

. Сейчас я прочту это стихотворение, а вы внимательно следите за текстом (учитель зачитывает текст). 

          

                                 Слайд  5

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной

Слайд 6 

   К нему и птица не летит,
   И тигр нейдет; лишь вихорь черный
   На древо смерти набежит
   И мчится прочь, уже тлетворный.

Слайд 7

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек,
И к утру возвратился с ядом.

Слайд 8

   Принес - и ослабел, и лег
   Под сводом шалаша на лыки,
   И умер бедный раб у ног
   Непобедимого владыки

Слайд  9

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы,
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.


 

                    Слайд 10

Работа с классом по тексту.

 Учитель:

1. Найдите четверостишие, в котором А.С.Пушкин создаёт  страшную картинку выжженной пустыни и одинокого дерева смерти.

2. Почему, по- вашему, стихотворение открывается этой картиной?

- Чтобы передать образ зловещего дерева, дерева несущего смерть.Анчар воплощение зла.

3. Почему князь послал раба к анчару?

- Потому что ему был нужен яд.

4. Как выражает поэт своё отношение к рабу?

-  Сочувствует, называет его бедным. Эпитетом «бедный», он выражает свою жалость

В стих. остро  звучит тема деспотизма, угнетения одного человека другим.

Последовательность выполнения задания.

1. Выберите мотив для заставки или концовки. Например к словам:            :

 Принес он смертную смолу                                                          Да ветвь с увядшими листами.  

Выполнение педрисунка

 Но человека человек                                                              Послал к анчару властным взглядом.

2. Нарисуйте  дерево  или ветвь анчара, как вы себе его представляете. Постарайтесь передать образ этого зловещего дерева. Ваши рисунки должны отражать основную мысль текста в особой форме- условно.

3.  Осмыслите свой рисунок, как будущую линогравюру, Поэтому будем работать одним черным цветом. Помните, всё что должно остаться - закрасьте краской. А то что надо вырезать-  оставьте белым.

Практическая работа учащихся.

Анализ работ.

- Чья заставка вам нравиться больше. Почему? (Ребята объясняют выбранный сюжет к заставке)                    Оценивание.

Подведение итогов урока.

Скажите с каким видом графики вы сегодня познакомились ( линогравюрой). Сегодня вы все хорошо справились с задачей  нашего урока. Каждый из вас выполнил свой рисунок заставки, внёс творческий огонёк, показал своё умение.

 

   

 

                                

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.

   К нему и птица не летит,
   И тигр нейдет; лишь вихорь черный
   На древо смерти набежит
   И мчится прочь, уже тлетворный.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек,
И к утру возвратился с ядом.

   Принес - и ослабел, и лег
   Под сводом шалаша на лыки,
   И умер бедный раб у ног
   Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы,
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...

Стихотворения А.С. Пушкина (вопросы для анализа)

Стихотворения А.С. Пушкина.        Вопросы  с  презентацией  для работы  над  стихотворениями...

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

Урок литературного чтения "Чувства лирического героя и способы их передачи в стихотворении А.С.Пушкина "Няне", 3 класс

Публикация на Образовательном портале города Мурманска http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/tkachenko1.htm...

Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...