интегрированный урок "Бабочки"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства и музыки в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения, изо и музыки | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 4
Тип урока: интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
Тема урока: Бабочки
Цели урока:
Для ученика | Для учителя |
1 Познакомиться с текстами разных литературных стилей о бабочках. Учиться выразительно их читать и анализировать. |
*Используя содержание отрывка из произведения В.В.Набокова, фотографии бабочек, тексты научно – популярного содержания, формировать умения учащихся воспринимать красоту природы. *Помочь уточнить , истолковать и узнать значение отдельных слов в тексте |
2.Создать коллективное панно «Бабочки» | *Развивать навыки работы в разных модальностях – аудиальной, кинестетической, визуальной. *Развивать навыки преобразования информации- «текст – рисунок», «музыка – текст». *Помочь детям активизировать и пополнить лексикон |
3. Понять, как сохранить красоту, не убивая ее. |
Формировать умения учащихся воспринимать красоту природы |
Формы организации деятельности: фронтальная парная групповая
Оборудование: -презентация по этапам урока -видеоролик «Прекрасный мир бабочек» -физическая карта мира - рабочие материалы для учащихся -толковый словарь - портрет В.Набокова и его книга « Другие берега» -музыка для релаксации В.А.Моцарта «Музыка ангелов» -альбомные листы, восковые мелки (или акварельные краски) - картинки двух бабочек на скотче в конвертах -иллюстрации с бабочками -чемпионами -учебник М.В.Головановой, В.Г.Горецкого «Родная речь» 4 класс (2 часть)
Краткое содержание этапов урока
Этапы урока | Использованные методы и приемы |
Мобилизующий Формулирование темы и целей обучающимися | Фронтальная беседа Развитие монологической речи |
Вводная беседа о бабочках и красоте | Эвристическая беседа Проблемная ситуация Наглядно – иллюстративный метод (средствами ИКТ) |
Чтение научно – популярных текстов | Активное слушание Выразительное чтение Наглядно – иллюстративный Работа с картой |
Актуализация знаний о стилях речи Работа с текстом | Фронтальная беседа Чтение учителем (дети следят) Фронтальная проверка восприятия Самостоятельное чтение текста Словарно – лексическая работа в группах Выразительное чтение детьми Выборочное чтение с целью уточнения описания |
Диагностика точности восприятия | Проблемная ситуация: сравни картинки и найди нужную по описанию (слайды) |
Релаксация | Прослушивание музыкального отрывка Словесное рисование (развитие речи) |
Создание панно. Рефлексия. | Рисование, работа в парах |
Подведение итогов. Домашнее задание | Фронтальная беседа |
Содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 (3мин)
| Мобилизующий
Формулирование темы и целей обучающимися
| Вот звонок нам дал сигнал- Поработать час настал. Ни минутки не теряем И работать начинаем! Каким бы вы хотели видеть урок сегодня ? – Вы постараетесь сделать урок интересным и полезным? Я рада. - Чтобы определить тему нашего урока, нужно разгадать шараду: Часть первая – две буквы из начала алфавита. Вторая- тарой служит нам, А если все соедините, то полетит она к прекрасная к высоким небесам. Правильно, наш урок посвящен бабочкам. И будет он сегодня необычным. Он объединит сразу несколько предметов: литературное чтение, изобразительное искусство, музыку. Эпиграфом к уроку будут слова К. Паустовского « Все лучшее в природе принадлежит всем вместе» Если вы правильно раскроете смысл этих слов, то легко сможете сформулировать цели нашего урока. Познакомиться… Учиться… Понять… | Высказывают свои мысли Разгадывают шараду, доказывают правильный ответ - Объясняют смысл высказывания. Формулируют цели урока, используя опорные слова : |
2 (3мин) | Просмотр видеоролика и беседа о красоте бабочек
Постановка проблемного вопроса. | -Что вы знаете о бабочках? Дополню: Бабочки, или чешуекрылые, отряд класса насекомых. Известно около 90 тысяч видов бабочек. Это самые изящные и удивительные создания природы. Вы представляете себе глаза бабочки? Нам кажется, что очень маленькие На самом деле они состоят из множества маленьких глазков до20 тысяч! Давайте посмотрим видеоролик о бабочках и насладимся их красотой. -Ваше впечатление об увиденном? -Захотелось ли вам поймать какую – нибудь из увиденных для домашней коллекции? Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Знаете ли вы, что поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, значит УБИТЬ ее! Так что же делать? Как сохранить красоту бабочки, не убивая ее? Попробуем справиться с этой проблемой на уроке. | Делятся своими знаниями. Смотрят видеоролик Высказывают разные мнения (предполагаемые ответы: с помощью фотоаппарата, красок, слов) |
3 (8мин) | Чтение научно-популярных текстов о бабочках.
| Действительно, при помощи слов можно нарисовать любые картины. У вас на столах есть рабочие материалы. (приложение 1) Откройте 1 страницу, самостоятельно прочитайте тексты про бабочек и попробуйте догадаться –Из каких источников взяты эти тексты? ( из энциклопедий) -Как догадались? -Прочитайте 1 (2,3) тексты вслух (одновременно идет демонстрация слайдов с фотографиями данных бабочек по каждому тексту -Что поразило вас в содержании текстов? -Посмотрим на карту и попробуем проследить удивительный трудный путь бабочек – путешественниц -Вспомните из уроков русского языка - в каком стиле написаны эти тексты? (научный) -Какой вывод можно сделать? | Самостоятельное чтение с предварительным заданием
Выразительное чтение и слушание
Находят нужную информацию в текстах и зачитывают
Работают с физической картой мира Делают вывод: с помощью фотографий и научных текстов можно увидеть красоту бабочек |
4 (1мин) | Физкультминутка Зарядка для глаз
| Давайте и мы превратимся в бабочек Спал цветок – и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх – и улетел. А сейчас посмотрите, как бабочка медленно от нас улетает вдаль (слайд презентации) | Показывают движения |
5 (15мин) | Работа с текстом художественного стиля а) краткие сведения об авторе б) чтение текста учителем в) первичная проверка восприятия в) словарно-лексическая работа г) проблемная ситуация г) выборочное чтение д) диагностика точности восприятия | Внимание : шифровка и к ней ключ. Кто быстрее разгадает зашифрованное слово? Что оно обозначает? (приложение 2) -Знакома ли вам эта фамилия? - Показ портрета В.Набокова и книги «Другие берега» Сейчас будем читать отрывок из этой книги. Это рассказ « Бабочки». Это писатель и поэт, ученый энтомолог. -Какое слово вам непонятно. Попробуйте предположить, что оно может обозначать. Подсказка: (Энтомология – наука, изучающая насекомых) В.В.Набоков написал много романов не только на русском языке, но и на английском. А еще кроме литературы он увлекался бабочками. И не просто увлекался, а серьезно их изучал и даже открыл несколько видов. Об одной из них мы узнаем из рассказа « Бабочки» . Открыли учебники, я буду читать рассказ вслух, ваша задача : пометить непонятные слова и выражения в тексте. -Какой случай из своего детства описывает в этом отрывке В.В.Набоков? -Какое впечатление произвел на вас рассказ?
-Назовите слова, значение которых вам непонятно. (приложение 5) -Где можно узнать значение непонятных слов? -Найдите значение слов в словаре Банальный - (обычный) флигель- (пристройка к дому) черно – палевый - ( бледно- желтый с черным) аоническое (обаяние) - ? -Проверяем работу в парах -Какое слово не смогли найти? (аоническое обаяние) Почему ? -Раскрою секрет! АОНическое обаяние – слово, придуманное В.Набоковым, то, что он услышал в имени бабочки- голые гласные - мАхАОн -Похож ли отрывок на тексты энциклопедий? -В каком стиле написано это произведение ? (в художественном) -Какими словами автор говорит о свих чувствах к бабочке? Найдите метафоры, эпитеты в отрывке -Какой хочет В.Набоков оставить бабочку в нашей памяти? -О какой бабочке идет речь? Посмотрите на слайд. Среди всех бабочек найдите ту, которую описывает автор. Зачитайте описание. Сделаем вывод | Разгадывают шифровку (фамилию автора) Высказывают предположения о значении незнакомого слова Находят по ходу чтения учителем непонятные слова Предполагаемые ответы: (в интернете, у взрослых, в словаре) Работают с толковыми словарями в группах (каждая группа находит только 1 слово) Высказывают свое мнение
Находят нужные слова и выражения в тексте и зачитывают Сравнивают описание бабочки с изображением (Красоту бабочки можно сохранить, нарисовав ее словами.) |
6 (2мин) | Релаксация. | -А как создал бы образ бабочки композитор? Закройте глаза и представьте себе утро, поле, бабочек (звучит музыка В.А.Моцарта «Музыка ангелов») -Вы слушали произведение известного австрийского композитора В. Моцарта «Музыка ангелов» -Какую картину вы себе нарисовали в воображении? Вывод: Красоту бабочек можно передать через музыку | Слушание музыкального произведения (образное воображение) Свободные высказывания детей, (словесное рисование) |
7 (10мин) | Создание панно.
Рефлексия чувственная Рефлексия деятельная | Давайте на память об этом уроке создадим панно. Нарисуем луг, поляну, все, что нужно для бабочек. Работать будем в парах восковыми мелками, используя технику штриховки . Вспомните ее особенность ( линии направляем в одну сторону) Договоритесь, кто в паре будет рисовать небо, а кто луг. -Давайте расположим рисунки в одну линию и оценим работу друг друга. В конвертике у каждого у вас по 2 бабочки: одна яркая красочная, а другая черно –белая. Если вам интересно было на уроке и вы поняли как сохранить красоту бабочки не ловя и не убивая ее, посадите красочную бабочку на панно, если наоборот – черно –белую. (приложение 7) -Дети, глядя на эту радостную картину, какое ранее изученное стихотворение вы вспоминаете? Прочитаем строчки из стихотворения хором .(А.Фет «Ты прав. Одним воздушным очертаньем -Какое правило вынес каждый из вас с сегодняшнего занятия? Игра «Продолжи фразу». (приложение 8) | Самостоятельная работа в парах
Проводят самооценку своей деятельности на уроке, подходят к панно и приклеивают соответствующую бабочку. Хоровое чтение четверостишия, изученного ранее. |
8 (3мин)
| Домашнее задание Подведение итогов | Рассмотрим домашнее задание в рабочих материалах поясняю) Вы можете выбрать себе любое из четырех заданий. (приложение 3) Давайте вернемся к целям нашего урока. (открывается слайд ) Все ли, что было запланировано, мы выполнили на уроке? Кто был особенно активен на уроке? Оценки за урок. Спасибо за работу на уроке . Вы смогли сделать урок интересным и полезным . Урок окончен. | Записывают задание по выбору. Анализируют свою деятельность |
Источники при подготовке к уроку:
1) Г.А.Бакулина «Уроки литературного чтения. Развиваем интеллект, творчество, активность » Киров 2008
2) Е.С.Гостимская «Уроки по курсу литературное чтение в 4 классе» Москва 2006
3) « Роль и место способов интеграции в начальной школе» http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-20475
4) Н.Гродзенская « Слушание музыки в начальной школе» Издательство Музыка 2000 г
5) « Панно из бумаги своими руками» http://women-on-line.ru/publ/nastennoe_panno_s_cvetami/9-1-0-551
6) Рисунки бабочек http://kartinki2008.ru/ http://www.fotodryg.ru/clipart-photoshop-1.php?razdel=2&id=1
7) видеоролик о красоте бабочек http://video.yandex.ru/#search?text
8)электронная физкультминутка для глаз http://festival.1september.ru/articles/549778/
9) В.А.Моцарт « Музыка ангелов»
10) Слушание музыки http://www.detsad15spb.ru/music/24-2011-09-26-07-31-03.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")
Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...
Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"
Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...
Интегрированный урок русского и английского языка по теме:"Удвоенные согласные в корне слова"
Урок проведен на конкурсе "Учитель года России2008" и заслужил победу в номинации "Первый учитель" и годовую подписку в журнале "Начальная школа", где и был опубликован....
Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"
Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....
Интегрированный урок с презентацией
На уроке на доступном уровне раскрываются понятия экономика, цена, прибыль. Дети учатся выявлять связи между составными частями экономики....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...