Рабочая программа по изо 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Якушевой Елены Владимировны,
первая квалификационная категория,
по изобразительному искусству
в3 классе
2017- 2018 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе примерной программы поучебному предмету «Изобразительное искусство» и на основе завершенной предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских.-М.: Просвещение, 2011.-129с.с учетом целевых установок основной образовательной программы МБОУ СОШ г. Мамоново начального общего образования и отражает пути реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияв соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; «Фундаментальным ядром содержания общего образования», РАН, РАО, М, 2011.
Программа составлена на основе программы учебного курса «Изобразительное искусство» п.2 раздел 2.2.9 ООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся 3-го года обучения изобразительному искусству в МБОУ СОШ г. Мамоново. Подготовленность обучающихся к освоению данной программы на среднем уровне.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» включен в обязательную предметную область «Искусство».На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» отводится – 30 часов.
Основным средством реализации программы является УМК «Школа России», авторыБ.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских., прошедший государственную экспертизу на соответствии ФГОС и включенный в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 1529, где ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является:«Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества». Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на овладение младшими школьниками приёмов сравнения, анализа, классификации, обобщения и т.д., т.е. на формирование у обучающихсяуниверсальных учебных действий (УУД), как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.
Уровень освоения программы - базовый
Основной формой реализации программы является урок.
Направленность рабочей программы - образовательная программа начального общего образования.
Форма обучения - очная.
Цель: спланировать достижения предметных, метапредметных и личностных результатов посредством формирования художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Приоритетная задача — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры
А также:
-практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.);
- постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями многообразие видов деятельности, стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого;
-восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
-развитие художественно-образного мышленияобучающихся строится на единстве двух его основ:развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России;
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- различать основные, составные, теплые, холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев ИЗО и народного творчества;
- владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно- ориентационной, рефлексивной.
Требования к уровню подготовки обучающихся (продвинутый уровень) Обучающиеся должны уметь:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников ;
- использовать художественные материалы (акварель, гуашь,мелки, фломастеры, пластилин, бумага);
- решать творческие задачи на уровне импровизаций;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
- моделировать предметы бытового окружения человека;
- применить навыки несложных зарисовок с натуры;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
- сформулировать замысел;
- построить несложную композицию;
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- анализировать результаты сравнения;
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелиевая ручка;
- передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
- (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
Получат возможность научиться:
- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
- выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
- выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
- овладеть на практике основами цветоведения;
- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
- обучающиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
Личностные результаты
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.
- вырабатывать способность различать способ и результат действия.
Познавательные УУД:
- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
- овладеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
- знакомство с произведениями художников В.Васнецова, М. Врубеля, Н. Рерих, В.Ван Гога и др.
- осуществлять анализ объектов.
- развивать способность смыслового восприятия художественного произведения.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение участвовать в диалоге,
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение, взаимодействовать под руководством учителя;
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства;
- участие в обсуждении выставки. Рассуждение о своих впечатлениях и эмоциональное оценивание.
- адекватно оценивать свою роль в коллективной работе;
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач.
3. Содержание учебного предмета
Тематическое планирование по разделам | Содержание учебного предмета | Характеристика деятельности обучающихся |
Искусство в твоем доме (6 часов) | В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника.В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядят вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы; связь между формой, декором посуды; Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек; роль художника в создании книги;роль цвета и декора в создании образа; роль художника в создании открыток; важную роль художника в цирке; роль театрального художника в создании спектакля4 Учиться видеть и объяснять содержание конструкции и украшения предмета; архитектурный образ; |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) | Деятельность художника на улице города. Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города, без которых неможет возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города, в украшении улиц, скверов, площадей. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города. | Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее; проект детской книжки; открытку; проект ажурной решетки; творческий проект оформления витрины магазина; образы фантастических машин; «Театр на столе»; проект оформления праздника; портрет, натюрморт; Уметь выделять конструктивный образ и характер декора; Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке; навыками коллективной работы; навыками создания объемно-пространственной композиции; |
Художник и зрелище (10 часов) | Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной(постройка), декоративной(украшение), изобразительной(изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей. | Уметь выделять конструктивный образ и характер декора; Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке; навыками коллективной работы; навыками создания объемно-пространственной композиции; Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка, а также характера узора; знать отдельные элементы книги; знать имена художников-пейзажистов; Различать постройку, украшение, изображение в процессе создания образа платка; |
Художник и музей (7 часов) | Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные работы художника. А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музее. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея. | Узнавать и называть произведения художников-иллюстраторов; Участвовать в творческой обучающей игре; Эстетически оценивать работы сверстников; воспринимать парк как единый художественный ансамбль; Изображать архитектуру своих родных мест; необычные фонари; яркое, веселое, подвижное; пейзаж; сцену из своей повседневной жизни; Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов; в театрализованном представлении; в организации выставок; Иметь представление о разных видах кукол; о назначении театральной афиши, плаката; о разных видах музеев; о портрете; Применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, ткань; Конструировать маски к театральному празднику; Осваивать навыки изображения в смешанной технике; Лепить фигуру человека или животного; |
4.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
Искусство в твоем доме - 6 часов. Твои игрушки. Создание игрушки из пластилина или глины, роспись игрушки по грунтовке. | 1 | |
Посуда у тебя в доме. Лепка посуды с росписью по белой грунтовке. | 1 | |
Мамин платок. | 1 | |
Открытки. Труд художника для твоего дома. | 1 | |
Входной контроль. Обои и шторы у тебя в дома. | 1 | |
Работа над ошибками. Твои книжки. Иллюстрация к сказке (обобщение темы). Выставка работ. | 1 | |
Искусство на улицах твоего города – 7 часов. Памятники архитектуры. | 1 | |
Ажурные ограды. | 1 | |
Парки, скверы и бульвары. | 1 | |
Волшебные фонари. | 1 | |
Витрины. | 1 | |
Удивительный транспорт. | 1 | |
Труд художника на улицах твоего города (обобщение). Выставка работ. | 1 | |
Художник и зрелище – 10 часов. Художник в цирке. | 2 | |
15-16. | Художник в театре. | 2 |
17-18. | Театр кукол.Маски. | 2 |
19-20. | Афиша и плакат. | 2 |
21-22. | Праздник в городе. | 1 |
23. | Промежуточный контроль | 1 |
24. | Художник и музей - 7 часов. Музей в жизни города. | 1 |
25. | Картина – особый мир. Картина пейзаж. | 1 |
26. | Картина – портрет. | 1 |
27. | Картина – натюрморт. | 1 |
28. | Картины исторические и бытовые.Скульптуры в музее и на улице. | 1 |
29. | Итоговый контроль. | 1 |
30. | Художественная выставка. Обобщение темы. Выставка работ | 1 |
УМК « Школа России»
Изобразительное искусствоСтраница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...
Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)
Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...