Урок по чтению и рисованию "Осень - дивная пора"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
обобщающий урок чтения и рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_o_chteniyu_i_risovaniyu.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-праздник по чтению и изобразительному искусству в 4 классе
Тема: «Осень - дивная пора»
Цель:
развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
прививать учащимся художественный вкус и образное мышление;
воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения.
Оборудование: осенние листья, рисунки, иллюстрации художников.
Ход урока.
І .Организационный момент.
ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ...
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Федор Тютчев.
ІІ .Сообщение темы урока, формы его проведения.
-У нас сегодня обобщающий урок чтения с рисованием. На этом уроке мы будем говорить о замечательном времени года – осени, рассматривать иллюстрации выдающихся русских художников, на которых изображена эта дивная пора, декламировать стихотворения известных поэтов об осени, а также попробуем свои способности в составлении рассказов и изобразим это на рисунках.
-Давно уже прошло лето. Но пришла не менее интересная пора - это разноцветная осень. Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд.
Деление детей на группы
- Мы разделились с вами на группы. Каждая группа готовила своё задание.
1 группа – группа фольклористов.
- Что такое фольклор? Фольклор – это волшебное царство устного народного творчества: былины, сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, приметы. Всё это собиралось народом, переходило из уст в уста, из поколения в поколение. Наши фольклористы изучали пословицы, поговорки, приметы.
2 группа – группа литераторов.
Группа литераторов учили стихи об осени.
3 группа – группа пейзажистов.
Группа пейзажистов написали сочинения об осени.
-Сегодня на нашем уроке-празднике мы с вами, ребята, постараемся подвести итог наших наблюдений за природой осенью.
-Своей необыкновенной красотой осень воодушевляла поэтов писать стихи, художников - рассказывать о ней в картинах.
-А какой её представляете вы? Какой наряд ей придумаете?
- Я бы одела осень в пышное желтое платье из листиков клена, березы и ясеня.
-На голове у нее будет вуаль из дождинок, а ноги будут украшать башмачки из разноцветных листьев.
- Я бы украсила пальцы осени сверкающими перстнями различных цветов. Дотронется осень до клена перстнем с красным камнем, и его зеленое платье сразу станет изумрудно – бардовым.
- А я бы украсил головной убор осени ягодами клюквы и рябины.
- На шею одел бы красивое ожерелье из желудей, грибов и каштанов.
- Я представляю осень с корзиной, полной грушами, виноградом, яблоками.
- Да, в таком наряде осень будет чувствовать себя настоящей королевой бала.
Осень - Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встрече с чудесами?
Ведь мой наряд придуман вами!
- Дорогие ребята, в течение 3 месяцев каждый день вы приходите в мой мир. Но знаете ли вы, сколько всего осенних месяцев в году?
Осень: -Какие это месяцы?
Осень: -Да, именно так зовут моих братьев-месяцев. Но откуда появились их имена?
- Названия осенних месяцев пришли к нам из римского календаря. В Древнем Риме год начинался в марте, поэтому сентябрь был седьмым, по латински "септембер" октябрь восьмым - "октобер", ноябрь девятым - "новембер".
-Ребята, к осени с давних времен было особое отношение в народе. Созревал урожай на полях, в садах и огородах, шла подготовка к долгой зиме. Но за напряженным трудом люди успевали замечать красоту осени, её особенности. В Древней Руси осенние месяцы имели своё название. Кто помнит как их называли.
- Сентябрь называли "хмурень" за то, что тучи чаще стали закрывать солнце.
- А еще сентябрь называли "дождезвон" за его дождики.
Стих про сентябрь (литераторы)
-Октябрь называли "грязник" за часто идущие дожди и размокшие дороги. Про него говорили:"Октябрь - грязник ни колеса, ни полоза не любит."
-Еще октябрь называли "листопадом" за его разноцветный ковер из опавших листьев.
Стих про октябрь
- На Руси ноябрь называли "листогной" потому, что листья уже облетели и гнили под дождем.
- А еще ноябрь называли "грудень" за то, что грязь в ноябре от мороза превращалась в каменные груды.
Стих про ноябрь
- Народ в своем календаре дал название не только месяцам, но даже и каждому дню. Таким образом родился не обычный календарь, а календарь - предсказатель. В нем были собраны приметы, которые доказывали внимательное отношение человека к природе. И этот календарь помогал простым людям вовремя сеять семена в землю, получать хороший урожай, заботиться о своем здоровье. Презентация
1 СЕНТЯБРЯ - Семин день. В народе его называли "Семен -летопроводец" потому, что "Семен лето провожает".
10 СЕНТЯБРЯ- "Скирдник". К этому дню завершали укладку снопов в скирды.
По 14 ОКТЯБРЯ вечера в народе назывались "капустными" .В это время собирались все вместе, шинковали и солили капусту, переходя из одного деревенского дома в другой. Такая работа сопровождалась шутками и песнями.
14 ОКТЯБРЯ- Покров, "земли покроет то листом, то снежком". По народным приметам является границей между осенью и зимой. До Покрова - осень, за Покровом - зима идет. С Покрова на Руси начинались свадьбы.
4 НОЯБРЯ- Казанская. Про этот день говорили: "Коли на Казанскую небо заплачет дождем, то и зима следом за ним пойдет". В этот день рано утром девушки убегали в лес, находили на облетевших деревьях листок, покрытый ледком, смотрелись в такое зеркало и становились красавицами.
13 НОЯБРЯ- справляли курячьи именины. Особо почитались в русском народе пух и перья. Считалось, что нельзя плакать в пуховую подушку, так как перо впитывает слезы. Отсюда пошло выражение " Ни пуха ни пера!" с ответом "К черту!".
25 НОЯБРЯ - Студит. Про него говорили:" Со студила стужа, что ни день, то хуже!".
Осень - Ребята, сейчас я хочу проверить, хорошо ли наши фольклористы знают народные приметы осени? Презентация
Если в сентябре гремит гром...
...осень будет теплая.
-В лесу много рябины...
...осень дождливая.
-Паутина стелется по растениям... к теплу.
-Много желудей на дубу... к лютой зиме.
-Если листопад пройдет скоро... надо ожидать крутой зимы.
-Появление комаров поздней осенью... к мягкой зиме.
- Сытое лето и теплая осень... к долгой зиме.
-Осень - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А какие пословицы и поговорки обо мне вы знаете?
-Осень перемен восемь.
-Сентябрь холоден да сыт.
-Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой.
-От осени к лету поворота нету.
-Осенью не соберешь, зимой не найдешь.
-Осень не ждет, осень торопит.
-После осени летом не пахнет.
-Осень говорит озолочу, а зима - как я захочу.
-Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме - родной батюшка.
-Батюшка - октябрь холоден, а ноябрь и его перехолодил.
Осень - Хорошо, молодцы! Так к какому виду творчества относятся прозвучавшие пословицы, приметы, названия дней и месяцев?
Дети - К устному народному творчеству.
- А почему фольклор называю устным народным творчеством?
Дети - Все эти произведения передавались в народе из уст в уста, потому что в древние времена не было письменности.?????
-Ребята, но наш народ богат не только поэтами, но и выдающимися художниками. Многообразие красок осени не могло оставить равнодушными таких выдающихся мастеров, как Левитан, Поленов, Остроухое и другие. Не одно полотно об осени вышло из-под их кисти.
- Перед вами картины Левитана "Золотая осень" и "Осенний день. Сокольники". Презентация
- Картина И.Л.Левитана "Золотая осень" заключает в себе образ торжественной, радостной осени. Художник изобразил неширокую речку. Кажется, что ее грустно синяя вода медленно движется. В дали открываются осенние леса, а в просвете виднеется деревня. Небо синее, покрытое легкими белыми облаками. Когда мы смотрим на картину, у нас возникает ощущение бодрости и покоя.
- А какое чувство вызывает у вас следующая картина Левитана "Осенний день. Сокольники"?
- Совершенно противоположное, грустное. Здесь мы видим небо, покрытое серыми облаками. На фоне сосен виднеются желтые клены, которые осыпали своей листвой дорожку, уходящую вдаль. На этой картине мы видим одиноко идущую женщину, которая вместе с природой грустит об уходящем лете.
- Ребята, скажите, где мы с вами встречались с пейзажем, похожим на картину Левитана "Золотая осень"?
Дети - На экскурсии в роще, в парке, около школы.
- Правильно! Отчет о наших прогулках мы видим на стенах класса. А кто их рисовал?
Дети - Эти картины нарисовали наши школьные художники.
- Они, как вы заметили, тоже очень любят осень.
- Группа пейзажистов – это наши начинающие писатели. Они представят нам свои сочинения. (Чтение сочинений)
Осень - Осень - это время года, когда мы можем наблюдать великое разнообразие красок.
- Дорогие друзья! Скажите мне, пожалуйста, с помощью каких красок можно изобразить красоту каждого месяца осени?
Дети - Для изображения природы в сентябре нужно использовать желто-зеленую краску, потому что деревья стоят еще зеленые, и только кое-где появляются желтые листочки.
- В октябре самые разнообразные цвета: желтые, оранжевые, бардовые, красные. Потому что на улице золотая осень.
- Ноябрь тускнеет перед яркостью октября, в его изображении преобладают серо-коричневые цвета.
Кроссворд
1.Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он тверже всех,
Называется (орех).
2.Всем давным - давно известно,
Эта девушка прелестна.
Выше всех в тайге она,
Это - стройная ...(сосна).
3.Загадки про ясень
Украшение лесочков,
Как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков
Образуют сложный лист (ясень)
4.Листик на ладонь похож,
осенью красив, пригож...
Каждый в дерево влюблён,
потому что это ... (клён).
5.Что за дерево такое?
Лист зеленый, а не хвоя
Только средь его листвы
Шишки мелкие видны (ольха)
Осень - Да, ребята, вы правильно отметили особенности красоты каждого месяца.
Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём-
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
- Мы сегодня побывали в роли поэтов и писателей, рассмотрели картины известных художников, и я надеюсь вы поняли, что если любить и понимать красоту природы, то она откроет вам много тайн и интересных секретов.
Наши красивые неповторимые листочки помогут нам оставить память о них до следующей осени. Перед вами лежат заготовки. На ваших заготовках изображен ствол дерева. А чего на наших деревьях не хватает?
- Давайте оденем наши деревья в красивый осенний наряд. Возьмём кисточку, мокнём её в краску осени и зарисуем обратную сторону осеннего листочка. Каждый приложи свой листочек к дереву и прогладит ладонью.
- А теперь посмотрим, что у нас получилось?
Осень - Большое спасибо, ребята, за красивые рисунки, я очень рада, что побывала у вас в гостях и увидела, что вы очень многое знаете о моем времени года! Я тоже хочу вручить вам свой подарок - корзину с моими плодами.
Учитель - Осень. Казалось бы одно маленькое слово, состоящее из 5 букв и 4 звуков. А сколько интересного мы узнаем о ней каждый день на уроках чтения, развития речи, музыки, рисования, труда и других уроках.
Подвести итог нашего урока мне хотелось бы стихами Евгения Абрамовича Баратынского:
Прощай, прощай, сияние небес!
Прощай, прощай, краса природы!
Волшебного шептанья полный лес,
Златочашуйчатые воды! Лучше этого уже и не скажешь!
Хотя это и праздник, но это и урок. И все наши дети получают хорошие и отличные оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осень дивная пора
Внеклассное мероприятие на тему "Осень", где собраны стихи русских и советских поэтов, а также пробные стихи учащихся 3"А" класса...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "А.С.Пушкин стихотворение "Унылая пора! Очей очарованье!"
презентация разработана к учебнику В.Лазаревой "Литературное чтение" 2 класс (система Л.В.Занкова)...
Праздник "Осень-дивная пора" 1 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"6857374","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"251","style":"font-size: 12px; float: left;","width":"627"}}]]...
"Осень- славная пора!" ( интегрированный урок: литературное чтение, технология, ИЗО, музыка)
Урок интегрированный. Обощает знания учащихся учащихся по теме: " Осень". Содержит много развивающего и познавательного материала. Способствует эстетическому развитию учащихся, направлен на восп...
Урок литературного чтения с ЭОР «Глухая пора листопада»
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов. Литературное чтение 3 класс. Цель урока: Раскрыть красоту осенней природы посредством художественных произведений., умение ее виде...
Презентация "Осень дивная пора"
Внеклассное мероприятие "Осень дивная пора"...
Конспект урока литературного чтения "Глухая пора листопада"
Тема: А.С. Пушкин «Осень». К. Бальмонт «Осень». Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»Цели: познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина, К. Бальмонта, ...