Конспект урока литературного чтения "Глухая пора листопада"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Булатова Ольга Александровна

Тема: А.С. Пушкин «Осень». К. Бальмонт «Осень». Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Цели: познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева. Учить анализировать лирические произведения: рассуждать, приводить примеры из текста, выделять главную мысль. Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gluhaya_pora_listopada.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.С. Пушкин «Осень». К. Бальмонт «Осень». Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Цели: познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева. Учить анализировать лирические произведения: рассуждать, приводить примеры из текста, выделять главную мысль. Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  1. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте название нового раздела (стр. 175).

- О чём будем читать?

- Почему пора листопада названа глухой?

    (Варианты ответов).

- Найдите ответ на этот вопрос при чтении текста на странице 176.

- Какая проблема волнует Настю?

- Почему она решила, что осень разная?

- Почему у всех членов семьи разные представления об осени?

- Прочитайте высказывания. Какое из них можно считать истинным?

Осень – это листопад, яркие цветы на клумбах, ягоды, грибы, орехи…

Осень – это серые тучи, холодные дожди, грязь, заморозки, первый снег…

- Согласны ли вы с Настей?

- Что посоветовал Насте папа?

-Что мы должны выяснить при чтении стихотворений?

Какая она – осень?

Золотая, разноцветная или грустная, дождливая?

- Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

  • Прочитать стихи русских поэтов.
  • Представить картину жизни, настроение рассказчика, выделить главную мысль.
  • Научиться выразительно читать эти стихотворения.

  1. Проверка домашнего задания (словарная работа).

- Объясните лексическое значение слов: серп, борозда, лазурь, багрец, мгла, лучезарны вечера, благовонье,  очей очарованье.

4) Физкультминутка.

 Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

  1. Актуализация знаний.

- Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи и насладиться многообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего поэзия. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен  рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

- На уроке нас ждёт встреча сразу с тремя поэтами. Каждый из них рисует свою осень.  Прочитайте их имена.

- Что вы знаете об их творчестве?

- С кем уже встречались на страницах учебника? Какое имя видите впервые?

- Стихи написаны в разное время. Каждый увидел и описал осень по своему.

6) Знакомство с творчеством поэтов.

- Начинаем поэтический листопад:

  • Звучит стихотворение А. С. Пушкина (аудиозапись).
  • Чтение учителем стихотворения К. Бальмонта.
  • Подготовленный ученик читает стихотворение Ф. Тютчева.

- Понравились ли вам стихи? Какие чувства они у вас вызвали?

- Прочитайте про себя стихотворение А.С. Пушкина «Осень» (акцентное вычитывание текста).

- Найдите в тексте слова, которые помогают нам понять настроение рассказчика.

- Как Пушкин относился к осени? Какие чувства испытывал?

- Зачем он поделился с нами своими чувствами?

- Какова главная мысль стихотворения?

Выразительное чтение стихотворения.

- Давайте поработаем над следующим стихотворением в группах.

Каждая группа получает листок, на котором написан алгоритм действий:

  • Прочитайте про себя.
  • Подумайте, какую иллюстрацию можно нарисовать к этому стихотворению. Докажите текстом.
  • Расскажите, какие чувства испытывает автор стихотворения, найдите в тексте слова, которые подтверждают это.
  • Какова главная мысль стихотворения?

       Проверка. Общеклассное обсуждение.

- Найдите в стихотворении  К. Бальмонта строки, в которых поэт говорит об осени, как о живом существе.

- Как называется этот приём?

- С кем сравнивает поэт осень?

- Попробуйте заменить эти строки простыми словами: «Скоро начнётся осень, и пойдут дожди». Что изменилось в стихотворении?

Выразительное чтение стихотворения.

Чтение и анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

(самостоятельная работа в пара по алгоритму)

       Проверка. Общеклассное обсуждение.

       Выразительное чтение стихотворения.

7) Сравнительный анализ стихотворений.

- Можно ли сказать, что в стихотворениях описывается один период осени?

- Одинаково ли видят осень поэты? Что они чувствуют?

-Что же объединяет стихи А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева?

(Любовь к родной природе, умение увидеть красоту родной природы, передать её с помощью слов).

8) Домашнее задание.

Тетрадь по литературному чтению страница 21.

- Выпишите на эту страницу понравившиеся вам слова и выражения, с помощью которых поэты рисуют осень, осеннюю природу.

9) Рефлексия.

- Удалось ли вам ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока?

Какая она – осень?

Золотая, разноцветная или грустная, дождливая?

- Что нужно сделать, чтобы понять замысел автора?

- Чему мы можем поучиться у поэтов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения: «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, К. Бальмонта)

На уроке ученики знакомятся  с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени; материал урока способствует воспитанию  любви к русской культуре через музыкальные ...

Презентация к уроку литературного чтения Бунин "Листопад"

В презентации собраны картины золотой осени разных художников,музыка Чайковского" Осенняя песня".Всё это подготавливает к восприятию стихотворения Бунина "Листопад",хорошо представ...

Конспект урока изо. Тема «Осенний листопад». Работа с шаблонами.

Конспект урока изобразительного искусства....

Конспект урока изобразительного искусства «Осенний листопад». Работа с шаблонами.

Конспект урока изобразительного искусства для детей с ОВЗ, умственной отсталостью...