Конспект урока литературного чтения "Глухая пора листопада"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тема: А.С. Пушкин «Осень». К. Бальмонт «Осень». Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Цели: познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева. Учить анализировать лирические произведения: рассуждать, приводить примеры из текста, выделять главную мысль. Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gluhaya_pora_listopada.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.С. Пушкин «Осень». К. Бальмонт «Осень». Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Цели: познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева. Учить анализировать лирические произведения: рассуждать, приводить примеры из текста, выделять главную мысль. Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Постановка учебной задачи.
- Прочитайте название нового раздела (стр. 175).
- О чём будем читать?
- Почему пора листопада названа глухой?
(Варианты ответов).
- Найдите ответ на этот вопрос при чтении текста на странице 176.
- Какая проблема волнует Настю?
- Почему она решила, что осень разная?
- Почему у всех членов семьи разные представления об осени?
- Прочитайте высказывания. Какое из них можно считать истинным?
Осень – это листопад, яркие цветы на клумбах, ягоды, грибы, орехи…
Осень – это серые тучи, холодные дожди, грязь, заморозки, первый снег…
- Согласны ли вы с Настей?
- Что посоветовал Насте папа?
-Что мы должны выяснить при чтении стихотворений?
Какая она – осень?
Золотая, разноцветная или грустная, дождливая?
- Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Прочитать стихи русских поэтов.
- Представить картину жизни, настроение рассказчика, выделить главную мысль.
- Научиться выразительно читать эти стихотворения.
- Проверка домашнего задания (словарная работа).
- Объясните лексическое значение слов: серп, борозда, лазурь, багрец, мгла, лучезарны вечера, благовонье, очей очарованье.
4) Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
- Актуализация знаний.
- Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи и насладиться многообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего поэзия. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.
- На уроке нас ждёт встреча сразу с тремя поэтами. Каждый из них рисует свою осень. Прочитайте их имена.
- Что вы знаете об их творчестве?
- С кем уже встречались на страницах учебника? Какое имя видите впервые?
- Стихи написаны в разное время. Каждый увидел и описал осень по своему.
6) Знакомство с творчеством поэтов.
- Начинаем поэтический листопад:
- Звучит стихотворение А. С. Пушкина (аудиозапись).
- Чтение учителем стихотворения К. Бальмонта.
- Подготовленный ученик читает стихотворение Ф. Тютчева.
- Понравились ли вам стихи? Какие чувства они у вас вызвали?
- Прочитайте про себя стихотворение А.С. Пушкина «Осень» (акцентное вычитывание текста).
- Найдите в тексте слова, которые помогают нам понять настроение рассказчика.
- Как Пушкин относился к осени? Какие чувства испытывал?
- Зачем он поделился с нами своими чувствами?
- Какова главная мысль стихотворения?
Выразительное чтение стихотворения.
- Давайте поработаем над следующим стихотворением в группах.
Каждая группа получает листок, на котором написан алгоритм действий:
- Прочитайте про себя.
- Подумайте, какую иллюстрацию можно нарисовать к этому стихотворению. Докажите текстом.
- Расскажите, какие чувства испытывает автор стихотворения, найдите в тексте слова, которые подтверждают это.
- Какова главная мысль стихотворения?
Проверка. Общеклассное обсуждение.
- Найдите в стихотворении К. Бальмонта строки, в которых поэт говорит об осени, как о живом существе.
- Как называется этот приём?
- С кем сравнивает поэт осень?
- Попробуйте заменить эти строки простыми словами: «Скоро начнётся осень, и пойдут дожди». Что изменилось в стихотворении?
Выразительное чтение стихотворения.
Чтение и анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
(самостоятельная работа в пара по алгоритму)
Проверка. Общеклассное обсуждение.
Выразительное чтение стихотворения.
7) Сравнительный анализ стихотворений.
- Можно ли сказать, что в стихотворениях описывается один период осени?
- Одинаково ли видят осень поэты? Что они чувствуют?
-Что же объединяет стихи А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева?
(Любовь к родной природе, умение увидеть красоту родной природы, передать её с помощью слов).
8) Домашнее задание.
Тетрадь по литературному чтению страница 21.
- Выпишите на эту страницу понравившиеся вам слова и выражения, с помощью которых поэты рисуют осень, осеннюю природу.
9) Рефлексия.
- Удалось ли вам ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока?
Какая она – осень?
Золотая, разноцветная или грустная, дождливая?
- Что нужно сделать, чтобы понять замысел автора?
- Чему мы можем поучиться у поэтов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения: «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, К. Бальмонта)
На уроке ученики знакомятся с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени; материал урока способствует воспитанию любви к русской культуре через музыкальные ...
Презентация к уроку литературного чтения Бунин "Листопад"
В презентации собраны картины золотой осени разных художников,музыка Чайковского" Осенняя песня".Всё это подготавливает к восприятию стихотворения Бунина "Листопад",хорошо представ...
Конспект урока изо. Тема «Осенний листопад». Работа с шаблонами.
Конспект урока изобразительного искусства....
Конспект урока изобразительного искусства «Осенний листопад». Работа с шаблонами.
Конспект урока изобразительного искусства для детей с ОВЗ, умственной отсталостью...
План конспект урока литературного чтения по теме " Создание поэтами художественных образов, использование приёмов: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись. На материале стихотворения И. Бунина "Листопад".
План конспект урока литературного чтения для 3 класса....