Рабочая программа изобразительное искусство 3 класс УМК Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа  изобразительное искусство 3  класс УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3v.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

                Планируемые результаты

Предметные УУД

Учащиеся должны знать:

- основные виды и жанры изобразительных искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- названия наиболее крупных художественных музеев России;

- названия известных центров народных художественных ремесел России.

Учащиеся должны уметь:

- конструировать и лепить.

- рисовать с натуры и представлению

- выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.

- работать с акварелью и гуашью;

- выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги;

- выполнять эскизы;

- работать  акварелью, гуашью;  в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование);

- декоративно-прикладное творчество.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

- проговаривать последовательность действий на уроке.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку   деятельности класса на уроке.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно      выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;

- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

- учиться согласованно работать в группе:

- учиться планировать работу в группе;

- учиться распределять работу между участниками проекта;

 - понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Личностные УУД:

- формирование чувства гордости за культуру и искусство родины, своего города;

-  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека;

- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.  

- формирование умения радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Содержание курса

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российскогои мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшениежилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.Представления народа о мужскойи женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие формв природе как основа декоративных форм в прикладномискусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Учебно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 3классе

№ п\п

Название раздела

Кол-во часов

Из них

Изучение нового и закрепление

Практические работы

Контроль

1

Искусство в твоём доме.

8

8

8

2

Искусство на улицах твоего города.

7

7

7

3

Художник и зрелище.

11

11

11

4

Художник и музей.

8

8

7

1

Итого

34

34

33

1

        


Учебная программа

Сроки изучения учебного материала (по неделям)

Раздел. Тема, урок. Практические, контрольные работы и другие виды контроля

Количество часов, отводимых на изучение темы.

Содержание урока

1

Р а з д е л  1. Искусство в твоем доме.

1.Мастера изображения, постройки и украшения. Художественные материалы.

 (8 часов)        

1

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета

2

2.Твои игрушки

1

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета

3

3.Посуда у тебя дома

1

Понимать зависимость форы и декора от материала. Выполнять лепку посуды. Узнавать образцы посуды.

4

4.Мамин платок

1

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Создавать эскиз платка

5

5.Обои и шторы  у тебя дома

1

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты

6

6.Твои книжки

1

Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации

7

7.Поздравительная открытка (декоративная закладка).

1

Создание эскиза открытки или закладки. Возможно исполнение в различной технике

8

8.Труд художника для твоего дома. Обобщение темы

1

Представлять любой предмет с точки зрения участия его в создании волшебных Братьев Мастеров. Участие в выставке и обсуждении работ

9

Р а з д е л  2. Искусство на улицах твоего города (8 часов)

9.Памятники архитектуры.

1

Видеть архитектурный образ , образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников.

10

10.Витрины на улицах

1

Видеть связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Проект витрины магазина

11

11.Парки, скверы, бульвары

1

Знать разновидности парков. .Изображать парк, сквер

12

12.Ажурные ограды

1

Понимать назначение и роль ажурной ограды. Создать проект ажурной ограды

13

13.Фонари на улицах и в парках

1

Графически изображать и придумывать формы фонаря из бумаги

14

14.Новогодний фонарик

1

Конструировать новогодние игрушки-фонари. Работать в группе

15

15.Удивительный транспорт

1

Видеть образ в облике машины. Создать фантастическую машину

16

16.Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы

1

Создать коллективное панно «Наш город».

17

Р а з д е л  3. Художник и зрелище (10 часов)

17.Художник в театре.

1

Объяснять роль театрального художника в создании спектакля

        

18

18.Образ театрального героя

1

Понимать и объяснять роль художника в цирке. Рисунок или аппликация представления в цирке

19

19.Театральные маски

1

Понимать значение слова грим. Знать виды масок

20

20.Театр кукол

1

Иметь представление о различных видах кукол и их истории

21

21.Театральный занавес

1

Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса

22

22.Афиша и плакат

1

Понимать значение театральной афиши. Создать эскиз плаката к спектаклю

23

23.Художник в цирке

1

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами

24

24.Театральная программа

1

Учиться изображать яркое, веселое подвижное

25

25.Праздник в городе

1

Выполнить рисунок проекта по созданию праздничного города

26

26.Школьный карнавал. Обобщение темы

1

Праздничное оформление для создания праздника

27

Р а з д е л  4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 часов)

27.Музеи в жизни города.

1

Понимать роль художественного музея в национальном состоянии

28

28.Картина – особый мир. Картина-пейзаж

1

Умение  изобразить пейзаж по представлению

29

29.Картина-натюрморт. Жанр натюрморта

1

Умение изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков

30

30.Картина-портрет

1

Создать портрет любимого человека

31

31.Картины исторические и бытовые

1

Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей

32

32.Скульптура в музее и на улице

1

Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения

33

33.Музеи архитектуры

1

Учиться изображать соборы и церкви. Закрепление работы графическими материалами

34

34.Художественная выставка. Обобщение темы

1

Проводить экскурсии по выставке детских работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа в 1 классе по изобразительному искусству по УМК "Школа России"

Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения....

Тематическое планирование уроков русского языка, 3класс ,УМК "Школа России" (Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е).

Планирование уроков русского языка по программе Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. составлено по учебному плану 5часов /нед. Включены необходимое количество контрольных  и словарных диктантов, работ п...

Планирование уроков литературного чтения в 3классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий

Уроки литературного чтения распланированы исходя из расчета 4часа в неделю (136часов в год), включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина - особый мир. Картина - пейзаж" 3класс УМК "Школа России"

Цели урока: создание  условий  для повторения жанра живописи – пейзаж и с его основными видамиПланируемые результаты:         Предметные: Содейс...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина – портрет. Изображение портрета по памяти или по представлению" 3класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о жанре «портрет»; ознакомление с известными картинами – портретами; развитие практических навыков изображения портретаПланируемые резу...

Рабочая программа по "Музыке" 3класс УМК "Школа России" 1 ч.

Рабочая программа по музыке в 3 классе  составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, с ...