Рабочая программа изобразительное искусство 3 класс УМК Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа  изобразительное искусство 3  класс УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3v.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

                Планируемые результаты

Предметные УУД

Учащиеся должны знать:

- основные виды и жанры изобразительных искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- названия наиболее крупных художественных музеев России;

- названия известных центров народных художественных ремесел России.

Учащиеся должны уметь:

- конструировать и лепить.

- рисовать с натуры и представлению

- выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.

- работать с акварелью и гуашью;

- выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги;

- выполнять эскизы;

- работать  акварелью, гуашью;  в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование);

- декоративно-прикладное творчество.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

- проговаривать последовательность действий на уроке.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку   деятельности класса на уроке.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно      выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;

- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

- учиться согласованно работать в группе:

- учиться планировать работу в группе;

- учиться распределять работу между участниками проекта;

 - понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Личностные УУД:

- формирование чувства гордости за культуру и искусство родины, своего города;

-  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека;

- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.  

- формирование умения радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Содержание курса

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российскогои мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшениежилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.Представления народа о мужскойи женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие формв природе как основа декоративных форм в прикладномискусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Учебно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 3классе

№ п\п

Название раздела

Кол-во часов

Из них

Изучение нового и закрепление

Практические работы

Контроль

1

Искусство в твоём доме.

8

8

8

2

Искусство на улицах твоего города.

7

7

7

3

Художник и зрелище.

11

11

11

4

Художник и музей.

8

8

7

1

Итого

34

34

33

1

        


Учебная программа

Сроки изучения учебного материала (по неделям)

Раздел. Тема, урок. Практические, контрольные работы и другие виды контроля

Количество часов, отводимых на изучение темы.

Содержание урока

1

Р а з д е л  1. Искусство в твоем доме.

1.Мастера изображения, постройки и украшения. Художественные материалы.

 (8 часов)        

1

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета

2

2.Твои игрушки

1

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета

3

3.Посуда у тебя дома

1

Понимать зависимость форы и декора от материала. Выполнять лепку посуды. Узнавать образцы посуды.

4

4.Мамин платок

1

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Создавать эскиз платка

5

5.Обои и шторы  у тебя дома

1

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты

6

6.Твои книжки

1

Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации

7

7.Поздравительная открытка (декоративная закладка).

1

Создание эскиза открытки или закладки. Возможно исполнение в различной технике

8

8.Труд художника для твоего дома. Обобщение темы

1

Представлять любой предмет с точки зрения участия его в создании волшебных Братьев Мастеров. Участие в выставке и обсуждении работ

9

Р а з д е л  2. Искусство на улицах твоего города (8 часов)

9.Памятники архитектуры.

1

Видеть архитектурный образ , образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников.

10

10.Витрины на улицах

1

Видеть связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Проект витрины магазина

11

11.Парки, скверы, бульвары

1

Знать разновидности парков. .Изображать парк, сквер

12

12.Ажурные ограды

1

Понимать назначение и роль ажурной ограды. Создать проект ажурной ограды

13

13.Фонари на улицах и в парках

1

Графически изображать и придумывать формы фонаря из бумаги

14

14.Новогодний фонарик

1

Конструировать новогодние игрушки-фонари. Работать в группе

15

15.Удивительный транспорт

1

Видеть образ в облике машины. Создать фантастическую машину

16

16.Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы

1

Создать коллективное панно «Наш город».

17

Р а з д е л  3. Художник и зрелище (10 часов)

17.Художник в театре.

1

Объяснять роль театрального художника в создании спектакля

        

18

18.Образ театрального героя

1

Понимать и объяснять роль художника в цирке. Рисунок или аппликация представления в цирке

19

19.Театральные маски

1

Понимать значение слова грим. Знать виды масок

20

20.Театр кукол

1

Иметь представление о различных видах кукол и их истории

21

21.Театральный занавес

1

Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса

22

22.Афиша и плакат

1

Понимать значение театральной афиши. Создать эскиз плаката к спектаклю

23

23.Художник в цирке

1

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами

24

24.Театральная программа

1

Учиться изображать яркое, веселое подвижное

25

25.Праздник в городе

1

Выполнить рисунок проекта по созданию праздничного города

26

26.Школьный карнавал. Обобщение темы

1

Праздничное оформление для создания праздника

27

Р а з д е л  4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 часов)

27.Музеи в жизни города.

1

Понимать роль художественного музея в национальном состоянии

28

28.Картина – особый мир. Картина-пейзаж

1

Умение  изобразить пейзаж по представлению

29

29.Картина-натюрморт. Жанр натюрморта

1

Умение изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков

30

30.Картина-портрет

1

Создать портрет любимого человека

31

31.Картины исторические и бытовые

1

Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей

32

32.Скульптура в музее и на улице

1

Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения

33

33.Музеи архитектуры

1

Учиться изображать соборы и церкви. Закрепление работы графическими материалами

34

34.Художественная выставка. Обобщение темы

1

Проводить экскурсии по выставке детских работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков русского языка, 3класс ,УМК "Школа России" (Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е).

Планирование уроков русского языка по программе Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. составлено по учебному плану 5часов /нед. Включены необходимое количество контрольных  и словарных диктантов, работ п...

Планирование уроков литературного чтения в 3классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий

Уроки литературного чтения распланированы исходя из расчета 4часа в неделю (136часов в год), включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....

Тематическое планирование уроков технологии во 3классе УМК "Школа России" по учебникам Т.Я. Шпикаловой.

Уроки технологии я распланировала в соответствии с учебным планом: 1час в неделю-34часа в год....

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина - особый мир. Картина - пейзаж" 3класс УМК "Школа России"

Цели урока: создание  условий  для повторения жанра живописи – пейзаж и с его основными видамиПланируемые результаты:         Предметные: Содейс...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина – портрет. Изображение портрета по памяти или по представлению" 3класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о жанре «портрет»; ознакомление с известными картинами – портретами; развитие практических навыков изображения портретаПланируемые резу...

Рабочая программа по "Музыке" 3класс УМК "Школа России" 1 ч.

Рабочая программа по музыке в 3 классе  составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, с ...