Рабочая программа изобразительное искусство 3 класс УМК Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа изобразительное искусство 3 класс УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_3v.docx | 43.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Предметные УУД
Учащиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать и лепить.
- рисовать с натуры и представлению
- выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.
- работать с акварелью и гуашью;
- выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги;
- выполнять эскизы;
- работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование);
- декоративно-прикладное творчество.
Метапредметные УУД
Регулятивные:
- проговаривать последовательность действий на уроке.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- учиться согласованно работать в группе:
- учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Личностные УУД:
- формирование чувства гордости за культуру и искусство родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
- формирование умения радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества.
- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
Содержание курса
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российскогои мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшениежилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.Представления народа о мужскойи женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие формв природе как основа декоративных форм в прикладномискусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Учебно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 3классе
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов | Из них | ||
Изучение нового и закрепление | Практические работы | Контроль | |||
1 | Искусство в твоём доме. | 8 | 8 | 8 | |
2 | Искусство на улицах твоего города. | 7 | 7 | 7 | |
3 | Художник и зрелище. | 11 | 11 | 11 | |
4 | Художник и музей. | 8 | 8 | 7 | 1 |
Итого | 34 | 34 | 33 | 1 |
Учебная программа
Сроки изучения учебного материала (по неделям) | Раздел. Тема, урок. Практические, контрольные работы и другие виды контроля | Количество часов, отводимых на изучение темы. | Содержание урока |
1 | Р а з д е л 1. Искусство в твоем доме. 1.Мастера изображения, постройки и украшения. Художественные материалы. (8 часов) | 1 | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета |
2 | 2.Твои игрушки | 1 | Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета |
3 | 3.Посуда у тебя дома | 1 | Понимать зависимость форы и декора от материала. Выполнять лепку посуды. Узнавать образцы посуды. |
4 | 4.Мамин платок | 1 | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Создавать эскиз платка |
5 | 5.Обои и шторы у тебя дома | 1 | Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты |
6 | 6.Твои книжки | 1 | Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации |
7 | 7.Поздравительная открытка (декоративная закладка). | 1 | Создание эскиза открытки или закладки. Возможно исполнение в различной технике |
8 | 8.Труд художника для твоего дома. Обобщение темы | 1 | Представлять любой предмет с точки зрения участия его в создании волшебных Братьев Мастеров. Участие в выставке и обсуждении работ |
9 | Р а з д е л 2. Искусство на улицах твоего города (8 часов) 9.Памятники архитектуры. | 1 | Видеть архитектурный образ , образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников. |
10 | 10.Витрины на улицах | 1 | Видеть связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Проект витрины магазина |
11 | 11.Парки, скверы, бульвары | 1 | Знать разновидности парков. .Изображать парк, сквер |
12 | 12.Ажурные ограды | 1 | Понимать назначение и роль ажурной ограды. Создать проект ажурной ограды |
13 | 13.Фонари на улицах и в парках | 1 | Графически изображать и придумывать формы фонаря из бумаги |
14 | 14.Новогодний фонарик | 1 | Конструировать новогодние игрушки-фонари. Работать в группе |
15 | 15.Удивительный транспорт | 1 | Видеть образ в облике машины. Создать фантастическую машину |
16 | 16.Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы | 1 | Создать коллективное панно «Наш город». |
17 | Р а з д е л 3. Художник и зрелище (10 часов) 17.Художник в театре. | 1 | Объяснять роль театрального художника в создании спектакля
|
18 | 18.Образ театрального героя | 1 | Понимать и объяснять роль художника в цирке. Рисунок или аппликация представления в цирке |
19 | 19.Театральные маски | 1 | Понимать значение слова грим. Знать виды масок |
20 | 20.Театр кукол | 1 | Иметь представление о различных видах кукол и их истории |
21 | 21.Театральный занавес | 1 | Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса |
22 | 22.Афиша и плакат | 1 | Понимать значение театральной афиши. Создать эскиз плаката к спектаклю |
23 | 23.Художник в цирке | 1 | Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами |
24 | 24.Театральная программа | 1 | Учиться изображать яркое, веселое подвижное |
25 | 25.Праздник в городе | 1 | Выполнить рисунок проекта по созданию праздничного города |
26 | 26.Школьный карнавал. Обобщение темы | 1 | Праздничное оформление для создания праздника |
27 | Р а з д е л 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 часов) 27.Музеи в жизни города. | 1 | Понимать роль художественного музея в национальном состоянии |
28 | 28.Картина – особый мир. Картина-пейзаж | 1 | Умение изобразить пейзаж по представлению |
29 | 29.Картина-натюрморт. Жанр натюрморта | 1 | Умение изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков |
30 | 30.Картина-портрет | 1 | Создать портрет любимого человека |
31 | 31.Картины исторические и бытовые | 1 | Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей |
32 | 32.Скульптура в музее и на улице | 1 | Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения |
33 | 33.Музеи архитектуры | 1 | Учиться изображать соборы и церкви. Закрепление работы графическими материалами |
34 | 34.Художественная выставка. Обобщение темы | 1 | Проводить экскурсии по выставке детских работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков русского языка, 3класс ,УМК "Школа России" (Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е).
Планирование уроков русского языка по программе Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. составлено по учебному плану 5часов /нед. Включены необходимое количество контрольных и словарных диктантов, работ п...
Планирование уроков литературного чтения в 3классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий
Уроки литературного чтения распланированы исходя из расчета 4часа в неделю (136часов в год), включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....
Тематическое планирование уроков технологии во 3классе УМК "Школа России" по учебникам Т.Я. Шпикаловой.
Уроки технологии я распланировала в соответствии с учебным планом: 1час в неделю-34часа в год....
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...
Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина - особый мир. Картина - пейзаж" 3класс УМК "Школа России"
Цели урока: создание условий для повторения жанра живописи – пейзаж и с его основными видамиПланируемые результаты: Предметные: Содейс...
Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина – портрет. Изображение портрета по памяти или по представлению" 3класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о жанре «портрет»; ознакомление с известными картинами – портретами; развитие практических навыков изображения портретаПланируемые резу...
Рабочая программа по "Музыке" 3класс УМК "Школа России" 1 ч.
Рабочая программа по музыке в 3 классе составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, с ...