Веселый карандаш
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Программа по внеурочной деятельности " Веселый карандаш" предназначена для обучающихся 1-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1g_veselyy_karandash.docx56.59 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

   «Рассмотрено»

   Руководитель МО

 классных руководителей

   ________/  Суарметова С.С.

   Протокол №________  от

   «___»___________2017 г.

     «Согласовано»

     Заместитель директора  по ВР

     МБОУ   «СОШ №31»

     ________/   Бочкарева С.В.

     «___»___________2017 г.

     «Утверждаю»

      Директор МБОУ  «СОШ №31»

      ________/   И.А. Габдуллахатов

      Приказ № _________ от

      «___»___________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Весёлый карандаш»

Основиной Ларисы Юрьевны,

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

 

МБОУ «СОШ №31» НМР РТ

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Исходные нормативные документы, на основании которых разработана программа:

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления«Веселый карандаш» для 1 Б класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 31».
  3. Программа внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №31» на 2017-2018 учебный год.
  4. Положение о рабочей программе педагога

Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «СОШ № 31» и «Положению о внеурочной деятельности обучающихся».

Цель программы

      Содержание программы “Весёлый карандаш»” нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи программы

1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.

2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.  

3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.

4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.  

5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.

Методические пояснения

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

-  художественное восприятие,

 -  информационное ознакомление,

- изобразительная деятельность,

- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Основные методы и технологии:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как репродуктивный(воспроизводящий); иллюстративный(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Программа курса «Веселый карандаш» относится к художественно – эстетическому направлениюрассчитана на 4 года обучения:

в 1 классе-33 часа, во 2-4 классе по 34 часа в год.

Периодичность занятий 1 раз в неделю.

Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
  • развивающий  –  2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
  • исследовательский  –  1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

«Планируемые результаты освоения предмета курса внеурочной деятельности»

Требования к уровню подготовки обучающихся»)

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цельдеятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в  иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
  • понимать художественную речь других, понимать то,  что хочет сказать художник своим произведением;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс «Радужный мир»

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Программа состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть:

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
  • Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
  • Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
  • Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й класс – 33 часа

«Радужный мир»

Тема занятия

Кол-во часов

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

1

2

 «Что могут краски?»

1

3

«Изображать можно пятном».

1

4

«Изображать можно пятном».

1

5

«Осень. Листопад».

1

6

«Силуэт дерева».

1

7.

 «Грустный дождик».

1

8.

«Изображать можно в объёме».

1

9

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1

10

«Красоту нужно уметь замечать».

1

11

 «Узоры снежинок».

1

12

Рисуем дерево тампованием.

1

13

«Зимний лес».

1

14

 «Портрет Снегурочки».

1

15

«К нам едет Дед Мороз»..

1

16

«Снежная птица зимы»..

1

17

«Дом снежной птицы».

1

18

 «Ёлочка – красавица».

1

18

«Кто живёт под снегом».

1

19

 «Красивые рыбы».

1

20

«Мы в цирке».

1

21

«Волшебная птица весны».

1

22

«Моя мама».

1

23

«Цветы и травы»

1

24

«Цветы и бабочки».

1

25

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика».

1

26

«Моя семья»

1

27

«Веселые фигуры»

28

«Домашние питомцы»

1

29

«Победителям –Слава!

1

30

«Весенняя клумба»

1

31

 «Веселая игра»

1

32

«Лето, здравствуй!»

1

33

«Маленькая галерея»

1

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,2008г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,2005г.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,2009г.
  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2010г.
  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,2007г.
  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,2004г.
  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,2003г.
  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,2008г.
  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 2011г.
  10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.
  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2009г.
  12. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 2008г.
  13. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..2008г.
  14. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,2003г.
  15. Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
  16.  «Начальная школа» - журнал   и  приложение к газете « Первое сентября».
  17. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г

Печатные пособия:

Таблицы к основным разделам  материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.

Репродукции картин.

Технические средства обучения:

1.Классная доска с набором  приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2.Компьютер( по возможности).

    3. Мультимедиа

ЭОРы:  

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
  2. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru
  3. Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
  4. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
  5. Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
  6. Газета «1 сентября»: www.1september.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й класс – 33 часа

«Радужный мир»

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Проведено по плану

факт  

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

1

2

 «Что могут краски?»

1

3

«Изображать можно пятном».

1

4

«Изображать можно пятном».

1

5

«Осень. Листопад».

1

6

«Силуэт дерева».

1

7.

 «Грустный дождик».

1

8.

«Изображать можно в объёме».

1

9

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1

10

«Красоту нужно уметь замечать».

1

11

 «Узоры снежинок».

1

12

Рисуем дерево тампованием.

1

13

«Зимний лес».

1

14

 «Портрет Снегурочки».

1

15

«К нам едет Дед Мороз»..

1

16

«Снежная птица зимы»..

1

17

«Дом снежной птицы».

1

18

 «Ёлочка – красавица».

1

18

«Кто живёт под снегом».

1

19

 «Красивые рыбы».

1

20

«Мы в цирке».

1

21

«Волшебная птица весны».

1

22

«Моя мама».

1

23

«Цветы и травы»

1

24

«Цветы и бабочки».

1

25

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика».

1

26

«Моя семья»

1

27

«Веселые фигуры»

1

28

«Домашние питомцы»

1

29

«Победителям –Слава!

1

30

«Весенняя клумба»

1

31

 «Веселая игра»

1

32

«Лето, здравствуй!»

1

33

«Маленькая галерея»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Веселый карандаш"

Авторская программа кружка "Веселый карандаш" для 1-го и 2-го класса....

Конкурс "Веселый карандаш"

Это внеклассное мероприятие по изобразительному искусству. Конкурс может быть проведен во 2-4 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш"

Художественно- эстетическая деятельность – одна из значимых видов деятельности младших школьников. Программа   кружка «Веселый карандаш предполагает в большом объеме творческую деятельность,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год

ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

Внеурочная деятельность "Веселый карандаш"

для обучающихся 1-4 классов- 1 ч. в неделю...

Внеурочная деятельность:Художественно-эстетическое направление «Веселый карандаш».1-4 классы

       Формами подведения итогов реализации программы «Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, пр...


 

Комментарии

Хорошая рабочая программа. Спасибо. Взяла на заметку.