Веселый карандаш
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности " Веселый карандаш" предназначена для обучающихся 1-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1g_veselyy_karandash.docx | 56.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО классных руководителей ________/ Суарметова С.С. Протокол №________ от «___»___________2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №31» ________/ Бочкарева С.В. «___»___________2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №31» ________/ И.А. Габдуллахатов Приказ № _________ от «___»___________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Весёлый карандаш»
Основиной Ларисы Юрьевны,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №31» НМР РТ
2017-2018 учебный год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Исходные нормативные документы, на основании которых разработана программа:
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления«Веселый карандаш» для 1 Б класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 31».
- Программа внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №31» на 2017-2018 учебный год.
- Положение о рабочей программе педагога
Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «СОШ № 31» и «Положению о внеурочной деятельности обучающихся».
Цель программы
Содержание программы “Весёлый карандаш»” нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы
1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Методические пояснения
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный(воспроизводящий); иллюстративный(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Программа курса «Веселый карандаш» относится к художественно – эстетическому направлениюрассчитана на 4 года обучения:
в 1 классе-33 часа, во 2-4 классе по 34 часа в год.
Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Этапы программы:
- ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
- развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
- исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.
«Планируемые результаты освоения предмета курса внеурочной деятельности»
(«Требования к уровню подготовки обучающихся»)
Личностные результаты:
- осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
- эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
- понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс «Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
- Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
- Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
- Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-й класс – 33 часа
«Радужный мир»
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». | 1 |
2 | «Что могут краски?» | 1 |
3 | «Изображать можно пятном». | 1 |
4 | «Изображать можно пятном». | 1 |
5 | «Осень. Листопад». | 1 |
6 | «Силуэт дерева». | 1 |
7. | «Грустный дождик». | 1 |
8. | «Изображать можно в объёме». | 1 |
9 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 1 |
10 | «Красоту нужно уметь замечать». | 1 |
11 | «Узоры снежинок». | 1 |
12 | Рисуем дерево тампованием. | 1 |
13 | «Зимний лес». | 1 |
14 | «Портрет Снегурочки». | 1 |
15 | «К нам едет Дед Мороз».. | 1 |
16 | «Снежная птица зимы».. | 1 |
17 | «Дом снежной птицы». | 1 |
18 | «Ёлочка – красавица». | 1 |
18 | «Кто живёт под снегом». | 1 |
19 | «Красивые рыбы». | 1 |
20 | «Мы в цирке». | 1 |
21 | «Волшебная птица весны». | 1 |
22 | «Моя мама». | 1 |
23 | «Цветы и травы» | 1 |
24 | «Цветы и бабочки». | 1 |
25 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | 1 |
26 | «Моя семья» | 1 |
27 | «Веселые фигуры» | |
28 | «Домашние питомцы» | 1 |
29 | «Победителям –Слава! | 1 |
30 | «Весенняя клумба» | 1 |
31 | «Веселая игра» | 1 |
32 | «Лето, здравствуй!» | 1 |
33 | «Маленькая галерея» | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,2008г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,2005г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,2009г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2010г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,2007г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,2004г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,2003г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,2008г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 2011г.
- Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2009г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 2008г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..2008г.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,2003г.
- Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
- «Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября».
- В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г
Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
Технические средства обучения:
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Компьютер( по возможности).
3. Мультимедиа
ЭОРы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
- Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
- Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
- Газета «1 сентября»: www.1september.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-й класс – 33 часа
«Радужный мир»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | ||
Проведено по плану | факт | ||||
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». | 1 | |||
2 | «Что могут краски?» | 1 | |||
3 | «Изображать можно пятном». | 1 | |||
4 | «Изображать можно пятном». | 1 | |||
5 | «Осень. Листопад». | 1 | |||
6 | «Силуэт дерева». | 1 | |||
7. | «Грустный дождик». | 1 | |||
8. | «Изображать можно в объёме». | 1 | |||
9 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 1 | |||
10 | «Красоту нужно уметь замечать». | 1 | |||
11 | «Узоры снежинок». | 1 | |||
12 | Рисуем дерево тампованием. | 1 | |||
13 | «Зимний лес». | 1 | |||
14 | «Портрет Снегурочки». | 1 | |||
15 | «К нам едет Дед Мороз».. | 1 | |||
16 | «Снежная птица зимы».. | 1 | |||
17 | «Дом снежной птицы». | 1 | |||
18 | «Ёлочка – красавица». | 1 | |||
18 | «Кто живёт под снегом». | 1 | |||
19 | «Красивые рыбы». | 1 | |||
20 | «Мы в цирке». | 1 | |||
21 | «Волшебная птица весны». | 1 | |||
22 | «Моя мама». | 1 | |||
23 | «Цветы и травы» | 1 | |||
24 | «Цветы и бабочки». | 1 | |||
25 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | 1 | |||
26 | «Моя семья» | 1 | |||
27 | «Веселые фигуры» | 1 | |||
28 | «Домашние питомцы» | 1 | |||
29 | «Победителям –Слава! | 1 | |||
30 | «Весенняя клумба» | 1 | |||
31 | «Веселая игра» | 1 | |||
32 | «Лето, здравствуй!» | 1 | |||
33 | «Маленькая галерея» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Веселый карандаш"
Авторская программа кружка "Веселый карандаш" для 1-го и 2-го класса....
Конкурс "Веселый карандаш"
Это внеклассное мероприятие по изобразительному искусству. Конкурс может быть проведен во 2-4 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш"
Художественно- эстетическая деятельность – одна из значимых видов деятельности младших школьников. Программа кружка «Веселый карандаш предполагает в большом объеме творческую деятельность,...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год
ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...
Внеурочная деятельность "Веселый карандаш"
для обучающихся 1-4 классов- 1 ч. в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Веселый карандаш» 1-4 классы
рабочая программа...
Внеурочная деятельность:Художественно-эстетическое направление «Веселый карандаш».1-4 классы
Формами подведения итогов реализации программы «Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, пр...
Комментарии
Внеурочная деятельность
Хорошая рабочая программа. Спасибо. Взяла на заметку.