Конспект занятия: Иллюстрирование "Моя любимая сказка".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Ход занятия, знакомство с творчеством художников Ю. Васнецова и В. Васнецова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_illyustrirovanie.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»
Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»
(в обработке К. Ушинского)
Цель занятия:
Познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля,
Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве;
Задачи:
- Обучающие:
формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
- Развивающие:
развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
- Воспитывающие:
воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые.
Тип занятия: комбинированный
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Ход занятия
1. Организация обучающихся.
Проверка готовности обучающихся к занятию.
II. Сообщение темы занятия.
- Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки.
- Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.
1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.
(«Лиса и журавль»)
2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. («Репка»)
3) – Кто, кто в теремочке живёт?
- Кто, кто в невысоком живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка, а ты кто?(«Теремок»)
4) - Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
(«Маша и медведь»)
5) А лиса сидит и приговаривает:
- Битый небитого везёт, битый небитого везёт… («Волк и лиса»)
6) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. («Царевна-лягушка»)
7) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел.(«Волк и семеро козлят»).
8) – Я от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
А от тебя, заяц,
И подавно уйду. («Колобок»)
- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
Художника, который рисует рисунки для книг, называютиллюстратором.
Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)
- Какие ещё сказки бывают? (Авторские).
III. Работа по теме занятия.
1. Особенности сказочного жанра.
( Рассказ педагога о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков Ю. Васнецова, В.Васнецова и И. Билибина, Е. Рачева, анализ их.)
Краткий рассказ об известных советских художниках-иллюстраторах детских книг и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам.
В гостях у сказки
Сказка — это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния.
Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором. Вот почему многие иллюстраторы сказок обращаются к народному лубку, к вятской глиняной игрушке, к старинным пряничным доскам, к мотивам русского национального орнамента.
2. Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.
- На прошлых занятиях мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.
- А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.
Юрий Алексеевич Васнецов.
Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника.
Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».
В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки... В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор... Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.
IV. Актуализация знаний обучающихся.
1) - Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.
М. Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.
Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
- А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
2) Беседа о героях сказки «Колобок».
(Дети вместе с педагогом вспоминают содержание сказки.)
- Вспомним главных героев сказки.
- Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок?
- Кого встретил вторым? Третьим? Последним?
(На доске прикрепляются иллюстрации животных).
- Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?
V. Этапы выполнения рисунка.
1. К о м п о з и ц и я рисунка.
Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.
- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему?(Ответы обучающихся.)
- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?
В это время педагог снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.
1) Определим расположение главных героев рисунка.
Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
- Продумайте изображение своего сюжета.
2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.
Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
VI. Практическая работа.
1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.
2. Работа с цветом.
3. Прорисовывание деталей рисунка.
Рекомендации по ведению работы
Выбрать сюжет.
Решить, вертикально или горизонтально расположить лист
Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш
Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном
VII. Итог занятия. Рефлексия.
1.Выставка работ обучающихся.
2. Заключительное слово педагога.
Настоящая сказочная страна появилась у нас в студии.
Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!
3. Рефлексия.
Если вам занятие понравилось, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект викторины «Наши любимые сказки»
Конспект викторины "Наши любимые сказки"Цель:Закрепление знаний детей о русских народных сказкахЗадачи:Активизировать знания детей о русских народных сказках;Закрепить умение узнавать сказку по ...
Конспект занятия "Путешествие в сказку"
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации с младшими школьниками...
Конспект занятия: Путешествие по сказкам Пушкина
1. Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.2. Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.3.Развивать творческие способности, память, во...
Конспект занятия "Путешествие по сказке Сутеева "Под грибом"
На занятии дети знакомятся с творчеством писателя, знакомятся с понятиями "взаимовыручка", "дружба"...
План-конспект занятия "Путешествие в сказку" (1-2 класс)
Клубный час "Путешествие в сказку " (1-2 класс)...
Конспект занятия "Скороговорки, пословицы, сказки
Конспект занятия и презентация помогают провести увлекательное занятие в игровой форме, деля детей на команды....
конспект занятия " Путешествие по сказкам".
Это занятие очень интересное и увликательное для детей....