Программа по декоративно-прикладному искусству
тест по изобразительному искусству (изо) на тему

Беган Марина Александровна

Программа внеурочной деятельности для 1-2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekor-priklad_iskusstvo.docx48.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№6»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Рабочая программа

внеурочной деятельности

декоративно-прикладного искусства

Руководитель МО начальных классов:

Беган Марина Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе авторской  программы Б.М. Неменского.

Статус программы: адаптивная.

Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.

Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.

Режим занятий

Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство» предназначена для учащихся начальных классов и рассчитана на 2 года обучения, для мальчиков и  девочек. Отводится  1 час в неделю ( 32/33 часа в год ) для 1 года обучения  и  2 часа в неделю (68 часов в год)  для 2 года обучения.

Основные цели программы:

  • Организация досуговой деятельности детей.
  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений декоративно-прикладного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, к народным обычаям и традициям;
  • овладение элементарными трудовыми  навыками; способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений декоративно-прикладного  искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям; коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.

Первый год обучения – ознакомительный.

 Раннее обучение младших школьников предполагает простую степень сложности.

Основная задача:

  • помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
  • дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;
  • научить вести себя в коллективе;
  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;
  • освоить приёмы владения простейшими инструментами;
  • прививать культуру труда.

Работы выполняются по образцу.

Второй год обучения – элементарная грамотность.

 Основные задачи:

  • расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами;
  • освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.

В результате обучения школьники должны знать:

- виды декоративно – прикладного творчества;

-  народные художественные промыслы России и их историю;

- названия и назначение инструментов;

- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены  при работе с различными  материалами и инструментами;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

игра, труд, учение, общение, творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
  • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
  • необходимо учитывать  основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;
  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
  • связи теории с практикой
  • систематичности и последовательности;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  • доступности и посильности;
  • творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;
  • наглядности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
  2. общетрудовые: организаторские, конструкторские;
  3. специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.

Основной вид занятий практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
  • свободного выбора.

Дидактическое и техническое  оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

 таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

альбомы с образцами, фотографиями.

Материалы, инструменты, приспособления:

рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки,  лак,  губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые  и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, гуашь, стеклянные бутылки, вата, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластилин.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

2) организация рабочего места

3) повторение пройденного материала

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
  • практическая работа
  • физкультминутки
  • подведение итогов, анализ, оценка работ
  • приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

     Ожидаемые результаты освоения программы:

     Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами декоративно-прикладного  искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

     Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

1 год обучения  (33 часа)

1. Вводное занятие - 1ч

2. Декоративно – прикладное искусство – 3ч

 3. Народный орнамент - 3ч

4. Лепка - 2ч

5.  Композиция - 5ч

6.  Аппликация - 5ч

7. Художественные работы из природного материала – 4ч

8. Художественные работы из нетрадиционных материалов (тесто, ракушки, стекло, соль и др.) – 4ч

9.  Рисование без кисточки (палочкой, пальчиком, аэрография) - 3ч  

10. Оформительская работа – 3ч

2 год обучения (68 часов)

1. Вводное занятие – 1ч

2.  Народный орнамент – 8ч

3. Композиция – 5ч

4. Лепка – 2ч

5. Рисование без кисточки – 5ч

6. Художественные работы из природного материала – 5ч

7. Художественные работы из  нетрадиционных материалов – 5ч

8. Художественные работы из разных материалов – 3ч

9. Аппликация – 6ч

10. Работа с бумагой и картоном – 8ч

11. Оформительская работа – 20

Первый год обучения

тема и содержание темы

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,1

0,9

Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка

Художественные

упражнения акварелью, гуашью

2-4

Декоративно-прикладное искусство.

Изобразительные виды декора.

 Виды орнаментов.

Создание орнамента.

3

0,5

2,5

Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты.

Выполнение акварелью и гуашью простейших узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике из декоративных цветов, ягод, листьев

5-6

Народный орнамент.

Хохломская роспись.

Городецкая роспись.

Дымковская роспись.

Жостовская роспись.

Гжельская роспись.

2

0,5

1,5

Характерные декоративные элементы хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей

Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов

7-8

Лепка

2

0,1

1,9

Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание)

Лепка дымковских игрушек

9-11

Аппликация

Выбор натуры, сюжета, узора

Составления эскиза к аппликации.

Подбор материалов. Вырезание деталей изображения.

Вырезание изображений симметричного строения.

Декоративная аппликация.

3

1

2

Технология выполнения аппликации.

Эскиз.

Монохромные (одноцветные) и полихромные  (многоцветные) аппликации.

Стилизация. Симметрия.

Упражнения в вырезании деталей различных геометрических форм.

Вырезание листьев простой и сложной формы, прямых и изогнутых веток, ваз разной формы

12-13

Композиция

Тематическая композиция

«Любимая сказка»

2

0,1

1,9

Понятие «композиция».

Пространство. Перспектива. Пропорции.

Иллюстрирование русских народных сказок

14

Народный орнамент

Матрёшки Семёнова и Полхов-Майдана

1

0,25

0,75

История появления матрёшки. Процесс изготовления матрёшек. Характерные элементы росписи матрёшек

Роспись матрёшек

15

Оформительские работы

В мастерской Деда Мороза

1

-

1

Украшение новогоднего зала

16-17

Рисование без кисточки

Рисование палочкой, пальчиком

2

0,1

1,9

Технология выполнения работ

Рисование композиций на тему «На морском берегу», «Зимний лес»

18-21

Художественные работы из природного материала

Аппликации из засушенных растений.

Аппликация из тополиного пуха (из стручков акации)

4

1

3

Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы

Составление миниатюр из частей растений. Аппликации («Ромашка», «Розы»)

22-24

Композиция.

Составление коллективных композиций.

3

-

3

Композиции на тему: «Красавица зима», «Пейзаж с радугой», «В цирке» (выбор)

25

Оформительская работа.

Наши лучшие работы.

1

-

1

Выполнение художественных работ для выставки

26-29

Художественные работы из нетрадиционных материалов:

солёного теста, с использованием ракушек,  соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги

4

1

3

Рецепт солёного теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения худ. работ из нетрадиционных материалов

Декоративные панно из нетрадиционных материалов

30

Рисование без кисточки.

Аэрография

1

0,25

0,75

Понятие «аэрография».

Технология выполнения работ.

Упражнения.

Поздравительная открытка.

31-32

Аппликация

Предметная аппликация.

Декоративная аппликация.

2

0,5

1,5

Декоративная аппликация. Мозаика.

 Национальные орнаменты.

Оформление аппликацией календарных праздничных дней

33

Оформительские работы

Оформление к праздникам

1

-

1

Художественные работы  по заданиям  учителя, по выбору учащихся  

Второй год обучения

тема  занятия

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,1

0,9

Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка

Рисование Страны Мастеров.

2-3

Работа с природным материалом.

«В чудесном лесу».

0,1

1,9

Правила заготовки природного материала, засушивания. Фон. Клеящие составы. Флористика.

Художественные

работы из природного материала.

4-6

Работа с бумагой и картоном.

«Бумажный город».

3

0,25

2,75

Техника безопасности труда.  Беседа «Как появилась бумага?». Виды бумаги. Виды бумажного клея, его назначение.  Технология плетения из бумаги. Оригами.

Оригами; вырезание и плетение из бумаги;  объёмные поделки из картона.

7-8

Оформительская работа.

Оформление зала к Дню Учителя.

2

0,1

1,9

Техника безопасности.

Рисунки; поздравительные открытки; вырезание декоративных садовых и полевых цветов.

9-10

Лепка.

«Пластилиновая гора».

2

0,1

1,9

Повторение простейших приёмов  лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание).

Лепка объёмных поделок; рельефные композиции.

11-13

Композиция.

«Любимая сказка».

3

0,25

2,75

Понятие «композиция». Рабочий эскиз.

Пространство. Перспектива. Пропорции. Основные  и составные цвета. Тёплые и холодные цвета.

Иллюстрирование русских народных сказок.

14-15

Народный орнамент.

«Жостовское чудо».

2

0,1

1,9

История появления народного промысла. Процесс изготовления.  Характерные элементы росписи. Стилизация.

Роспись  картонных подносов.

16-17

Рисование без кисточки

Рисование палочкой, пальчиком.

2

0,1

1,9

Технология выполнения работ.

Рисование композиций на тему «Золотая осень», «Морской пейзаж».

18-19

Оформительская работа.

Украшение зала к празднику «Золотая осень».

2

0,1

1,9

Тёплые краски. Контраст. Композиция.

Декоративные элементы для орнамента на осеннюю тему.

Вырезание осенних листьев простой и сложной формы.

Декоративное панно «Дары осени».

20-22

Художественные работы из природного материала

Аппликации из засушенных растений.

3

0,25

2,75

Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы.

Составление миниатюр из частей растений. Аппликации на свободную тему.

23-24

Оформительская работа.

Выставка  лучших работ.

2

0,1

1,9

Техника безопасности.

Отбор и выполнение худ. работ для выставки.

25-26

Композиция.

 Коллективные композиции.

2

0,1

1,9

Линейная и воздушная перспектива.

Композиции на тему: «Красавица Зима»,  «В деревне».

27-31

Художественные работы из нетрадиционных материалов.

«Остров ненужных вещей».

5

1

4

Правила техники безопасности. Рецепт солёного теста. Технология выполнения работ.

Поделки из  солёного теста, фантиков, проволоки, фольги, пуговиц, опилок, яичной скорлупы.

32-33

Оформительская  работа.

«Новогодняя сказка».

2

-

2

Украшения для Новогоднего зала.

34-36

Рисование без кисточки.

Аэрография

3

0,25

2,75

Понятие «аэрография».

Технология выполнения работ.

Упражнения.

Поздравительная открытка.

37-39

Аппликация

Предметная аппликация.

Декоративная аппликация.

Сюжетная аппликация.

3

0,25

2,75

Эскиз к аппликации. Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика.

 Национальные орнаменты в декоративной аппликации

Оформление аппликацией календарных праздничных дней.

40-43

Оформительские работы

Оформление к праздникам (День защитника Отечества, 8 Марта)

4

-

4

Художественные работы  по заданиям  учителя, по выбору учащихся.  

44-46

Народный орнамент.

« Народные мастера».

3  

0,25

2,75

Элементы декоративной росписи Хохломы, Гжели.

Роспись бутылок.

47-51

Работа с бумагой и картоном.

«Бумажный город».

5

1

4

Техника безопасности.

Силуэт. Изображения симметричного строения.

Оригами; силуэты; вырезание симметричных фигур; игрушки из конусов.

52-54

Художественные работы из разных материалов.

«Волшебная страна».

3

0,25

2,75

Техника безопасности труда.  Мозаика.

Коллективные работы на фантастическую тему.

55-57

Аппликация.

«Лебединое озеро».

3

0,25

2,75

Композиция. Технология выполнения поделок.

Аппликации из ваты.

58-60

Народный орнамент.

«Русская красавица».

3

0,25

2,75

Характерные элементы росписи семёновских, загорских, полхов-майданских матрёшек.

Роспись матрёшек.

61-68

Оформительская работа.

По плану школы, района.

8

-

8

Выполнение худ. работ по изученным темам.

литература:

  1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
  2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
  3. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
  4. Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992

         Программы общеобразовательных учреждений. -  М., «Дрофа», 2010.

  1. Костерин Н. П. Учебное рисование. – М., «Просвещение»,  1987.
  2. Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском  саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
  3. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
  4. Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993
  5. Мастерилка. «Игрушки из природного материала»  - Карапуз, 1997
  6. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
  7. Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.
  8. Донцова Т. "Какие бывают букеты", Москва, 1991.
  9. Нагибина М.И. Чудиса из ткани-Ярославль «Академия развития»-1998г.
  10. Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
  11. Хафизова Н.А. Поделки из природного материала. Издательство АСТ Москва. 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «Волшебная шкатулочка»

Составитель : Прохоров Надежда Евгеньевна                          учитель начальных класс...

Программа кружка декоративно - прикладного искусства "Волшебная шкатулочка"

Предлагаемая программа имеет художественно эстетическую направленность, которая является важным  направлением в развитии и воспитании....

Программа по декоративно-прикладному искусству 2 класс

Данна программа может помочь в обучении детей бисероплетению....

Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Умелые руки»

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.Одной из главных задач обучения и воспита...

Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства ( с использованием регионального компонента) «Страна Мастеров» для 4 класса

Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства( с использованием регионального компонента)«Страна Мастеров»  для 4 класса...

Дополнительная общеобразовательная программа По декоративно-прикладному искусству и народным промыслам"Волшебные узоры"

Дымковская сказочная странаЗолотая хохломаЧудо Филимоновских свистулекСине-голубое чудо ГжелиВеселый городецКаргопольские игрушкиЖестовский букет...

Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Шедевры своими руками» на 2015-2016 учебный год.

                                        Адаптированная программакружка декоративно - прикладн...