Программа по декоративно-прикладному искусству
тест по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа внеурочной деятельности для 1-2 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekor-priklad_iskusstvo.docx | 48.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№6»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
декоративно-прикладного искусства
Руководитель МО начальных классов:
Беган Марина Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Б.М. Неменского.
Статус программы: адаптивная.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.
Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.
Режим занятий
Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство» предназначена для учащихся начальных классов и рассчитана на 2 года обучения, для мальчиков и девочек. Отводится 1 час в неделю ( 32/33 часа в год ) для 1 года обучения и 2 часа в неделю (68 часов в год) для 2 года обучения.
Основные цели программы:
- Организация досуговой деятельности детей.
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений декоративно-прикладного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, к народным обычаям и традициям;
- овладение элементарными трудовыми навыками; способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям; коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
Первый год обучения – ознакомительный.
Раннее обучение младших школьников предполагает простую степень сложности.
Основная задача:
- помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
- дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;
- научить вести себя в коллективе;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- освоить приёмы владения простейшими инструментами;
- прививать культуру труда.
Работы выполняются по образцу.
Второй год обучения – элементарная грамотность.
Основные задачи:
- расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами;
- освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.
В результате обучения школьники должны знать:
- виды декоративно – прикладного творчества;
- народные художественные промыслы России и их историю;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество.
При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
- связи теории с практикой
- систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
- политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
- общетрудовые: организаторские, конструкторские;
- специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приёмы:
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
- свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки, лак, губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, гуашь, стеклянные бутылки, вата, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластилин.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
- инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
- практическая работа
- физкультминутки
- подведение итогов, анализ, оценка работ
- приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
1 год обучения (33 часа)
1. Вводное занятие - 1ч
2. Декоративно – прикладное искусство – 3ч
3. Народный орнамент - 3ч
4. Лепка - 2ч
5. Композиция - 5ч
6. Аппликация - 5ч
7. Художественные работы из природного материала – 4ч
8. Художественные работы из нетрадиционных материалов (тесто, ракушки, стекло, соль и др.) – 4ч
9. Рисование без кисточки (палочкой, пальчиком, аэрография) - 3ч
10. Оформительская работа – 3ч
2 год обучения (68 часов)
1. Вводное занятие – 1ч
2. Народный орнамент – 8ч
3. Композиция – 5ч
4. Лепка – 2ч
5. Рисование без кисточки – 5ч
6. Художественные работы из природного материала – 5ч
7. Художественные работы из нетрадиционных материалов – 5ч
8. Художественные работы из разных материалов – 3ч
9. Аппликация – 6ч
10. Работа с бумагой и картоном – 8ч
11. Оформительская работа – 20
Первый год обучения
№ | тема и содержание темы | теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,1 | 0,9 | Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка | Художественные упражнения акварелью, гуашью | |
2-4 | Декоративно-прикладное искусство. Изобразительные виды декора. Виды орнаментов. Создание орнамента. | 3 | 0,5 | 2,5 | Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты. | Выполнение акварелью и гуашью простейших узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике из декоративных цветов, ягод, листьев | |
5-6 | Народный орнамент. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Дымковская роспись. Жостовская роспись. Гжельская роспись. | 2 | 0,5 | 1,5 | Характерные декоративные элементы хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей | Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов | |
7-8 | Лепка | 2 | 0,1 | 1,9 | Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание) | Лепка дымковских игрушек | |
9-11 | Аппликация Выбор натуры, сюжета, узора Составления эскиза к аппликации. Подбор материалов. Вырезание деталей изображения. Вырезание изображений симметричного строения. Декоративная аппликация. | 3 | 1 | 2 | Технология выполнения аппликации. Эскиз. Монохромные (одноцветные) и полихромные (многоцветные) аппликации. Стилизация. Симметрия. | Упражнения в вырезании деталей различных геометрических форм. Вырезание листьев простой и сложной формы, прямых и изогнутых веток, ваз разной формы | |
12-13 | Композиция Тематическая композиция «Любимая сказка» | 2 | 0,1 | 1,9 | Понятие «композиция». Пространство. Перспектива. Пропорции. | Иллюстрирование русских народных сказок | |
14 | Народный орнамент Матрёшки Семёнова и Полхов-Майдана | 1 | 0,25 | 0,75 | История появления матрёшки. Процесс изготовления матрёшек. Характерные элементы росписи матрёшек | Роспись матрёшек | |
15 | Оформительские работы В мастерской Деда Мороза | 1 | - | 1 | Украшение новогоднего зала | ||
16-17 | Рисование без кисточки Рисование палочкой, пальчиком | 2 | 0,1 | 1,9 | Технология выполнения работ | Рисование композиций на тему «На морском берегу», «Зимний лес» | |
18-21 | Художественные работы из природного материала Аппликации из засушенных растений. Аппликация из тополиного пуха (из стручков акации) | 4 | 1 | 3 | Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы | Составление миниатюр из частей растений. Аппликации («Ромашка», «Розы») | |
22-24 | Композиция. Составление коллективных композиций. | 3 | - | 3 | Композиции на тему: «Красавица зима», «Пейзаж с радугой», «В цирке» (выбор) | ||
25 | Оформительская работа. Наши лучшие работы. | 1 | - | 1 | Выполнение художественных работ для выставки | ||
26-29 | Художественные работы из нетрадиционных материалов: солёного теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги | 4 | 1 | 3 | Рецепт солёного теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения худ. работ из нетрадиционных материалов | Декоративные панно из нетрадиционных материалов | |
30 | Рисование без кисточки. Аэрография | 1 | 0,25 | 0,75 | Понятие «аэрография». Технология выполнения работ. | Упражнения. Поздравительная открытка. | |
31-32 | Аппликация Предметная аппликация. Декоративная аппликация. | 2 | 0,5 | 1,5 | Декоративная аппликация. Мозаика. Национальные орнаменты. | Оформление аппликацией календарных праздничных дней | |
33 | Оформительские работы Оформление к праздникам | 1 | - | 1 | Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся |
Второй год обучения
№ | тема занятия | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,1 | 0,9 | Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка | Рисование Страны Мастеров. |
2-3 | Работа с природным материалом. «В чудесном лесу». | 0,1 | 1,9 | Правила заготовки природного материала, засушивания. Фон. Клеящие составы. Флористика. | Художественные работы из природного материала. | |
4-6 | Работа с бумагой и картоном. «Бумажный город». | 3 | 0,25 | 2,75 | Техника безопасности труда. Беседа «Как появилась бумага?». Виды бумаги. Виды бумажного клея, его назначение. Технология плетения из бумаги. Оригами. | Оригами; вырезание и плетение из бумаги; объёмные поделки из картона. |
7-8 | Оформительская работа. Оформление зала к Дню Учителя. | 2 | 0,1 | 1,9 | Техника безопасности. | Рисунки; поздравительные открытки; вырезание декоративных садовых и полевых цветов. |
9-10 | Лепка. «Пластилиновая гора». | 2 | 0,1 | 1,9 | Повторение простейших приёмов лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание). | Лепка объёмных поделок; рельефные композиции. |
11-13 | Композиция. «Любимая сказка». | 3 | 0,25 | 2,75 | Понятие «композиция». Рабочий эскиз. Пространство. Перспектива. Пропорции. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. | Иллюстрирование русских народных сказок. |
14-15 | Народный орнамент. «Жостовское чудо». | 2 | 0,1 | 1,9 | История появления народного промысла. Процесс изготовления. Характерные элементы росписи. Стилизация. | Роспись картонных подносов. |
16-17 | Рисование без кисточки Рисование палочкой, пальчиком. | 2 | 0,1 | 1,9 | Технология выполнения работ. | Рисование композиций на тему «Золотая осень», «Морской пейзаж». |
18-19 | Оформительская работа. Украшение зала к празднику «Золотая осень». | 2 | 0,1 | 1,9 | Тёплые краски. Контраст. Композиция. Декоративные элементы для орнамента на осеннюю тему. | Вырезание осенних листьев простой и сложной формы. Декоративное панно «Дары осени». |
20-22 | Художественные работы из природного материала Аппликации из засушенных растений. | 3 | 0,25 | 2,75 | Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы. | Составление миниатюр из частей растений. Аппликации на свободную тему. |
23-24 | Оформительская работа. Выставка лучших работ. | 2 | 0,1 | 1,9 | Техника безопасности. | Отбор и выполнение худ. работ для выставки. |
25-26 | Композиция. Коллективные композиции. | 2 | 0,1 | 1,9 | Линейная и воздушная перспектива. | Композиции на тему: «Красавица Зима», «В деревне». |
27-31 | Художественные работы из нетрадиционных материалов. «Остров ненужных вещей». | 5 | 1 | 4 | Правила техники безопасности. Рецепт солёного теста. Технология выполнения работ. | Поделки из солёного теста, фантиков, проволоки, фольги, пуговиц, опилок, яичной скорлупы. |
32-33 | Оформительская работа. «Новогодняя сказка». | 2 | - | 2 | Украшения для Новогоднего зала. | |
34-36 | Рисование без кисточки. Аэрография | 3 | 0,25 | 2,75 | Понятие «аэрография». Технология выполнения работ. | Упражнения. Поздравительная открытка. |
37-39 | Аппликация Предметная аппликация. Декоративная аппликация. Сюжетная аппликация. | 3 | 0,25 | 2,75 | Эскиз к аппликации. Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика. Национальные орнаменты в декоративной аппликации | Оформление аппликацией календарных праздничных дней. |
40-43 | Оформительские работы Оформление к праздникам (День защитника Отечества, 8 Марта) | 4 | - | 4 | Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся. | |
44-46 | Народный орнамент. « Народные мастера». | 3 | 0,25 | 2,75 | Элементы декоративной росписи Хохломы, Гжели. | Роспись бутылок. |
47-51 | Работа с бумагой и картоном. «Бумажный город». | 5 | 1 | 4 | Техника безопасности. Силуэт. Изображения симметричного строения. | Оригами; силуэты; вырезание симметричных фигур; игрушки из конусов. |
52-54 | Художественные работы из разных материалов. «Волшебная страна». | 3 | 0,25 | 2,75 | Техника безопасности труда. Мозаика. | Коллективные работы на фантастическую тему. |
55-57 | Аппликация. «Лебединое озеро». | 3 | 0,25 | 2,75 | Композиция. Технология выполнения поделок. | Аппликации из ваты. |
58-60 | Народный орнамент. «Русская красавица». | 3 | 0,25 | 2,75 | Характерные элементы росписи семёновских, загорских, полхов-майданских матрёшек. | Роспись матрёшек. |
61-68 | Оформительская работа. По плану школы, района. | 8 | - | 8 | Выполнение худ. работ по изученным темам. |
литература:
- Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
- Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
- Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992
Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа», 2010.
- Костерин Н. П. Учебное рисование. – М., «Просвещение», 1987.
- Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
- Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
- Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993
- Мастерилка. «Игрушки из природного материала» - Карапуз, 1997
- Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
- Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.
- Донцова Т. "Какие бывают букеты", Москва, 1991.
- Нагибина М.И. Чудиса из ткани-Ярославль «Академия развития»-1998г.
- Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
- Хафизова Н.А. Поделки из природного материала. Издательство АСТ Москва. 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «Волшебная шкатулочка»
Составитель : Прохоров Надежда Евгеньевна учитель начальных класс...
Программа кружка декоративно - прикладного искусства "Волшебная шкатулочка"
Предлагаемая программа имеет художественно эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании....
Программа по декоративно-прикладному искусству 2 класс
Данна программа может помочь в обучении детей бисероплетению....
Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Умелые руки»
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.Одной из главных задач обучения и воспита...
Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства ( с использованием регионального компонента) «Страна Мастеров» для 4 класса
Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства( с использованием регионального компонента)«Страна Мастеров» для 4 класса...
Дополнительная общеобразовательная программа По декоративно-прикладному искусству и народным промыслам"Волшебные узоры"
Дымковская сказочная странаЗолотая хохломаЧудо Филимоновских свистулекСине-голубое чудо ГжелиВеселый городецКаргопольские игрушкиЖестовский букет...
Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Шедевры своими руками» на 2015-2016 учебный год.
Адаптированная программакружка декоративно - прикладн...