Изображение характера человека: мужской образ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Телкова Галина Евгеньевна

Урок и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzhskoy_obraz.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы,

 приемы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня проведу у вас урок изобразительного искусства.

- Как вы думаете, что нам сегодня пригодится для успешной работы на уроке?

 -Проверьте свою готовность к уроку, на парте должны лежать: простой карандаш, ластик, альбом, кисти и краски. (Слайд 2)

-Поднимите руку, кто готов начать работу.

Приветствовать учителя

Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

-Вспомните ребята, какая тема была у вас на прошлом уроке? Кто немного забыл посмотрите на слайд.  (Изображение характера: женский образ) (Слайд 3)

- Сегодня мы продолжим знакомство с изображением характера, но не женщин, а кого-то другого.

-При изображении человека, что старается раскрыть художник? (Художник старается раскрыть характер того человека, которого рисует) 

- В чем проявляется настоящая красота человека? (В его поступках и душе)

- На дом вы получили задание прочитать материал в учебнике на стр. 104-105.

- (Слайд 4) Какие оттенки в работе вашего сверстника нарисовавшего Доброго молодца вы увидели? Какой фон у этого портрета? (Синий голубой, желтый, коричневый)

- По вашему мнению этот сказочный персонаж положительный или отрицательный? Объясните почему. Какие черты характера старался передать нам ваш сверстник? (Положительный, потому что используемые цвета светлые, радостные, показывают чистоту и красоту, доброту этого сказочного персонажа; добрый, отзывчивый, радостный)

- А в следующей работе какие оттенки вы увидели? Кто это? Из какой сказки? Какой цвет лица у этого сказочного персонажа? (Это отрицательный сказочный персонаж – Карабас-Барабас из произведения «Буратино. Тайна золотого ключика» А. Толстой;  лицо коричневое, щеки серые)

- Какой мы можем сделать вывод? Этот персонаж положительный? (Ответы детей)

- Какие художественные приемы ваш сверстник использовал, чтобы передать этот образ? Какими черты характера передал нам художник? (Художник использовал жесткие линии и резкие цвета; черты характера: корыстный, безжалостный, злой)

-Художник использовал черную и коричневую краски. Темные и цвета говорят о жестоком характере Карабаса-Барабаса. Изломанные линии больше подчеркивают характер.

- Обратите внимание на черты лица: насупленные брови, большие ноздри, на губах, то ли некрасивая улыбка, толи насмешка.

активно слушают,

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

Познавательные: анализ портретов с целью выявления отличий характера.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Вступать в беседу и обсуждение на уроке

3. Сообщение темы урока

 Эвристический вопрос

схема-опора

(Слайд 5)Посмотрите на слайд, что изображено на картинках? Предположите, с чем мы познакомимся на этом уроке?

- Тема сегодняшнего урока «Изображение характера человека: мужской образ» (Слайд 6)

 Какую работу будем сегодня выполнять?

 (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами будем рисовать два мужских портрета сказочных персонажей положительного и отрицательного, передающих их характер и настроение, как настоящие художники!

-(Слайд 7)Сейчас я предлагаю вам разгадать ребус, которые вам приготовили сказочные персонажи

самостоятельно или с помощью опоры  формулируют тему урока, цель

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

4. Знакомство с новым материалом

Эвристический полилог,

наглядно-иллюстративный 

-Ребята, давайте вспомним, что такое портрет?

(Слайд 8) Портрет – это изображение лица человека.

-Как вы думаете, что главное в портрете? Когда мы изображаем человека, что мы можем передать? (Настроение, характер, черты лица)

В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство

раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники

раскрывают характеры.

- Ребята, а как вы думаете какие качества души делают мужчину красивым? (Доброта, решительность, щедрость, забота о других) 

- Сегодня на уроке мы снова отправимся в сказку. Что такое сказка? (Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.)

- Какие бывают сказки? (Русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки народов мира) А какие вам сказки больше нравятся?

- В русских народных сказках, авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.

 - Посмотрев на слайды, назовите и попробуйте дать характеристику одного из мужских персонажей

(слайд 9-10) Илья Муромец

(слайд 11) Царь Горох

Слайд 12, 13, 14

Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.  

Положительные образы: прекрасные, сильные, добрые, храбрые, могучие.
Отрицательные образы: безобразные, злые, коварные, хитрые. 

(Слайд № 15) Работа с репродукциями художников.

- Два русских художника представили Ивана-Царевича по-разному.

(Дети рассматривают репродукцию художника и определяют характер героя)

- Какой характер у героя? Ивана-Царевича добрый или злой персонаж сказки? (добрый) Как художник передает положительный образ героя?
- Опишите Царевича. (Ответы детей)

- Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и черствых. Много внешне страшненьких, но очень добрых и отзывчивых. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.

- Попробуйте изобразить на своем лице радость, злость, грусть.

Беседа о цветах (теплые и холодные)

- Как можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему?

(Слайд 16) Вспомнить тёплые, холодные цвета. (Учитель вывешивает спектр цветов – теплых и холодных).

- Итак, вы должны будете нарисовать свой персонаж – сказочный мужской образ положительный или отрицательный.  (Слайд №17)

  1. Беседа о мимике лица, эмоциях.   

- Мимика лица человека – это положение глаз, бровей, губ.  

- Мимика передает нам эмоции человека, его характер через  положение бровей, глаз, носа, рта.    (Слайд № 18,19,20,21,22,

23,24)

- Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики.

- Попробуйте представить свои сказочные персонажи и дайте им имя.

-Надо сделать крупное изображение мужских портретов сказочных персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых и злых.

- Работа выполняется в цвете: акварелью.

 Выразительность образа передается цветовыми отношениями.    

наблюдают за …. , анализируют, аргументируют свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам изо.

Коммуникативные:

-допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении.

5.  Педагогический показ

Демонстрационный

объяснение

 - Подойдите к доске и посмотрите, последовательность выполнения работы. Положить лист вертикально перед собой.

  • 1.Проводим вертикальную линию
  • 2.Отмечаем высоту лица, верхняя линия немного длиннее нижней, так как верхняя часть лица шире, чем подбородок.
  • 3.Проводим вспомогательные линии для прорисовки щек, к низу линии заужены, так как подбородок уже лба.
  • 4. Рисуем карандашом овал лица. Вертикальную линию делим пополам на 2 равных части. Каждую полученную часть делим пополам (верхнюю и нижнюю).должно получится 4 одинаковые полоски: линия волос, следующую полоску делим пополам – это линия глаз.
  • 5. Прорисовываем овал лица акварелью. Если мы рисуем портрет злого персонажа – черты лица заостренные, угловатые; положительного – плавные.
  • 6. Намечаем, расположение глаз, рисуем белилами белки глаз;
  • 7. Рисуем нос. Смешать немного охры и белил. Провести светлую черту – блику; добавить немного охры в краску, рядом провести линию короче по длине чем блику. Рисуем бока носа и ноздри.
  • 8.Рисуем губы. Сначала рисуем верхнюю губу там, где вы наметили. Краешки губ прорисуйте, в соответствии с характером персонажа. Верхняя губа всегда темнее нижней.
  • 9. Рисуем радужку глаз.
  • 10. Рисуем брови желательно коричневым цветом. Прорисовать их в соответствии с характером персонажа.(Полукруглые, домиком)
  • 11. Рисуем ресницы, тем же цветом, что и брови. Прорисовать ресницы.
  • 12. Черты глаза.
  • 13. Зрачек. (коричневый или черный)
  • 14. Волосы. Рисовать с помощью мазков. Обязательно сделать блики на волосах.
  • 15. Одежда рисуется с помощью мазков.
  • 16. Аксессуары (Корона, цветы, ожерелье, сережки и пр.)
  • 17. Фон. Мазки от светлого к темным или наоборот.

наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения

работы

 6. Практи-ческая работа

Практическая работа

- Подумайте, еще раз каких героев вы хотите нарисовать – положительного и отрицательного. Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый или злой, какими красками раскрасите.

  Учитель вывешивает образцы портретов.  

(Дети рисуют).

- На работу вам дается 20 минут.  Алгоритм рисования портрета у каждого на парте.

принимают задачу общую и личную;

самостоятельно выполняют задание

Личностные:

- интерес к предметно-исследовательской деятельности.

Регулятивные:

-самостоятельно выполнять задание.

Познавательные:

-самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

7.  Подве-дение итогов урока

Демонстрационный, обобщающий опрос.

- Все ли выполнили задание?

- Кто выполнил работы, несите на выставку. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Выставка всех работ. Раскладываем их полуовалом около доски. Дети подходят и обсуждают свои работы.

- Какими средствами удалось автору передать характер персонажа?     (яркими цветами, контрастами, чертами лица, мимикой)
- Какие образы получились самыми выразительными, необычными,  фантастическими? Что в них удивляет вас?

Художник в изображении передает свое понимание персонажа  (человека) через художественный образ,  характер.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чему вы научились?

- Очень хорошо, вы усвоили материал и выполнили задания.

- Теперь выскажите своё мнение, чьи работы отличатся фантазией, а чьи наиболее творческие, а какие более аккуратные. Те, кто доделал покажите учителю, а кто нет, доделайте дома и принесите на следующий урок.

осматривают выставку, оценивают достижения свои и других.

Личностные:

анализировать результаты труда своего и одноклассников

Коммуникативные:

- использовать речевые и коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации

8.  Рефлексия

задание

Эстетическая оценка работ

Выставка всех работ на доске или планшетах.

- Какими средствами удалось автору передать характер персонажа?     (яркими цветами,

контрастами, чертами лица, мимикой)
- Какие образы получились самыми выразительными, необычными,  фантастическими? Что в них удивляет вас?

Художник в изображении передает свое понимание персонажа  (человека) через художественный образ,  характер.

Домашнее задание

Присмотреться к сказочным образам, принести в класс книги с иллюстрациями, где есть изображения мужчин (сказочные образы и реальные), обратить внимание на одежду, доспехи.

записывают в дневник

Регулятивные: умение запоминать и удерживать в памяти задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства "Изображение характера человека: мужской образ"

Конспект урока изобразительного искусства "Изображение характера человека: мужской образ" 2 класс...

Конспект урока изобразительного искусства: "Изображение характера человека. Женские образы." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Изображение характера человека. Женские образы.Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с понятием портрет; формирование умений создавать противоположные по характеру сказочные женские обр...

«Изображение характера человека. Мужской образ.»

- Где чаще всего мы встречаем изображение образов с ярким характером?- Сегодня мы обратимся к работам художников, чтобы понять секрет передачи характера человека через художественные средства. Посмотр...

Технологическая карта урока изобразительного искусства: "Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока изобразительного искусства :«Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель ур...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок" (УМК "Школа России, 2 класс)

Тема урока: «Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создать условия для ознаком...