2. Актуализация знаний | Фронтальный опрос | -Вспомните ребята, какая тема была у вас на прошлом уроке? Кто немного забыл посмотрите на слайд. (Изображение характера: женский образ) (Слайд 3) - Сегодня мы продолжим знакомство с изображением характера, но не женщин, а кого-то другого. -При изображении человека, что старается раскрыть художник? (Художник старается раскрыть характер того человека, которого рисует) - В чем проявляется настоящая красота человека? (В его поступках и душе) - На дом вы получили задание прочитать материал в учебнике на стр. 104-105. - (Слайд 4) Какие оттенки в работе вашего сверстника нарисовавшего Доброго молодца вы увидели? Какой фон у этого портрета? (Синий голубой, желтый, коричневый) - По вашему мнению этот сказочный персонаж положительный или отрицательный? Объясните почему. Какие черты характера старался передать нам ваш сверстник? (Положительный, потому что используемые цвета светлые, радостные, показывают чистоту и красоту, доброту этого сказочного персонажа; добрый, отзывчивый, радостный) - А в следующей работе какие оттенки вы увидели? Кто это? Из какой сказки? Какой цвет лица у этого сказочного персонажа? (Это отрицательный сказочный персонаж – Карабас-Барабас из произведения «Буратино. Тайна золотого ключика» А. Толстой; лицо коричневое, щеки серые) - Какой мы можем сделать вывод? Этот персонаж положительный? (Ответы детей) - Какие художественные приемы ваш сверстник использовал, чтобы передать этот образ? Какими черты характера передал нам художник? (Художник использовал жесткие линии и резкие цвета; черты характера: корыстный, безжалостный, злой) -Художник использовал черную и коричневую краски. Темные и цвета говорят о жестоком характере Карабаса-Барабаса. Изломанные линии больше подчеркивают характер. - Обратите внимание на черты лица: насупленные брови, большие ноздри, на губах, то ли некрасивая улыбка, толи насмешка. | активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают свои знания | Познавательные: анализ портретов с целью выявления отличий характера. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. Вступать в беседу и обсуждение на уроке |
3. Сообщение темы урока | Эвристический вопрос схема-опора | (Слайд 5)Посмотрите на слайд, что изображено на картинках? Предположите, с чем мы познакомимся на этом уроке? - Тема сегодняшнего урока «Изображение характера человека: мужской образ» (Слайд 6) Какую работу будем сегодня выполнять? (Ответы детей) - Сегодня мы с вами будем рисовать два мужских портрета сказочных персонажей положительного и отрицательного, передающих их характер и настроение, как настоящие художники! -(Слайд 7)Сейчас я предлагаю вам разгадать ребус, которые вам приготовили сказочные персонажи
| самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.
|
4. Знакомство с новым материалом | Эвристический полилог, наглядно-иллюстративный
| -Ребята, давайте вспомним, что такое портрет? (Слайд 8) Портрет – это изображение лица человека. -Как вы думаете, что главное в портрете? Когда мы изображаем человека, что мы можем передать? (Настроение, характер, черты лица) В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники раскрывают характеры. - Ребята, а как вы думаете какие качества души делают мужчину красивым? (Доброта, решительность, щедрость, забота о других) - Сегодня на уроке мы снова отправимся в сказку. Что такое сказка? (Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.) - Какие бывают сказки? (Русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки народов мира) А какие вам сказки больше нравятся? - В русских народных сказках, авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся. - Посмотрев на слайды, назовите и попробуйте дать характеристику одного из мужских персонажей (слайд 9-10) Илья Муромец (слайд 11) Царь Горох
Слайд 12, 13, 14 Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Положительные образы: прекрасные, сильные, добрые, храбрые, могучие. Отрицательные образы: безобразные, злые, коварные, хитрые. (Слайд № 15) Работа с репродукциями художников. - Два русских художника представили Ивана-Царевича по-разному. (Дети рассматривают репродукцию художника и определяют характер героя) - Какой характер у героя? Ивана-Царевича добрый или злой персонаж сказки? (добрый) Как художник передает положительный образ героя? - Опишите Царевича. (Ответы детей) - Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и черствых. Много внешне страшненьких, но очень добрых и отзывчивых. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы. - Попробуйте изобразить на своем лице радость, злость, грусть. Беседа о цветах (теплые и холодные) - Как можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему? (Слайд 16) Вспомнить тёплые, холодные цвета. (Учитель вывешивает спектр цветов – теплых и холодных). - Итак, вы должны будете нарисовать свой персонаж – сказочный мужской образ положительный или отрицательный. (Слайд №17) - Беседа о мимике лица, эмоциях.
- Мимика лица человека – это положение глаз, бровей, губ. - Мимика передает нам эмоции человека, его характер через положение бровей, глаз, носа, рта. (Слайд № 18,19,20,21,22, 23,24) - Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики. - Попробуйте представить свои сказочные персонажи и дайте им имя. -Надо сделать крупное изображение мужских портретов сказочных персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых и злых. - Работа выполняется в цвете: акварелью. Выразительность образа передается цветовыми отношениями.
| наблюдают за …. , анализируют, аргументируют свое мнение, под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции | Личностные: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам изо. Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении.
|
7. Подве-дение итогов урока | Демонстрационный, обобщающий опрос.
| - Все ли выполнили задание? - Кто выполнил работы, несите на выставку. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Выставка всех работ. Раскладываем их полуовалом около доски. Дети подходят и обсуждают свои работы. - Какими средствами удалось автору передать характер персонажа? (яркими цветами, контрастами, чертами лица, мимикой) - Какие образы получились самыми выразительными, необычными, фантастическими? Что в них удивляет вас? Художник в изображении передает свое понимание персонажа (человека) через художественный образ, характер. - Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? - Чему вы научились? - Очень хорошо, вы усвоили материал и выполнили задания. - Теперь выскажите своё мнение, чьи работы отличатся фантазией, а чьи наиболее творческие, а какие более аккуратные. Те, кто доделал покажите учителю, а кто нет, доделайте дома и принесите на следующий урок. | осматривают выставку, оценивают достижения свои и других. | Личностные: анализировать результаты труда своего и одноклассников Коммуникативные: - использовать речевые и коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации
|
8. Рефлексия | задание | Эстетическая оценка работ Выставка всех работ на доске или планшетах. - Какими средствами удалось автору передать характер персонажа? (яркими цветами, контрастами, чертами лица, мимикой) - Какие образы получились самыми выразительными, необычными, фантастическими? Что в них удивляет вас? Художник в изображении передает свое понимание персонажа (человека) через художественный образ, характер. Домашнее задание Присмотреться к сказочным образам, принести в класс книги с иллюстрациями, где есть изображения мужчин (сказочные образы и реальные), обратить внимание на одежду, доспехи. | записывают в дневник | Регулятивные: умение запоминать и удерживать в памяти задание |