Урок ИЗО на тему "Дымковская игрушка" по ФГОС
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Козлова Елена Владимировна

Урок изобразительного искусства на тему "Дымковская игрушка" составлен в соответствии с ФГОС и содержит цель, задачи, УУД, планируемые результаты, основные понятия, межпредметные связи, а так же описание ресурсов, формы урока и используемую технологию. Ход урока представлен в виде таблицы с подробным описанием структуры урока, деятельностью учителя и учащихся, а так же описанием формируемых УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka_urok.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока


Ф.И.О. Козлова Е.В.
Предмет: ИЗО
Класс: 2
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема

 Дымковская игрушка

Цель

 Познакомить детей с новым для них народным промыслом – дымковской игрушкой

Задачи

Образовательные: 

Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор);

Освоить простейшие элементы дымковской игрушкой – круги, линии, точки

Научить анализировать символику росписи дымковской игрушкой, правильно использовать основные цвета промысла.

Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.

Развивающие: 

Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам;

развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического восприятия, чувство ритма, цвета, творческие способности.


Воспитательные: 

Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.

Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Воспитывать художественно – образное мышление.

УУД

  • ЛичностныеУУД:  

Проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии.

Осмысленное эмоционально – ценностное восприятие визуальных образов – символов искусства для дальнейшего использования в учебно – познавательной деятельности знаково – символической формы.

Проявлять уважительное отношение к народному искусству.

  • Регулятивные УУД: 

Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи;

Целеполагание.

Планирование учебно – познавательной и практической деятельности;

Прогнозирование и предвидение конечного результата.

  • Коммуникативные УУД:

 Развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта.

Принимать участие в работе парами и группами.

Умение воспринимать различные точки зрения.

Умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли. Формулировать свою точку зрения и отстаивать её.

Управление поведением партнера

  • Познавательные УУД: 

Выделение познавательной цели о характерных особенностях рисунка, поиск информации в учебнике и средствах ИКТ.

Выбор способов решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково – символических изображений.

Логические УУД Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать характерные особенности дымковской игрушкой; простейшие элементы дымковской игрушкой – круги
  • Уметь выявлять характерные особенности росписи дымковской игрушкой; создавать узоры по собственному замыслу; обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике

Личностные: 

  • Проявлять уважительное отношение к народному искусству,
  • Проявление эмоциональной отзывчивости

Метапредметные: 

  • способность осознанно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • выработка умений и навыков с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли готовность к сотрудничеству и сотворчеству с одноклассниками и учителем,
  • формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
  •  выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку

Основные понятия

 Форма, цвет, узор, дымковская игрушка

Межпредметные связи

 История, география

Ресурсы:

  •  основные 
  •  дополнительные 

 Для учителя: Презентация, проектор, школьная доска, магниты, карточки с названиями

Для обучающихся: Альбомные листы, кисточка, краски (гуашь или акварель), баночка с водой, индивидуальные карточки с заданием, картонный шаблон дымковской игрушкой.

 

Формы урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная

Технология

 частично-поисковый


ХОД УРОКА

План-структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД:

Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

1

Организационный момент и введение в урок.

Запись на слайде: Добрый день.

1 Учитель организовывает класс к занятию

- Я рада вас всех видеть. Здравствуйте.  Передо мной ребята, готовые начать работу на уроке.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь. Садитесь. Проверьте, что вы приготовили к уроку. (Перечисляет).

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.

Личностные: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

Самоконтроль готовности к уроку

2

Организация начала урока

Актуализация знаний. Завязка.

Целеполагание

Практическая работа

2.1 Учитель

В начале урока хотела вас спросить. Вы видели когда-нибудь лошадь? Какого цвета она бывает?

А белую лошадь с красными, синими или желтыми кружочками видели?

Нет? А всадника верхом на рыбе?  Ну, давайте знакомиться.

Учитель — Назовите, кого вы видите?

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

2.2 Объяснение нового материала. Рассказ учителя.

Учитель — Сегодня мы познакомимся с народной  глиняной игрушкой – дымковская игрушка.

Если я сейчас вам дам задание: нарисуйте правильно дымковскую игрушку, вы сможете это сделать?

Перед нами встает проблема – как нарисовать дымковскую игрушку?

Давайте предположим, что нам нужно узнать, сделать, чтобы решить проблему?

 Может все дело в названии? Предположите, почему такое название?  Мы уже знакомы с другими народными росписями. Откуда берутся их названия?

Зародилась эта игрушка в Вятской губернии, в селе Дымково.

Ремесло зародилось около 400 лет назад. Мастерили в основном женщины, потом учили дочерей и так, из поколения в поколение, передавалось умение выполнять игрушки. Как же их изготавливали? (рассказ об этапах выполнения с сопровождением презентации: глину разминают, мел толкут, лепят форму, сушат, покрывают  мелом, наносят узоры). Мы узнали, как их изготавливают. Кто сможет повторить план? В этом вам помогут изображения на доске.

2.3 Учитель — наша цель сегодня – выполнить рисунок дымковской игрушки.  

Мы узнали историю названия.

Мы сможем теперь решить проблему, как нарисовать дымковскую игрушку?

Давайте подумаем, что нужно учесть, чтобы правильно выполнить задание? Что их объединяет?

 Учитель при необходимости наталкивает на ответы с помощью наводящих вопросов.  Например: Как среди других игрушек их можно отличить? По каким признакам? Какие особенности вы можете найти?

На доске появляются таблички после высказывания этой мысли детьми:

ЦВЕТ

УЗОР

ФОРМА

(заполняются ответами рядом с табличками)

Наводящие вопросы: Какие узоры часто встречаются? Назовите узор и покажите его на изделии.

Какие  цвета часто можно встретить? Назовите цвет и покажите его на изделии.

2.4 Учитель.  Давайте уточним эти особенности.

На доске слайд с примерами игрушек

Чтобы не забыть, о чем мы говорили, давайте создадим памятку. Вам раздаются карточки с заданием. В ней есть утверждения. Одни правильные, другие – нет.  Поставьте «+» рядом с верным утверждением и «-» с ошибочным утверждением.  А теперь обменяйтесь карточками с соседом, давайте проверим ваши ответы.

 (в ходе беседы выясняются особенности работы) Образец заполнения на доске. Учитель его озвучивает, совместно с детьми. Поставьте оценку: нет ошибок –«5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3»,  три и более ошибки – «2».

Теперь мы можем по этим правилам правильно нарисовать дымковскую игрушку?

Давайте начнем.

2.5 Учитель Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами  дымковской игрушки и самим попробовать нарисовать игрушку.

Мы будем рисовать игрушку  - дымковских  животных. У меня есть шаблоны игрушки, они вам помогут. На парте роздано два варианта – один нужно дополнить, другой обвести без дополнений.

Но  (изображение игрушки на доске) вам нужно что-то добавить, чтобы работа стала законченной.  Если вам трудно, возьмите другой шаблон – там готовая лошадка. Давайте обсудим, что добавить в свой рисунок, чтобы получился олень, конь, барашек. Посоветуйте нам.

Физкультминутка А теперь немного отдохнем. Кто хочет провести разминку?

2.6 Учитель

Теперь давайте составим план работы и начнем работу в альбоме.

2.1 Учащиеся (Предполагаемые ответы)

-перечисляют

Делают вывод:

- игрушки

2.2 Учащиеся (слушают рассказ учителя)

Делают предположения

Учащиеся (Предполагаемые ответы)

Будет трудно, можем не справиться

 Учащиеся (Предполагаемые ответы)

Делают предположения

 Учащиеся (Предполагаемые ответы)

Пересказывают по плану

2.3 Учащиеся предполагают

Необычная форма; похожа форма ног, тела и головы;  яркие цвета, похожие цвета; украшены кругами и точками, полосами; белый фон

2.4 Учащиеся

Выполняют задание,

проверяют работу соседа,

ставят оценку

Предполагают и дают советы.

Дети проводят физкультминутку

2.6 Учащиеся

Составляют порядок работ

Дети готовят краски к работе. Выполняют работу по намеченному плану

Познавательные: Выделение познавательной цели о характерных особенностях искусства. Сочинение образа из рисуночных и простых узоров.

Регулятивные: Постановка и выполнение учебно – познавательной и практической деятельности.

Личностные:  Осваивание новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Постановка и расширение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать.

Регулятивные: Определение последовательности этапов урока с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции.

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, выполнение своей роли в коллективе.

Коммуникативная: Управление поведением партнера, умение отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов.

Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении

Регулятивные: Определение последовательности этапов выполнения задания с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции.

Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

Б. работать индивидуально

П. уметь отстаивать свою точку зрения и аргументировать свои действия.

Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов.

Познавательные: Выбор способов решения: поиски композиций; выбор графических материалов; знаково - символических изображений.

3

Подведение итога игры - вывод – проблема урока.

Представление и обсуждение результатов работ. Учитель отмечает, что удалось очень хорошо, как работали дети

3.0Учитель

Давайте вспомним, о чем шла речь  на нашем уроке.

Задание: Ответьте на вопрос ДА или НЕТ. Если вы отвечаете «да» – поднимаете руку, если «нет» - не поднимаете руку.

Вопросы:

1. Сегодня мы рисовали народную дымковскую  игрушку.

2. Дымковскую игрушку украшают растительными узорами (Цветы, листья)

3. Дымковскую игрушку часто украшают кругами

4. Дымковские игрушки – это только фигурки животных

5. На дымковской игрушке можно рисовать любые узоры

Учащиеся

(Предполагаемые ответы)

1. да

2. нет

3. да

4. нет

5. нет

Коммуникативная: Управление поведением партнера, умение отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов.

5

РЕФЛЕКСИЯ

Оценивание, организовать контроль, коррекция (себя и детей).

Те ребята, которые выполнили работу, давайте выйдем к доске с рисунками и посмотрим, что у нас получилось

Учитель

Вносит необходимые коррекции в действия после их завершения. На основе оценки детей устно выставляет и аргументирует оценки.

 Наш урок подходит к завершению. Давайте подведем итоги. Я  прошу вас продолжить высказывания:

Я узнал …

Мне было сложно…  

Мне понравилось …

Спасибо. Давайте поставим оценки за работу. (Выставление отметок) До свидания.

Учащиеся

Выходят к доске с работами, другие выходят в роли учителя и комментируют понравившуюся работу, отмечая достоинства и недостатки. При необходимости дают советы по исправлению ошибок или недочетов.

 

Личностные: Самостоятельная оценка и анализ своей работы и работы других

Регулятивные: Адекватно оценивают предложения сверстников

Коммуникативная: Оценивают действия партнера

Список литературы

  1. Анализ современного урока. – М, 2001.
  2. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
  3. Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
  4. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
  5. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1992.
  7. Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
  8. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077 
  9. Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990
  10. Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964 
  11. Современный экономический словарь / Сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева
  12. Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.
  13. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983 
  14. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

конспект урока английского языка в 2 классе.Тема урока: My Letters! (Мои буквы!) - ФГОС

Учитель: Чернышева Алена Валерьевна Класс: 2  Автор и название УМК: Н.И. Быковой, Дж. Дули и др. «Spotlight» Тема урока: My Letters! (Мои буквы!) Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Фор...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь.  Набирайтесь ума....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...

Конспект урока физической культуры 3 класс ФГОС. Самоанализ урока.

Конспект открытого урока 3 класс. Тема:  Подвижные игры на развитие ловкости. Самоанализ урока....