рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_rabochaya_programma_po_izobrazitelnoe_iskusstvo_dlya_3_klassa-2015_god.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская гимназия № 1 им. А.М. Луппова»
Тарского муниципального района Омской области
«Рассмотрено» на заседании кафедры начального образования Зав. Кафедрой начального образования _____________ (ФИО). Протокол №________ от «____» ___________ 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ______________ (ФИО) «____» ___________ 2016 г.
| «Утверждаю»
Директор БОУ «Тарская гимназия № 1» ______________ (ФИО) «___» __________ 2016г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
3 класса
учителя начальных классов
ФИО
УМК «Начальная школа 21 века»
Тара - 2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» адресована обучающимся 3 класса бюджетного общеобразовательного учреждения «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова» Тарского муниципального района Омской области.
Программа относится к образовательной области «Искусство», изучается в течение одного учебного года, в учебном плане БОУ «Тарская гимназия №1» на изучение курса изобразительное искусство в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего34 часа в год.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе программы «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.), соответствует учебнику «Изобразительное искусство» , 3 класс / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – 3-е изд., дораб.-М. : Вентана – Граф, 2015.
Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.
Технологии, методики: проблемное обучение, поисковая деятельность, продуктивная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии обучения (технология обучения как учебного исследования, технология коллективной мыследеятельности (КМД), интерактивные технологии.
Основой формирования у третьеклассников позиции школьника в рамках ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результат.
Методы и формы обучения: репродуктивный, словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрационный; анализ содержания и формы, моделирование, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка, беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета:
- воспитание устойчивого интереса к изотворчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств детей, формирование способности проявлять себя в искусстве;
- развитие творческого потенциала ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формирование способности воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развитие желания привносить в окружающий мир красоту, формирование навыка сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
- освоение навыка работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языкомграфической нрамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, на желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, восприятия разных видов искусства, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника.
Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
На третьем году обучения учащиеся осваивают общие для различных искусств художественно-выразительные особенности образного языка: ритм и настроение, движение, композицию, пространство: раскрывают взаимосвязь элементов композиции (музыкальной, изобразительной, архитектурной, декоративной и др.), получают представление о композиционном центре.
У детей формируется понятие культуры как целостного явления: человек - природа - среда (взаимодействие человека и природы, человека и предметной среды); развиваются представления об особенностях родной культуры (региональный компонент), ее роли в мировой культуре (город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит).
Раздел 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты освоения программа по изобразительному искусству.
У третьеклассника продолжится:
- формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное т художественное наследие мира;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие творческого потенциала, активизации воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусств; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
- воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.
У третьеклассника продолжатся:
- процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
- развитие визуально – образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближвйшем окружении, формирование представлений и цикличности и ритме в жизни и в природе;
- развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собстенной творческой деятельности;
- активное использование речевых, музыкальны, знаково - символических средств, информационных и коммуникативных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение: накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства а другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
- развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
- развитие интереса к искусству разных стран и народов;
- становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
- освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
- формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.
У третьеклассника продолжится:
- формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
- развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
- развитие коммуникативного и художественно- образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
- воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
- формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
- формирование представлений о видах пластических искусств, об из специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
- умение воспроизводить изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению, использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
- формирование нравственных, эстетических, общечеловеческих, культурных, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
- Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
- Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
- Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водное пространство, земная поверхность, подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса создают в природе свой особый рисунок).
- Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассматриваем деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны).
- Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
- Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
- Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
- Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
- Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
- Передача объёма в живописи и графике.
- Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя характерные особенности.
- Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).
- Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.
- Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
- Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм в технике рельефа.
- Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве. Обобщенность, силуэт.
- Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
- Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи».
- Развитие фантазии и воображения
- Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
- Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
- Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
- Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
- Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
- Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев. Цветовое и световое оформление спектакля.
- Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «Исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда)).
- Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
- Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
- Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
- Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
- Восприятие искусства (музейная педагогика)
3.1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
3.2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
3.3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.
3.4.Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт- Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музеи, находящиеся в регионе.
3.5.Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
3.6.Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и рассказ о жизни их создателей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Третьеклассник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно – прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально – целостно относиться к природе, человеку, обществу, различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к нм средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного – двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно- творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно – творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно – творческой деятельности специфику стилистики произведения народных художественных промыслов России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека. Сказочного героя, предмета, явления ит. Д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявление прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета. При создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека. Фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствоать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно – практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ – средства.
Раздел 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | 17 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 |
3 | Восприятие искусства (музейная педагогика) | 6 |
Итого | 34 |
Раздел 5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижений. Согласно этому подходу, за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений Достижение этого уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрить продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом ближайшего развития.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником . с оценкой типа:
- «удовлетворительно /неудовлетворительно», т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте ( или избирательности) интересов.
Объектом оценки результатов служит в полном соответствии с требованиями нового стандарта способность второклассников решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи.
Оценка достижения этих результатов ведётся как входе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполненных детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом ( по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Отметим важность того, чтобы комплект работ третьеклассника демонстрировал нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, презентации, интерактивные материалы и др.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, работа аккуратная);
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, на рабочем месте нет должного порядка;
• “3” ставится, если работа выполнена небрежно, ученике уложился в отведенное время.
Промежуточная (годовая) аттестация по предмету «изобразительное искусство» проводится в форме творческой работы
Календарно – тематическое планирование по предмету
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Виды деятельности учащихся | Результаты | Дата | ||
Предметные результаты | Личностные результаты | Метапредметные результаты | |||||
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч) | |||||||
Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). | 1 | Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе). | Объясняет разнообразие и красоту природы. Понимает природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. Выполняет тематическую композицию (примерные темы): «Букет из осенних листьев», «Поляна с ландышами», «Дом на горе» | Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. | Осваивает способы решения проблем поискового характера. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. | 5.09 | |
Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. | 1 | Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. | Осознает величие природы. Находит изображение природы в разных жанрах изобразительного искусства. Осваивает картинную плоскость. Отображает содержание художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Выполняет работы на пленэре - этюды. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. | Продуктивно мыслит. Испытывает нравственные и эстетические чувства: любовь к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре. | 12.09 | |
Разнообразие природных объектов в творчестве художника. | 1 | Создавать выставки фотографий с уголками природы. Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства. Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики. Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.). Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды. | Понимает, что воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок). Объясняет, что такое «открытое» и «закрытое» пространство. Выполняет композицию на одну из тем: «Облака и птицы в небе», «Гроза в лесу», «Корабли в море», «Подводные обитатели», «Волчица и волчата», «Красные рыбки в пруду», «Лягушки в болоте», «Горные вершины». Работает в технике акварели «по сырому». | Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность, красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Способен оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. | 19.09 | |
Ритм и орнамент в природе и в искусстве. | 1 | Понимать и изображать природный ритм (орнамент): горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины. Отделять главное от второстепенного. Выделять композиционный центр. Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент). Представлять и передавать условное изображение в географических картах. Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями). | Рассматривает деревья. Понимает, что каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Понимает значение ритма и орнамента в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра. Читает условное изображение карты рельефа, сравнивает с ним художественное отображение ландшафта на картине. Исследует ландшафт родной природы. Создает карты региона с указанием достопримечательностей. Исследует рельеф местности (источниковая база - по выбору, в том числе Интернет). | Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. | Осознает цикличность и ритм в жизни и в природе. Способен откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении. Осваивает выразительные особенности языка разных искусств. Проявляет интерес к различным видам искусства. | 26.09 | |
Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры. | 1 | Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики. | Сознательно выбирает формат листа. Осваивает и выбирает формат изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др. Выполняет тематическую композицию. Примерные темы композиций: «Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна». | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо- ционально-чувствен- ного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, его сенсорных способностей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Понимает связь народного искусства с окружающей природой, климатом,ландшафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли. | 3.10 | |
Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. | 1 | Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания. Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата. Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся. Использовать в работе средства компьютерной графики. | Осваивает понятия «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображает полёт журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передает ритмический рисунок журавлиного клина. Работает в смешанной технике. | Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в ху дожественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Имеет представления об искусстве и его истории. Готов слушать собеседника и вести диалог. Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. | 10.10 | |
Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. | 1 | Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.) | Осваивает и закрепляет понятия контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Сравнивает главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работает в малых группах. Примерные темы композиций: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зимний пасмурный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке». Передает в пейзаже разные состояния природы - солнечный день и пасмурное утро. | Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. | Активно использует речевые, музыкальные, знаковосимволические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). | 17.10 | |
Изображение с натуры предметов конструктивной формы. | 1 | Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображать с натуры предметы конструктивной формы. Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчён- ность изображения. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте. | Осваивает понятие «тематический натюрморт». Составляет натюрморт и его изображение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Композиционно размещает предметы. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональночувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. | Способен к саморазвитию и самовыражению. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. | 24.10 | |
Передача движения | 1 | Передавать движение. Уметь работать с натуры и по наблюдению. Выполнять краткие зарисовки(наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит. Работать в одной цветовой гамме. Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек. | Работает с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки(наброски и портрет по наблюдению). Изображает человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна - изготовление скворечника, посевная; лето - сенокос, езда на велосипеде, купание;осень - сбор урожая, начало учебного года; зима - катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы. | Воспитание интереса детей к самостоя- тепьной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Накапливает знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. Испытывает нравственные и эстетические чувства; любовь к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре. | 7.11 | |
Передача объёма в живописи и графике. | 1 | Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш. | Осваивает разнообразные виды штриха. Понимает зависимость штриха от используемого графического материала и характера изображаемого предмета. Рисует с натуры предмет округлой формы - яблоко, чашку. | Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. | Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). | 14.11 | |
Понятие стилизации. | 1 | Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве. Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели). | Использует приёмы стилизации в создании предметов объёмной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя его характерные особенности. Осваивает приёмы стилизации объектов живой природы в творчестве художников- дизайнеров. Выполняет наброски с насекомого, создает эскиз летательного аппарата по выполненным наброскам. Создает конструкцию летательного аппарата в технике бумажной пластики. | Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Имеет представление об искусстве и его истории. Воспринимает мир целостно, гармо нично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. | 21.11 | |
Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал). | 1 | Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина). | Понимает и объясняет, что такое «контраст» и «нюанс» в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина». | Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. | Готов слушать собеседника и вести диалог. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. | 28.11 | |
Передача динамики в объёмном изображении. | 1 | Осваивать профессиональную лепку. Создавать объёмнопространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин). Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок. | Лепит по памяти фигуры человека в движении. Осваивает приёмы лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол». | Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. | Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. | 5.12 | |
Лепка объёмнопространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. | 1 | Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции. Осваивать технологию лепки с помощью каркаса. Передавать ритм и динамику при создании художественного образа. | Работает в малых группах. Осваивает навыки сотворчества при создании крупной композиции. Примерная тема: «Детский городок». Использование несложного каркаса из проволоки и палочек. Предварительно обсуждает эскиз будущей работы и распределяет обязанности. | Понимает, что такое природное пространство и среда разных народов. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. | Понимает, что такое природное пространство и среда разных народов. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. | 12.12 | |
Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа. | 1 | Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3- 5 человек. | Создает композицию по мотивам литературных произведений, например по сказкам Х.-К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари. Примерные темы композиций: «Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполли- но», «Цветочный город». | Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. | Интересуется искусством разных стран и народов. Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли. | 19.12 | |
Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт. | 1 | Создавать предметы для интерьера с учётом его особенностей. Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом. Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж - вазы, выполненные из камня русскими мастерами. | Создает вазу из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей. Лепит из цветного пластилина или работает с помощью бумаги и клея. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшфтом, традициями и особенностями региона. | 26.12 | |
Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые. | 1 | Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете. Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе. Осваивать технику бумажной пластики. Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм. Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства. Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм. | Создает художественные формы на основе наблюдений за природой: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи». Понимает разнообразие растительного мира. Создает свой коралловый остров и заселяет его растениями и животными. Выполняет работу в технике бумажной пластики или с помощью цветного пластилина. Работает в определённой цветовой гамме: сближенные цвета - мягкая цветовая гамма (замутне- ние цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета - «праздник красок». | Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира | Представляет освоенное человеком пространство Земли. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). | 16.01 | |
Развитие фантазии и воображения (11 часов) | |||||||
Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). | 1 | Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами. Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков. Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий. | Сознает цветовое богатство оттенков в живописи. Находит отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. Определяет выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональночувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Активно использует речевые, музыкальные, знаковосимволические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). | 23.01 | |
Зарождение замысла на основе предложенной темы. | 1 | Передавать индивидуальную манеру письма. Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, а том числе в технике компьютерной графики. | Понимает смысловую зависимость между форматом и материалом. Создает композицию на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «День и ночь», «Унылое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюймовочка в жилище полевой мыши». | Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Способен к саморазвитию и самовыражению. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова,звука)с тем окружением, в котором он находится. | 30.01 | |
Разнообразие художественновыразительного языка различных искусств. | 1 | Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения. | Заполняет пространство листа. Самостоятельно решает поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости,в объёме). Образно определяет звуки в цвете и форме. Испытывает потребность выразить визуальными средствами звуки природы. | Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. | Накапливает знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. Испытывает нравственные и эстетические чувства; любовь к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. | 6.02 | |
Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. | 1 | Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации. Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении. Создавать коллективную книжку-раскраску. | Читает художественные произведения (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), передает их в графических образах (иллюстрации). | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). | 13.02 | |
Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. | 1 | Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы. | Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Понимает роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений. Создает коллективный алфавит из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете. | Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. | Имеет представление об искусстве и его истории. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. | 20.02 | |
Художник в театре. | 1 | Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному). Уметь работать в коллективе, распределять обязанности. | Совершает заочную экскурсию в театр. Знакомится с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовым и световым оформлением спектакля. Создает сюжетные объёмнопространственные композиции по мотивам театральной постановки. Создает эскизы оформления сцены по мотивам сказок (для кукольного спектакля). Использует большую картонную коробку | Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. | Готов слушать собеседника и вести диалог. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. | 27.02 | |
Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. | 1 | Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены. Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла. Работать в ситуации коллективного сотворчества. Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства. | Создает необычное (сказочное)игровое пространство (эскиз): уголок в классе, сцена для проведения художественного события. Осваивает разнообразие форм в архитектуре. Совершает воображаемое путешествие в прошлое и будущее: знакомится со средой, в которой жил писатель- сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда). Примерные темы композиций: «Дворец, в котором может жить ветер», «Дождевые облака», «Удача», «Смелость», «Дворец сказок», «Архитектура в стране снов - домик, в котором живёт твой сон». Выполняет эскизы архитектурных сооружений, элементов украшения. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональночувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира | Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. | 6.03 | |
Передача настроения в форме. | 1 | Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декоративной форме настроение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета. | Украшает форму декоративными элементами. Объясняет зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. Создает предметы декоративно-прикпадного искусства на темы: «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной», «Кувшин "Поющий петух"». Декоративная лепка: глина, пластилин. | Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Понимает, что такое природное пространство и среда разных народов. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. | 13.03 | |
Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. | 1 | Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек. | Объясняет зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображает природные мотивы в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек. Совершает заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготавливает игрушки (фигурки в национальных костюмах, в технике бумажной пластики). Применяет в работе пузырьки, бутылочки, коробки для каркаса. | Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. | Интересуется искусством разных стран и народов. Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли. | 20.03 | |
Освоение разнообразия форм в архитектуре. | 1 | Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обо- | Понимает влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Объясняет цвет и форму в знаковом изображении. Осваивает осо бенности работы на небольших форматах. Знакомится с символами и знаками в искусстве и жизни. Приводит примеры знаков и символов в жизни. Создает знаки в Городе мастеров, указывающие на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Примерные темы композиций: «Тотемное дерево индейцев», «Древо жизни». Работает на небольших форматах. Выполняет декоративную роспись камня узором. Работает фломастерами или цветными карандашами. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональночувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обо гащение чувств, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Понимает связи искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). | 3.04 | |
Разнообразие художественновыразительного языка в декоративноприкладном искусстве. | 1 | Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений. Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях. Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши. | Понимает украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т.д. Приводит примеры характера и формы украшений (драгоценные и поделочные камни). Изготавливает бусы в подарок Василисе Премудрой или Царевне- лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвучных повтору звуков в скороговорке (по выбору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»). Обращает внимание на ритм и проговаривание слов в скороговорке. | Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). Осваивает выразительные особенности языка разных искусств. Проявляет интерес к различным видам искусства. | 10.04 | |
Художественно – образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов) | |||||||
Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративноприкладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция. | 1 | Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии). Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Проводить коллективные исследования по данной теме. | Приводит примеры разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративноприкладное искусство). Объясняет выбор художником выразительных средств изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция). | Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению,истории и культуре других народов. | Осваивает способы решения проблем поискового характера. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. | 17.04 | |
Промежуточная (годовая) аттестация Творческая работа | 1 | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы. | Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах. | Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии. | Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. | 24.04 | |
Использование музыкального и литературного материала. | 1 | Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства. Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы). Понимать специфику выразительного языка каждого из них. | Воспринимает произведения разных видов искусства. Обсуждает, сравнивает, находит общее и особенное в каждом виде искусства. Выделяет эмоционально-образные характеристики произведений музыки, поэзии, живописи, графики. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональночувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. | Продуктивно мыслит. Испытывает нравственные и эстетические чувства; любовь к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. | 8.05 | |
Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). | 1 | Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике. | Выполняет этюды, наброски после беседы или посещения музея (выставки). Осваивает выразительные средства живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Называет виды графики. Приводит примеры выражения художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейне- ка, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин. | Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. | Способен оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. | 15.05 | |
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. | 1 | Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. | Выполняет творческую самостоятельную работу по материалам обсуждений, экскурсий в Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе,где расположена школа. | Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. | Осознает цикличность и ритм в жизни и в природе. Способен откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении. Осваивает выразительные особенности языка разных искусств. Проявляет интерес к различным видам искусства. | 22.05 | |
Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. | 1 | Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративноприкладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство)и дизайна(мебель, одежда, украшения). Осознавать и объяснять символику в народном и декоратив- но-прикпадном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративноприкладного искусства. | Выражает свое отношение к изображаемому. Художники: И.Я. Билибин,
М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский. Наблюдает за символикой в народном прикладном искусстве. Приводит примеры юмора в народном искусстве. Объясняет, что такое функциональность произведений народного искусства. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональночувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом,ландшафтом, традициями и особенностями ре гиона. Представляет освоенное человеком пространство Земли. | 29.05 |
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия
- Изобразительное искусство: 3 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 3 изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Учебно-методическая литература
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы. (+СД). – М.: Вентана – Граф, 2012
- Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя. Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М. :Вентана – Граф, 2012 г.
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета. 2008 г. – (Качество обучения).
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование)
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- Портреты русских и зарубежных художников;
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению ориентира;
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству;
- Открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фоткалендари с изображением цветов и натюрмортов, животных и птиц; насекомых;
- Стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;
- Складные мольберты с планшетами;
- Демонстрационные столики;
- Разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно – программное обеспечение:
- Электронные библиотеки по искусству, DVD фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
- Записи классической и народной музыки;
- Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор, DVD плееры, МРЗ плееры;
- Компьютер с художественным программным обеспечением;
- Музыкальный центр;
- Демонстрационная доска для работы маркерами;
- Цифровой аппарат;
- Сканер. Ксерокс и цветной принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...
рабочая программа по изобразительному искусству по ОС "Школа 2100"
Данная рабочая программа предназначенна для учителей работающих по образовательной системе "Школа 2100" с 1 по 4 класс. Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной ...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2класса . "Школа России"
Эта программа предназначена для работы учителя во 2классе по УМК "Школа России"....
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 Школа XXI века
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 Школа XXI века...
Рабочая программа по изобразительному искусству. "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С. Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1 – 4 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству Перспективная начальная школа 4 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе ФГОС начального образования для 4 класса...