Образовательная программа по дополнительному образованию детей «Волшебный клубок»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предлагаемая программа включает основные виды художественной обработки волокнистых материалов: работа с волокнистыми материалами и фурнитурой, изонить, аппликация из ткани, мягкая игрушка, вышивка, вязание. Получение теоретических знаний по цветоведению, материаловедению, композиции.
Возраст детей: 7-14 лет Срок реализации программы: 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_volshebnyy_klubok.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №657 ЮАО учитель ИЗО и МХК Гуженко Т.В.
Образовательная программа
по дополнительному образованию детей
Студия прикладного творчества «Волшебный клубок»
(художественная обработка волокнистых материалов)
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации программы: 3 года
Пояснительная записка.
Направленность данной программы: художественно-эстетическая.
В настоящее время, когда гуманистическое начало приобретает все большее значение в жизни общества, одной из важнейших проблем является всестороннее удовлетворение духовных запросов личности, способной к продуктивной, созидательной деятельности. Воспитание творческой личности с позитивным мышлением является важнейшей государственной задачей.
Актуальность программы в том, что воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Актуальность и современность данного направления деятельности заключается в использовании самых простых и нестандартных материалов для создания композиций и элементов декора предметов быта и одежды, что не требует больших материальных затрат, но при этом прекрасно развивает фантазию, воображение и художественный вкус, помогает ребенку адаптироваться в современном мире. Декоративная деятельность дает широкие возможности для раскрытия индивидуальности, для воплощения своих творческих идей и фантазий. Здесь заключены безграничные возможности для самореализации. В то же время, для этого они должны иметь представление об основных законах изобразительного творчества: законах цветоведения, композиции и других.
Новизна программы заключается в том, что:
- она является синтезом существующих авторских программ: «Декоративная композиция» (автор: Молотобарова О.С., Московский городской дворец творчества детей и юношества,1992г.), «Вышитый пейзаж» (автор: Иванова А.А., из-во «Культура и традиции»,2004г.), «Художественная обработка волокнистых материалов» (автор: Свиридова Н.В., из-во «Традиционные промыслы и ремесла», 1997г.);
- определяет пути и средства комплексного формирования художественно-трудовых умений, навыков и творчества детей в процессе обучения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что создаются условия для развития художественно - трудового творчества детей, формируются политехнические знания, трудовые умения и навыки. Занятия прикладным творчеством развивают в ребенке трудолюбие и заинтересованность в воплощении своих творческих идей. При этом развивается терпение и аккуратность, уважение к труду.
Общеизвестно, что наибольшую эффективность воспитательный процесс имеет в ранний период детства, когда закладываются основы эмоционального восприятия ребенка, фундамент будущего творческого потенциала его личности. В этой связи представляется наиболее важным приобщение младших школьников к ДПИ, что позволяет активизировать потенциальные возможности учебно-творческой деятельности. Дети младшего школьного возраста склонны, как правило, оценивать факт исполнения изделия, не "зависимо от его качества, поэтому необходимо вселять надежду, что следующую работу он сделает лучше, аккуратнее. Для развития творческих способностей необходимо поддерживать любую активность, самостоятельность, малейшие успехи методом поощрения. Вместе с тем требования, чтобы ребенок доводил свою работу до конца, преодолевал трудности, помогают ему воспитывать силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, терпение, ответственность.
Образовательная область.
Предлагаемая программа включает основные виды художественной обработки волокнистых материалов: работа с волокнистыми материалами и фурнитурой, изонить, аппликация из ткани, мягкая игрушка, вышивка, вязание. Получение теоретических знаний по цветоведению, материаловедению, композиции. Программа учитывает методологические принципы концепции художественного образования в Российской Федерации, такие как: начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования; распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося.
Отличительной особенностью данной программы является её многопрофильность, постоянная смена деятельности во время обучения. Программа по обработке волокнистых материалов является примерной, носит вариативный характер и составлена таким образом, что систему занятий можно представить в виде «цепочки заданий», где результат предшествующего действия становится средством реализации последующего. Приветствуется творческий, нестандартный подход к выполнению заданий. Время, необходимое для выполнения учебных задач, сложность и последовательность могут быть различны, в зависимости от уровня художественной подготовки школьников, их индивидуальных интересов и склонностей. Эта программа позволяет экспериментировать, а это всегда интересно и ново.
Целью программы «Волшебная нить» является:
творческое развитие личности ребенка и ее социализации средствами обучения основам художественной обработки волокнистых материалов.
Задачи программы:
- Обучение работать с текстильными материалами и инструментами для их обработки; накапливать знания, умения, практические навыки по обработке текстильных материалов от простого к сложному; формировать навыки самостоятельной художественной деятельности.
- Воспитание творческого и ответственного отношения к труду; личности ребенка, способного воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты; правильного отношения к поведению в коллективе, дисциплинированности.
- Развитие активности, самостоятельности, познавательной деятельности, творческих возможностей ребенка; природных задатков и способностей; мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи первого года обучения:
- обучение безопасным способам работы с инструментами и материалами;
- знакомство со свойствами волокнистых материалов, инструментами и оборудованием для их обработки;
- освоение простейших технических приемов художественной обработки волокнистых материалов;
- выполнение заданий различных по степени сложности для индивидуального и коллективного исполнения.
Задачи второго года обучения:
- обучение безопасным способам работы с инструментами и материалами;
- расширение и углубление знаний, совершенствование умений и навыков в изготовлении мягкой игрушки, аппликаций;
- освоение новых технических приемов вышивки;
- продолжение изучения приемов вязания крючком.
Задачи третьего года обучения:
- закрепление знаний о безопасных способах работы с инструментами и материалами;
- знакомство с декоративно-прикладным искусством в России;
- углубление и расширение знаний в области художественной обработки волокнистых материалов;
- совершенствование умений и навыков. Учащиеся получают большую самостоятельность в выборе материалов, оборудования, технологии для решения темы.
Принципы обучения:
Первая группа принципов определяется единством воспитания и общественной жизни. Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью - он реализуется посредством связи содержания воспитания и образования с процессом перестройки, демократизацией, а также через политехническое образование и соединение обучения и воспитания с производительным трудом.
- Принцип сочетания руководства жизнью детей с развитием их
самостоятельности, инициативы, творчества в обучении и воспитании. - Педагог преобразует стихийное социальное формирование личности в целенаправленный педагогический процесс.
- Принцип обучения и воспитания детей в коллективе — один
из фундаментальных принципов организации учебно -
воспитательного процесса. Это предполагает последовательное сочетание
массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы.
Вторая группа принципов касается непосредственно руководства познавательной, трудовой, общественной, игровой деятельностью детей, их самостоятельностью в процессе обучения и воспитания.
- Принцип наглядности. Какой бы степени развития логического мышления не достигли учащиеся, наглядность всегда будет важнейшим средством их обучения.
- Принцип прочности. Самостоятельная работа воспитанников над материалом - один из важнейших факторов прочности знаний.
- Принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отношению к их интеллектуальному, эмоциональному, нравственно-волевому, физическому развитию. Заложенные природой в ребенке задатки могут быть развиты и превращены в самые разнообразные способности в процессе организованной деятельности, целенаправленного обучения и воспитания.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной работы.
- Принцип сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления: абстрактного и эмпирического с его разновидностями.
- Принцип сочетания в стимулировании познавательной, трудовой и иной деятельности воспитанников, активизации их нравственно-волевых сил с возбуждением непосредственного интереса к делу.
Возраст обучающихся:
В реализации программы могут участвовать дети 7-14 лет.
Специфика предмета позволяет успешно заниматься с разновозрастным составом учащихся.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа - нагрузка составляет 152 часа в год.
При реализации программы используется групповая форма работы с детьми. Оптимальный состав групп 8-10 человек. Занятия часто включают кропотливый труд под постоянным наблюдением преподавателя, требующий терпения и внимания со стороны ученика и учителя.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К концу первого года обучения учащиеся
должны знать:
- Названия волокнистых материалов.
- Оборудование для обработки текстильных материалов, назначение ручных инструментов и приспособлений, правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами и приспособлениями.
- Значение слов: композиция, орнамент, фурнитура, изонить, аппликация из ткани, вышивка, вязание.
должны уметь:
- Пользоваться ручными инструментами и приспособлениями для вышивки, вязания, изонити.
- Рисовать растительный и геометрический орнамент в полосе, квадрате, круге.
- Владеть техникой изонити.
- Работать с тканью: определять долевую нить и нить утка, переносить рисунок на ткань, раскраивать детали.
- Классифицировать нити по назначению.
- Выполнять простейшие соединительные и краевые швы, декоративные швы по свободно нарисованному контуру.
- Изготавливать лекала и шаблоны.
- Владеть основными приемами вязания крючком: выполнять воздушные петли, соединительный столбик, столбик без накида, с одним накидом.
К концу второго года обучения учащиеся
должны знать:
- О правилах безопасности при работе ручными инструментами.
- Названия ниток, тканей их назначение, свойства.
- Значение слов: ткацкие переплетения, цветоведение, эскиз, филейное вязание.
- Понятие «тамбурный шов», его мотивы, особенности колорита в центральных и северных районах России.
должны уметь:
- Изготовлять игрушки-аппликации, объемные игрушки из ткани и меха.
- Выполнять влажно-тепловую обработку изделий.
- Вышивать тамбурным швом, стебельчатым, гладью.
- Вязать кружева, салфетки филейной сеткой.
К концу третьего года обучения учащиеся
должны знать:
- Историю шитья и рукоделия, основные виды вышивок, в том числе основные приемы вышивок орловских мастериц (тамбурный шов, орловский спис, шов роспись).
- Основные приемы вязания крючком.
- Основные законы цветоведения (теплые и холодные цвета, закон контраста, сочетаемость цветов, влияние цвета друг на друга).
- Основы композиционной грамоты (целостность, композиционный центр, уравновешенность композиции, выразительность, гармоничность, симметрия, ритм, орнамент).
- Основы материаловедения (классификация волокон, правила выбора пряжи для вязания, ниток для шитья и вышивки).
должны уметь:
- Выполнять эскиз будущей работы;
- Подбирать необходимое оборудование и материалы для решения художественно-творческих задач.
- Работать с шаблонами, лекалами, выкройками, технологической картой, схемой.
- Выполнять соединительные и краевые швы.
- Использовать в вышивке изделий простейшие швы (вперед иголку, за иголку, стебельчатый шов, шнурок, козлик, тамбурный шов, узелки), счетные швы (набор, крест, роспись, счетная гладь), художественную гладь.
- Шить мягкую игрушку по собственному замыслу.
- Вязать крючком,
- Выполнять аппликацию из ткани способом пришивания и приклеивания.
- Уметь проявлять творчество в создании изделий.
Способы проверки усвоения программы:
В течение всего периода обучения проводятся выставки (внутри коллективные), устный контроль, текущие наблюдения, итоговые занятия. Коллектив участвует в школьных, районных и городских выставках.
При отборе детских работ на выставку обращается внимание на оригинальность сюжета, композиции, цветового решения, разработанность деталей, аккуратность исполнения. Изделия должны быть выполнены самостоятельно. Необходимо, чтобы чувствовалась довольно высокая степень развития воображения. Но иногда, чтобы ребенок поверил в свои силы, увидел, что и его труд ценят, на выставку отбирают не совсем творческую работу и даже выполненную с помощью педагога.
Методом учета и оценкой результатов трех годичного обучения является выставка творческих работ учащихся, итоговое занятие.
Текущие наблюдения
Устный контроль
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Устный зачет
Формы и методы контроля
Устное обсуждение
Выставки
областные
Оценка, взаимооценка работы
Графическое отображение
районные
Временные (внутриколлективные)
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
№ | Название темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Знакомство с инструментами и материалами. | 4 | 6 | 10 |
3 | Изготовление изделий из волокнистых материалов. | 4 | 14 | 18 |
4 | Работа с фурнитурой. | 4 | 6 | 10 |
5 | Элементарные основы рисования. | 2 | 4 | 6 |
6 | Аппликация из ткани. | 4 | 10 | 14 |
7 | Изонить. | 2 | 10 | 12 |
8 | Игрушки-сувениры. | 3 | 19 | 22 |
9 | Вышивка. | 3 | 17 | 20 |
10 | Вязание. | 3 | 17 | 20 |
11 | Посещение выставок. Экскурсии. | 10 | 10 | |
Итого: | 31 | 113 | 144 | |
12 | Итоговое занятие. Организационные мероприятия. | 8 | 8 | |
Всего: | 31 | 121 | 152 |
Содержание программы 1 года обучения.
Вводное занятие | |
т. | Содержание работы кружка. Знакомство с планом работы. Оборудование занятий. Необходимые материалы и приспособления. Техника безопасности. |
Знакомство с инструментами и материалами. | |
т. | История ножниц, иглы, булавок и другого оборудования. Рассказ о нитках, тканях их свойствах, назначении. |
Пр. | Упражнения для развития мелкой моторики кисти, резании ткани. Сравнение ткани и волокнистых материалов с бумагой, картоном. |
Изготовление изделий из волокнистых материалов. | |
т. | Выполнение помпонов, кистей, пучков из ниток. |
Пр. | Изготовление игрушек и панно из клубков, мотков, кистей, обрезков нитей. |
Работа с фурнитурой. | |
т. | История пуговиц и другой фурнитуры. Способы пришивания пуговиц. |
Пр. | Пришивание пуговиц, изготовление пуговичных игрушек, выполнение декоративных панно. |
Элементарные основы рисования. | |
т. | Понятие о декоративном рисовании. Композиция. Основные законы композиции. Виды орнамента. |
Пр. | Рисование растительного и геометрического орнамента в полосе, квадрате, круге. |
Аппликация из ткани. | |
т. | Понятие аппликации из ткани. Инструменты, приспособления и материалы. Одноцветные и многоцветные аппликации. |
Пр. | Изготовление лекал для аппликаций; перенесение рисунка на основу, раскрой деталей, соединение деталей способом склеивание. Выполнение изделия по образцу, собственному замыслу. |
Изонить. | |
Т. | Нитяная графика. Инструменты и материалы необходимые для работы. |
Пр. | Овладение техникой изонити. Выполнение упражнений (заполнение угла, окружности, овалов, завитков), моделирование изображений с использованием образов. |
Игрушки-сувениры. | |
т. | Игрушки-сувениры. Соединение деталей, краевые швы, декоративное оформление игрушки. |
Пр. | Выполнение набросков, зарисовок игрушек. Работа с инструментами, выкройками. Исполнение плоских комбинированных игрушек в материале. |
Вышивка. | |
т. | Вышивка как один из видов декоративного искусства, традиционный для народов России способ художественной обработки текстильных материалов. Композиция салфетки. Копирование и перевод рисунка на ткань. Способы перевода. Ткань. Свойства и виды ткани. Выбор инструментов и материалов. Техника выполнения простейших и контурных швов. |
Пр. | Работа с тканью - определение основы и утка. Копирование и перевод рисунка на ткань. Закрепление рабочей нити на ткани. Техника выполнения простейших и контурных швов. Вышивка салфетки. Оформление изделия. |
Вязание. | |
т. | Инструменты и материалы для вязания. Выбор ниток. Освоение основных приемов вязания. Воздушные петли, соединительные столбики, столбик без накида, с накидом. |
Пр. | Выполнение образцов и упражнений. Вязание цветов и салфетки, используя изученные приемы вязания. |
Посещение выставок. Экскурсии. | |
Посещение периодических выставок в Музее изобразительного искусства, краеведческом музее, выставочных залах. | |
Итоговое занятие. | |
Подведение итогов годовой работы творческого объединения. | |
Учебно-тематический план.
2-3 год обучения.
№ | Название темы | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||
Количество часов | Количество часов | ||||||
теория | практика | всего | теория | практика | всего | ||
1 | Введение. | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
2 | Элементарные основы рисования. | 2 | 6 | 8 | 2 | 6 | 8 |
3 | Материаловедение. | 2 | 2 | 4 | 1 | 3 | 4 |
4 | Аппликация из ткани. | 8 | 22 | 30 | 4 | 16 | 20 |
5 | Вышивка. | 8 | 22 | 30 | 10 | 30 | 40 |
6 | Мягкая игрушка. | 8 | 22 | 30 | 4 | 16 | 20 |
7 | Вязание. | 8 | 22 | 30 | 10 | 30 | 40 |
8 | Посещение выставок. Экскурсии. | 10 | 10 | 10 | 10 | ||
Итого: | 38 | 106 | 144 | 33 | 111 | 144 | |
9 | Итоговое занятие. Организационные мероприятия. | 8 | 8 | 8 | 8 | ||
Всего: | 38 | 114 | 152 | 33 | 119 | 152 |
Содержание программы 2 года обучения.
Введение. | |
План и содержание работы кружка. Оборудование занятий. Техника безопасности. | |
Элементарные основы рисования. | |
т. | Орнамент и его виды. Цветоведение. теплые и холодные цвета. |
Пр. | Работа в альбоме. Выполнение упражнений по цветоведению (теплые и холодные цвета, сочетаемость цветов), композиции. |
Материаловедение. | |
Т. | Классификация волокнистых материалов. Ткацкие переплетения. |
Пр. | Сравнение шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных тканей по толщине, внешнему виду, назначению. |
Аппликация из ткани. | |
т. | Плоские игрушки-аппликации. Технология изготовления. |
Пр. | Выполнение различных композиций с использованием игрушек-аппликаций. Создание эскиза. Разработка лекал, раскрой деталей, выполнение изделия. |
Мягкая игрушка. | |
т. | Объемные игрушек из меха и ткани. |
Пр. | Выполнение игрушек. |
Вышивка. | |
т. | Освоение швов, выполняемых по свободно нарисованному контуру, рисовке (тамбурный шов, стебельчатый, гладь). Подбор эскиза и материалов. Влажно-тепловая обработка изделий. |
Пр. | Выполнение учебных образцов. Подготовка ткани к вышивке. Выполнение вышивки салфетки или края полотенца. |
Вязание. | |
Т. | Филейное вязание. Освоение приемов убавления и прибавления пустых клеток. |
Пр. | Выполнение упражнений. Работа со схемами. Вязание кружева или салфетки филейной сеткой с узорными заполненьями. |
Посещение выставок. Экскурсии. | |
Посещение периодических выставок в Музее изобразительного искусства, краеведческом музее, выставочных залах. | |
Итоговое занятие. | |
Подведение итогов работы кружка за год. Промежуточная аттестация. Выставка. |
Содержание программы 3 года обучения.
Введение. | |
Т. | Декоративно-прикладное искусство в России. Украшение одежды, изделий из ткани. План и содержание работы кружка. Техника безопасности. |
Элементарные основы рисования. | |
т. | Основы композиционной грамоты. Понятие о пропорциях, ритме, симметрии. Цветоведение. Закон контраста. Влияние цвета друг на друга. |
Пр. | Выполнение упражнений по композиции и цветоведению (целостность, композиционный центр, уравновешенность композиции, выразительность, гармоничность, симметрия, ритм, цветовое решение). |
Материаловедение. | |
т. | Правила выбора ткани и ниток для вышивки, вязания, аппликации из ткани, плетения. |
Пр. | Выполнение упражнений для закрепления. |
Аппликация из ткани. | |
т. | Освоение технологии изготовления плоских накладных аппликаций и коллажей. |
Пр. | Выполнение набросков и зарисовок с образцов народных изделий с аппликацией. Изготовление лекал для аппликаций; перенесение рисунка на основу, раскрой деталей, соединение деталей способом склеивание, пришивание. Разработка творческих эскизов- вариантов изделий бытового назначения (сумка, коврик, прихватка, диванная подушка...) или декоративного панно. Выполнение изделия по замыслу. |
Мягкая игрушка. | |
т. | История мягкой игрушки. |
Пр. | Выполнение куклы-закрутки. Разработка проекта игрушки, изготовление выкроек деталей, раскрой ткани, выполнение игрушки. |
Вышивка. | |
Т. | Вышивка как оберег, вышивка в крестьянском быту. Освоение приемов счетной вышивки. Выбор ткани для счетной вышивки. Шов роспись. Вышивка крестом. |
Пр. | Русская народная вышивка «роспись». Упражнения в зарисовке и вышивании элементов шва «роспись». Вышивка фартука для куклы или салфетки. Вышивка крестом. Выполнение упражнений. Одноцветная и многоцветная вышивка крестом. Вышивка обложки для блокнота. |
Вязание. | |
т. | История развития вязания. Сетчатые и простые узоры. Вязание полотен различной формы. Одежда для кукол. |
Пр. | Выполнение образцов. Работа со схемами. Вязание юбки, топа и другой одежды для куклы. |
Посещение выставок. Экскурсии. | |
Посещение периодических выставок в Музее изобразительного искусства, краеведческом музее, выставочных залах. | |
Итоговое занятие. | |
Подведение итогов работы творческого объединения за три года. Организация выставки работ. |
Методическое обеспечение.
Организация художественно-творческой деятельности будет эффективной только в том случае, если будут использоваться основные методы и приемы для
развития творческих способностей личности. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания, форм и условий деятельности.
Теоретическая часть программы содержит: беседы и рассказы по истории рукоделия, изучение народного творчества и декоративно-прикладного искусства, оборудования необходимого для работы, основ материаловедения, цветоведения, композиции. Объяснение приемов работы.
Практическая часть программы включает: выполнение учебных образцов, разработку эскизов, умение работать со схемами, исполнение изделий в материале. Предусмотрены творческие и практические задания, упражнения разной степени трудности, что дает возможность варьировать задания и упражнения в процессе занятий в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. На каждом этапе задания усложняются. Переход к следующему упражнению предполагает обязательное усвоение предыдущего. Небольшие работы могут выполняться на том же уроке, что и специальное упражнение, сразу
«начисто» в виде закладки, полотенца или передника для кукол и т.д. Сложные элементы и узоры требуют подготовки. Тогда для обучения такому элементу отводится целый урок.
Методы обучения.
Первая группа методов - методы этапа восприятия - усвоения.
К их числу относятся:
а) методы монологически - диалогического изложения и изучения
материала: беседа, рассказ, объяснение;
б) визуального изучения явлений и приобретения зрительно-звуковой
информации: демонстрация и иллюстрация карт, схем, таблиц, слайдов,
диапозитивов;
в) самостоятельной работы с источником: работа с учебниками и книгой.
Вторая группа методов - методы этапа усвоения - воспроизведения. К их числу относятся:
а) собственно воспроизведения: проблемная и игровая ситуация;
б) закрепления: целенаправленное самостоятельное усвоение школьниками информации;
в) диагностики и получения обратной информации: контрольно-проверочные работы.
Третья группа методов - методы этапа воспроизведения — выражения. Это высшая точка процесса обучающего познания и развитие детской личности. Это воспроизведение усвоенных знаний, умений и навыков индивидуального творческого начала в учебную деятельность. К методам этапа воспроизведения - выражения относятся две подгруппы методов:
а) учебно-творческие: самостоятельный поиск и оформление результатов;
б) учебно-критические: критический анализ результатов учебной деятельности.
> Словесные: рассказ, беседа, инструктаж.
Устное изложение материала (рассказ, беседа, инструктаж) не должно занимать более 15-20 минут. Содержание, бесед, рассказов должно сочетаться с практической работой, способствовать ее осмыслению.
Беседа о декоративно-прикладном искусстве, народном творчестве должна способствовать установлению положительной эмоциональной атмосферы занятий, активизировать детскую аудиторию. Этот метод необходимо сочетать с методом иллюстрации.
> Наглядные: демонстрация, иллюстрация схем, таблиц, слайдов. Метод
демонстрации связан с демонстрацией таблиц с изображением отдельных
элементов или фрагментов композиций, приемов вышивания.
> Практические: графические работы, упражнения, изготовления изделия в
материале, работа с журналами, книгами. К практической работе надо приступать
с первого занятия, в отдельных случаях не позже второго.
Приемы создания творческой атмосферы:
- первоначально давать легко, доступные творческие задания;
- проявлять интерес к действиям учеников;
- признавать и поощрять множественность вариантов ответов;
- раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
- поощрять чувство предвосхищения и ожидания;
- знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);
- строить предположения на неограниченных данных;
- соотносить на первый взгляд несоотносимое;
- не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки, повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно и др.
Формы организации процесса обучения:
Ведущие формы:
- Фронтальные учебные занятия. Проводятся сразу со всеми детьми.
- Групповые (бригадные) учебные занятия.
Необходимы для формирования опыта творческого общения, чувства коллективизма, воспитания чувства ответственности за порученное дело.
> Индивидуальные учебные занятия
Необходимы для целенаправленного самостоятельного усвоения воспитанниками информации, дают возможность проявить себя как творческую личность.
Сопутствующие формы:
> Выставки.
Необходимы для отслеживания и контроля результатов работы
> Праздники.
Вовлечение в активную жизнь, развитие смекалки, любознательности, сплочение коллектива.
Вспомогательные формы:
- Экскурсии Изучение художественного наследия в краеведческом музее, музее изобразительных искусств.
- Конкурсы
- Игры художественно-дидактические игры, творческие задания.
- Соревнования «Умелые руки не знают скуки»
Условия эффективной реализации программы:
- Для занятий требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. Вечернее освещение лучше всего люминесцентное, близкое к естественному. Столы следует располагать так, чтобы естественный свет падал с левой стороны. Необходимо место для влажно-тепловой обработки изделий и деталей.
- Фонд учебно-наглядных пособий (таблицы по цветоведению,
- материаловедению, образцы вышивок, приемов вязания, изонити), иглы для шитья и вышивки, пяльцы, наперстки, крючки для вязания, различные ткани и волокнистые материалы (ткани для аппликации, вышивки, мягкой игрушки, пряжа для вязания, нитки для шитья и вышивки), лекала и шаблоны для изготовления мягкой игрушки, эскизы вышивок. Книги и журналы по рукоделию.
- Потребность в поиске; положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся; сотворчество как ведущий вид воспитательных взаимодействий и отношений; приоритет целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя; атмосфера доброжелательности в учебной деятельности детей; сформированность коллектива.
- Терпение, усидчивость и желание детей создавать вещи своими руками.
- Познания в теории.
- Возможность превратить теоретические знания в практические
- (разработка эскиза, правильный подбор материалов, оборудования, соблюдение гигиенических норм при выполнении работы).
Условия, отрицательно влияющие на течение творческой деятельности:
- Ситуативные условия: лимит времени, стресс, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слабая или сильная мотивация, установка на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная неудачами, страх, повышенная цензура и т.д.
- Личностные условия: конформизм (соглашательство), неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, доминирование отрицательных эмоций, низкая самооценка, повышенная тревожность, механизмы личной защиты и др.
Факторы, влияющие на качество
знаний:
- Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересов, мотивов, склонностей, здоровья).
- Уровень преподавания.
- Уровень внеурочной воспитательной работы.
- Уровень сформированности общих и специальных умений.
- Состояние сложившийся системы оценивания знаний.
- Состояние учебно-методического обеспечения.
- Состояние внешнего влияния (семьи, средств информации).
умений, навыков:
- Учет возрастных особенностей.
- Сочетание различных методов и приемов обучения.
- Последовательность изучения.
- Опора на опыт народных мастеров.
За время обучения школьники должны приобрести элементарные знания по
истории рукоделия, материаловедению, композиции, цветоведению. Овладеть технологией и практическими навыками в выполнении вышивки, аппликации, мягкой игрушки и т.д.
Перевод воспитанников ТО «Волшебная нить» на следующий уровень обучения осуществляется по достижении каждым воспитанником определенного уровня овладения необходимой системой знаний, умений и навыков, которые проверяются на итоговых занятиях. При переводе также учитывается участие в выставках и их результаты.
Общим результатом для воспитанников творческого объединения является участие в городских и областных выставках детского творчества.
При реализации программы используются различные методы и формы обучения на занятиях. Особое место занимают практические и наглядные методы обучения и их различные сочетания.
Список литературы.
Нормативные документы.
- Закон РФ «Об образовании»,
- Конвенция о правах ребенка,
- Типовое Положение об учреждениях дополнительного образования детей.
- Концепция воспитания школьников в современных условиях.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации.
Литература для детей.
- Гуляева В., Додонова Е. Синяя птица. Серия «Самоделкин», 1991.
- Еременко Т.И. Иголка- Волшебница: Кн. для учащихся - М. Просвещение, 1987., - 143 с.
- Коломейцева П.К. Макраме .Альбом по плетению макраме для мл.шк. возраста. Издательство «Малыш», 1985.
- Кошка-портниха.ООО Издательство «Фламинго»,2002.
- Мудрак Т.С., Паятелева О.С. Игрушки из ткани и ниточек.- Издательский дом «Карапуз»,2000
- Максимова М..В., Кузьмина М. А. , Вышивка. Первые шаги, издательство «ЭКСМО»,1997.
- Пчелкина Г.Г Вышивка бисером. - Издательский дом «Карапуз»,2000.
- Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме.: Кн. Для учащихся 4-8 кл. средн. шк. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1992.- 127с, ил.
- Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами: Кн. для учащихся 4-8 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1992.-96 с.:ил.
10. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком: Кн. для учащихся. -
М.: Просвещение, 1991.-95 слил.
11. Чижик Т.Б. Учим детей вязать и вышивать: Приключение Ниточки и
иголочки /Серия «мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
12. Шик В.П. Подарки. Альбом самоделок. Издательство «Малыш», 1988.
Психолого-педагогическая литература.
- Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. -М: Просвещение, 1969.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание, 1981.
- Винокурова Н.В. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей». Москва Д999г
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.: Педагогика, 1982.
- Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. - 5-е издание. - М.: Лабиринт, 1998.
- Журнал практического психолога. Некоторые аспекты креативности подростков. Кузьмина Н.№2 -1998г.
- Журнал «Внешкольник» №7-8,1999
- Журнал «Внешкольник» №4,2002
- Молотобарова О.С. Программы кружков студии декоративно-прикладного творчества. - М., 1992.
- Программа развития детской одаренности. Санкт-Петербург,2005г.
11.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). - М.: Просвещение, 1982. - 134с.
12. Ропель К. «Как научить детей сотрудничать» Москва, 1999
13. Савенков В.И. «Детская одаренность, Москва, 1998г
14. Сафронова Н.С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки. -М.: Просвещение, 1983.
15. Свиридова Н.В. Художественная обработка волокнистых материалов.
Учебные программы. - М.:ВЦХТ, 1997.
16. Ячменева В.В Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. - ВЛАДОС, 2003.
Специальная.
- Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. 4.1. - М., 1986.
- Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. -М., 1972.
- Василенко М.В. Русское прикладное искусство. - М., 1997.
- Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия /Пер. с ит.-М.:АСТ-ПРЕСС,2001 .-160с. :ил.- (Энциклопедия).
- Гусакова М.А. Аппликация: Учеб.пособие для учащихся пед. Уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошк. учреждениях».-3-е изд., доп. И перераб. -М.: Просвещение, 1987,- 128с, ил.
- Гукасова A.M. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.
- Дирвянскене Я.Декоративное вязание: Пер. с лит. - М: Культура и традиции, 1998. - 152 с:ил.
- Еременко Т.И. Рукоделие. - 3-е изд., - М.: Легпромбытиздат, 1992.-160с.:ил.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек- сувениров: Пособие для руководителей кружков. М. - Просвещение, 1983.
10. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач.
классов по внеклас. Работе. - М.: Просвещение, 1985.- 112с, ил. 11П.Пэчворк, или Лоскутная техника.: Практическое пособие./ Сост.
Барышникова Т.- СПблКОРОНА принт, 1999.- 64 с, ил.
12.Совцова Л.А. Техника «Церковные окна». - М.: АСТ-ПРЕСС,2000.-32 с-
(Лоскут).
13.Подарки к Пасхе: Бисер. Лоскут. Дерево. - М.: АСТ-ПРЕСС,2000.-32 с 14.Полная энциклопедия женских рукоделий: Пер. с франц. - Т. Издательство «Мехнат», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...
Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации
В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...