Занятие в группе продленного дня "Масленица"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема занятия : Изготовление чучела Масленицы
Класс: 4
Продолжительность урока: 40 минут
Тип занятия: комбинированный
Цели:
1. Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа.
2. Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.
3. Развивать у учащихся наблюдательность. На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях проводов зимы.
4. Совершенствовать условия для овладения детьми приёмами работы с бросовым материалом при изготовлении чучела Масленицы.
Оборудование, материалы и инструменты:
Компьютер
∙ Мультимедийный проектор
∙ Экран
Для учащихся: ножницы, ткань, резинки - фенички, нитки, тесьма, лыко.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
План урока:
Приветствие. Настрой на работу.
Приветствие воспитателя, подготовка к работе на уроке.
1 мин.
Объяснение нового материала
Актуализация знаний. Демонстрация и объяснение теоретических сведений об истории праздника «Масленица», об изготовлении чучела.
Сообщения обучающихся о традициях празднования Масленицы.
Анализ и оценка, усвоение основных теоретических знаний по теме урока.
6 мин.
Практическая работа
Демонстрация результатов практической работы «чучело Масленицы».
Алгоритм работы по изготовлению Масленицы
Повторение техники безопасности при работе ножницами.
Текущий инструктаж.
Выполнение практической работы
15 мин.
Подведение итогов
Подведение итогов, анализ результатов, демонстрация работ
Анализ и обсуждение работ.
5мин.
Ход урока.
1. Организационный этап
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, мы им очень рады.
Давайте подарим им наши улыбки. Улыбнемся друг другу и начнем очередное занятие.
2. Объяснение нового материала
Зазывала 1. К нам! Сюда!
Собирайся народ!
Сегодня Вас необычное ждёт:
Игрища, аттракционы,
Чудеса из чудес!
Времени осталось в обрез.
Зазывала 2.
Ждут нас игры и шутки,
Не сидите ни минутки,
К нам на урок собирайтесь,
Поскорее наряжайтесь!
Зазывала 1.
Много славных и добрых праздников
Нам осталось от старины.
По традиции наших прадедов
Зиму мы проводить должны!
Воспитатель: Ребята, узнали о каком празднике пойдет сегодня речь? (масленица)
Из зимних праздников на Руси самый весёлый и задорный – Масленица.
(Слайд 1)
Репродукция картины русского художника Б.М.Кустодиева «Масленица».
Он возник у наших языческих предков. Согласно легенде Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое суровое время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и позвал помочь людям, согреть и развеселить их.
И Масленица пришла… румяная, хохочущая, разогрела застывшую кровь, схватила людей за руки и пустилась с ними плясать до обморока.
Масленица самый весёлый, разгульный праздник. В народе говорили: “Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить”. Считалось, что если плохо отпраздновать её, то придётся жить в горькой беде. Самая примечательная черта праздника – обжорство. В эти дни это не было грехом...Хотя есть мясо было нельзя. Вот и пекли блины масленые, пироги да оладьи.
- Масленица обычно бывает в феврале, реже – в начале марта: каждый год по-разному. Её вычисляли по церковному календарю. Праздник продолжался неделю, и каждый день имел своё название. Послушайте своих товарищей.
Сообщения обучающихся о днях масленицы.
Понедельник – “Встреча”.
Коляда-моляда,
Прикатила молода!
Масленицу встречайте
Добром друг друга одаряйте.
В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы.
Вторник – “Заигрыши”.
Эй, ребята, детвора!
Не сидите по домам!
Ведь на улице сейчас
Чудеса встречают вас!
С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Ходили друг к другу в гости, причём по старшинству, молодые к более взрослым, приглядывали невест.
Среда – “Лакомка”.
С пылу, с жару, из печи
Блины, булки, калачи.
Всё, что есть, на стол мечи:
Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!
В этот день тёщи угощали своих зятьёв. Сохранилось много шутливых поговорок на этот счёт: “Придёт зять – где сметаны взять”,
“Широкий четверг”.
Сегодня дома не сиди!
В гости к другу ты иди,
И на пляску пригласи.
Тебе добром я отплачу,
Красну девицу сыщу!
Все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели песни.
Пятница – “Тёщины посиделки”.
Ставьте тёщам пироги
Не жалейте угощенья,
Будет вам всегда прощенье.
В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. Причем вечером зять сам должен был пригласить тёщу в гости.
Суббота – “Золовкины посиделки”.
Приглашайте, молодицы,
Родных чаем угоститься,
Пряниками и блинами
И хорошими словами.
Молодая невестка приглашала в гости своих родных, а парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.
“Прощёное воскресение” или “Заговенье”.
Прошла Масленица
Кончилось гуляньице,
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Прощай зима холодная,
Приходи, лето красное!
Последний день Масленицы. Соломенную Маслёну сжигали, пепел рассеивали по полям, чтобы дать силу новому урожаю. Объедались блинами, “блин – не клин, брюха не расколет”, - смеялся народ. Вечером с низкими поклонами и поцелуями люди просили друг у друга прощения за старые обиды и оскорбления. Шло очищение от всего греховного. Масленица заканчивалась, наутро начинался Великий пост.
Обряд: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.
3. Практическая работа
- Сегодня мы изготовим домашнюю масленицу, ростом 20-25 сантиметров. Обычное место для этой куклы – у двери. Только в среду масленой недели, когда принято было ходить «к теще на блины», в ожидании молодых выставляла теща куклу в окно или даже на улицу – гостей встречать. Домашнюю Масленицу считали мощным оберегом дома от всяческих напастей.
-Когда мастер приступает к работе, превращая материалы в изделия, он выполняет технологические операции в определённом порядке. Давайте повторим эти операции. (Плакат на доске) Мы сегодня их тоже будем использовать:
1. Определить замысел (будем делать чучело Масленицы).
2. Выбрать материалы, инструменты:
Нам понадобятся: кусочки ткани, газета, ножницы, резинки - фенечки, картон и белая бумага. Приготовим рабочее место.
3. Повторение правил техники безопасности при работе с ручными инструментами.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
4. Познакомиться с этапами изготовления изделия.
5. Изготовление изделия
4 . Динамическая пауза
Построение учащихся:1-й ряд – девочки, 2-ой – мальчики. Под звуки бубна уч-ся выполняют танцевальные движения.
Демонстрация презентации с поэтапным выполнением чучела Масленицы. (Слайды)
Работать мы будем под музыку великого композитора Вивальди «Времена года. Весна».
5. Подведение итогов
- Давайте, ребята, посмотрим на вашу работу. Каждый из вас представит своё изделие. Начнём
НАПРИМЕР:
1. Дорогая наша гостья Масленица, Ты белая, да румяная!
2. Коса длинная, трёхаршинная! Брови чёрные, наведённые!
3. Масленица - блиноедка, Масленица - жироедка.
Воспитатель: Ваши работы прекрасны, так как это проявление вашей фантазии, творчества.
Ты прощай, прощай, Масленица! Ты прощай, наша широкая! Ты пришла с добром, С блинами, пирогами да оладьями! А вот в это воскресенье наше кончится веселье! Прощай, Масленица!
Всем спасибо за внимание!
Литература:
- Э. О. Бондаренко "Праздники христианской Руси", Калининград, 1993 год.
- 2. "Энциклопедия обрядов и обычаев", Спб "Респект",1996 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование занятий в группе продленного дня.
Тематическое планирование занятий в группе продленного дня для учащихся 3-х классов....
Разработки развивающих занятий в группе продленного дня с использованием различных современных технологий
Материалы для использования в ГПД (начальная школа) по образовательной системе "2100"...
Внеклассное занятие в группе продленного дня "Своя игра"
Разработка внеклассного занятия для проведения в группе продленного дня "Своя игра". Рекомендуется для учащихся 3-4 классов....
Занятие в группе продленного дня по противопожарной тематике "С огнём шутки плохи"
Конспект занятия в ГПД по противопожарной тематике для учащихся 1 классов...
Учебно-методическое пособие для творческого рисования. Игровое занятие в группах продленного дня «Варежка»
Художественные способности — это возможности человека к деятельности в области искусства, среди которых выделяются: эстетическая восприимчивость, наблюдательность, отзывчивость на форму, ц...
Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.
Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....
Учебно-методическое пособие для занятий в группе продленного дня. Составитель: воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.
Развитие творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности....