Рабочие программы 2016-2017 уч.год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство.
Пояснительная записка. Подготовительный « А» класс учитель – Засимовская И.Н.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) обучающихся с ОВЗ. Она разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, с учетом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей, в соответствии с примерной программой по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Основные задачи:Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и другие) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и другого. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т.д.), освоение элементарных форм художественного ремесла.Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность;— декоративная художественная деятельность;— конструктивная художественная деятельность.Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета отводится в подготовительном классе -33 ч ( 1 ч в неделю)Количество часов в 1 четверти – 9 часовКоличество часов во 2 четверти – 7 часов.Количество часов в 3 четверти – 9 часов. Количество часов в 4 четверти – 8 часов.
Учебно – методическое обеспечение
Учебник и дополнительные учебные пособия: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
Учебно-практическое оборудование.1. Краски акварельные, гуашевые.2. Тушь.3. Бумага А4.4. Бумага цветная.5. Фломастеры.6. Восковые мелки.7. Кисти беличьи, кисти из щетины.8. Емкости для воды.9. Пластилин.10. Клей.11. Ножницы.
Характеристика класса:
Класс состоит из группы обучающихся по варианту 6.2., которую составляют дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности. Особенности психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций.
В классе 6 обучающихся с ОВЗ, которым рекомендовано обучение по общеобразовательной программе VI вида. Из них у двух учащихся рабочая рука – левая (Вика и Трофим). У одного учащегося (Тураев Дмитрий) гигиенический режим по зрению, спастика рук, в связи с чем не сформирован захват пишущих предметов, нарушена оптико-пространственная ориентация. По половой принадлежности: 4 мальчика и 2 девочки.
Характеристика курса
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Содержание курса
Тема первого года обучения: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ»
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 8 ч.Изображения всюду вокруг нас.Мастер Изображения учит видеть.Изображать можно пятном.Изображать можно в объеме.Изображать можно линией.Разноцветные краски.Изображать можно и то, что невидимо.
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 7 ч.Мир полон украшений.Красоту надо уметь замечать.Узоры, которые создали люди.Как украшает себя человек.Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 9 ч.Постройки в нашей жизни.Дома бывают разными.Домики, которые построила природа.Какие можно придумать дома.Дом снаружи и внутри.Строим город. Все имеет свое строение.Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу–9ч. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.«Сказочная страна». Создание панно.Разноцветные жуки.Времена года. Весенний пейзаж.Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы)
Результаты изучения курса1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты освоения АООП НОО характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности;овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке. живописи, скульптуре. художественном конструировании).
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».Выпускник научится:• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Выпускник получит возможность научиться:• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».Выпускник научится:• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).Выпускник получит возможность научиться:• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».Выпускник научится:• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.Выпускник получит возможность научиться:• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в подготовительном и 1 классе:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:-строить сообщения в устной и письменной форме;-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится: -различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;- организовывать своё рабочее место- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;- конструировать из природных материалов;- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;- развивать фантазию, воображение;-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;- научиться анализировать произведения искусства;- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Календарно – тематическое планированиеИзобразительное искусствоПодготовительный «А» класс учитель –Засимовская И.Н.
№ п/п | план | факт | Тема | Оборудование | Элементы содержания, понятия. | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч) | |||||||||||
1. | 02.09 | 02.09 | Изображения всюду вокруг нас. | Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство».Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства.Кабинет искусства — художественная мастерская. Мастер Изображения. Предмет «Изобразительное искусство». Художественная мастерская | Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художникамиПолучат возможность нарисовать радугу. | Познавательные УУД- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.Коммуникативные УУД- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;Регулятивные УУД- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,- уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | |||
2 | 09.09 | 09.09 | Изображения вокруг нас | краски, альбом | инструменты художника | научатся находить изображения в окружающей действительности | |||||
3. | 16.09 | 16.09 | Мастер Изображения учит видеть. | краски, слайды с осенними пейзажами, гербарии | Красота и разнообразие окружающего мира природы.Знакомство с понятием «форма». Форма предмета. Гербарий | Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. | ||||
4-5 | 23.0930.09 | 23.09 30.09 | Изображать можно пятном. | презентация, одноцветная краска, кисть, вода, черный фломастер презентация иллюстраций к книгам о животных (Е. Чарушина, В. Лебедева и т.д.) | Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).Пятно, иллюстрация. | Научится: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской | ||||
6-7 | 07.1014.10 | 07.1014.10 | Изображать можно в объеме. | слайды природных объектов выразительных форм или настоящие камешки, картофелины, корни, формы которых что-нибудь напоминает, пластилин, стеки, дощечка | Объемные изображения.Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.Выразительные, объемные объекты в природе. Пропорция | Научится: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения | |||||
8-9 | 21.1028.10 | 21.1028.10 | Изображать можно линией. | слайды линейных иллюстраций к книгам С. Маршака, а. Барто, черный фломастер или карандаш, бумага. | Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Линия.Линейные иллюстрации. Графика. Фотография | Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки | Познавательные УУД- находить и наблюдать линии и их ритм в природе;- сравнивать цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), -приводить примеры, - осуществлятьвозможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков; объективно оценивать выставку творческих работ одноклассников.Коммуникативные УУДпоследовательно и полно передавать партнерам информацию с помощью линейных изображений;рефлексия своих действий; формулировать собственное мнение и позицию при изображении радости и грусти; учитывать разные мнения при обсуждении выставки, задавать вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).Регулятивные УУДсамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; ориентация на образец и правило выполнения задания; формулировать и удерживать учебную задачу. | Адекватная мотивация учебной деятельности.Умение использовать адекватные выразит. средства при общении. -умение учас твовать в диалоге, вступать в общение с произведениями искусства, адекватно воспринимать произведения художников.- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). | ||
2 четверть | |||||||||||
10 | 11.11 | 11.11 | Разноцветные краски. | гуашь, широкая или тонкая кисти, бумага | Знакомство с цветом. Краски гуашь.Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Краски. Гуашь. Цвет | Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином) | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | ||||
11. | 18.11 | 18.11 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | схема, гуашь, кисти, бумага | Выражение настроения в изображении.Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Цвет и краски в произведениях художников | Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе» | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).Изображать радость или грусть (работа гуашью). | ||||
12. | 25.11 | 25.11 | Мир полон украшений. Цветы. | презентация о декоре, гуашь, кисти, цв. бумага | Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. | Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки | Познавательные УУД- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.Коммуникативные УУД- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;Регулятивные УУД- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,- уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности .Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.Любоваться красотой природы.Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). | ||
13. | 02.12 | 02.12 | Красоту надо уметь замечать | слайды различных поверхностей6 кора, мох, рябь на воде и т.д. | Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы | ||||||
14. | 09.12 | 09.12 | Узоры, которые создали люди. | гуашь, кисти, листы цв. бумаги | Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. | Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | ||||
15. | 16.12 | 16.12 | Как украшает себя человек. | слайды с персонажами известных сказок, гуашь, кисти, цв. бумага | Украшения человека рассказывают о своем хозяине.Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. | Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям | Регулятивные УУДвыделение и сохранение цели, заданной в виде образца, преобразование практической задачи в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи.Познавательные УУДпостроение рассуждений и осуществления поиска необходимой информации при создании несложныхновогоднихукрашений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы);выделить ивыделить и соотнести деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.Коммуникативные УУДадекватно использовать речь для планирования своей деятельности. | Развитие этических чувств.Умение участвовать в диалоге.уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). | ||
16 | 23.12 | 23.12 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. Новогодние украшения. | выставка детских работ сделанных ранее, цв. бумага, серпантин, фольга, ножницы, клей | Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. | Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. | ||||
3 четверть. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (9 ч) | |||||||||||
1718 | 13.0120.01 | 13.0120.01 | Постройки в нашей жизни. | презентация | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую | Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг | Познавательные УУД:- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.Коммуникативные УУД:- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;Регулятивные УУД:- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,- находить варианты решения различных художественно-творческих задач; | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.Уважительное отношение к иному мнениюНавыки сотрудничестваУважительное отношение к культуре, доброжелательностьНавыки сотрудничества | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. | ||
19. | 27.01 | 27.01 | Дома бывают разными | иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, гуашь, цв. мелки. бумага | Многообразие архитектурных построек и их назначение.Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. | Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.Анализировать, из каких основных частей состоят дома. | ||||
20. | 03.02 | 03.02 | Домики, которые построила природа. | презентация, пластилин, стеки, тряпочка, дощечки, гуашь | Природные постройки и конструкции.Многообразие природных построек, их формы и конструкции.Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.Соотношение форм и их пропорций. | Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри | Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. | ||||
21. | 17.02 | 17.02 | Какие можно придумать дома. | иллюстрации к сказкам «Вини-Пух…», «Чиполлино» и т.д., цв. мелки или фломастеры, бумага | Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей | Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. | |||||
22. | 03.03 | 03.03 | Дом снаружи и внутри. | презентация с иллюстрациями к детским книгам, цв. бумага, ножницы, клей | Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.Назначение дома и его внешний вид.Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. | Обучающиеся научатся Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). | ||||
23. | 10.03 | 10.03 | Строим город | презентация, цв. или белая бумага, ножницы, клей | Конструирование игрового города.Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор.Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Архитектура. Архитектор. Художник-архитектор | Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей | Познавательные УУД- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.Коммуникативные УУД- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;Регулятивные УУД- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. | ||
24. | 17.03 | 17.03 | Все имеет свое строение. | цв. бумага, ножницы, клей | Конструкция предмета.Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструкция (построение) предмета | Научится создавать из простых геометрических форм изображения животныхв технике аппликации. | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. | ||||
25 | 24.03 | 24.03 | Город, в котором мы живем. Памятник и архитектура. Обобщение темы. | ватман, цв. бумага, гуашь, ножницы, клей, презентация памятников архитектуры | Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | Научится: создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления | Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).Обсуждение работы. | ||||
4 четверть Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (9ч) | |||||||||||
26 | 07.04 | 07.04 | Изображения, украшение, постройка всегда помогают друг другу.Изображение. Украшение. Постройка | презентация о разный видах искусств | Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция.В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы. | Научатся смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением | Познавательные УУД:- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.Коммуникативные УУД:- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;Регулятивные УУД:- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,- уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). | ||
2728 | 14.04 21.04 | 14.04 21.04 | Сказоч-ная страна | цв. бумага, ножницы, клей, фольга, гуашь, кисти | Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. | Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы | Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся классаСоздавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. | ||||
29 | 28.04 | 28.04 | Разноцветные жуки | презентация, цв. бумага, ножницы, клей, нитки | Разновидности жуков | Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением | |||||
30 31 | 05.05 12.05 | 05.05 12.05 | Времена года. Весенний пейзаж. Пейзаж. Настроение в рисунке | презентация, гуашь, бумага, кисти | Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты. | Научится: выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему Научится: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства | Учиться поэтическому видению мира.Любоваться красотой природыНаблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности | ||||
32 | 19.05 | 19.05 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) | бумага, гуашь, кисти | Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.Образ лета в творчестве российских художников.Картина и скульптура. Репродукция. | Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы | Умение видеть. Развитие зрительских навыков.Создание композиции по впечатлениям от летней природы.Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). |
24 февраля – выходной (1 урок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 2016/2017
рабочая программа воспитательной работы на 2016/2017 учебный год...
Рабочие программы 2016-2017 учебный год
Рабочие программы по всем предметам с 1по 4 класс...
Рабочие программы 2016-2017 учебный год
Рабочие программы УМК "Школа России" 4 класс,литературное чтение 3 классРабочая прогамма УМК "Школа России" 4 класс русский языкРабочая программа УМК "Школа России" 4 класс математикаРабоч...
Рабочие программы 2016-2017 уч.год
Русский язык. Подготовительный класс...
Рабочие программы 2016-2017 уч.год
Литературное чтение. Подготовительный класс...
Рабочие программы 2016-2017 уч.год
Математика. Подготовительный класс....
Рабочие программы 2016-2017 уч.год
Окружающий мир. Подготовительный класс...