Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломов)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломов), 2016-17 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.izobrazitelnoe_iskusstvo_4_kl_2016-2017.docx | 517.48 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Нормативная база, на основе, которой разработана Рабочая программа
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015 №507).
- Основная образовательная программа школы с изменениями (утв. приказом директора школы от 31.08.2016 № 26/1)
- Учебный план школы на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26/1)
- Положение о Рабочей программе по ФГОС (утв. приказом от 22.05.2015 № 21/1)
- Примерная программа по предмету. Начальная школа. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты начального общего образования;
- Авторская программа Изобразительное искусство. 1—4 классы, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев- М. :Дрофа, 2014
- Календарный учебный график на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26)
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта «РИТМ»:
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник с мультимедийным приложением, -М. :Дрофа, 2012
- Богатырёва В. Я. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь -М. :Дрофа, 2012
- Богатырёва В. Я. Изобразительное искусство. 4 класс. Методическое пособие -М. :Дрофа, 2012
Программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом примерной программы по учебным предметам и психолого-педагогических и концептуальных основах УМК «РИТМ».
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы
Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) создан на основе УМК «Классическая начальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования.
УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Особенности системы учебников «РИТМ»:
- интеграция всех предметов программы начальной школы;
- вариативность на всех уровнях;
- обширная информационно-образовательная среда;
- использование современных образовательных ресурсов.
Основные принципы реализации целей обучения. Каждый ребенок:
- должен быть успешен;
- включается в активную учебно-познавательную деятельность;
- получает возможность раскрыть свою индивидуальность;
- учится мыслить творчески и самостоятельно, содержательно общаться со сверстниками и взрослыми.
Комплекс учебников «РИТМ» представляет собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы. В учебниках, разработанных на единой концептуальной основе, органически соединяются традиции отечественной начальной школы, восходящие к К. Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии и методики начального обучения. Информационно-образовательная среда комплекса «РИТМ» дополняется рабочими тетрадями, мультимедийными приложениями, словарями, дидактическими материалами, тренажерами, книгами для чтения, методическими пособиями, комплектами демонстрационных таблиц.
Возможность выбора образовательной траектории и единая информационно-образовательная среда комплекса «РИТМ» обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
- приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
— овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Особенности УМК
Качество образовательных услуг сегодня во многом зависит от того, насколько учебно-методическое обеспечение курса согласуется с требованиями современной парадигмы образования и стремлением обеспечить достаточный уровень образовательных результатов. Учебно-методический комплекс «Изобразительное искусство. 3 класс» предметной линии
В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной в полной мере отвечает этим требованиям и обеспечивает введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметная линия по изобразительному искусству ориентирована на эстетическое развитие личности на основе освоения лучших образцов художественного наследия народов России и мира. Она построена на принципах системно-деятельностного подхода к обучению и отражает коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.
УМК «Изобразительное искусство. 4 класс» составляют:
-рабочая программа для 1—4 классов (авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев), которая определяет границы изучения предмета за весь период начальной школы, дозирует учебный материал курса по учебным блокам, в соответствии с количеством учебных часов;
-учебник «Изобразительное искусство. 4 класс» (авторы: В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина) с электронным приложением, реализующий задачи изучения курса, способствующий развитию творческого потенциала школьников. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования, рекомендован к изданию Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в Федеральный перечень учебников;
-электронное приложение к учебнику является интерактивным мультимедийным компонентом учебно-методического комплекса «Изобразительное искусство. 4 класс»; оно дополняет информацию, представленную в учебнике, помогает сформировать
и закрепить знания и умения учащихся;
- рабочая тетрадь (автор В. Я. Богатырева), являясь обязательным приложением к учебнику, необходимым для практических занятий школьников,
позволяет экономить время, дает возможность более глубокой проработки учебного материала, способствует учебной мотивации и самостоятельности учащихся, формирует их готовность к решению разнообразных образовательных проблем;
-методическое пособие (авторы: Н. В. Долгоаршинных, Т. Н. Горчакова, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина), обеспечивающее сопровождение курса,
содержит рекомендации, как наиболее эффективно использовать на уроках все компоненты УМК: учебник с электронным приложением, рабочую тетрадь и рабочий альбом — для достижения планируемых результатов и развития УУД.
Особенностью данного учебно-методического комплекса является его ориентация на компетентностный и деятельностный подходы, использование проектной деятельности в обучении. Содержательный аспект комплекса включает систему основных понятий изобразительного искусства, сопровождаемую демонстрационным материалом и практико-ориентированными заданиями для учащихся. УМК позволяет успешно решать разнообразные образовательные задачи Федерального государственного образовательного стандарта, рационально организовывать
учебный процесс и достигать высокого качества обучения. Учебно-методический комплекс «Изобразительное искусство. 3 класс» ориентирован на развитие у школьников знаний и умений, необходимых для успешного освоения предмета. Учебник и рабочая тетрадь хорош иллюстрированы, снабжены адаптированными текстами, содержат вопросы и задания различного уровня сложности. Памятки и задания, представленные в УМК, помогут в осмыслении учебного содержания на доступном для третьеклассников уровне. В учебнике содержится систематизированный учебный материал, необходимый для организации образовательного процесса по изобразительному искусству. Текст учебника написан понятным языком,
его легко и интересно читать, в нем дается четкое определение специальных терминов, вся представляемая информация соответствует уровню знаний, умений и навыков, сформированных у обучающихся к 3 классу. Иллюстративный материал учебника является наглядной опорой, призванной усилить познавательный, эстетический и эмоциональный аспект обучения. Аппарат ориентировки (оглавление, рубрикация, шрифтовые и цветовые выделения, сигналы-символы) помогает учащимся быстро и безошибочно находить в учебнике необходимую информацию, создает условия для успешной самостоятельной работы. Разнообразный учебный материал курса «Изобразительное искусство. 4 класс» группируется по темам учебных четвертей: «В гостях у красавицы осени», «В мире сказок», «Красота в умелых руках», «Пусть всегда будет солнце…».
Рабочая тетрадь, входящая в учебно-методический комплекс В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство. 3 класс», развивает образное мышление учащихся, способствует более легкому и успешному усвоению учебного материала, является эффективным средством контроля и учета знаний, умений и навыков. В рабочей тетради содержится богатый иллюстративный материал, служащий для ознакомления с различными приемами риcования, основами декоративно-прикладной росписи, а также с техникой граттажа и способами вырезания рисунка из бумаги при создании поздравительной открытки, предлагаются упражнения и задания, связанные с работой карандашом, акварелью, гуашью, с изготовлением изделий из пластилина.
Широкие возможности обучения и воспитания заложены в электронном приложении к учебнику, которое учитель может использовать на уроках,
а учащиеся — при самостоятельной работе дома. Структура приложения соответствует структуре учебника, такая связь облегчает их совместное использование в образовательном процессе. В электронном приложении представлен обучающий материал ко всем урокам изобразительного
искусства в 3 классе. Он содержит разнообразные мультимедиаресурсы: анимационные презентации, красочные иллюстрации, слайд-шоу, интерактивные задания. Дополнительный материал включает галерею картин художников, интересную информацию о скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном искусстве, а также примеры творческих работ учащихся в разных видах и жанрах изобразительного искусства.
Учебно-методический комплекс «Изобразительное искусство. 4 класс» предметной линии В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной обеспечивает:
- правильную последовательность обучения и разнообразные формы организации работы с учащимися;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня сформированности знаний, умений и навыков;
- полноценное усвоение программы;
- реализацию планируемых результатов обучения, формирование и развитие всех компонентов учебной деятельности третьеклассников, овладение необходимыми универсальными учебными действиями.
Использование учебника, рабочей тетради, мультимедиаресурсов, методического пособия позволит учителю проводить интересные и насыщенные уроки изобразительного искусства, благодаря которым будет повышаться эффективность образовательного процесса.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике 4 класса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9-10 лет. Класс можно разделить на три группы. Высокий уровень комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Средний уровень входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости. Низкий уровень составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Также применяется дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий КСО (коллективных способов обучения) и ГСО (групповых способов обучения).
Алгоритм деятельности с детьми:
а) высокий уровень:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;
- привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач;
- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний.
б) средний уровень:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;
- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;
- отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне;
в) низкий уровень:
- создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;
- создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;
- отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;
- формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
В авторскую программу изменения не внесены.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе рабочаей программы Изобразительное искусство для 1—4 классов (авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, Н. В. Долгоаршинных), методическое пособие (авторы: Н. В. Долгоаршинных,), разработанного на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарта второго поколения) и программы по учебным предметам, с учетом особенностей дидактического обеспечения курса (учебника, рабочей тетради для ученика). Пособие помогает понять общую логику разворачивания содержания образования завершенной предметной линии «РИТМ» в 4 классе, дидактический смысл заданий, связанных с формированием универсальных учебных действий; содержит программу, тематическое и поурочное планирование.
2.Общая характеристика предмета
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса — уроком — возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.
Ттематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для со-6 здания выразительного образа (пластилин, глина — конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
Используемые методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемно-поисковый;
Метод стимулирования интереса к учению;
Метод самоконтроля;
Метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
- проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
- развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
- дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера)
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
- здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
- Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения в 4 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
- формирование основ гражданственности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
— овладение способностью принимать цели и за
дачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человек;
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
6. Содержание учебного предмета
4 класс (34 ч)
Рисование с натуры (10 ч)
Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению (9 ч)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа (8 ч)
Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.
Лепка (7 ч)
Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды г. Скопина, рельефных изразцов. Лепка героев русских народных сказок.
Учебно – тематический план
№ | Глава | Кол-во часов |
1 | Осень на пороге | 10 |
2 | «Город чудный, город славный» | 9 |
3 | «В мире искусства» | 8 |
4 | «Наш красивый дом» | 7 |
Итого | 34 |
7. Календарно - тематическое планирование по предмету изобразительное искусство для 4 класса общеобразовательной школы (1 час в неделю)
№ | Тема урока | Формы контроля | Формы и методы обучения | Основные виды учебной деятельности | Оборудование | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |||
Глава 1. Осень на пороге (10 ч) | |||||||||||
1 | Путешествуя по земному шару. | Художественно-практические задания | Проблемно-поисковый метод, работа в группах | Анализировать изображаемые предметы, выделяя особенности конструкции, формы, пространственного положения, а также цвета и распределения светотени на поверхности предмета. Использовать в работах начальные представления о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения. Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов. Использовать основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. Владеть элементарными приемами работы пластическими скульптурными материалами для создания моделей предметов бытового окружения человека. Моделировать простейшие архитектурно-ландшафтные комплексы: макеты сада, парка | 1 | ||||||
2 | Осень в городе. | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Частично-поисковый метод, фронтальная работа | 1 | |||||||
3 | Овощи и фрукты. | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | Практический метод, работа в парах | 1 | |||||||
4 | На уборке урожая. | Выставка творческих работ | Проблемно-поисковый метод работа в группах, | 1 | |||||||
5 | Конструкция предметов | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Иллюстративный метод, коллективная работа | 1 | |||||||
6 | Иллюстрирование сказок, рассказов, басен | Выставка творческих работ | Объяснительно-иллюстративный метод, коллективная работа | 1 | |||||||
7 | Чудо-кувшины | Эстетическая оценка результата творческой работы | Иллюстративный метод, работа в группах | 1 | |||||||
8 | Ландшафтная архитектура. | Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ | Проблемно-поисковый метод, фронтальная работа | 1 | |||||||
9 | Дивный сад хозяйки медной горы | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Проблемно-поисковый метод, коллективная работа | 1 | |||||||
10 | В гостях у бабушки в деревне | Выставка творческих работ | Проблемно-поисковый метод, индивидуальная работа | 1 | |||||||
Глава 2. «Город чудный, город славный». (9 ч) (Рисование на темы, по памяти и представлению) | |||||||||||
11 | Декоративные фантазии. | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Частично-поисковый, коллективная работа | Замечать разнообразие цвета в природе. Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно‑творческой деятельности. Выполнять цветовые композиции на передачу характера природных явлений. Передавать характер природных явлений выразительными средствами живописи (цвет, колорит, цветовой контраст, гармония цветовых оттенков). Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников. Применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цвете. Изображать здания различной формы, использовать простые формы для создания сложных выразительных образов в рисунке и живописи. Моделировать архитектурные формы из различных материалов. Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, архитектуры | 1 | ||||||
12 | Утро. День. Вечер. | Экспресс-выставка | Практический метод, работа в группах | 1 | |||||||
13 | Сказочный лес. | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | Частично-поисковый коллективная работа, | 1 | |||||||
14 | Ребята на экскурсии. | Фронтальный опрос (устно) Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Групповая форма, частично- поисковый метод | 1 | |||||||
15 | Старинные города России. | Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата | Иллюстративный метод, коллективная работа | 1 | |||||||
16 | Закат солнца над городом. | Презентация работ | Групповая форма, частично- поисковый метод | 1 | |||||||
17 | Построй свой дом. | Просмотр, анализ и оценивание работ | Проблемное изложение изучаемого материала, работа в группах | 1 | |||||||
18 | Городской пейзаж. | Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата | Групповая форма, метод проблемного изложения | 1 | |||||||
19 | Праздничный наряд моего города | Презентация работ | метод проблемного изложения, работа в группах | 1 | |||||||
Глава 3. «В мире искусства». (8 ч) (Декоративная работа) | |||||||||||
20 | Искусство народов мира. | Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата | Частично-поисковый, работа в парах | Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства. Проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы человека. Передавать в рисунках и лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Иметь представление о деятельности художника-иллюстратора. Понимать изобразительную природу театра и роль художника в театре. Называть ведущие центры лаковой миниатюры | 1 | ||||||
21 | Образы природы, архитектуры, человека. | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Групповая форма, эвристическая беседа | 1 | |||||||
22 | Автопортрет. | Просмотр, анализ и оценивание работ | Объяснительно-иллюстративный, коллективная работа | 1 | |||||||
23 | Рисунки мастеров слова. | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | Практический метод, групповая работа | 1 | |||||||
24 | Литература. Музыка | Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата | Групповая форма, метод проблемного изложения | 1 | |||||||
25 | Театр | Экспресс-выставка | Практический метод, иллюстративный метод | 1 | |||||||
26 | Герои сказок | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Практический метод, работа в парах | 1 | |||||||
27 | Сказки а шкатулках | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Групповая форма, эвристическая беседа | 1 | |||||||
Глава 4. «Наш красивый дом». (7 ч) (Лепка) | |||||||||||
28 | Города будущего | Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата | Частично-поисковый, работа в группах | Иметь представление о видах современного декоративно-прикладного искусства и дизайна, об украшении домов и предметов быта. Овладеть начальными сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д. Выполнять изображения интерьера и отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. | 1 | ||||||
29 | Интерьер – образ эпохи | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | Проблемное изложение изучаемого материала, коллективная работа | 1 | |||||||
30 | Искусство дизайна в современном мире. | Просмотр, анализ и оценивание работ | Групповая форма, частично- поисковый мет од | 1 | |||||||
31 | Художественное конструирование мебели, транспорта. | Презентация работ | Практический метод, работа в группах | 1 | |||||||
32 | Песни нашей Родины. | Экспресс-выставка | Проблемное изложение изучаемого материала | 1 | |||||||
33 | Этот День победы. | Просмотр, анализ и оценивание работ | Метод иллюстрации, фронтальная работа | 1 | |||||||
34 | Экологический плакат. | Просмотр, анализ и оценивание работ | Проблемное изложение изучаемого материала, работа в группах | 1 |
8. Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов
Оценка предметных и метапредметных результатов производится в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в МКОУ Черёмушкинская СОШ.
Оценка личностных результатов.
Критерии оценивания.
Оценка личностных результатов, во-первых, осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований классными руководителями, педагогом-психологом в соответствии с планом мониторинга УУД. Для обязательного мониторинга в начальных классах определены следующие личностные УУД:
Самоопределение, самооценка | - положительное отношение к школе; - чувство необходимости учения; -предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; - предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). |
Когнитивный компонент: - представленность в Я-концепции социальной роли ученика; - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Регулятивный компонент: - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | |
Смыслообразование, Мотивация учебной деятельности | - сформированность учебных, социальных и познавательных мотивов; - интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; |
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Одной из форм оценки личностных результатов учащихся также может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
Личностные результаты учащихся, в соответствии с требованиями Стандарта, не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы и представляется в соответствии с указанными в таблице сроками в процентном соотношении количества учащихся, достигших необходимого уровня, к общему количеству учащихся.
Мониторинг динамики УУД осуществляется на основе программы мониторинга УУД в начальной школе МКОУ Черемушкинская СОШ.
Оценка метапредметных результатов.
Критерии оценивания.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Целью оценки метапредметных результатов является получение объективной информации об уровне сформированности и динамике формирования УУД у учащихся и установление степени соответствия достигнутых результатов планируемым результатам обучения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов являются:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностных и социально-значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Предметом оценивания являются группы УУД, выступающих в качестве базовых для формирования учебной, коммуникативной, познавательной деятельности на определенном этапе обучения, а также УУД, формирование которых является приоритетным для школы в соответствии с Программой развития школы.
Основным содержанием оценивания метапредметных умений учащихся является установление наличия и степени сформированности у учащихся УУД в соответствии с возрастными и психологическими нормами данного периода обучения.
Оценивание метапредметных результатов осуществляется с использованием уровневой оценки, что соответствует природе УУД и принципу критериального оценивания, заложенному в ФГОС, а также с использованием самооценки учащихся. Требования к уровню сформированности УУД устанавливаются с учетом результатов, достигнутых учащимися в предыдущий период.
Измерение и оценка сформированности УУД осуществляется в рамках текущего и промежуточного оценивания на основе:
- результатов выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;
- результатов выполнения предметных (на материале различных учебных предметов) учебных и учебно-практических задач, для которых УУД выступают в качестве инструментальной основы (средства решения);
- результатов выполнения итоговых индивидуальных и групповых проектов по предметам учебного плана;
- результатов (продуктов), достигнутых учащимися во внеурочной деятельности.
Для осуществления оценки сформированности УУД в рамках внутришкольной системы оценки образовательных достижений используются методы и инструментарий, содержащиеся в УМК, по которым ведется обучение, а также иные методики и инструменты, разработанные учителями и утвержденные районным методическим объединением учителей по данному предмету.
Механизм оценки метапредметных результатов
№ | Процедура оценивания | Критерии | Кто оценивает | Сроки | Фиксация результатов |
1 | Наблюдения, индивидуальные беседы | Уровень сформированности УУД | Учитель | В течение уч. года | Листы индивидуальных достижений Портфолио |
2 | Итоговые проверочные работы по предметам | Уровень сформированности УУД | Учитель | По графику проведения контрольных работ | Таблицы результатов в портфолио |
3 | Итоговая комплексная работа (грамотность чтения информационных текстов) | Уровень сформированности УУД | Администрация | Конец уч.года (апрель-май) | Аналитическая справка Таблицы результатов в портфолио |
Основные способы оценивания метапредметных образовательных результатов –педагогическое наблюдение.
Оценка предметных результатов начальной школы.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач (использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д.). Объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием, способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижений предметных результатов производится по пятибалльной оценочной шкале.
Критерии отслеживания результативности деятельности по изобразительному искусству.
Объектом оценки результатов служит в полном соответствии с требованиями нового стандарта способность детей решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Критерии оценки рисунка:
Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если работа отвечает всем требованиям к выполнению задания проекта: правильно выполнена композиция листа, точно определены пропорции геометрических тел, правильно выполнено линейно-конструктивное построение, линейная перспектива, светотеневая моделировка формы, штриховка фона, качество штриховки высокое.
Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если в работе правильно выполнена композиция листа, точно определены пропорции геометрических тел, в выполнении линейно-конструктивного построения, светотеневой моделировки формы, штриховке фона есть небольшие ошибки, качество техники штриховки не очень высокое.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в том случае, если работа выполнена с ошибками в композиции листа, в определении пропорций, в выполнении линейно-конструктивного построения, светотеневой моделировки формы, качество техники штриховки невысокое.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в том случае, если в работе неправильно выполнена композиция листа, присутствуют грубые ошибки в определении пропорций геометрических тел, линейно-конструктивном построении, светотеневой моделировке формы, штриховке фона, качество техники штриховки низкое.
Критерии оценки работы в группе.
Планирование.
Распределение обязанностей.
Работа по алгоритму.
Соблюдение временного режима.
Активное участие в работе группы каждого члена группы.
Креативное отношение к работе.
Самостоятельность выполнения работы.
Оригинальность работы.
Активность участия в презентации работы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
• Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
• Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
• Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Инструментарий критериев при выполнении практических творческих работ.
Компоновка листа.
Организация плоскости листа (многоплановость, линия горизонта, способ загораживания). Использование композиционных правил, принципов, законов (ритм, центр композиции, симметрия, асимметрия, статика, динамика, цельность, жизненность).
Линейная перспектива.
Воздушная перспектива.
Для живописи (и не только): механическое смешивание, теплые цвета, холодные цвета, многочисленность оттенков. Нюансы.
Для графики (и не только): выразительность линии, выразительность пятна, растяжка тона.
Декоративная переработка форм растительного и животного мира.
Владение техникой выполнения
Оригинальность работы
Самостоятельность выполнения работы.
Законченность работы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
Специальные методики обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.
Методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное).
- Ежедневный анализ достижений и оценивание продвижения учащегося с ОВЗ для выведения объективной четвертной оценки.
- Разрешение переделать задание, с которым ученик не справился.
- Предоставление возможности выбора контрольного задания.
- Объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.).
- Разрешение устных ответов по читаемым текстам.
- Оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей.
- Неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов.
- Предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом.
- Акцентирование внимания на достижениях ученика.
9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И.Изобразительное искусство. Учебник с мультимедийным приложением.
- Богатырёва В. Я. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.
- Богатырёва В. Я. Изобразительное искусство. Методическое пособие.
Дополнительная литература.
- Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. — М.: Линка-Пресс, 1997.
- Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. - М.: Мозайский, 1999.
- Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. - М.: Мозайский, 1999.
- Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999.
- Жегалова, С. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
- Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. - М.: ИД «Грааль», 2002.
- Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 1992.
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.
- Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.
- Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.
- Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.
- Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992.
- Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
- Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева - М.: Агар, 1998.
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Ксерокс.
Инструменты и приспособления:
Муляжи овощей и фруктов
Гербарий
Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые и пластмассовые геометрические тела
10.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
- доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т. д.);
- элементарные приемы перспективного построения изображения — уменьшающихся в удалении дороги, реки, сознательное использование приемов загораживания;
- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Пол-хов-Майдана;
- правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
. выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески использовать приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;
. использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству умк "ПНШ" 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по умк "ПНШ" разработана в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-6 классов школы I вида
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-6 классов начального общего, основного общего образования специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида разработана на ос...
рабочая программа по изобразительному искусству УМК " Перспектива" 1 класс
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравст...
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного Образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 класса по УМК "Начальная школа 21 век".
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второгопоколения и н...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс
Рабочая программа с оставлена на основе авторской программы по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии с требованиями ФГОС НОО....