Театр кукол
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Харченко Евгения Викторовна

Конспект урока изобразительного искусства по программе Неменского. Тема четверти "Художник и зрелище". Изделие из солёного теста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема четверти: «Художник и зрелище»

                           

                         Тема урока: «Театр кукол».

Цели урока:  

  1. Формировать активность в создании театральных кукол, навыки работы с солёным тестом.
  2. Формировать интерес к театру кукол, желание посетить его.
  3. Воспитывать умение эмоционально откликаться на работу художников в театральных постановках.

4.  Развивать воображение, творческую фантазию детей, глазомер.

 Оборудование урока: солёное тесто, стеки, клеёнка, дощечка, салфетка.

Зрительный ряд:  готовые куклы (перчаточная, тростевая, марионетка); кроссворд, карточки – слова; иллюстрации кукол и голова куклы, изготовленная из солёного теста.

Музыкальный ряд: «Времена года», «Зима».

Ход урока.

I – Организация внимания.

    Проверка готовности к уроку.

II – Актуализация.

- Сегодня мы продолжим знакомство с искусством театра.

- Как называется тема нашей четверти?

                   / «Художник и зрелище»

- Правильно, тема нашей четверти «Художник и зрелище». На прошлых уроках вы узнали много интересного о театральных масках, об образах театральных героев.

- А что же такое театр?

 / театр – это место для зрелищ, где проходят выступления    актёров.

- А где же впервые был создан театр?

                    / в Греции.

- А кто скажет, с какими видами театральных искусств вы познакомились?

                   / опера, балет, цирк.

- Молодцы! А какой театральный спектакль мы называем оперой?

 / опера – это вид театрального искусства, где образы героев рассказывают о жизни в музыке и пении. Если внимательно прислушиваться, то можно услышать характер героя и его чувства.

- А какой театральный спектакль мы называем балетом?

 / балет – это вид театрального искусства, в котором содержание раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

- А что такое цирк?

/ цирк – это вид театрального искусства, очень эмоциональный и захватывающий, где выступают акробаты, дрессировщики, жонглёры.

- Ребята, а кто же является главным действующим лицом в театральных представлениях?

                      / актёр.

- А кто помогает актёру передать характер героя, его настроение, чувства, образ? Например, образ Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, кто же помогает актёру?

                       / костюмер, художник- гримёр.

- Что они должны знать, чтобы правильно и точно раскрыть образ театрального героя?

                      / характер, эпоху, в которой жил герой.

- Начиная с самого первого урока четверти, вы путешествуете по большой сказочной стране зрелищных искусств. Сегодня, мы познакомимся с новым волшебным театром. А с каким именно, мы узнаем, разгадав кроссворд.

а

к

т

ё

р

у

б

о

р

м

а

с

к

а

с

п

е

к

т

а

к

л

ь

к

р

а

с

к

и

  1. Кто главный действующий герой в театральных постановках? (актёр)
  2. Как называется та часть костюма, которая одевается на голову актёра? (убор)
  3. Что использовали греки актёры – мужчины, чтобы изобразить женщину? (маску)
  4. Как по-другому назвали театральную постановку? (спектакль)
  5. Спрятались в баночке цвета радуги? (краски)

III – Изучение нового материала.

- Вы сегодня познакомитесь с театром кукол. Как вы думаете, что такое театр кукол?

    /это необычный весёлый театр, потому что здесь вместо актёров выступают куклы.

- А сейчас мы попутешествуем по странам и познакомимся с братьями тех кукол, которые живут у вас дома.

- Ребята, представляете, оказывается ещё в древности, люди изображали на скалах неподвижных богов. Около 3000 лет назад эти неподвижные изображения превратились в фигурки, которые человек оживляет с помощью своих рук – это стало началом кукольного театра. Они разговаривают и двигаются, ну прямо как живые, настоящие актёры. Любая кукла тесно связана с рукой…

_ А как вы думаете, рукой кого?

                     /актёра-кукловода. (карт КУКЛОВОД)

- А вы знаете, какие бывают куклы?

                    /ТРОСТЕВЫЕ, МАРИОНЕТКИ, ПЕРЧАТОЧНЫЕ

- Марионетки управляются с помощью длинных нитей (показ)

- Актёр – кукловод двигает рукой (карт. ВАГУ  – специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых отходят нити. К нитям прикреплена части куклы.)

- Когда кукловод двигает своей рукой вагу, то он создаёт движение кукол. Все свои мысли, чувства переносит кукле, и кукла оживает.

- А как вы думаете, если актёр-кукловод будет создавать медленные движения, то какого героя он хочет передать? (Грустного, тихого, печального)

 - А если быстрые движения? (Бодрого, непоседу)

- А вот у ТРОСТЕВОЙ куклы, руки управляются тростями, палочками, проволоками, прикреплёнными к ладошкам, запястьям или локтям кукол. Трости скрыты в рукавах или одежде кукол. Появились эти куклы очень давно на Востоке.

- А это ПЕРЧАТОЧНЫЕ куклы. Перчаточные куклы одни из самых простых, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Голова куклы обычно одевается на указательный палец. Одна рука – на средний палец, а другая рука куклы на большой палец.

 

-Ребята, как в России такая игрушка называется? (ПЕТРУШКА)

Собирайся люд честной,

Я – Петрушка - шапка на макушке

Всех развлекаю

Грустить не позволяю.

- Представляете, а ведь у Петрушки есть братья, которые живут вдалеке от нас.

- Во Франции – ПОЛИШИНЕЛЬ.

- В Англии – ПАНЧ.

-А в Италии – ПУЛЬЧИНЕЛЛА.

- Я хочу рассказать вам одну очень интересную легенду. Все вы знаете, что такое сцена (место, где выступают актёры) и занавес (штора, прикрывающая сцену).

Так вот. Давным-давно, в древности. Когда ещё дамы ходили в длинных пышных платьях, а мужчины во фраках, жила-была девушка по имени Сцена. И любила она юношу, которого звали Занавес. Но когда девушка выступала перед зрителями, злой король полюбил её и дал себе клятву, что Сцена будет его. Но девушка ему отказала, и король решил её убить «Ни мне, так и никому». Как-то раз, когда Сцена выступала, король выстрелил из пистолета. Но Занавес (её юноша) успел закрыть Сцену своей грудью. С тех пор, там, где люди выступают, это место называют сценой. А ширму, которая закрывает сцену – занавес.

IV –Физкультминутка.

V – Объяснение практической работы.

А вы хотите, чтобы и у вас у каждого была своя перчаточная кукла. Чтобы вы могли ставить свои театральные представления.

Для того, чтобы получилась голова, возьмите кусочек солёного теста. Надо размять и скатать в овальную форму или круглую, в зависимости от того, какую куклу вы будете лепить.

Затем с помощью различных приёмов образуем форму лица:

                     глаза – вдавливанием;

                     нос – вытягиванием;

                     щёки – наращиванием и т. д.

А с помощью стеков можно показать причёску куклы.

Посмотрите, как необходимо снизу как бы вдавить. Это место  для шеи. Затем, когда вы всё это сделаете, мы головы покроем краской и сошьём костюмы. Но это уже на следующем уроке, потому что голова должна высохнуть.

Всё ли вам понятно?

V I– Практическая работа.

- Ребята, а для того, чтобы мы могли ставить театральные представления наши куклы не должны повторяться. Поэтому, я вам предлагаю карточки с заданиями. На каждой карточке написаны персонажи сказок, которых вы будете создавать.

       1 ряд                                   2 ряд                           3 ряд

  Алёнушка                       Морозко                       Кощей Бессмертный

  Иванушка                       мачеха                           Карабас-Барабас

  Золушка                          папа Карло                   Баба-Яга

  Мальвина                       Буратино                       старик

  король

VI I– Итог урока

                 вспомнил

Я              узнал

                 хотел бы

VIII – Домашнее задание.

Дома подготовьте материал для продолжения работы по созданию куклы: пуговицы, ткань, шерстяные нити, бисер, мишуру и т. д.

Открытый урок в 3 классе

«ИЗО и худ. труд»

Учитель: Харченко Е. В.

МКОУ СОШ №18 п. Загорский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии театра кукол "Золотой ключик"

С точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе художественно – эстетических  и изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое...

Театр кукол

Виды кукол, история появления театральных представлений....

Консультация «Театр кукол и игрушек в детском саду»

Консультация «Театр кукол и игрушек в детском саду»...

Театр кукол.Голова театральной куклы. 3 класс

Презентация поможет зрительно увидеть как изготовить перчаточных кукол  для театрального представления....

Урок трудового обучения в 4 классе "Конусный театр кукол"

Кто из детей не любит театр? А если в роли актёра выступает сам ребенок?! А если куклы в этом театре сделаны своими руками, например, на основе конуса?! Да, всё-всё было именно так на уроке труда в ...

Внеклассная работа "Театр кукол"

Разработка внеклассной работы. Работа над созданием кукол....

Театрализованное представление театра кукол "Не кури и не сори""

Герои театра кукол учат детей тому, что не следует сорить повсюду и приобретать вредные привычки, в том числе и курение. Главный герой Волк, путешествуя по лесу встречается с другими героями, которые ...