Программа кружка "Волшебная кисть"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему
Прогамма кружка "Волшебная кисть" разработана для дополнительных занятий с детьми в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_volshebnaya_kistochka.doc | 783.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов №879
(ГБОУ Школа № 879)
на 2016-2017 учебный год
кружка художественно – эстетического направления
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ»
педагога дополнительного образования
Зеличенко Ларисы Евгеньевны
Пояснительная записка
Направленность студия «Волшебная кисть» имеет художественно-эстетическую направленность, предполагает кружковый уровень освоения знаний и практических навыков.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Принцип построения программы: На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Учащиеся выполняют творческие задания, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-15 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения.
Занятия, дают базовую подготовку для использования знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).
Формы занятий.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы: Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа, количество часов в неделю - 2 часа, 76 часов в год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
В конце обучения:
Ученик будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- основы цветоведения,
- усвоит азы рисунка, живописи и композиции.
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
- приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
Ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
- применять на практике законы цветоведения, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- конкурсов;
- выставок детских работ;
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки, зачетные работы, участие в конкурсах, защита рефератов.
На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные и экзаменационные работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки, элементы исследовательской и творческой деятельности.
Механизм оценки результатов по программе:
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.
Цель входной диагностики – выявить уровень развития:
- координации и тонкой моторики;
- умения изображать рисунок в цвете;
- творческое мышления;
- умение представлять объекты в различных пространственных положениях.
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.
Учебно-тематический план первого года обучения:
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
Вводная часть | 1 | 1 | -- |
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. | 4 | 1 | 3 |
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. | 8 | 2 | 6 |
Изображение растительного мира. Изображение животного мира. | 8 | 2 | 6 |
Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | 6 | 2 | 4 |
Орнамент. Стилизация. | 2 | 1 | 1 |
Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. | 6 | 2 | 4 |
Жанры изобразительного искусства: пейзаж портрет натюрморт | 20 | 4 | 16 |
Тематическое рисование. | 10 | 2 | 8 |
Мы – юные дизайнеры. Оформительские, творческие и выставочные работы. | 6 | 2 | 4 |
Воспитательная работа, посещение выставок, участие в конкурсах. | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 76 | 20 | 56 |
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводный инструктаж по Т.Б. Введение в образовательную программу. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. | 2 |
2 - 3 | «Изображать можно линией» Линия, штрих, тон. «Изображать можно пятном». Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображение силуэта дерева. | 2 |
4 | Живопись – искусство цвета. Основы цветоведения. Первичные цвета. Основные цвета. Цветовая гамма. | 2 |
5 | «Красоту нужно уметь замечать». Монотипия. Фактура. | 2 |
6 | Рисуем деревья в теплой или холодной гамме. | 2 |
7 | «Узоры на крыльях». Сближенная цветовая гамма. | 2 |
8 | Изображение растительного и животного мира. Выполнение линейных рисунков трав. | 2 |
9 | Пейзаж. В гостях у осени. Воздушная, линейная перспектива. | 2 |
10 | Натюрморт. Осенний букет. | 2 |
11 | Красивые рыбы. | 2 |
12 | Экскурсия. | 2 |
13 | Украшение птиц. Скульптура. | 2 |
14 | «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства» | 2 |
15 | Мы в цирке. | 2 |
16 | Основы композиции. Динамика и статика в композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Узор из кругов и треугольников. | 2 |
17 | Новогодний огонек. Чаепитие. | 2 |
18 | Орнамент. Ритм. Стилизация. «Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек» | 2 |
19 | ДПИ. Сказка в декоративном искусстве. | 2 |
20 | Гжель. Тарелка с растительным орнаментом «Синее чудо» | 2 |
21 | Полхов-Майданский промысел. «Праздничные краски русской матрёшки». | 2 |
22 | Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин». | 2 |
23 | Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. | 4 |
24 | Портрет. Пропорции лица человека. | 2 |
25 | Пропорции фигуры человека. | 2 |
26 | Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко. | 2 |
27 | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей. | 2 |
28 -29 | Натюрморт из геометрических тел. | 4 |
30 | Тематическое рисование. Красота народного костюма. | 2 |
31 | Составление мозаичного панно «Спящая красавица» | 2 |
32 | Рисование на тему «Закат солнца» | 2 |
33 | Рисование на тему «Пейзаж с радугой» | 2 |
34 | «В сказочном подводном царстве» | 2 |
35 | Мы – юные дизайнеры. Искусство оформление книги. | 2 |
36 | Искусство оформление книги. | 2 |
37 | Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. | 2 |
38 | Итоговое занятие. Выставка. Чаепитие. | 2 |
Содержание курса
Раздел 1. Введение (1ч.)
Тема 1.1 Вводный инструктаж по Т.Б. Введение в образовательную программу. Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. (1 ч.)
Теория. Ознакомление с работой кружка «Волшебная кисть», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по Т.Б.,
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Беседа, наблюдение, рисование на свободную тему.
Методическое обеспечение. Инструкции по Т.Б.
Раздел 2.
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка (6 ч.)
Тема 2.1 Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. (1 ч.)
Обучающий компонент
Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть.
- знакомство с рисовальными материалами;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.
Тема 2.2 «Изображать можно линией» линия, штрих, тон (1ч.)
Обучающий компонент.
Присмотреться к разным линиям - и постараться увидеть какие-либо изображения.
Воспитывающий компонент.
Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы; учиться наблюдать, развитие фантазии, умение видеть красоту в жизни.
Практическая часть.
Превратить линию в изображение животного птицы, предмета, дорисовать, придумав иллюстрацию - рассказ.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.
Тема 2.3 «Изображать можно пятном» (1 ч.)
Обучающий компонент.
Присмотреться к разным пятнам - мху на камне, осыпи и узорам на мраморе в метро - и постараться увидеть какие-либо изображения.
Воспитывающий компонент.
Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы; умение видеть
красоту в жизни.
Практическая часть.
Превратить пятно в изображение животного, птицы.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Карандаш, черная тушь, черный фломастер.
Тема 2.4 Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева. (2 часа)
Обучающий компонент.
Основы изобразительного языка: линия, штрих, пятно, рисунок, пропорции, силуэт. Передача в рисунках формы, очертания, характера изображаемых предметов.
Воспитывающий компонент.
Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть.
Изображение дерева по памяти.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельная работа.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, тушь, перо, фломастер.
Раздел 3.
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета (8 ч.)
Тема 3.1 Первичные цвета. Цветовая гамма (2 ч.)
Обучающий компонент
Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и живопись гуашевыми красками.
Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.
Воспитывающий компонент.
Обогащение восприятия окружающего мира.
Практическая часть.
-Правильное обращение с художественными материалами;
-освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;
-получение различных цветов и их оттенков;
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 3.2 «Красоту нужно уметь замечать». Монотипия. Фактура(2 ч.)
Обучающий компонент
Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений.
Воспитывающий компонент.
Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Практическая часть.
Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Материалы: для учителя – валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей – дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.
Тема 3.3. Рисуем деревья в теплой или холодной гамме (2 ч.)
Обучающий компонент
Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть). Знакомство с теплой, и холодной цветовой гаммой
Воспитывающий компонент.
Проведение обзорных экскурсий «Здравствуй, мир!»
Практическая часть.
Изображение дерева в теплой, или холодной цветовой гамме.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, карточки, иллюстрации, таблицы, дополнительная литература.
Тема 3.4. «Узоры на крыльях» Сближенная цветовая гамма. (2 ч.)
Обучающий компонент
Сближенная цветовая гамма. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.
Воспитывающий компонент.
Для того чтобы не оскудела, не меркла и крепла земная краса, необходимы насекомые. Без них не мог бы человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать. И, конечно, же он не увидел подлинную красоту природы.
Практическая часть.
Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Раздел 4.
Изображение растительного, животного мира (6ч.)
Тема 4.1. Выполнение линейных рисунков трав (2 ч.)
Обучающий компонент
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за растительным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать типичные черты.
Практическая часть.
Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 4.3. Осенний букет (2 ч.)
Обучающий компонент
Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Жанр изобразительного искусства - натюрморт.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Изображение букета цветов с росой и веточками деревьев.
Практическая часть.
Создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 4.4. Красивые рыбы (2 ч.)
Обучающий компонент
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать типичные черты.
Практическая часть.
Выполнение набросков рыб в цвете.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 4.5. Украшение птиц. Скульптура. (2 ч.)
Обучающий компонент
Скульптура. Лепка птиц по памяти и представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки.
Воспитывающий компонент.
Уметь видеть красоту природы, Осознание бережного отношения к редким видам птиц. Эстетическая оценка «малой» Родины.
Практическая часть.
Лепка птиц по памяти и представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Глина или пластилин, дополнительная литература.
Раздел 5.
Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении(6 ч.)
Тема 5.1. Узор из кругов и треугольников. Динамика и статика в композиции. (2 ч.)
Обучающий компонент
Динамика и статика в композиции. Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет.
Тема 4.6. «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства» (2 ч.)
Обучающий компонент
Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за животным и растительным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать типичные черты.
Практическая часть.
Рисование с натуры и по представлению жизни природы.
Формы занятия.
Вести наблюдения об окружающем мире.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 4.7. Мы в цирке (2 ч.)
Обучающий компонент
Обучение простейшими средствами передавать основные события. Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству, к окружающему миру.
Практическая часть.
Выполнение рисунка в цвете (гуашь, акварель).
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 6
Орнамент. Стилизация (2 ч.)
Тема 6.1. «Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек» Ритм в орнаменте (2 ч.)
Обучающий компонент
Ритм в орнаменте. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения об окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать типичные черты.
Практическая часть.
Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Раздел 7
Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
(6 ч.)
Тема 7.1 Сказка в декоративном искусстве (2 ч.)
Обучающий компонент
Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства;
знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.
Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.
Воспитывающий компонент.
Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего.
Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.
Практическая часть.
Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 7.2. Гжель. Тарелка с растительным орнаментом «Синее чудо» (2 ч.)
Обучающий компонент
Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Воспитывающий компонент.
Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды.
Практическая часть.
освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 7.3. Полхов-Майданский промысел. «Праздничные краски русской матрёшки» (2ч.)
Обучающий компонент
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров образцам.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 8
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.
(26 ч.)
Тема 8.1 Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин». (2 часа)
Обучающий компонент
Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;
С видами и жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 8.2. Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. Пейзаж. (4 ч.)
Обучающий компонент
Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Произведения живописи русских художников.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к произведениям художественной литературы.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 8.3. Портрет. Пропорции лица человека (2 ч.)
Обучающий компонент
Пропорции головы человека. Передача характера в портрете. Ракурс. Освещение в портрете.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, репродукции, гуашь.
Тема 8.3. Фигура человека (2 ч.)
Обучающий компонент
Пропорции фигуры человека. Первичные навыки рисования человека с натуры.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, репродукции.
Тема 4.2. В гостях у осени. Воздушная, линейная перспектива (2 ч.)
Обучающий компонент
Жанр изобразительного искусства - пейзаж. Что такое воздушная и линейная перспектива? Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с произведениями выдающихся художников: И. И. Левитан, Грабарь, Шишкин, Суриков...
Воспитывающий компонент.
Уметь видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения об окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.
Практическая часть.
Построение пространства в пейзаже. Передача пространства, воздушной перспективы.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Выступления обучающихся с сообщениями.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 8.4. Основы натюрморта. Натюрморт с натуры: кувшин и яблоко. (2 ч.)
Обучающий компонент
Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Тема 8.5. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей. (2 ч.)
Обучающий компонент
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в зависимости от освещения.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Тема 8.6. Натюрморт из геометрических тел. (4 ч.)
Обучающий компонент
Натюрморт в графике. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Раздел 9
Тематическое рисование (10 ч.)
Тема 9.1 Красота народного костюма (2 ч.)
Обучающий компонент
Красота традиционной народной одежды Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Виды орнамента. Использование орнамента для украшения народной одежды..
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Выполнение эскиза русского национального (народного) костюма.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, ножницы, цветная бумага, клей ПВА.
Тема 9.2 Составление мозаичного панно «Спящая красавица» (2 ч.)
Обучающий компонент
Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам.
Практическая часть.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, яичная шкарлупа, клей ПВА.
Тема 9.3 Рисование на тему «Закат солнца» (2 ч.)
Обучающий компонент
Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 9.4 Рисование на тему «Пейзаж с радугой» (2 ч.)
Обучающий компонент
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 9.5 «В сказочном подводном царстве» (2 ч.)
Обучающий компонент
Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному подводному миру.
Практическая часть.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 10
Оформительские, творческие и выставочные работы (6 ч.)
Тема 10.1. Мы – юные дизайнеры (2 ч.)
Обучающий компонент
Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному миру.
Практическая часть.
Дизайнерское оформление работ.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 10.2. Искусство оформление книги (2 ч.)
Обучающий компонент
Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги Стилевое единство изображения и текста. Художники - иллюстраторы.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному миру.
Практическая часть.
Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Игра. Сообщение «История книги».
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 10.3. Знакомство с различными гарнитурами шрифтов (2 ч.)
Обучающий компонент
Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к письменности.
Практическая часть.
Дизайнерское оформление работ.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 11
Воспитательная работа (6ч.)
Проведение воспитательных мероприятий в объединении (4ч.)
Формы занятий: беседы, праздники, викторины, экскурсии.
Методическое обеспечение: музыкальный центр, компьютер, видео-аудио аппаратура.
Итоговое занятие(2 ч.)
Обучающий компонент
Обобщение изученного.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Дизайнерское оформление работ.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Нормативные документы и учебно-методическая литература к курсу “Изобразительное искусство”.
- 1. О преобразовании искусства в общеобразовательных учреждениях. Методическое письмо от 23.11. 93 № 908/11//Общее среднее образование России: Сб. Нормативных документов 1994-95г.г./Сост. М.Р. Леонтьева, Н.Н. Гара, А.М. Водянский. - М.: Новая школа, 1994.
- 2. Примерные программы основного общего образования/Сост.А.М. Водянский, Н.Н. Гара. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999.
- 3. Гудилина С.И, Введение в цветоведение: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.
- 4. Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.
- 5. Гудилина С.И. Цветоведение: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.
- 6. Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.
- 17. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (1-й год обучения)/Науч, рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.
- 8. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (2-й год обучения)/Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.
- 9. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом. (1-Й год обучения)/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.
- 10. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом (2-й год обучения)/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. В 2 ч. - М.: Мозаика-Синтез, 1997.
- 11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 5-8кл. В 4 ч. - Обнинск: Титул.
- 12. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - Обнинск: Титул. 1996.
- 13. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул. 1996.
- 14. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул. 1996.:
- 15. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул. 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Золотая кисть" 2 класс, Коррекционная школа 8 вида
Пояснительная записка Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Золотая кисть»
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной. Программа ориентирована на...
Программа внеурочной деятельности по эмоционально-эстетическому воспитанию "Волшебная кисть"
Программа способствует формированию у детей доброте и культурной полноценности в восприятии мира ....
программа внеурочной деятельности "Волшебная кисть"
программа внеурочной деятельности "Волшебная кисть"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Живая кисть»
Курс "Живая кисть построен на трех взаимосвязанных принципах, взятых из традиционной китайской живописи....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Что может кисть?", 2 класс,программа "Планета знаний"
Конспект урока на тему: «Что может кисть?»Цель: формирование живописных навыков и умений при работе кистьюЗадачи: Образовательная: формировать умения взаимодействовать с учителем;Развивающ...
Программа кружка изобразительного творчества «Волшебная кисть»
Программа кружкаизобразительного творчества«Волшебная кисть»...
- Мне нравится (1)