Жостовские подносы. Школа народного искусства.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 3 классе
Тема урока: Жостовские подносы. Школа народного искусства.
Цели урока: 1) познакомить учащихся с народным промыслом – Жостово, с разнообразием форм и фонов подносов, учить осваивать приемы жостовской росписи; 2)Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус; продолжать формирование навыков работы с художественными материалами (кистью и красками); 3) Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, её истории, традициям.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: осознать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма, формирующего букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Ресурсы: иллюстрации с изображениями жостовских подносов; художественные материалы, баночки для воды, палитра, тряпочка. Мультимедийное оборудование.
Музыкальный ряд: видеоролик «Жостовские подносы».
Форма работы – фронтальная, индивидуальная,
Тип урока – комбинированный.
Методы и приёмы: словесный (беседа, пояснения, художественное слово); практический (самостоятельное выполнение учащимися элементов жостовской росписи); проблемно – мотивационный; частично – поисковый; наглядный.
Ход урока:
1. Организационный этап.
- Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»
-Чему мы учимся на уроках ИЗО?
- Значит, мы на уроках ИЗО учимся рисовать, изображать красоту родной природы, создавать портреты, быть знатоками искусства.
- Поднимите руку, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на сегодняшнем уроке?
- У вас на столе лежат карточки: тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Я думаю те, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
2. Определение темы урока.
- А урок мы начнём с игры.
Игра «Назови лишний предмет»
-Из данного ряда убрать лишний предмет (иллюстрации с жостовскими подносами).
- Почему вы так считаете? (изучали резьбу по дереву, богородские игрушки)
- А какой предмет лишний? (поднос).
- А кто знает, как называется такой поднос?
- Вот мы и подошли к теме нашего урока (открывается на доске запись темы «Жостовские подносы»).
- Для чего они нужны? Важно ли, чтобы они были красивыми? Для чего нужно красиво расписывать подносы?
3. Постановка задач урока.
- С чем же мы сегодня познакомимся?
-Мы будем говорить о жостовских подносах.
- И чему научимся на этом уроке? Называют задачи урока.
- Мы познакомимся с жостовскими подносами, с их росписью и будем сами учиться их расписывать.
4.Изучение нового материала.
1. –Знакомство с жостовскими подносами мы начнем с легенды.
Недалеко от Москвы, среди широких раздолий русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово.
Жил здесь молодец. Любил он всё живое, что его окружало. Особенно привлекали его цветы на лугу. Наберёт, бывало, он букет полевых цветов и принесёт под окошко девушке – красавице. А девица та немного гордой была. «Цветов – то вокруг видимо – невидимо. Но красота их недолговечна. А ты продли их цветение, сделай так, чтоб окружали меня цветы круглый год – сказала она». Задумался мастер, как сохранить жизнь цветка? Всё перепробовал он: сушил их, но они всё равно принимали неживой вид, пробовал вырезать по дереву – всё не то получалось. Наконец, придумал. Взял он кусок железа, попросил кузнеца изготовить ему поднос. Кузнец так и сделал: отшлифовал его, покрыл лаком. Стал мастер расписывать поднос самыми яркими красками, какие у него были. Решил он изобразить свой букет на чёрном фоне, который дал ему возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов, скромных и незатейливых цветочков: ромашек, колокольчиков, которые окружали молодца в летнее время года. Расписал мастер поднос и остался доволен своей работой. Принёс он его девушке в подарок. Как взглянула она на прекрасное творение, так и ахнула. Стыдно стало ей за свои слова, извинилась девушка за свой поступок. Сыграли они вскоре свадьбу. Позже стали называться такие подносы жостовскими, в память о том месте, где проживал и впервые расписал их тот молодец.
2. Постановка проблемы.
- Чтобы каждому из вас расписать свой поднос, нужно знать, как расписываются жостовские подносы. Сразу возникает проблема.
- Какие особенности характерны для жостовской росписи?
- Чтобы справиться с проблемой, давайте полюбуемся красотой жостовских подносов. (Презентация «Жостовские подносы»).
- При просмотре презентации обратите внимание на расположение цветов (крупные цветы в центре подноса, а мелкие по краям; враскидку, венок, полувенок).
-Какие особенности росписи жостовских подносов вы увидели?
- А теперь давайте посмотрим, как их изготавливают (просмотр видеоролика «Жостовские подносы»).
(Просматривают фильм и обращают внимание на этапы росписи жостовских подносов).
- Ответив на вопросы, вы решите часть поставленной проблемы.
- Из какого материала делают подносы?(листовой металл)
- Какая форма подносов? (Форма у них была самой разнообразной – и круглые, и овальные, прямоугольные и даже треугольные)
- Какой цвет фона жостовских подносов? (кроме традиционных чёрных подносов бывают синие, красные, зелёные, жёлтые и многих других цветовых оттенков)
- Основной сюжет жостовских подносов?(цветочный букет на чёрном фоне)
- Какие цветы на подносе? (крупные: королева всех цветов- роза, астры, георгины, мелкие цветы дополняют композицию – ромашки, васильки, колокольчики)
–Назовите этапы жостовской росписи:
а) Этапы росписи.
1)Замалёвка – широкой кистью художник наносит силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.
2)Тенёжка- художник наносит цветные тени, появляется объём. Так именуется потому, что начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более темным и почти сливает их с фоном. Так рождаются таинственные тени, усиливающие трепетность изображения.
3)Прокладка – Затем на следующем этапе художник меняет кисть и палитру, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более яркими и светлыми.
4)Бликовка- наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым. Высветляя краски, художник приступает к бликовке – четвертому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света.
5)Чертёжка- при помощи тонкой кисти легкими и быстрыми касаниями художник очерчивает загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве.
6)Привязка- при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает ее к предмету.
Вывод: Вы поняли, как расписываются подносы и с проблемой справились.
5.Физминутка «Цветы».
Прежде чем начнем рисовать, предлагаю сделать физминутку. Я показываю движения, а вы за мной повторяете.
Наши красные цветы раскрывают лепестки, (Руки поднимают вверх, пальцы собраны в кулаки)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Медленно разгибаем пальцы из кулачков)
Наши красные цветы закрывают лепестки, (Покачиваем кистями рук вправо, влево)
Головой качают, тихо засыпают (Медленно сжимаем пальцы в кулачки, руки опускают).
6. Практическая часть.
- Давайте представим, что мы находимся в мастерской по росписи жостовских подносов и попробуем на заготовленных бумажных подносах изобразить один – два крупных цветка с листиками.
- Прелесть жостовской росписи заключается также в том, что она каждый раз рождается заново: у художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе – «думает кистью». И у вас будет такая возможность, дополнить свой поднос растительными элементами.
- С чего начнем рисовать? (С крупных цветов в центре подноса)
- Посмотрите на экран. Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в саду. Сейчас попробуем их изобразить.
- Прежде чем нарисовать георгины, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью «двойной мазок». Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего цветка, например, бело- голубой. Опускаем кисть в белую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем голубую краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху - внизу, справа – слева. Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала – белую, на кончик кисти – голубую. И продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.
В такой же последовательности заполняем второй ряд лепестков. А теперь легкими мазками заполняем серединку цветка. Вот такой красавчик у нас получился.
- Теперь переходим к изображению листьев, травки. Для изображения всех листьев мы тоже используем технику «двойной мазок» для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую, на кончик кисти – белую. Эти крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами. Чтобы легче было нарисовать листья, сначала можно нарисовать карандашом приблизительный контур листика. Первый мазок делаем всегда посередине, затем последовательно заполняем тело листочка. Мазок «Запятая» - кончиком кисти, вся кисть. С помощью такого мазка тоже можно изобразить листья. И в конце можно украсить края подноса орнаментом (точками, завитками).
7. Выставка работ учащихся. Выставление оценок.
Разместим ваши подносы на доске и посмотрим на них. Вот какие красивые они получились.
- Ребята, какой рисунок самый красивый?
- Ребята, вы сегодня все старались и справились с работой, поэтому получаете оценку пять.
8. Итог урока.
- Вот заканчивается урок. И подводим мы итог.
- Чем занимались?
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Всем ли вам удалось справиться с работой? Над чем надо еще поработать каждому из вас?
- Какое настроение у вас сейчас? (солнышко и тучка). Солнышек стало больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 3 классе. Тема:"Роспись жостовских подносов".
Урок изобразительного искусства. Цель- познакомить учащихся с традиционным народным художественным промыслом, с основными принципами народного искусства....
Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»
Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»...
Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."
"О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс.5-8."...
План работы (дорожная карта) пилотной площадки по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество 1 - 4 класс"
Дорожная карта пилотной площадки...
«Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс».
laquo;Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс».Апробация учебно-методического пособия В.Н. Банникова...
Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."
Пилотные площадки ХМАО-Югры, в том числе г. Когалыма (МАОУ "Средняя школа № 6)...
«Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс»
laquo;Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс» (автор В.Н.Банников)...