Методическая разработка конспекта урока по теме : "Путешествие в страну Орнаментов"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Урок разработан на основе системно-деятельностного метода. Приёмы, работающие на уроке, воспитывают у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулируют творческую мыслительную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ornament_2014.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока-путешествия по предмету: «Изобразительное искусство и художественный труд» в 1 классе
Тема урока: «Орнамент»
Цели урока: сформировать первоначальное представление об орнаменте, его месте в окружающей жизни; познакомить с повторением и инверсией в орнаменте.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные и творческие мотивы, способность осознания ответственности за общее дело, чувство бережного отношения к народным традициям.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке, планировать ее, определять границы знания-незнания; формировать умение прогнозировать и оценивать свои действия, пользоваться правилами работы в группе.
Познавательные общеучебные действия: формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, обобщать полученную из различных источников информацию, использовать ее в своей деятельности.
Коммуникативные учебные действия: развивать умение слушать и слышать учителя, друг друга, умение учитывать позицию собеседника, инициативное сотрудничество, умение формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение доказывать свое мнение.
Предметные: сформировать представления учащихся об орнаменте, его видах, познакомить с повторением и инверсией в орнаменте.
Планируемые результаты:
Школьники должны:
- получить представление об орнаменте, его видах, традиционном орнаменте данной местности;
- выполнять задания творческого характера при составлении орнаментов из раздаточного материала;
- оформлять свою мысль, выполняя творческую работу, делать выводы, уметь слушать других.
- на основе полученных знаний выполнить мини-проект «Орнамент для главной площади сказочной страны»;
Основные понятия:
«орнамент», «повторение», «инверсия».
Межпредметные связи: изобразительное искусство – работа с репродукцией картины «Портрет Незнакомки», математика – работа с геометрическим материалом, литературное чтение – чтение и слушание научно-познавательных текстов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Орнамент», конверты с карточками для групповой работы, цветная бумага, ножницы, клей, лист ватмана.
Ход урока
Этап | Организация учебного процесса | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Текущий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организационный момент Цель: организо-вать, настроить на работу. | 1. Приветствие. -Возьмемся за руки, ребята, и прочитаем вместе слова (слайд №2) Очень я хочу учиться Не лениться, а трудиться. Точно знаю, я смогу И друзьям я помогу! - Как на уроках искусства вы помогаете своим друзьям? - И сегодня на уроке ваша помощь нужна, так как мы отправляемся в путешествие. | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные: самоопределение | Наблюдение учителя (ребята берутся за руки, принимают установку на работу) |
II. Мотивация учебной деятельности Цель: вовлечь учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | 2. – Соберите и прочитайте пословицу, которая послужит нам девизом: «Рукам работа, душе праздник» - Ребята, объясните смысл данной пословицы. - Нравится ли вам такой девиз? Подходит ли он для урока искусства? Этот девиз очень нравится нашему герою Самоделкину, который будет нас сопровождать. - Зачем нам нужно путешествовать? - Самоделкин предлагает нам такую схему (слайд №3): ? ! - Что означают эти знаки? - С каким настроением отправляемся в путь? - Отметьте его на листе достижений. | (Учащиеся разбиты на 4 группы, у каждой группы карточки со словами пословицы «Рукам работа», «душе праздник») Составляют пословицу и объясняют, что когда работаешь, получаешь удовольствие. - чтобы увидеть и узнать что-то новое, полюбоваться красотой. - Мы чего-то не знаем, но найдем способ и узнаем новое, что пригодится нам в работе. | Личностные: самоопределение в учебной деятельности (осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации) Коммуникативные: умение вступать в диалог | Принимают установку на работу, увязывают обучение с реальными жизненными целями и определяют свое настроение на листе достижений (приложе-ние 1) (закрашивают кружочек определен-ным цветом). |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения. Цель: повторение учебного материала, необходимого для изучения нового, подготовка мышления для последующей деятельности. | - Рассмотрите портрет незнакомки, обратите внимание на одежду (слайд №4). Чем она украшена? - Вспомните, где еще можно встретить украшения? - Как по-другому можно назвать украшения различных предметов? . - Выполните задание Самоделкина, и вы поймете, как можно назвать эти украшения и куда мы совершим наше путешествие. Разгадайте ребус (слайд №5). - Кто из вас слышал это слово? - Что оно обозначает? -С какой трудностью вы столкнулись? | - узор из растений. - на посуде, обоях, шторах. Высказывают предположения. Ребята отгадывают слово «орнамент». -Не знаем, что такое «орнамент» | Познавательные: развитие умения извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески ее перерабатывать. Коммуникативные: четко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: определение границ знания-незнания | На листе достижений зафиксирова-ли затруднение (красным цветом закрасили кружок). |
IV. Постанов-ка учебной задачи. Цель: формирование представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | - Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке и что выполнить? - Что для этого нужно? Какие задачи поставим перед собой? - Наш герой Самоделкин поможет вам справиться с поставленными задачами, потому что мы вместе с ним отправляемся в Страну Орнамента (слайд №6). - Обратитесь к листу достижений и отметьте кружочек нужным вам цветом. | - Выяснить, что такое «орнамент», из чего он складывается. - Выполнить практическую работу, связанную с орнаментом. | Регулятивные: планирование работы, (обнаружение и формулирование проблемы) | Если сформулиро-вали задачу, то ставят зеленый кружок на оценочном листе. |
V. Построе-ние проекта выхода из затруднения. Цель: организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Работать мы будем в группах, поэтому повторим правила работы в группе. - В этой стране все очень ритмично. Ритм можно встретить повсюду. Рассмотрев его, мы должны понять, что такое орнамент. - Посмотрите на задание, которое вам предлагает выполнить наш герой (слайд №7). - Каждая группа получает свой ритм. - Итак, что вы сейчас делали? - Встаньте так, чтобы получился ритм: мальчик-девочка-мальчик-… - Предложите свои варианты ритма. - Что является главным в ритме? – элементы или их построение? - Ритм – это повторение. - А орнамент – это повторение симметричных элементов. - Оцените работу над этим заданием на листе достижений. | - Распределить роли, выслушивать и уважать мнение каждого, говорить тихо и спокойно. Читают начало строки и должны его продолжить: низкий дом-высокий дом…, цветок-листок-цветок-…, трамвай-автобус-трамвай… Дерево-дерево-скамейка-… - Продолжали ритм, чередование. Выполняют пластический этюд- предлагают варианты. - Четкость построения элементов. | Регулятивные: составление плана достижения цели и определение средств. Познавательные: логическое решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: формирование умения работать в группах, слушать и слышать учителя, друг друга. | Если ритм получился, то закрашивают кружочек на листе достижений зеленым цветом, если не получился, то – красным. |
VI. Открытие нового знания (реализация проекта) Цель: формирование представления о новом понятии. | - Перед нами улица Природного орнамента (слайд №8). - Как вы думаете, что является элементами для такого орнамента? - Теперь пройдемся по улице с геометрическим орнаментом (слайд №9). - Что вы можете сказать об элементах геометрического орнамента? - Вы уже заметили, что в орнаменте должно быть повторение – чередование элементов в определенной последовательности (слайд №10). А также может быть нарушение порядка двух элементов в перестановке, зеркальное отражение. Это - инверсия (слайд №10). -У каждого народа есть свои любимые, традиционные орнаменты. - Теперь мы продолжим путешествие группами. - Самоделкин приготовил конверт для каждой группы. Он предлагает вам изучить орнаменты народов, живущих на севере, на юге, в центре страны и на востоке. 1. Проблема. - Прочитайте задание и сформулируйте проблему. 2. Планирование. - Что необходимо сделать, чтобы справиться с заданием? 3. Поиск и изучение информации. 4. Презентация. - Итак, путешествие продолжается, и можем подвести итоги первого этапа пути. - Расскажите о том, что вам стало известно об орнаментах определенной местности. - Я буду вам помогать и сопровождать ваше сообщение показом слайдов (слайды №11-14). - Оцените работу на данном этапе урока на оценочном листе. | - Элементы растительного мира. - элементами геометрического орнамента являются геометрические фигуры. - Какие элементы использовали в орнаменте и почему? Распределяют роли, изучают задание, раскладывают материалы из конверта, готовят небольшое сообщение (Приложение 2-5) По группам защищают свой проект, делают общий вывод, что орнаменты, рассмотренные каждой группой, отличаются друг от друга. Объясняют почему. | Регулятивные: планирование деятельности, контроль. Познавательные: выстраивание логической цепочки рассуждений (анализ, синтез, обобщение), развитие умения извлекать необходимую информацию из разных источников. Коммуникативные: управление своим поведением и поведением партнера, инициативное сотрудничество. Личностные: осознание ответственности за общее дело. | Оценивают свою работу на листе достижений. |
Физкульт-минутка | Приложение №1 | |||
VII. Первич- ное зак-репление (практи-ческая ра-бота уча-щихся) Цель: оценка уровня усвоения новых знаний, умений учащихся. | Творческое задание (работа в группах). - Прежде чем вернуться домой, мы должны оставить что – то на память о нас жителям этой удивительной страны. Применяя полученные знания, нужно составить орнамент, который украсит главную площадь Страны Орнамента. - Все сумели мы собраться И за дело дружно взяться! Будем думать и трудиться, Нам никак нельзя лениться! Все фигуры мы расставим И орнамент свой составим! - На листе достижений отметьте, как вы работали на данном этапе урока. | Каждая группа выполняет свою часть работы на отдельных листах (1 и 2 – делают бордюр, 3 и 4 – украшают центр (детали для орнамента готовы заранее)), затем все приклеивают на лист ватмана. | Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: формирование умения работать в группах. Личностные: осознание ответственности за общее дело. | Оценивают свою работу на листе достижений (ставят нужный значок) |
VIII. Включение в систему знаний Цель: организовать применение новых знаний, их включение в систему уже имеющихся знаний. | - Мы возвращаемся из нашего путешествия. Давайте проверим, чему мы научились. Выполним задание «Найди орнамент в окружающем нас мире предметов» (слайд №15). - Как вы выполнили это задание, вам поможет оценить свою работу лист достижений. Выберите подходящий значок. | Коллективная работа. Ребята находят орнамент в окружающем мире предметов. | Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: увязывание действий, выполняемых на уроке, с реальными жизненными ситуациями. | Оценивают свою работу на листе достижений (ставят нужный значок) |
IX. Рефлексия деятельности на уроке Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Вот и кончился урок, Нужно подвести итог! - Вспомните, какие мы определили цели урока (слайд №16) - Продолжите фразу: - Сегодня на уроке я узнал (научился)… - Мне было интересно… - У меня вызвало затруднение… - Мне понравилось… - Увидели ли мы результаты своей работы? - И Самоделкин очень доволен вашей работой! - Обратимся к листам достижений, подведем итог нашего урока и закрасим кружочек соответствующим цветом, а также отметим свое настроение. - Спасибо вам за работу! | - Узнать, что такое орнамент, познакомиться с его видами, элементами. - Да, результатом нашей работы стал придуманный нами орнамент, который украсит площадь страны, в которой мы побывали! | Регулятивные: адекватное суждение о причинах своего успеха (неуспеха) в учении. Личностные: формирование положительного отношения к учебной деятельности. | Оценивают свою работу на листе достижений (ставят нужный значок) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Путешествие по стране Здоровья»
урок предназначен для учащихся начальной школы...
Конспект урока по теме "Путешествие в дальние страны: Австралия и Антарктида !
Знакомство с особенностями стран: Австралии и Антарктиды...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Сочетание ЖИ-ШИ.
Урок обучения грамоте. 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Формировать умение правильно писать сочетания ЖИ-ШИ...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й.
Цель: Познакомить учащихся с буквами Й, йЗадачи: 1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь; 2. Сов...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: «Род и семья». 4 класс
ПРЕДМЕТ: Основы религиозной культуры и светской этики Класс: 4 классМодуль: светская этика Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬЦель урока:...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: «Семейные праздники». 4 класс
Тема урока: Семейные праздники.Цель: - Систематизировать знания о видах праздников. Больше узнать о семейных праздниках.Задачи:Обучающие: Систематизировать знания учащихся о многообразии праздников, п...
Методическая разработка (Конспект урока по теме: "Геометрическая фигура круг")
В конспекте урока знакомим детей с георметрической фигурой круг, обучаем составлять круг из частей....