Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства "Образ русского богатыря"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Интегрированный урок  литературного чтения и изобразительного искусства  "Образ русского богатыря" 4 класс по УМК  "Планета Знаний". На уроке проводится анализ картины В.Васнецова  "Богатыри", в практической части  дети рисуют  русского богатыря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyri_.doc478.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Интегрированный урок  литературного чтения и изобразительного искусства в 4  классе

Тема: Образ русского богатыря.

Цель: создать образ  русского воина-защитника на основе картины В.М. Васнецова «Богатыри»,  представить самим и воплотить  представленное в рисунке (нарисовать портрет богатыря)

Задачи: развивать устную речь, логическое мышление учащихся, творческое воображение, коммуникативные навыки общения;  воспитывать любовь к Родине, патриотизм и гордость за свою Родину и ее героев.

 Формы работы: фронтальная, групповая,  индивидуальная.

 Методы: подводящий диалог, сравнение.

 Технологии: интегрированный подход к изучению  изобразительного  искусства; личностно-ориентированная, игровая, информационно-коммуникативные.

Формирование  УУД

Личностные УУД:

-формирование основ гражданской позиции;

-эмоциональное  переживание (чувство гордости), формирование чувства прекрасного;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому.

Регулятивные УУД:

-  способность  систематизировать материал, составлять алгоритм  выполнения самостоятельной  работы.

Познавательные УУД:

-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

-помочь раскрыть свои творческие способности.

Межпредметные связи: литература, искусство, музыка.

       

Оборудование:

Учителю. Компьютер, проектор,  экран, презентация,  «Богатырская симфония»» Александр Прокопьевич Бородин, карточки с заданиями для групповой работы,  карточки  с богатырским снаряжением, отрывки из былин (распечатки)

Ученикам.  Учебники, альбом, гуашь, кисточки, фломастеры.

Сценарий урока

1.  Введение в тему урока. Живая  картина.

Давным-давно  на месте городов и  деревень,  где мы с вами сей час живем,  стояли непроходимые леса,  лежали топкие болота. Жить  в таких  условиях могли только очень  сильные,  выносливые  и  храбрые  люди. Среди них были и  наши предки – славяне: светловолосые и голубоглазые,  высокого роста,  мускулистые. А в те далекие  годы война -   обычное дело,  ведь приходилось отстаивать  свои  земли от врагов, много времени славяне проводили  в сражениях.

Они были храбрые  воины. Настоящие богатыри.

Звучит  музыка «Богатырская симфония»» Александра Прокопьевича Бородина.

- Какой образ  богатыря  вам представился?

Слайд 1. И вот  стоит  в поле богатырская застава. Широкая равнина,  пожухлая трава,  ковыль,  серые  валуны,  молоденькие елочки впереди и  до самого  горизонта темные  холмы. А над всем этим -  осеннее тревожное небо.

Картина «Богатыри».

-Определите  тему  урока. (Работа по  картине  «Богатыри»)

2. Картинная галерея. Работа по картине В. Васнецова  «Богатыри».

-Кому знакома эта картина? Кто автор? Название? Какие еще картины этого художника знаете?

Слайд 2. Это главная картина Виктора Михайловича Васнецова (Показать портрет). Он писал ее 30 лет.  Находится полотно в Третьяковской галерее в Москве и занимает  целую стену в музее.

Слайд 3. Называется картина  «Богатыри».   На ней  изображены  три  русских  богатыря.

- Узнайте, как их  зовут.

1 ученик-богатырь 

Из того ли то из города из  Мурома,

Из того ли  села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутренню  во  Муроме,

А к обеденке поспеть хотел  во  Киев-град.

(Илья Муромец)

2 ученик-богатырь

Ай, же вы полоны.  Да все русские!

Выходите-ка из нор вы змеиных,

И ступайте-ка да по своим землям,

По своим землям,  да по  своим домам.

(Добрыня Никитич)

3 ученик-богатырь

У  моего  у света у батюшки,

У попа у Леонтия  Ростоцкого,                                                                                                                                    

Была старая собачища дворовая

По подстолью собака волочилася,

Лебяжей костью подавилася –

Собаке Тугарину не миновать  того:

Лежать  ему далече в чистом поле.

(Алеша Попович)

- Как можно  догадаться,  что перед  нами богатыри? (боевое снаряжение)

Давайте познакомимся со снаряжением русских богатырей.

Слайд 4. Кольчуга – доспех вроде рубашки из  мелких плотно сплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и  подола. На груди  кольчуги круглые  бляхи.

Слайд 5. Шлем – для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по  форме очень  напоминает купола церквей.

Слайд 6. Щит – воинское оружие, которым прикрывались  во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из  булата, железа, меди, дерева. Иногда обтягивался кожей.

По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.

Слайд 7. Меч – носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли  быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.

Слайд 8. Булава – оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце.

(карточки со словами крепятся на доску)

 Работа по учебнику.

Давайте рассмотрим богатырей (с.86)

Работа по вопросам  учебника:

-Расскажите, во что богатыри  одеты, как  вооружены.

-Опишите их позы, выражения лиц.

-Попытайтесь определить,   какие чувства и мысли  богатырей хотел передать художник.

Физкультминутка:

Дружно встали  раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь  к глазам  приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь  вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть  из-под ладошек,

И направо,  и еще

Через  левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно  в танце – руки  в боки,

Наклонились  влево, вправо

Зашагали  вместе  браво.

Подрастаем мы, смотри,

Станем как богатыри.

Творческое  задание. (Групповая работа)

                                        1 группа

Подберите к   картине походящие по  смыслу пословицы:

-Один в поле  не  воин.

- Всякому мила своя сторона.

- Близок локоток, да не укусишь.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Как придет  напасть,  так хоть вовсе пропасть.

  1. группа

 Собери скороговорку.

Из под  топота  копыт  пыль по  полю летит.

.

                                                           

  3группа

Выберите подходящие богатырям человеческие качества (лишнее зачеркни):

Мы считаем,  что богатырь …..

храбрый,  трусливый,  скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный,  смелый,  веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый,  грубый, справедливый.

- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?

-Есть ли в наше время богатыри?

-  Какой профессии они могут быть?

- А может ли каждый из  нас стать современным  богатырем?

- Что для этого надо?

4. Рефлексия.

Мы видели,  как изобразили богатырей композитор А. Бородин и художник В. Васнецов. А теперь попробуем сами  создать образ  русского богатыря.

5. Рисование  портрета богатыря.

1) Выбрать формат листа: горизонтальный или вертикальный  (вертикальный).

2)Белой гуашью рисуем овал головы, шею, плечи.

3) Раскрашиваем  лицо, шею. Смешиваем белую и красную гуашь.

4)Пока сохнет лицо,  оформляем фон (обратить внимание на настроение: фон должен помочь понять  настроение богатыря), раскрашиваем одежду(кольчугу, плащ).

5) Переходим к рисованию черт лица:

 - чтобы нарисовать глаза, находим середину. Рисуем глаз белой гуашью. Фломастером  рисуем брови, напоминаю про характер воина. Подрисовываем верхнее веко черным фломастером, радужную оболочку, зрачок.

-чтобы нарисовать нос, делим расстояние от глаз до подбородка пополам, там и будет кончик носа. Рисуем  фломастером нос.

-чтобы нарисовать  губы, делим расстояние от кончика носа до подбородка пополам. Там и будет линия рта. Напоминаю про характер героя. Рисуем гуашью губы.

- у богатыря может быть борода или усы.

6) Рисуем головной убор - шлем.

                                   

6. Итог урока.

-Выставка рисунков. Ее оценка.

-Что нового узнали на уроке?

-Что было интересно?

 

7. Домашнее задание

Письменно ответить на вопросы  с.86


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства

проектная работа на уроках внеклассного чтения...

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства.

Тема урока: Первое знакомство с Родиной.(К.Д.Ушинский « Наше  Отечество») Пейзаж в  акварели....

Презентация к интегрированному уроку литературного чтения и изобразительного искусства В.В.даль "Война грибов с ягодами"

Данная презентация может быть использована и на уроке литературного чтения при изучении данного произведения , и на уроке изобразительного искусства при изучении техники "гризаль"....