Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства "Образ русского богатыря"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства "Образ русского богатыря" 4 класс по УМК "Планета Знаний". На уроке проводится анализ картины В.Васнецова "Богатыри", в практической части дети рисуют русского богатыря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_.doc | 478.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе
Тема: Образ русского богатыря.
Цель: создать образ русского воина-защитника на основе картины В.М. Васнецова «Богатыри», представить самим и воплотить представленное в рисунке (нарисовать портрет богатыря)
Задачи: развивать устную речь, логическое мышление учащихся, творческое воображение, коммуникативные навыки общения; воспитывать любовь к Родине, патриотизм и гордость за свою Родину и ее героев.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: подводящий диалог, сравнение.
Технологии: интегрированный подход к изучению изобразительного искусства; личностно-ориентированная, игровая, информационно-коммуникативные.
Формирование УУД
Личностные УУД:
-формирование основ гражданской позиции;
-эмоциональное переживание (чувство гордости), формирование чувства прекрасного;
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому.
Регулятивные УУД:
- способность систематизировать материал, составлять алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Познавательные УУД:
-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;
-помочь раскрыть свои творческие способности.
Межпредметные связи: литература, искусство, музыка.
Оборудование:
Учителю. Компьютер, проектор, экран, презентация, «Богатырская симфония»» Александр Прокопьевич Бородин, карточки с заданиями для групповой работы, карточки с богатырским снаряжением, отрывки из былин (распечатки)
Ученикам. Учебники, альбом, гуашь, кисточки, фломастеры.
Сценарий урока
1. Введение в тему урока. Живая картина.
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сей час живем, стояли непроходимые леса, лежали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы война - обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.
Они были храбрые воины. Настоящие богатыри.
Звучит музыка «Богатырская симфония»» Александра Прокопьевича Бородина.
- Какой образ богатыря вам представился?
Слайд 1. И вот стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим - осеннее тревожное небо.
Картина «Богатыри».
-Определите тему урока. (Работа по картине «Богатыри»)
2. Картинная галерея. Работа по картине В. Васнецова «Богатыри».
-Кому знакома эта картина? Кто автор? Название? Какие еще картины этого художника знаете?
Слайд 2. Это главная картина Виктора Михайловича Васнецова (Показать портрет). Он писал ее 30 лет. Находится полотно в Третьяковской галерее в Москве и занимает целую стену в музее.
Слайд 3. Называется картина «Богатыри». На ней изображены три русских богатыря.
- Узнайте, как их зовут.
1 ученик-богатырь
Из того ли то из города из Мурома,
Из того ли села из Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутренню во Муроме,
А к обеденке поспеть хотел во Киев-град.
(Илья Муромец)
2 ученик-богатырь
Ай, же вы полоны. Да все русские!
Выходите-ка из нор вы змеиных,
И ступайте-ка да по своим землям,
По своим землям, да по своим домам.
(Добрыня Никитич)
3 ученик-богатырь
У моего у света у батюшки,
У попа у Леонтия Ростоцкого,
Была старая собачища дворовая
По подстолью собака волочилася,
Лебяжей костью подавилася –
Собаке Тугарину не миновать того:
Лежать ему далече в чистом поле.
(Алеша Попович)
- Как можно догадаться, что перед нами богатыри? (боевое снаряжение)
Давайте познакомимся со снаряжением русских богатырей.
Слайд 4. Кольчуга – доспех вроде рубашки из мелких плотно сплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и подола. На груди кольчуги круглые бляхи.
Слайд 5. Шлем – для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
Слайд 6. Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа, меди, дерева. Иногда обтягивался кожей.
По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.
Слайд 7. Меч – носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.
Слайд 8. Булава – оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце.
(карточки со словами крепятся на доску)
Работа по учебнику.
Давайте рассмотрим богатырей (с.86)
Работа по вопросам учебника:
-Расскажите, во что богатыри одеты, как вооружены.
-Опишите их позы, выражения лиц.
-Попытайтесь определить, какие чувства и мысли богатырей хотел передать художник.
Физкультминутка:
Дружно встали раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Зашагали вместе браво.
Подрастаем мы, смотри,
Станем как богатыри.
Творческое задание. (Групповая работа)
1 группа
Подберите к картине походящие по смыслу пословицы:
-Один в поле не воин.
- Всякому мила своя сторона.
- Близок локоток, да не укусишь.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть.
- группа
Собери скороговорку.
Из под топота копыт пыль по полю летит.
.
3группа
Выберите подходящие богатырям человеческие качества (лишнее зачеркни):
Мы считаем, что богатырь …..
храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.
- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?
-Есть ли в наше время богатыри?
- Какой профессии они могут быть?
- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?
- Что для этого надо?
4. Рефлексия.
Мы видели, как изобразили богатырей композитор А. Бородин и художник В. Васнецов. А теперь попробуем сами создать образ русского богатыря.
5. Рисование портрета богатыря.
1) Выбрать формат листа: горизонтальный или вертикальный (вертикальный).
2)Белой гуашью рисуем овал головы, шею, плечи.
3) Раскрашиваем лицо, шею. Смешиваем белую и красную гуашь.
4)Пока сохнет лицо, оформляем фон (обратить внимание на настроение: фон должен помочь понять настроение богатыря), раскрашиваем одежду(кольчугу, плащ).
5) Переходим к рисованию черт лица:
- чтобы нарисовать глаза, находим середину. Рисуем глаз белой гуашью. Фломастером рисуем брови, напоминаю про характер воина. Подрисовываем верхнее веко черным фломастером, радужную оболочку, зрачок.
-чтобы нарисовать нос, делим расстояние от глаз до подбородка пополам, там и будет кончик носа. Рисуем фломастером нос.
-чтобы нарисовать губы, делим расстояние от кончика носа до подбородка пополам. Там и будет линия рта. Напоминаю про характер героя. Рисуем гуашью губы.
- у богатыря может быть борода или усы.
6) Рисуем головной убор - шлем.
6. Итог урока.
-Выставка рисунков. Ее оценка.
-Что нового узнали на уроке?
-Что было интересно?
7. Домашнее задание
Письменно ответить на вопросы с.86
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Презентация к интегрированному уроку литературного чтения и изобразительного искусства по теме "М. М. Пришвин Ёж. Рисование ежа с натуры". 2 класс
Данная презентация помогает учащимся расширить свои представления о жизни ежей в природе....
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства
проектная работа на уроках внеклассного чтения...
Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства.
Тема урока: Первое знакомство с Родиной.(К.Д.Ушинский « Наше Отечество») Пейзаж в акварели....
Презентация к интегрированному уроку литературного чтения и изобразительного искусства В.В.даль "Война грибов с ягодами"
Данная презентация может быть использована и на уроке литературного чтения при изучении данного произведения , и на уроке изобразительного искусства при изучении техники "гризаль"....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (литературное чтение и изобразительное искусство в 3 классе)
Разработка интегрированного урока (литературное чтение и изобразительное искусство в 3 классе)...