интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Пашина Екатерина Валентиновна

проектная работа на уроках внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_literaturnogo_chteniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов  первой                                          категории  МАОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением немецкогоязыка» г.Перми

Пашина Екатерина Валентиновна

 Интегрированный урок литературного (внеклассного) чтения и изобразительного искусства  3 класс (Программа 2100).

Тема: Сельма Лагерлёф, «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»

Учитель

Ученик

Организовать УД, способствующую развитию:

  1. умения анализировать повествовательный текст, выделять главное и существенное, делать обобщение;
  2. коммуникативных свойств личности;
  3. рефлексии.

Развивать:

  1. умения обобщать повествовательный текст, выделять главное и существенное, соотносить данные;
  2. договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное рациональное решение);
  3. адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.

Цели урока.

Форма организации УД:

  1. Выполнение проектов
  2. Этапы рефлексии (индивидуальная, групповая, общеклассная)

Ход урока:

  1. Организация УД. Мотивация.
  2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, две недели мы с вами читали удивительное произведение. Кто его автор?  Как оно называется?

 Ответы детей: Мы читали  произведение Сельмы Лагерлёф « Удивительное путешествие  Нильса с дикими гусями».

   Учитель:  Мы не только читали ёще и активно работали над  над текстом. Собирали дополнительный материал, делились впечатлениями по прочитанному .

      Вы все работали в  группах, по желанию, по интересам. Что вы узнали? Чем хотели бы поделиться?

      Капитаны как вы отчитаетесь? С кого начнем?

Ответы детей: одна группа  рассказывает о стране Швеции. Следующая группа ребят сообщает об авторе, о том, чем поразила их биография писательницы.  Еще одна группа приготовила книгу отзывов по прочитанной повести( отзывы как детей, так и родителей). Некоторые ученики с удовольствием составляют головоломки, загадки по произведениям, которые читают. Эти ребята оформили стенгазету. Любители рисования организовали выставку рисунков, поделок по данной книге. С большим интересом дети проводят анкетирование среди учеников, учителей и родителей нашей школы по прочитанной книге. Ребята были удивлены, что автора такой интересной сказки почти никто не знает, хотя  идеи затронутые автором актуальны и сейчас.

            3. Постановка учебной задачи

      Учитель:  Ребята, эта замечательная книга была задумана автором как учебник по географии, истории для первоклассников Швеции. Будет ли она интересна нашим? Смогут ли они прочитать её? Ваше мнение?

Ответы детей: Мы были в гостях у первоклассников и слышали, как они читают, к сожалению, очень плохо пока. Нам, кажется, что им будет трудно прочитать такую большую книгу, малыши не поймут её содержание.

Учитель: Как приблизить этот сказочный мир к малышам? Как заинтересовать их? Что лично вы сможете сделать? Что вы, а особенно малыши делают с удовольствием?   Ответы детей: (Играют)

     Учитель: Проблема: Как познакомить маленьких читателей с книгой,  чтобы они захотели прочитать её?

Ответы детей: Рассказать об этой книге.

                          Почитать им.

                          Создать мультфильм.

                         Придумать игру.

Учитель: Мы не можем очень много времени уделить первоклассникам, ведь нам необходимо самим учиться, а мультфильм  мы уже создавали. Давайте попробуем создать игру.  Какова  цель нашей работы?

Ответы детей: Создать игру, которая познакомит первоклассников с  героями так полюбившейся нам повести, возможно, они захотят почитать эту книгу.

                4. Проектирование

    Учитель: Чтобы что-то создать, необходимо спланировать свою деятельность.

 С чего начнем нашу работу?        

Дети:  Цель работы. (фиксирование на доске)

Учитель: Следующий этап работы?

Дети: Распределить роли. ( самостоятельное распределение ролей в группе )

Учитель:  Что будем делать дальше?

  Дети : Теперь надо продумать сюжет игры.

 Учитель:  Ответьте на вопрос: почему автор превратила  Нильса в крохотного человека?

Дети: Автор хотела показать, что Нильс часто обращался с другими  людьми, животными бесчеловечно, даже жестоко, так человек не должен поступать. Поэтому Сельма Лагерлеф поставила мальчика в ситуацию, когда именно он беспомощен.

 Учитель: Как мальчик снова стал большим?

Дети: Мальчику пришлось преодолеть все испытания, многое понять, научиться ценить и уважать друзей.

Учитель: Цель нашей игры?

Дети: Познакомить малышей с героями книги, показать, что герою необходимо   преодолеть препятствия, для того чтобы снова стать Человеком.

Учитель: Что еще нужно нам сделать?

Дети:  Разработать правила игры.

             Нарисовать поле. Подумать, что должно быть?

Учитель: Что будем оценивать? Разработать критерии игры.(красочность, доступность, оригинальность)

Учитель: Защита. Презентация игры.

                5. Практическая работа.

Время работы над проектом 25-30 минут.

Презентация игры 20 минут.

                                6. Подведение итогов работы групп. Этап оценки.

       Оценивание работ одноклассников (индивидуально, групповое)

Учитель: Какая игра самая красочная? ( Дети оценивают группой)

Какая игра самая оригинальная? (групповое оценивание)

Какая игра самая доступная для малышей? (оценивание группой)

Учитель обобщает ответы детей, подводит итог урока: Что понравилось, удалось, запомнилось? Почему? В чем затруднялись? Как вы поступите с этими играми?

Дети: Мы поиграем  в них сами  и затем подарим первоклассникам в группу продленного дня.

                                 7. Домашнее задание.

Следующий урок. Юрий Коваль. Шамайка. Какую работу возьмете на себя?

Самоанализ урока  внеклассного чтения      3 класс

тема. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

       В настоящее время  большинство детей  проводит свободное время охотнее за компьютером, чем за книгами. Поэтому пытаясь решить  проблему приобщения детей к миру литературы, я раз в две недели провожу внеклассное чтение.

        Ранее часто сталкивалась с тем, что дети приходили на урок не прочитав книгу, объясняя это тем, что не нашли книгу или не успели прочитать, причин было много, результат один, дети не хотели читать, а родители не видели в этом никакой проблемы, либо беспомощно разводили руками. Оставалось одно, изменить подход к решению данной проблемы, т.е. не заставлять детей читать, попробовать их заинтересовать, сделать ребят сообщниками и решать эту задачу совместно. Для этого после объявления темы,  детям даются задания, которые они могут выполнять по желанию, а также есть выбор либо работать индивидуально, либо объединиться с кем-то в пару или в группу и выполнять работу вместе.  Для моих ребят это оказалось более привлекательным, ведь они сами решали, что делать и как. Я, как учитель начальных классов, имею возможность на многих уроках в течении двух недель возвращать детей к произведению, которое они читают к уроку внеклассного чтения, это может быть задача на уроке математики, текст диктанта, либо затронуть данную тему  в диалоге на уроках окружающего мира и т. д. Если задуматься, то в течении двух недель мы можем постоянно обсуждать данную проблему.

          Работая над произведением Сельмы Лагерлёф, я предложила детям такие задания:

- составить вопросы, загадки, ребусы  по сказке;

-нарисовать иллюстрации к сказке, изготовить поделки;

-собрать информацию об авторе;

-написать отзывы о прочитанной книге;

-рассказать о стране, в которой жила автор;

-провести анкетирование детей и взрослых.

        Из заинтересованных  учеников были выбраны ответственные за каждое дело, к ним присоединялись желающие. Работали дети самостоятельно, я только помогала разрешать их проблемы.  В конце недели группы обдумывали, как будут представлять отчет о проделанной работе классу.

      Урок внеклассного чтения по  данной теме, был задуман мной как урок-проект. Выполняя задания детям необходимо было решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. В ходе урока  школьники учились самостоятельно приобретать знания, получают  опыт познавательной и учебной деятельности.  Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, поэтому проект позволяет затратить  более длительное время (2 урока  по 35 минут)

       Цели урока – создать условия, для организации деятельности детей по созданию  настольной игры для  первоклассников;

 обобщить знания, полученные путем самостоятельного поиска;

создать условия, для целенаправленной деятельности учащихся по нахождению способа решения проблемы;

формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

развивать рефлексивные, самооценочные навыки.

        Все этапы подготовки и  планирования деятельности  осуществляем  совместно с детьми т.к. начальная школа это время обучения основам проектирования. Все остальное дети выполняют самостоятельно. В целом урок удался: все этапы урока прошли так, как я их запланировала, только на этапе оценки произошла заминка, которая была отрегулирована. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мы с ребятами учимся работать  интересно и весело. Каждый урок несет какое-то открытие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: обучение грамоте - изобразительное искусство (тема: Зимняя сказка)

Интегрированный урок: обучение грамоте - изо (тема: Зимняя сказка)Цели:1)Закрепить умение характеризовать звуки, составлять слова, умение писать  имена собственные с большой буквы.2) Познакомить ...

интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки

Тема урока:БабочкиЦели урока:                        Для ученика...

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»

Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...

Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства

Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства...

Интегрированный урок (музыка и изобразительное искусство)

Данный интегрированный урок разработан в УМК "Школа 21 века" . На уроке показана взаимосвязь двух видов искусства, создана атмосфера сотворчества, развивается умение коллективной работы и коллективног...

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства на тему:"Широкая Масленница в звуках и красках"

Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и  их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применени...