Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (обучение на дому).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 34 часа. Прилагается календарно-теметическое планирование и нормы оценок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_k_2_kl._izo.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Общая характеристика учебного предмета ……………………………...3
- Описание места учебного предмета в учебном плане…………………...5
- Учебно- тематический план…………………………………………..…...6
- Содержание учебного курса ………………………………………………6
- Формы и средства контроля ………………………………………………8
- Общие требования к знаниям и умениям обучающихся…………………8
- Перечень учебно-методических средств обучения………………………8
- Приложение №1. Календарно – тематический план……………………9
- Приложение №2. Оценочные материалы ………………………………..11
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0—4 классы/ Под ред. И.М.Бгажноковой - М.: Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства имеют цель: существенно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствовать формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
-ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю: -количество часов в 1-й четверти – 9 часов -количество часов во 2-й четверти – 7 часов -количество часов в 3-й четверти – 10 часов количество часов в 4-й четверти – 9 часов
Учебно- тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Рисование с натуры | 13 |
2 | Декоративное рисование | 15 |
3 | Рисование на тему | 3 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 3 |
Всего | 34 |
Содержание программы
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).
Примерные задания:
1 четверть
· Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
· Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).
· Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
· Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
· Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).
· Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
· Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
· Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).
· Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
2 четверть
· Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
· Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.
· Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
· Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
· Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».
3 четверть
· Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).
· Рисование на тему «Снеговики».
· Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
· Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
· Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).
· Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.
· Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).
· Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).
· Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).
· Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).
4 четверть
· Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.
· Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
· Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
· Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
· Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
· Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.
Формы и средства контроля
Оценка деятельности осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
-понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0—4 классы / под ред. И.М.Бгажноковой - М.: Просвещение, 2011
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Характеристика основной деятельности ученика | |
1. | Рисование с натуры овощей. | 1 час | Рисовать с натуры. | |||
2. | Рисование с натуры фруктов. | 1 час | Рисовать с натуры. | |||
3. | Рисование с натуры грибов: белый гриб, подосиновик, мухомор. | 1 час | Рисовать с натуры. | |||
4. | Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу). | 1 час | Рисовать узор в полосе. | |||
5. | Рисование узора в полосе из растительных форм. | 1 час | Рисовать узор в полосе. | |||
6. | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 1 час | Рисовать узор в квадрате. | |||
7 | Знакомство с Городецкой росписью. Беседа по изобразительному искусству. | 1 час | Познакомиться с Городецкой росписью, уметь отвечать на вопросы учителя. | |||
8 | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками. | 1 час | Рисовать узор в квадрате. | |||
9 | Рисование на тему «Деревья осенью». | 1 час | Рисовать на тему «Деревья осенью». | |||
10 | Рисование школьных принадлежностей(папка, линейка, угольник). | 1 час | Знать школьные принадлежности; уметь их рисовать. | |||
11 | Узор из цветов для коврика прямоугольной формы. | 1 час | Выполнять узор из цветов. | |||
12 | Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике. | 1 час | Рисовать орнамент в прямоугольнике. | |||
13 | Рисование с натуры веточки ели. | 1 час | Рисовать с натуры. | |||
14 | Рисование с натуры праздничных флажков. | 1час | Рисовать с натуры. | |||
15 | Рисование с натуры ёлочных игрушек. | 1 час | Рисовать с натуры. | |||
16 | Веточка ели с ёлочными игрушками. | 1 час | Рисовать с натуры. | |||
17 | Оформление новогодней открытки. | Оформлять открытку. | ||||
18 | Рисование узора из снежинок (украшение шарфа, свитера). | 1 час | Рисовать узор из снежинок. | |||
19 | Рисование на тему «Снеговики». | 1 час | Выполнять рисунок на заданную тему. | |||
20 | Беседа по картинам. Рамки для картин. | 1 час | Уметь отвечать на вопросы учителя по картине. | |||
21 | Рисование с натуры рамки для картин. | 1 час | Рисовать с натуры. | |||
22 | Рисование с натуры игрушки – рыбки. | 1 час | Рисовать с натуры. | |||
23 | Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей». | 1 час | Выполнять рисунок на заданную тему | |||
24 | Рисование с натуры портфеля. | 1 час | Рисовать с натуры. | |||
25 | Беседа по изобразитель-ному искусству. Знакомство с Полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе. | 1 час | Уметь отвечать на вопросы учителя по картине. | |||
26 | Узор в полосе для косынки треугольной формы. | 1 час | Рисовать узор в полосе. | |||
27 | Рисование дорожного знака «Впереди опасность». | 1 час | Выполнять рисунок на заданную тему | |||
28 | Рисование узора в круге – расписная тарелочка. | 1 час | Рисовать узор в круге. | |||
29 | Рисование несложных предметов из геометрии-ческих форм (домик – квадрат, треугольник). | 1час | Рисовать несложные предметы из геометрических форм. | |||
30 | Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур. | 1 час | Рисовать узор в полосе. | |||
31 | Рисование открытки «Ракета летит». | 1 час | Выполнять рисунок на заданную тему. | |||
32 | Рисование башенки из элементов строительного материала. | 1 час | Рисовать башенку из элементов строительного материала. | |||
33 | Рисование узора в полосе из цветов и листочков. | 1час | Рисовать узор в полосе. | |||
34 | Узор из цветов в круге. | 1 час | Рисовать узор в круге. |
Приложение 2
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка "5"
- Учащийся полностью справляется с поставленной целью урока
- Правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике.
- Верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения.
- Умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.
- Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения.
- Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока.
- Допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- Учащийся допускает грубые ошибки в ответе.
- Не справляется с поставленной целью урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2 класса, обучающихся на дому (вариант 6.3)
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигат...