Материалы для составления рабочей программы по ИЗО.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Полякова Татьяна Васильевна

Пояснительная записка. КТП по ИЗО. Содержание и общая характеристика учебного предмета.Планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyas._k_risovaniyu.docx19.31 КБ
Файл plan._risovan.docx22.69 КБ
Файл planir.rez_.docx29.3 КБ
Файл obshch.har_.risov_.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

               Настоящая рабочая программа  по изобразительному искусству для 3 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,   Примерной программы начального образования по изобразительному искусству и содержания программы «ИЗО» для 1-4 классов авторов В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина .Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по  изобразительному искусству.

      При составлении программы руководствовались Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.12 ст.28,приказом Минобрнауки России от 30.08.13 г №1015 « Об утверждении порядка деятельности по основным общеобразовательным программам начального ,основного общего и среднего общего образования»,  приказом Минобрнауки  РФ №1577 от 31.12.2015 « О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897 п.18.2.2 ,Уставом МБОУ Щедровская ООШ.

Рабочая программа для 3 класса ориентирована на использование учебника авторов В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина «Изобразительное искусство» 3класс;Издательство «Дрофа».

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
  • система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
  • система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

  Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.



Предварительный просмотр:

   Календарно - тематическое планирование 

п/п

Дата

Наименование раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Примечание

По плану

Факт.

1

6.

09

В гостях у красавицы осени

Рисование на тему «Мой прекрасный сад».

11ч.

1

2

13.

09

Рисование по представлению «Летние травы».  

1

3

20.

09

Прощание с летом. Рисование с натуры «Насекомые».

1

4

27.

09

Декоративное рисование «Дивный сад на подносах».

1

5

4.

09

Художественное конструирование и дизайн. Лепка. «Осенние фантазии».  

1

6

11.

10

Рисование с натуры «Осенний букет».

1

7

18.

10

Художественное конструирование и дизайн «Линии и пространство».

1

 

8

25.

10

Рисование по представлению
«Портрет красавицы осени».

1

9

Рисование по памяти «Дорогие сердцу места».

1

10

Рисование с натуры «Машины на службе человека».

1

11

Рисование на тему «Труд людей осенью».

1

12

В мире сказок  

Рисование по памяти или по представлению «Мы рисуем животных».

7 ч.

1

13

Лепка животных

1

14

Иллюстрирование.  «Животные на страницах книг».  

1

15

Рисование по памяти «Где живут сказочные герои».

1

16

Декоративное рисование. Городецкая роспись. «Сказочные кони».  

1

17

Иллюстрирование «По дорогам сказки».  

1

18

Художественное конструирование и дизайн «Сказочное перевоплощение».

1

19

Красота в умелых руках

Рисование на тему «Дорогая моя столица».

9 ч.

1

20

Рисование на тему «Звери и птицы в городе».

1

21

Художественное конструирование и дизайн. Лепка. «Терем расписной».

1

22

Иллюстрирование «Создаем декорации».

1

23

Рисование на тему «Великие полководцы России».

1

24

Декоративное рисование. «Красота в умелых руках».  

1

25

Рисование по памяти  «Самая любимая».

1

26

Художественное конструирование и дизайн «Подарок маме – открытка» .

1

27

Иллюстрирование «Забота человека о животных».

1

28

Пусть всегда будет солнце

Рисование на тему «Полет на другую планету».

8ч.

1

29

Рисование по представлению «Головной убор русской красавицы».

1

30

Иллюстрирование «Рисуем сказки А. С. Пушкина».

1

31

Рисование с натуры «Весенняя веточка».

1

 

32

Рисование на тему «Праздничный салют».  

1

33

Рисование на тему «Красота моря. Облака».  

1

34

Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце…».

1

35

Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце…».

1




Предварительный просмотр:

Планируемые результаты  по предмету

изобразительное искусство в 3 классе.

Личностные результаты.

Обучающиеся научатся:

· положительно относится  к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· чувства уважения к народным художественным традициям России;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которыхпоможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективнойработы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Ожидаемые результаты к концу 3 года обучения

Предметные результаты

  • получат простейшие сведенияо композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;

Учащиеся научатся

различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

добывать  начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

узнавать  известные центры народных художественных ремесел России;

узнавать ведущие художественные музеи России.

Учащиеся получат возможность научится:

выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

расписывать готовые изделия согласно эскизу;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

Критерии оценки устных индивидуальных

и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии оценивания знаний и умений 

Этапы оценивания детского рисунка:

• как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

• характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

• качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

• владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

• общее впечатление от работы: возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии выставления отметок.

Отметка

Характеристика ответа

5 (от 90%)

Поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна

4 (70-90%)

Поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

3 (50-70%)

Поставленные задачи выполнен частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки

2 ( менее 50%)

Коммуникативная задача не выполнена.

Требования к уровню подготовки учащихся,  оканчивающих 3 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
  •  простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно -фиолетового;
  • начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
  • известные центры народных художественных ремесел России;
  • основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками

уметь:

  • выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний;
  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
  • чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике и круге;
  • творчески применять простейшие приёмы народной росписи: цветовые круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приёмов в изображении декоративных ягод и трав;
  • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.                              

Требования к уровню подготовки обучающихся,  оканчивающих начальную школу

  к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);

начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;

начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;

основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения,   выделение главного центра;

начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода ;

начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов —смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты

цвета).

уметь:

рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

передавать   в   рисунках   свет,   тень,   полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;

анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;

использовать   цветовой   контраст   и   гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;

применять   знания   о   линейной   и   воздушной перспективе,  светотени,  цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;

передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое   строение   животных, фигуры человека.



Предварительный просмотр:

Общая характеристика учебного предмета

    Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
  • система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
  • система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.

 Место учебного предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю), 35 уч.недель

 

 

Содержание учебного предмета

3 класс  (35 ч)

Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (10 ч)

Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Примерные задания:

а)        рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

б)        рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);

в)        рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);

г)        рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);

д)        рисование животных (заяц, кролик, скворец, утка, снегирь, голубь, майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);

е)        рисование предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская лопата);

ж)        рисование игрушечных машин (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом), народных игрушек (глиняные свистульки - Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов - Майдан);

з)        выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (9 ч)

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

Примерные задания:

а)        рисование на темы «Осень в саду»,  «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;

б)        иллюстрирование русских народных сказок «Сивка - бурка», «Петушок   -   золотой   гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;  сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина, «Серая Шейка» Д. Мамина - Сибиряка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого; басен «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дышало...», «Зимнее утро» А. Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова; рассказов «Красное лето» И. Соколова - Микитова, «Художник Осень» Г. Скребицкого.

Декоративная работа (7 ч)

Углубленное знакомство с народным декоративно - прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).

В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества народного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Примерные задания:

а)         выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной тарелочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;

б)        выполнение эскизов росписи игрушки - матрешки, украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки и т. п.);

в)        выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.);

г)         выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т. п.);

д)        раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии;

е)          выполнение эскизов сувениров, сконструированных  из пустых  коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);

ж)        выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Лепка (3 ч)

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.

Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.

Примерные задания:

а)          лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б)        лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;

в)        лепка фигурок по мотивам народных игрушек;

г)         лепка композиций на темы быта и труда человека «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. д.

Аппликация (2 ч)

Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.

Примерные задания:

а)        составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», «Весенняя сказка цветов»;

б)        составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и   Петух» И. Крылова и др.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

• виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;

  • наша Родина - Россия;
  • Москва;
  • старинные города России;
  • тема матери в творчестве художников;
  • тема труда в изобразительном искусстве;
  • родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);
  • форма, объем и цвет в рисунке, живописи;
  • действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
  • русское народное творчество в декоративно - прикладном искусстве, выразительные средства декоративно - прикладного искусства;
  • музеи России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для составления рабочих программ по учебным предметам

Данный материал позволяет ознакомиться с новыми требованиями при составлении новых учебных программ. Представлены рекомендации для составления программ, различие программ 1 и 2 вида, а также титульные...

Рекомендации по составлению Рабочих программ учебных курсов

Как правильно разработать и оформить Рабочую программу?...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Презентация:  Методические рекомендации по составлению рабочей программы "Перспективная рабочая шола"...

Рекомендации по составлению рабочей программы.

В презентации раскрывается структура рабочей программы, даны краткие комментарии к каждому разделу....

Пояснительная записка к составлению рабочих программ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)П Р И К А З...

Составление рабочей программы учителя

особенности написания рабочих программ по предметам начальной школы, отвечающих требованиям ФГОС...

Составление рабочих программ в условиях реализации ФГОС.

В данном материале представлены практические рекомендации по составлению рабочих программ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Учител...