«Множество». «Павловские набивные платки с цветочным орнаментом на различном фоне»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Урок из курса ИЗО, интегрированного с информатикой, познакомит обучающихся начальной школы с историей изготовления и использования платков в одежде от древности до наших дней. Обучающиеся научатся создавать эскиз платка, используя знания о цветосочетании; узнают о новых понятиях: множество и элементы множества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИЗО и информатика | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1: «Множество». «Павловские набивные платки
с цветочным орнаментом на различном фоне»
Цели занятия:
познакомить обучающихся с историей изготовления и использования платков в одежде от древности до наших дней; совершенствовать навыки создания эскизов изделия, используя знания о цветосочетании; развивать творческие способности и эстетический вкус.
Задачи:
- изучение особенностей национальной одежды, углубление знаний по проектированию и оформлению швейных изделий; формирование уверенности в собственных силах по осуществлению поставленных задач;
- обогащение кругозора и мастерства обучающихся, развитие творческих возможностей;
- демонстрация общечеловеческих ценностей, заложенных в народном искусстве и активизация познавательного интереса обучающихся к творчеству своего народа.
Наглядные пособия и оборудование:
фотографии из журналов мод; мультимедийный проектор; экран; компьютер; бумага для выкроек; линейки, сантиметровые ленты, портновские булавки, ножницы; броши, пряжки, бусины и т. д.;цветные карандаши; коллекция платков (оформлена на выставке).
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Ход занятия
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к занятию
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я к вам пришла сегодня с новой вестью.
В России не было пока
Музея русского платка.
И в целом мире не видали
Пока музея русской шали.
Но с Божьего благословенья,
Трудом Владимира Шишенина
Музей рожден в платочном граде —
В старинном Павловском Посаде!
Музеем русского платка
Отныне будет на века
Прославлен сей российский град.
Музею новому — виват!!!
— Как вы думаете, что это за музей?
Ученик. Это музей, где выставлены платки и шали.
Учитель. А какие виды платков вам известны?
Ученик: Шейный платок, парео, оренбургский пуховой платок, восточный платок — хиджаб, национальный платок к народному костюму, французский платок — каре (называя платок, учащиеся дают его словесное описание)
Учитель: В каком же городе открыт этот музей русского платка?
Ученик. В городе Павловском Посаде.
Учитель. Наверное, интересно побывать в этом музее, правда, он от нас очень далеко, но, дорогое мои , не расстраивайтесь, ведь у нас с вами богатое воображение. Давайте мы закроем на минутку глаза и представим, что попали в тот музей.
II. Изучение новой темы
Учитель. Итак, тема нашего занятия «Павловские платки», и я приглашаю вас на экскурсию в музей русского платка.
Уникальный музей, освещающий историю русского платка и шали с древнейших времен до нашего времени, открылся Павловском Посаде. Этот музей был создан по инициативе жителя города, коллекционера Владимира Шишенина. «Однажды у одного из антикваров я приобрел изумительный русский шелковый платок золотого шитья, — рассказывает он о том, с чего началась его коллекция. — Платок привел меня в восторг и, глядя на него, возникла мысль о создании музея русского платка в нашем городе — старейшем центре производства платков и шалей, имеющем свои традиции этого народного промысла».
По древнему русскому обычаю женская голова должна быть всегда покрытой. Так какое же значение для женщины имел платок, если две трети своей жизни она с ним не расставалась!
Самым большим позором для женщины древней Руси было насильственное публичное обнажение её головы.
Понятие «русский платок» признано в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивкам на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок. В платке гармонично сочетаются русская ромашка
и персидский лотос,
образы лебедя и павлина,
иранские «бобы»
и французские букетики «мильфлёр»,
солнечные розетки
и античные вазы,
бесконечные вариации восточных орнаментов.
Яркий и многоликий, с традиционным цветочным рисунком... Излюбленный русскими женщинами платок — древнейшая часть народного женского костюма. Он подчеркивал индивидуальность и вкус своей хозяйки. Русские женщины носили платки повсеместно: и на севере, и на юге. Платок не только делал костюм законченным, он был его главным украшением, чаще всего, наиболее дорогой его частью. Семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи — обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок. Платок носили девушки и молодые женщины в разное время года. Он придавал костюму особую красочность и своеобразие.
По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов — красного и белого. Красный цвет — цвет мужчины, белый — цвет женщины, их сочетание означает брак. Свадебный платок был оберегом сам по себе.
Давайте теперь, заглянем в мастерскую, и узнаем, как же творят чудесные мастера эту волшебную сказку под названием «Павловский платок».
Процесс набойки — сложный и длительный. Сначала сотканную материю отбеливали, затем она проходила ряд подготовительных операций перед окраской. Ткань нарезали по величине платков, укрепляли на деревянной раме, затем накладывали сверху деревянные клише с элементами узора, смазанные краской, и сверху пристукивали деревянным молотком. Поэтому процесс получил название-набивка. Для набивки наиболее сложных узоров рамы приклеивали к столу, обтянутому толстым сукном или войлоком.
В настоящее время, на некоторых фабриках трудоёмкий процесс набойки заменили печатанием узора с гравированных металлических валов.
Вот так, ручным способом мастер гравирует узор на металлическом валу.
И вот, наконец, заключительный этап — к платку пришивают бахрому и строго оценивают качество. Посмотрите, какая красота!
III. Практическая работа
Учитель. Я предлагаю вам сегодня самим стать создателями эскиза платка по народным мотивам.
(Учащиеся, в течение 12—15 минут выполняют эскиз платка на бумаге для выкроек размером 50×50 см. Работают по желанию индивидуально или образуя небольшие группы.)
-Посмотрите, какие разные получились объекты нашей деятельности!
А каким общим именем можно их всех назвать? Ну конечно, - это узорные платки.
Этим предметам можно дать порядковые номера. Вы заметили, что мы говорим то «предмет», то «объект». В чём же разница между этими словами? Привычнее называть «предметом» нечто неодушевлённое, неживое: стол, книга, ручка, игрушка.
В Древней Греции придумали слово «объект», которым обозначают предметы (компьютер, карандаш, огурец), явления природы (снег, дождь, гром) и живых существ (заяц, медведь, мошка, птица, рыба), и людей.
Объект – это то, что можно увидеть (закат), услышать (музыка) или почувствовать (боль).
Таким образом, объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления, события. Давайте и мы впредь будем использовать это более широкое понятие – «объект». Мы уже не раз объединяли объекты в группы по каким-то признакам и давали этим группам общие названия. Такие группы в математике называются множествами. Значит, можно сказать, что все ваши изделия – это множество узорных платков. Всё очень просто – слова «группа с общим названием» заменяем на слово «множество». Посмотрите на ряды объектов. Какие общие признаки объединяют объекты в ряду? Подумаем вместе и назовём группу, т.е. дадим название множеству. Наш ответ – «Платки», впишем его в конце строчки. Постараемся определить в группе общие свойства и назовём множество. То, что написано в первой строчке можно носить на голове, то есть можно назвать одним словом «Головной убор». Во второй перечислены названия стран, значит, вписываем во второй прямоугольник слово «Страны». Смотрите, какие платки разные! Тут есть красные, синие, черные: всё вперемешку. Наведём порядок. Каждый объект должен попасть в своё множество – в свою корзинку. У каждой корзинки своё название: «Холодные цвета» и «Теплые цвета». Сначала наполним первую корзину, что туда попадёт? Красные платки. Потом наполним вторую – туда положим синие платки. А в третью - Остался один цвет! Что же с ним делать? Для него мы тоже найдём корзинку, прикрепим табличку «Ахроматические цвета». Это тоже множество, но в нем всего один платок. Сколько платков мы набрали? Давайте посчитаем и введём эти числа рядом с названиями множеств. Каждый объект множества называется элементом этого множества. Посмотрите на два столбика на экране. Слева - названия множеств, справа – объекты, принадлежащие этим множествам. Можно соединить линиями множество и его элемент.
IV.Защита работы
Учитель. Пожалуйста, оцените свою работу по указанным критериям.
Критерии оценки работы - это тоже множества:
«Оригинальность идеи»
« Эстетика оформления»
«Объем работы»
Оценки (элементы множества) выставляются по пятибалльной шкале. Учащиеся оценивают свою работу, учитель, добавляя свои комментарии, ставит оценки за работу.
V. Рефлексия
Демонстрация авторских эскизов платков
VI. Подведение итогов занятия.
Учитель. Мы завершили экскурсию в музей народного платка. Позвольте спросить вас, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Ученик. Мы познакомились с историей изготовления и использования платков в народном костюме.
Учитель. Чему научились?
Ученик. Создавать эскиз платка, используя знания о цветосочетании.
Учитель. С какой профессией ознакомились?
Ученик. Мы попробовали свои силы в качестве художника по платку.
Учитель. Какой же мы сделаем вывод из сегодняшнего занятия?
Ученик. Меняются времена и технологии, но даже современная модница, надев такой платок, может почувствовать себя настоящей русской красавицей.
Учитель. Кроме того мы познакомились с новыми понятиями. Назовите их.
Ученик. Множество и элементы множества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"
Цель урока: Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...
Конспект урока по физической культуре. Тема: Прыжок в длину. Бросок набивного мяча (2 класс).
Конспект урка по физической культуре. Тема: Прыжок в длину. Бросок набивного мяча (2 класс)....
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ . РАБОТА С ТКАНЬЮ (ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ). Изготовление набивной игрушки из готового кроя - «Кукла».
Урок трудового обучения в 4 классе коррекционной школы....
Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"
Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС....
Метание набивного мяча.
Технологическая карта урока по физической культуре во 2 классе....
Игра «Цветочный сад» по окружающему миру для младших школьников. Тема: Цветочный хоровод
Мероприятие для обобщения и закрепления знаний, при изучении цветов....
Технологическая карта урока технологии по теме «Какие бывают цветочные композиции» Изделие «Цветочная композиция» 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений по изготовлению цветочной композиции.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «...