Программа внеурочной деятельности «Городецкая роспись»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Мочалова Надежда Петровна

Программа направлена на изучение особенностей городецкой росписи, обучению ее основным элементам с учащимися третьего класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gorodetskaya_rospis.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №

от «____»_________ 2013 г

Согласовано

Зам. директора по УВР

____________ Л.В. Гончарова

«____»_______________ 2013 г.

Утверждаю

Директор  школы

_____________ Е.В.Смирнова

«____»__________2013 г

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Городецкая роспись»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1. Актуальность программы

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.

Издавна сложившиеся способы художественной обработки материла, специфика трактовки образов и характера изделий развиваются современными мастерами.

Содержание программы по обучению учащихся росписи по дереву направленно на воспитание художественной культуры школьников, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

На занятиях дети учатся создавать красоту своими руками. Курс направлен не только на формирование эстетического вкуса у ребят, знакомство их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивает трудовые умения и навыки.

 Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий росписи творческого отношения к работе.

Важной составной частью данной программы является копирование учащимися образцов народной росписи по дереву.

 Копирование народных образцов позволяет им понять и усвоить для себя не только разные виды и технику росписи, но и типовые композиции росписи по дереву. Зарисовки, собранные во время копирования произведений народной росписи по дереву, - ценный методический фонд каждого ученика, на основе которого им разрабатываются собственные творческие композиции.

Копирование производится учащимися в виде зарисовок орнаментальных мотивов, фрагментов, композиций.

2. Цель:

  • познакомить обучающихся с наследием Городца и художественной обработки дерева в каждом районе промысла;
  • привить им любовь к традиционному художественному ремеслу;
  • воспитывать художественно-эстетическое восприятие мира.

3. Задачи:

  • обучить практическим навыкам росписи по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях Городецкого и других местного художественного промысла;
  • раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно- прикладного искусства в жизни общества;
  • сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;
  • усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);
  • овладеть художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народного декоративно- прикладного искусства.

4. Воспитательные аспекты

Реализация программы «Городецкая роспись» способствует формированию художественной культуры обучающихся. Программа направлена на профориентацию обучающихся и развитие их творческих способностей, коммуникабельности и социализации.

5. Возрастные особенности

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей младшего школьного возраста. Занятия  проводятся 1 раза в неделю

6. Формы работы

Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: копирование на бумаге типовых композиций росписи, выполнение росписи в материале на полуфабрикатах, учебное занятие, выставки детского творчества, участие в  выставках детского творчества.

7. Методы работы

При использовании этой программы необходимо применять следующие методы обучения и воспитания: экскурсии, беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций, проектов; наблюдения; объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.

8. Условия реализации программы – 1 года

Занятия группы проходят 1 раз в неделю по 30минут.

9. Результативность

После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:

  • характерные особенности местного народного искусства и историю развития промысла;
  • основы композиции;
  • основы приемы росписи и типовые композиции изделий;
  • виды и свойства красок и других материалов, применяемых в росписи;
  • организацию производства художественных изделий из дерева с росписью на предприятии;
  • правила безопасности труда и личной гигиены.

Учащиеся должны уметь:

  • делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
  • разрабатывать самостоятельно несложные композиции росписи по дереву на основе традиций народного искусства;
  • владеть техническими приемами росписи;
  • выполнять все стадии росписи по дереву, включая операции отделки готовых изделий.

10. Связь с другими объединениями основным образованием и будущей деятельностью

К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении или могут продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего возрасту.


11.Учебно-тематический план

первый год обучения

№ темы

Тема

Количество часов

1

Из истории  Городецкой  росписи. Инструктаж по технике безопасности.

1

2

Основные элементы росписи. Дужки.

1

3

Основные элементы росписи. Капелька.

1

4

Основные элементы росписи. Листики.

1

5

Основные элементы росписи. Точки. Штрихи.

1

6

Стадии написания городецкого розана.

1

7

Стадии написания городецкой ромашки.

1

8

Стадии написания  купавки.

1

9

Стадии написания  бутона.

1

10

Приемы написания городецкой розы.

1

11

Порядок написания городецкого винограда.

1

12

Составление простейшей композиции росписи в полосе, круге.

3

13

Последовательность росписи птиц (фазан, петух, голубь)

3

14

Приемы написания городецкой лошадки. Роспись и оживка.

2

15

Составление простейших композиций с изображением животных и птиц.

2

16

Роспись небольшой деревянной заготовки (разделочная доска)

8

17

Итоговое занятие. Организация и осуждение выставки работ учащихся.

1


12. Список литературы

  1. Барадулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В. и др. Основы художественного ремесла. - М., 1979.
  2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М. С. 3-12, 51-59.П.И.
  3. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л., 1981.
  4. Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М., 1984. С. 134-153.
  5. Жегалова С., Жижина С., Попова З., Черняховская Ю. Пряник, прялка и птица сирин. - М., 1983. С. 102-120.
  6. Журнал «Юный художник» №9., 1980. С.1-2, №4., 1985. С. 16-17, №3., 1991. С. 20-22, №9., 1994. С. 23-25.
  7. Максимов Ю.В.. У истоков мастерства. - М., 1983.
  8. Махмутова Х.И. Роспись по дереву. - М., 1987.
  9. Народное искусство. Художественные промыслы СССР. - М., 1987. Альбом.
  10. О. Некрасова М.А. Истоки городецкой росписи и ее художественный стиль. М., 1973, с. 156-179.
  11. Попова С.. Русское народное искусство. - М., 1972.
  12. Программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 кл. М.: Просвещение, 1992.
  13. Рогов А.П. Кладовая радости. - М., 1982.
  14. Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. М., 1984. Альбом.
  15. Уткин П.И, Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.,1992. С. 4-10, 21-22.
  16. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М., 1985, с.103-125.
  17. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства/внеурочное занятие/.Тема" Роспись пасхальных яиц"

Урок изобразительного искусства , на котором ученики первого класса узнают в доступной им форме о росписи пасхальных яиц, о традициях провославных праздников на Руси.Данный материал можно использовать...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Программа дополнительного образования "Городецкая роспись"

Программа предполагает изложение материала по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов и упражнений до заданий на импровизацию, роспись изображений, создание своих композиций. И...

Программа внеурочной деятельности "Урало-сибирская роспись"

Программа внеурочной деятельности является частью дипломного проекта...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Декоративная роспись»

Программа «Декоративная роспись» направлена на приобщение учащихся к народному, декоративно-прикладному искусству и получение ими опыта применения художественных знаний, умений и навы...