Учебная программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Учебная программа по изобразительному искусству УМК "Перспектива" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_po_izo.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» /3 класс/
УМК «Перспектива»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
• основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
• выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Дейнеки и др.).
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).
Осень: «Как прекрасен этот мир, посмотри …» (11 ч.)
Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.
В жостковском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства.
О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.
Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем.
Лети, лети бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.
Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет, воздушная перспектива.
Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства.
Двор, что город, изба, что терем. В мире народного зодчества: традиции мастерства
То ли терем, толи царев дворец. В мире народного зодчества: импровизация. Каждая птица свои пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции.
Зима: «Как прекрасен этот мир, посмотри …» (10 ч.)
Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции.
Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Разнообразные штрихи и линии.
Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.
Всякая красота фантазии да уменья требует. Маски- образы матушки- природы, фантастические и сказочные образы, маски ряженых.
В каждом посаде в своем наряде. Русский народный костюм: узоры- обереги. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма.
России державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. «Город чудный…» Памятники архитектуры: импровизация.
Защитники земли Русской. Патриотическая тема в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр.
Весна: «Как прекрасен этот мир, посмотри …» (5 ч.)
Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. Широкая масленица. Сюжетно- декоративная композиция: композиционный центр и цвет.
Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: традиции мастерства.
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.
Лето: «Как прекрасен этот мир, посмотри …» (8 ч.)
Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. Цветы России на павловских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства.
Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.
В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно - сюжетная композиция: цвет.
Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.
Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.
У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект «Счастливы те, кто любит цветы».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Осень: «Как прекрасен этот мир посмотри…» | 11 |
2 | Зима: «Как прекрасен этот мир посмотри…» | 10 |
3 | Весна: «Как прекрасен этот мир посмотри…» | 5 |
4 | Лето: «Как прекрасен этот мир посмотри…» | 8 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» УМК «Перспектива» /3 класс/
№ п/п | Тема урока | Дата |
1 | Земля одна, а цветы на ней разные. | |
2 | В жостовском подносе все цветы России. | |
3 | О чем может рассказать русский расписной поднос. | |
4 | Каждый художник урожай своей земли хвалит. | |
5 | Лети, лети, бумажный змей. | |
6 | Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. | |
7 | Живописные просторы Родины. | |
8 | Родные края в росписи гжельской майолики. | |
9 | «Двор, что город, изба, что терем». | |
10 | «То ли терем, то ли царёв дворец» | |
11 | Каждая птица своим пером красуется. | |
12 | Каждая изба удивительных вещей полна. | |
13 | Русская зима. | |
14 | Зима не лето, в шубу одета. | |
15 | Зима за морозы, а мы за праздники. | |
16 | Всякая красота фантазии да умения требует… | |
17 | В каждом посаде в своём наряде. | |
18 | Жизнь костюма в театре. | |
19 | Россия державная. | |
20 | «Город чудный…». | |
21 | Защитники земли Русской. | |
22 | Дорогие, любимые, родные. | |
23 | Широкая Масленица. | |
24 | Красота и мудрость народной игрушки. | |
25 | Герои сказки глазами художника | |
26 | Герои сказки глазами художника | |
27 | Водные просторы России. | |
28 | Цветы России на павловопосадских платках и шалях. | |
29 | Всяк на свой манер. | |
30 | В весеннем небе – салют Победы! | |
31 | Гербы городов Золотого кольца России. | |
32 | Сиреневые перезвоны. | |
33 | У всякого мастера свои затеи. | |
34 | Наши достижения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов
В материале представлены листы индивидуальных достижений учащихся по разным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, универсальные уч...
Учебная программа "Учись учиться 2" авт. Дзятковская Е.Н. серии "Экология учебной деятельности"
Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего обра...
Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...
Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса
В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...
Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденн...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год
МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2017-2018 учебный год
МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Русский язык» для 4 класса н...