Учебная программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Захаренкова Валентина Ивановна

Учебная программа по изобразительному искусству УМК "Перспектива" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_po_izo.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа по предмету  «Изобразительное искусство» /3 класс/

УМК «Перспектива»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать / понимать:

•  доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;

•  понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

•  отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

•  приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;

•  основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

•  основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта,  пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

•  названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

•  разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

•  основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

уметь:

•  организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

•  правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

•  применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

•  выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

•  применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

•  рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

•  решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

•  выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

•  выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;

•  лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;

•  конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

•  выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

•  высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

•  проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

•  проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир изобразительных (пластических) искусств

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет  (на примере произведений Леонардо да Винчи);  пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира  (образы  архитектуры  и  живописи). Патриотическая  тема  в  произведениях  отечественных  художников  (на  примере произведений А. А. Дейнеки и др.).

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей,  ритм,  силуэт);  декоративно-прикладного  искусства  и  дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).

Осень: «Как прекрасен этот мир, посмотри …» (11 ч.)

Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.

В жостковском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства.  

О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем.

Лети, лети бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства Чуден свет – мудры люди, дивны  дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет, воздушная перспектива.

Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства.

Двор, что город, изба, что терем. В мире народного зодчества: традиции мастерства

То ли терем, толи царев дворец. В мире народного зодчества: импровизация. Каждая птица свои пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции.

Зима: «Как прекрасен этот мир, посмотри …» (10 ч.)

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции.

Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Разнообразные штрихи и линии.

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.

Всякая красота фантазии да уменья требует. Маски- образы матушки- природы, фантастические и сказочные образы, маски ряженых.

В каждом посаде в своем наряде. Русский народный костюм: узоры- обереги. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма.

России державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. «Город чудный…» Памятники архитектуры: импровизация.

Защитники земли Русской. Патриотическая тема в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр.

Весна: «Как прекрасен этот мир, посмотри …» (5 ч.)

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. Широкая масленица. Сюжетно- декоративная композиция: композиционный центр и цвет.

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: традиции мастерства.

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.

Лето: «Как прекрасен этот мир, посмотри …» (8 ч.)

Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. Цветы России на павловских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства.

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.

В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно - сюжетная композиция: цвет.

Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.

Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.

У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект «Счастливы те, кто любит цветы».

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Осень: «Как прекрасен этот мир посмотри…»

11

2

Зима: «Как прекрасен этот мир посмотри…»

10

3

Весна: «Как прекрасен этот мир посмотри…»

5

4

Лето: «Как прекрасен этот мир посмотри…»

8

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» УМК «Перспектива» /3 класс/

№  п/п

Тема урока

Дата

1

Земля одна, а цветы на ней разные.

2

В жостовском подносе все цветы России.

3

О чем может рассказать русский расписной поднос.

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит.

5

Лети,  лети, бумажный змей.

6

Чуден  свет – мудры люди, дивны дела их.

7

Живописные просторы Родины.

8

Родные края  в росписи гжельской майолики.

9

«Двор, что город, изба, что терем».

10

«То ли терем, то ли царёв дворец»

11

Каждая птица  своим пером красуется.

12

Каждая изба удивительных вещей полна.

13

Русская зима.

14

Зима не лето, в шубу одета.

15

Зима за морозы,  а мы за праздники.

16

Всякая красота фантазии да умения требует…

17

В каждом посаде в своём наряде.

18

Жизнь костюма в театре.

19

Россия державная.  

20

«Город чудный…».

21

Защитники земли Русской.

22

Дорогие, любимые, родные.

23

Широкая Масленица.

24

Красота и мудрость народной игрушки.

25

Герои сказки глазами художника

26

Герои сказки глазами художника

27

Водные просторы России.

28

Цветы России на павловопосадских платках и шалях.

29

Всяк на свой манер.

30

В весеннем небе – салют Победы!

31

Гербы городов Золотого кольца России.

32

Сиреневые перезвоны.

33

У всякого мастера свои затеи.

34

Наши достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов

         В материале представлены листы индивидуальных достижений учащихся по разным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, универсальные уч...

Учебная программа "Учись учиться 2" авт. Дзятковская Е.Н. серии "Экология учебной деятельности"

Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего обра...

Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...

Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса

В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...

Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе  составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденн...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Русский язык» для 4 класса н...