рабочая программа по ИЗО 3 класс "Планета знаний"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Программа по ИЗО составлена на основе последних методических изданий и с учетом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
data._po_izo_docx.doc | 134.5 КБ |
izo_rabochaya_progr_3klass.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | ||||
план | факт | ||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||
Мир изобразительного искусства (13 ч.) | |||||||||
1 | 05.09 | Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр. Учимся у мастеров. Композиция в натюрморте | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знакомство с ведущими художественными музеями мира (Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гугенхайма (Нью-Йорк), с жанрами и видами изобразительного искусства, с особенностями натюрморта как жанра изобразительного искусства | Называть ведущие музеи мира, различать жанры искусства, выделять композиционный центр картины | Интерес к посещению художественных музеев, выставок, понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру | Выделять и анализировать информацию из текста, иллюстраций, осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы | ||
2 | 12.09 | Светотень. Рисование крынки | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Продолжение знакомства с жанром натюрморта. Изучение основ композиции в натюрморте, передачи светотени на предмете. Продолжение освоения особенностей материалов и инструментов графики. Рисование предмета округлой формы | Понимать и объяснять значение терминов «светотень», «тень падающая», «рефлекс», «полутень», «свет», «блик», передавать объем предмета в изображении с использованием светотени, правильно использовать выразительные возможности карандаша | Положительная мотивация к участию в различных видах изобразительной деятельности | Формулировать под руководством учителя цель и задачи, планировать собственную изобразительную деятельность | ||
3 | 19.09 | Школа графики. Последовательность рисования куба | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Продолжение знакомства с жанром натюрморта. Закрепление приемов передачи светотени на предмете. Продолжение освоения особенностей материалов и инструментов графики. Обучение рисованию куба | Применять изученные приемы графического изображения в самостоятельной работе | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Осуществлять планирование, самоконтроль и оценку собственной изобразительной деятельности |
Календарно-тематическое планирование
4 | 26. 09 | Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель) | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Изучение порядка рисования предметов натюрморта и использование знаний при выполнении работы. Применение техники акварельной живописи, стремление к единству колористического решения | Учитывать особенности композиции и этапов изображения натюрморта при выполнении творческой работы, возможности акварели в передаче различной фактуры | Мотивация к успешной изобразительной деятельности | Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе | ||
5 | 03. 10 | Пейзаж как жанр. Учимся у мастеров. Композиция в пейзаже | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Ознакомление с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Изучение основ композиции пейзажа на основе картин мастеров. Обсуждение личного отношения зрителя и художника к изображенному в пейзаже | Определять жанр пейзажа по отличительным признакам, характеризовать особенности композиции, обсуждать и высказывать личное мнение о сюжете картины | Потребность в общении с искусством, в творческом отношении к окружающему миру | Искать информацию и материалы на заданную тему, участвовать в диалоге, строить высказывания с опорой на письменный текст и иллюстрации | ||
6 | 10. 10 | Перспектива. Перспективные построения | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знакомство с понятиями «перспектива», «линейная перспектива». Упражнение в изображении пространства на плоскости с помощью элементов линейной перспективы | Объяснять особенности перспективы в пейзаже, учитывать законы перспективы при изображении объемных и удаленных объектов | Самостоятельность в решении творческих задач | Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия | ||
7 | 17. 10 | Воздушная перспектива. Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель) | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Продолжение знакомства с законами перспективы. Усвоение понятия «воздушная перспектива». Упражнение в изображении пространства с помощью законов линейной и воздушной перспективы. Применение полученных знаний в самостоятельной творческой работе под руководством учителя | Различать линейную и воздушную перспективу, объяснять значение перспективы в изображении, использовать законы перспективы в творческой деятельности | Мотивация к успешной изобразительной деятельности | Планировать изобразительную деятельность, самостоятельно организовывать работу по плану, осуществлять самоконтроль |
8 | 24.10 | Учимся у мастеров. Портрет как жанр. Автопортрет | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Ознакомление с портретом как жанром изобразительного искусства. Знакомство с термином «автопортрет». Изучение основ композиции портрета на основе картин мастеров. Знакомство с различиями классического и современного искусства | Различать классическое и современное искусство. Рассказывать об особенностях портрета как жанра, основах композиции портрета | Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру | Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе | |
9 | 31.10 | Школа живописи. Рисование портрета девочки (карандаш) | Комбинированный урок | Изучение последовательности рисования портрета, использование приобретенных ранее умений для создания творческой работы под руководством учителя | Использовать знания об особенностях и композиции портрета при создании собственной творческой работы | Мотивация к успешной изобразительной деятельности | Осуществлять планирование, самоконтроль и оценку собственной изобразительной деятельности | |
10 | 14. 11 | Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки (пластилин) | Комбинированный урок | Представление о видах и жанрах изобразительного искусства. Знакомство с особенностями скульптурного портрета. Создание портрета в технике лепки под руководством учителя | Использовать различные техники при создании портрета, учитывать особенности скульптурного портрета | Способность оценивать трудность предлагаемой задачи | Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия | |
11 | 21. 11 | Силуэт. Портреты сказочных героев | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знакомство работами художников на сказочные темы (В. Васнецов, И. Билибин, М. Врубель). Знакомство с техникой и выразительными возможностями силуэта | Выделять особенности портретов сказочных героев, использовать выразительные возможности силуэта при создании собственных творческих работ, предугадывать замысел автора и характер героя по силуэту | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий | Выделять и анализировать информацию из текста, иллюстраций, осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы | |
12 | 28. 11 | Необычные портреты. Школа коллажа | Комбинированный урок | Знакомство с портретами, выполненными в различных техниках и стилях (Дж. Арчимбольдо, П. Пикассо, К. Малевич и т. п. ). Создание необычного портрета в технике коллажа | Выделять и описывать необычные по технике исполнения творческие работы, создавать авторские работы по аналогии | Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру | Объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа, оценивать собственную и коллективную творческую деятельность |
13 | 05. 12 | Твои творческие достижения. Проверка знаний. Организация проектной деятельности | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Применение изученных законов и правил к конкретной ситуации для ее объяснения, осмысления личного опыта | Самостоятельно сравнивать и классифицировать произведения по видам и жанрам, анализировать произведение с точки зрения композиции, колористики | Способность оценить личный уровень освоения материала и выбрать посильное задание | Анализировать и классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам, планировать собственную исследовательскую и творческую деятельность | |
Мир народного искусства (6 ч.) | ||||||||
14 | 12. 12 | Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знакомство с резьбой по дереву, украшением изб. Изучение видов, форм и назначения старинной посуды. Лепка старинной посуды по образцам, иллюстрациям | Рассказывать об устройстве и декоре старинной русской избы, называть и классифицировать предметы кухонной утвари русского народа | Понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции | Ориентироваться в учебной литературе, планировать учебную деятельность, вести аргументированную беседу | |
15 | 19. 12 | Богородские игрушки. Школа народного искусства | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знакомство с изделиями богородских мастеров. Изготовление моделей богородских игрушек | Рассказывать об особенностях богородских игрушек, отличать богородские игрушки от других народных промыслов, изготавливать игрушку-дергуна из картона по образцу | Уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции | Участвовать в обсуждении, опираясь на текст учебника и иллюстрации, формулировать цель, задачи и планировать свою творческую деятельность | |
16 | 26. 12 | Жостовские подносы. Школа народного искусства | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знакомство с работами жостовских мастеров. Изучение последовательности жостовской росписи. Выполнение жостовских узоров из цветов и ягод | Рассказывать об особенностях жостовской народной росписи, расписывать предметы быта в жостовском стиле | Приобщение к отечественной культуре, освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных традиций изобразительного искусства | Объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа |
17 | 16. .01 | Павлопосадские платки | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знакомство с творчеством павлопосадских мастеров. Изучение приемов композиции и рисования павлопосадских узоров. Составление композиционных схем орнаментов на павлопосадских платках | Рассказывать об истории и особенностях орнаментов, составлять композиционные схемы павлопосадских платков | Осознание ценности народного искусства в культурном развитии личности | Анализировать изображение, конструировать объекты плоских форм | ||
18 | 23. 01 | Скопинская керамика. Школа народного искусства | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Изучение особенностей скопинской керамики. Выполнение самостоятельной творческой работы в скопинском стиле на основе иллюстрированного плана | Рассказывать об отличительных особенностях скопинской керамики, создавать собственные творческие работы в скопинском стиле | Уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции, способность адекватно оценить сложность предлагаемого задания | Планировать собственную творческую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль | ||
19 | 30. 01 | Твои творческие достижения. Проверка знаний | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Определение (узнавание) и группировка произведений традиционных народных художественных промыслов. Разработка схем елочных игрушек на основе изученных промыслов | Различать поделки и соотносить их с определенным народным промыслом (Дымково, Городец, Гжель, Жостово, Павловский Посад, Ско- пино, Богородское, Хохлома, матрешка) | Осознанный выбор посильного задания | Анализировать, группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям | ||
Мир декоративного искусства (9 ч.) | |||||||||
20 | 06. 02 | Декоративная композиция. Стилизация | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знакомство с понятием «стилизация», расширение представлений о декоративной композиции, цвете. Изучение художественных приемов декоративной композиции, стилизации | Рассказывать об особенностях декоративной композиции, приводить примеры декоративной композиции в искусстве (коллажи, гобелены, витражи, мозаика), отличать стилизованные изображения | Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру | Составлять устные высказывания, планировать учебную деятельность |
21 | 13. 02 | Замкнутый орнамент | Комбинированный урок | Изучение схем размещения орнамента на круге, прямоугольнике, квадрате. Составление схем размещения орнамента для ковра. Роспись «тарелочки» с учетом композиционных особенностей орнамента в круге | Рассказывать и приводить примеры замкнутого орнамента, характеризовать композиционное решение орнамента разных форм. Создавать собственные творческие работы на основе правил композиции замкнутого орнамента | Способность самостоятельно подбирать выразительные средства в зависимости от замысла | Планировать собственную творческую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль | |
22 | 20. .02 | Декоративный натюрморт | Комбинированный урок | Продолжение знакомства с жанром натюрморта. Знакомство с композиционным решением, художественными приемами изображения декоративного натюрморта. Обучение декоративной живописи | Различать живописный и декоративный натюрморт. Создавать собственные творческие работы в жанре декоративного натюрморта | Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру | Анализировать средства создания образа, составлять устные высказывания, вести беседу по теме урока | |
23 | 27. .02 | Декоративный пейзаж | Комбинированный урок | Продолжение знакомства с жанром пейзажа. Знакомство с композиционным решением, художественными приемами изображения декоративного пейзажа. Обучение созданию бумажной мозаики | Различать живописный и декоративный пейзаж. Знать и использовать в своей творческой деятельности приемы создания декоративного пейзажа в различных техниках | Осознанный выбор посильного задания | Анализировать средства выразительности, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения | |
24 | 05. 03 | Декоративный портрет | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Продолжение знакомства с жанром портрета. Изучение художественных приемов декоративной композиции портрета. Создание декоративного портрета | Рассказывать о художественных особенностях декоративного портрета, использовать приемы декоративного рисования при создании портрета | Эмоциональноценностное отношение к человеку и его изображению в искусстве | Анализировать и сравнивать художественные образы, выразительные средства, строить аргументированные высказывания |
25 | 12 .03 | Школа декора. Маски из папье- маше | Урок обобщения и систематизации знаний | Применение умений в области декоративного творчества при создании маски в технике папье-маше. Роспись и декорирование маски | Действовать по иллюстрированному плану при самостоятельной творческой работе, использовать изученную технику при создании авторских творческих работ | Интерес к декоративному творчеству, понимание богатства выразительных средств, представления о роли искусства в жизни человека | Работать по иллюстрированному плану, осуществлять пошаговый и итоговый контроль | ||
26 | 19. 03 | Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками | Урок обобщения и систематизации знаний | Освоение новых изобразительных приемов и техник: рисование шариками и нитками. Расширение представлений о возможностях материалов и инструментов в изобразительном искусстве | Использовать различные материалы и инструменты при создании собственных творческих работ | Художественный вкус, способность к эстетическому развитию личности | Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия | ||
27 | 02. 04 | Праздничный декор. Писанки | Комбинированный урок | Расширение представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека. Знакомство с пасхальным творчеством - пасхальные открытки, писанки, яйца Фаберже. Роспись и декорирование моделей пасхальных яиц | Рассказывать о пасхальной символике на доступном уровне, создавать творческие работы на пасхальную тему с использованием личного опыта | Эстетические чувства при восприятии произведений искусства | Включаться в самостоятельную творческую деятельность, анализировать и оценивать результаты собственной художественно- творческой работы по заданным критериям | ||
28 | 09. 04 | Твои творческие достижения. Проверка умений и навыков | Урок комплексного применения знаний и умений | Определение (узнавание) и группировка произведений искусства разных жанров и стилей. Создание самостоятельных творческих работ на заданную тему | Узнавать стиль, технику и жанр произведения искусства, создавать декоративные работы в избранных технике и стиле | Способность осуществлять выбор на основе адекватной оценки собственных возможностей | Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия | ||
Мир дизайна и архитектуры (6 ч.) | |||||||||
29 | 16. 04 | Форма яйца в архитектуре и дизайне. Школа дизайна. Мобиль. | Комбинированный урок | Знакомство с дизайном и архитектурой как видами искусства. Изучение формообразования на основе яйца. Выделение в объектах дизайна и архитектуры | Узнавать форму яйца в объектах дизайна и архитектуры, создавать эскизы и мо- | Эстетические чувства при восприятии произведений искусства | Анализировать и различать формы в объектах дизайна и архитектуры |
Декоративная свеча | формы яйца. Выполнение объектов дизайна в форме яйца | дели дизайнерских объектов на основе формы яйца | ||||||
30 | 23. 04 | Форма спирали в архитектуре и дизайне. Школа дизайна. Роза. Бусы. Барашек | Комбинированный урок | Изучение формообразования на основе спирали. Выделение в объектах дизайна и архитектуры формы спирали. Изучение взаимосвязи формы и функции объектов дизайна и архитектуры. Выполнение объектов дизайна в форме спирали | Узнавать форму спирали в объектах дизайна и архитектуры, создавать эскизы и модели дизайнерских объектов на основе формы спирали | Способность осуществлять выбор задания на основе адекватной оценки собственных возможностей | Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия | |
31- 32 | 30. 04 07. 05 | Форма волны в архитектуре и дизайне. Школа дизайна Коробочка для печенья Панно «Волна» | Комбинированный урок | Изучение формообразования на основе волны. Выделение в объектах дизайна и архитектуры формы волны. Лепка и декорирование панно | Узнавать форму волны в объектах дизайна и архитектуры, создавать эскизы и модели дизайнерских объектов на основе формы волны | Художественный вкус, творческое воображение, способность к эстетическому развитию личности | Анализировать форму и устройство объектов дизайна и архитектуры, классифицировать объекты по форме, конструировать по чертежу и шаблону объекты заданной формы | |
33- 35 | 14. 05 21. 05 28. 05 | Твои творческие достижения. Проверка усвоения и способности применять изученные техники | Урок комплексного применения знаний и умений | Применение изученных техник в авторском произведении. Самостоятельная творческая работа по выбору с предварительной подготовкой: украшения из подручных материалов, коллаж «Современный город», модели домов на основе изученных форм, ваза из яичной упаковки | Применять изученные техники, формы, стили, материал и инструменты в самостоятельной творческой работе | Мотивация к самостоятельной творческой деятельности | Моделировать дизайнерские объекты, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, оценивать результат своей творческой деятельности и творчества одноклассников по заданным критериям, корректно строить высказывания |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Троекурово
Лебедянского муниципального района Липецкой области
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению на заседании ШМО учителей начальных классов протокол №1 от 26.08.2015 г Руководитель ШМО Терешкина Т.С. | СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР _______Г.И.Куцева
28.08. 2015 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора по МБОУ СОШ с.Троекурово №224 от 29.08 2015 Директор школы ____________Н.Ф.Куликова |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 3А класса
базовый уровень,
первая ступень образования
на 2015-2016 учебный год
Составила:
учитель начальных классов
Иншакова Любовь Васильевна
с.Троекурово
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009).
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№28221-10,
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540)
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. №1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год:
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №986 от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с.Троекурово;
-Программа развития школы.
-Приказ Управления Образования Липецкой области «О базисных учебных планах образовательных организаций Липецкой области на 2015- 2016учебный год» от 29.04.15г.№ 424
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Устав ОУ.
- Основная образовательная программа начального общего образования ОУ.
- Учебный план ОУ на 2015-2016 учебный год.
- Календарный учебный график ОУ на 2015-2016 учебный год.
- Положение МБОУ СОШ с. Троекурово о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин .
- Примерных программ начального общего образования и авторской программы Н.М. Сокольниковой
Программа ориентирована на достижение целей, определенных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Цель: приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах использования их в быту в повседневном окружении ребенка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи изучения курса «Изобразительное искусство» в 3 классе:
изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный карандаш, цветной карандаш, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и т.п.) в передаче различной фактуры;
обучение умению выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и т.п.) в соответствии с замыслом;
продолжение освоения приемов лепки фигуры человека и животных с учетом передачи пропорций;
продолжение изучения основ цветоведения (цветовой контраст и нюанс, эксперименты по составлению различных оттенков);
продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, размещение объектов на листе), освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных, конструктивных);
формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и т.п.)
ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы;
продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, деревянная и глиняная посуда, богородские игрушки, жостовские подносы, павлопосадские платки, скопинская керамика);
изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и т.п.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и т.п.) народных орнаментов;
продолжение знакомства с приемами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
обучение умению узнавать форму спирали, волны, яйца в объектах архитектуры и дизайна, создавать эскизы и модели дизайна на основе этих форм;
продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности
Общая характеристика учебного предмета
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, и поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Изобразительное искусство» во 3 классе отводится 35 часов в год, 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты
У третьеклассников будут сформированы:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
положительная мотивация к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
представления о роли искусства в жизни человека;
восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Метапредметные результаты
Регулятивные результаты
Третьеклассники научатся:
следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
продумывать план действий при работе в паре;
различать и соотносить замысел и результат работы;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
руководствоваться определенными техниками и приемами при создании художественно-творческой работы;
определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные результаты
Третьеклассники научатся:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
анализировать, из каких деталей состоит объект;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
различать многообразие форм предметного мира;
конструировать объекты различных плоских и объемных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
конструировать по свободному замыслу;
анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные результаты
Третьеклассники научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественновыразительным средствам;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.
Предметные результаты
Третьеклассники научатся:
называть и различать основные виды (скульптура, живопись, архитектура) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства;
называть ведущие художественные музеи мира: Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гуген- хайма (Нью-Йорк);
узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
лепить фигуру человека и животных с учетом пропорциональных соотношений;
изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные цвета и оттенки;
составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с черным и белым;
различать особенности использования карандаша, туши в графике;
работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ;
выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы;
выбирать живописные приемы в соответствии с замыслом;
изображать глубину пространства на плоскости;
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублев «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б.Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.)
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);- применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого и коричневого цветов;
правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объеме;
выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
использование критериальной системы оценивания;
оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий |
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворительно) | Учащийся не владеет изученными материалами и техниками, не знает соответствующей терминологии, основ изобразительного искусства, выполняет рисунок по образцу с серьезными нарушениями технологии |
Минимальный уровень | «5» (удовлетворительно) | Минимальные знания о материалах и техниках, слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от основ изобразительного искусства, небрежно |
«4» (хорошо) | Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, знание изученной информации о материалах и техниках, выполнение работы по образцу с незначительными отклонениями от канонов, в использовании материалов, в аккуратности исполнения |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая " требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4+» (очень хорошо) | Владение обязательной терминологией, знание информации о материалах и техниках, умение применять полученные умения навыки при создании собственных творческих работ с незначительными отклонениями от канонов либо с помощью взрослых |
«5» (отлично) | Свободное владение обязательной терминологией, информацией о материалах и техниках, умение применять их при создании собственных творческих работ без ошибок и помощи | |
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5+» (превосходно) | Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, соблюдение правил живописи, декоративного рисования, выходящими за границы обязательного к изучению материала, свободное применение обязательных и неизученных техник и материалов при создании собственных творческих работ без помощи взрослых |
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.
Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированное практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которого учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.
Критерии оценки теоретических знаний учащихся по изобразительному искусству
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) |
Устный опрос | Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя | Ответы на вопросы с незначительными ошибками либо с незначительной ПОМОЩЬЮ | Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников | Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа |
Тестиро вание | Выполнение работы без ошибок | Верное решение не менее 80 процентов заданий либо незначительные недочеты, неполные и неточные ответы на отдельные вопросы | Верное решение не менее 60 процентов заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы | Верное решение менее 60 процентов заданий |
Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.
Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями, каждый из которых оценивается в 1 балл:
Соответствие теме задания.
Самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых).
Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник).
Аккуратность исполнения.
Презентация своей работы, способность описать процесс, технологию исполнения.
Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:
Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.
Разнообразие источников информации.
Выразительный устный рассказ.
Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
Подробные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу
Содержание учебного курса
«Мир изобразительного искусства» (13ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира: Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гугенхайма (Нью-Йорк).
«Виды изобразительного искусства» (12ч) Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
«Мир народного искусства» (6 ч.)
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная игрушка (7 ч.)
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Мир изобразительного искусства | 13 |
Путешествие в мир искусства | 1 | |
Виды изобразительного искусства | 12 | |
2 | Мир декоративного искусства | 9 |
3 | Мир народного искусства | 6 |
4 | Мир дизайна и архитектуры Форма яйца. Форма спирали. Форма волны | 7 |
Итого: | 35 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Специфическое сопровождение (оборудование):
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, архитектуре, декоративно- прикладному искусству;
- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц, насекомых; фотоматериалы с объектами дизайна и архитектуры различных форм;
- объекты и модели предметов дизайна; декоративного творчества;
- стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги, детских работ, книг, таблиц;
- складные мольберты с планшетами;
- демонстрационные столики;
- разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно-программное обеспечение:
- электронные библиотеки по искусству, DVD фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
- записи классической и народной музыки;
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD плееры, MP3 плееры;
- компьютер с художественным программным обеспечением;
- музыкальный центр;
- демонстрационная доска для работы маркерами;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Изобразительное искусство. Учебник. 3 класс / Сокольникова Н.М., Ломов С.П. - М.: ACT: Астрель, 2012.
Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь / Сокольникова Н.М. - М.: ACT, Астрель, 2013.
учебно-методическая литература:
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект "Планета знаний". (Английский язык. Музыка. Изобразительное искусство. Технология. Физическая культура). - М.: ACT: Астрель, 2012.
Начальная школа УМК «Планета знаний». 3 класс. - М.: ACT: Астрель, 2012.
Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М. Сокольниковой. Программа. Тематическое планирование. Методические рекомендации / Сокольникова Н.М. - М.: ACT: Астрель, 2012.
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения)
Рабочие программы.Начальная школа. 3 класс УМК «Планета знаний» Методическое пособие с электронным приложением. 2-е издание, стереотипное. Л. Ю. Пахотник, Е.С. Галанжина. Москва «Планета»2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа поматематике УМК "Планета знаний"
рабочая программа составлена на основе программы по математике УМК "Планета знаний, примерное тематическое планирование...
Рабочая программа по УМК Планета знаний 1 класс
Данная рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Планета знаний»...
Рабочая программа по УМК Планета знаний 2 класс Русский язык
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующихцелей:– формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции...
рабочая программа по математике "Планета знаний" 3 клссс
рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета знаний" с календарно - тематическим планирование на год, содержание программы , пояснительная записка...
Рабочие программы по УМК " Планета знаний"
Рабочие программы по литературному чтению, русскому языку, математике,окружающему миру....
Рабочая программа по УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по всем предметам содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
рабочие программы по УМК Планета знаний 2 класс
рабочие программы по УМК Планета знаний 2 класс по новым ФГОС...