Рабочие программы "Перспектива" ИЗО 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Рабочая программа по  ИЗО УМК "Перспектива" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 2 класса УМК Перспектива

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены  некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).

 Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с  распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства в данной программе по своему типу являются комбинированными.

Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые во 2 классе:

  1. Закрепить знания о таких видах  изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить  с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.
  3. Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель.
  4. Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России  (Эрмитаж)  и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее.
  6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» во 2 классе отводится 1 час в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(34 час)

Наименование раздела

2 кл

1. Мир изобразительных (пластических искусств)

9

2. Художественный язык изобразительного искусства

10

3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

15

                                                                                     Всего часов:

34

Мир изобразительных (пластических) искусств

(9 часов)

 Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств,  отношений к природе, человеку  на примере произведений отечественных  художников.

 Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура,  декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова,  И.Э.Грабаря,  ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

(10 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью

(15 часов)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация,  гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков,  дизайн одежды,  посуды, игрушек).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

 

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города,  музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

Тематический план.

№ урока

Дата

Тема урока

Практическая работа

Содержание

1.

3.09

Тема лета в искусстве.

Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь)

Образное содержание искусства.

2.

10.09

Осеннее многоцветье земли в живописи.

Пейзаж (акварель)

Виды изобразительного искусства их связь с жизнью.

3.

17.09

Самоцветы земли и мастерство ювелиров.

Украшение головного убора девушки (акварель)

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России.

4.

24.09

В мастерской мастера-гончара.

Украшение силуэтов греческих сосудов (гуашь)

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира.

5.

1.10

Природные и рукотворные формы в натюрморте.

Натюрморт с натуры (художественные материалы по выбору)

Основы изобразительного языка. Пропорции сосудов различной формы.

6.

8.10

Красота природных форм в искусстве графики.

Рисование с натуры цветов (графические материалы)

Освоение основ графики. Линия и штрих.

7.

15.10

Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте.

Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов

Освоение основ живописи. Основные и составные цвета. Контрастные цвета.

8.

22.10

В мастерской мастера-игрушечника.

Повтор элементов филимоновских узоров (гуашь)

Знакомство с филимоновской игрушкой.

9.

29.10

Красный цвет в природе и искусстве.

Повтор знаков-символов природных стихий (фломастеры, цветные карандаши)

Символика образов в декоративно-прикладном искусстве.

10.

12.11

Найди оттенки красного цвета.

Декоративный натюрморт с оттенками красного цвета (гуашь)

Цвет в живописи. Многообразие оттенков одного цвета.

11.

19.11

Загадки белого и черного.

Рисование вазы белой линией, штрихом (гуашь)

Основы изобразительного языка графики.

12.

26.11

В мастерской мастера гжели.

Повтор узоров Гжели (акварель)

Знакомство с орнаментами Гжели.

13.

3.12

Фантазируй волшебным гжельским мазком.

Повтор силуэтов деревьев (акварель)

Пейзаж в росписях изделий Гжели.

14.

10.12

Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица.

Новогодняя маска (материалы по выбору)

Пропорции лица человека. Выражение лица.

15.

17.12

Цвета радуги в новогодней елке.

Рисование новогодних шаров (акварель, гуашь, пастель)

Передача настроения в творческой работе. Новогодний натюрморт.

16.

24.12

Храмы Древней Руси.

Изображение храма (гуашь)

Виды изобразительного искусства. Архитектура Белокаменной Руси.

17.

Измени яркий цвет белилами.

Изображение зимнего пейзажа (гуашь)

Зимние пейзажи в творчестве русских художников (И.Е.Грабарь)

18.

Зимняя прогулка.

Изображение фигур людей на зимней картине (аппликация)

Пропорции фигуры человека. Творчество Леонардо да Винчи.

19.

Русский изразец в архитектуре.

Повтор узора изразца (акварель, белая гуашь)

Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Скульптура.

20.

Изразцовая русская печь.

Изображение эпизода сказки с печкой (акварель, белая гуашь)

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Интерьер русской избы.

21.

Русское поле. Воины-богатыри.

Композиция «Русское поле» (материалы по выбору)

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Творчество А Дейнеки.

22.

Русский календарный праздник Масленица в искусстве.

Изображение женского народного костюма (акварель, гуашь)

Изображение по памяти фигуры человека в народном костюме.

23.

Натюрморт из предметов старинного быта.

Иллюстрация сказки (гуашь, цветные мелки)

Сказки Пушкина в произведениях Палеха.

24.

«А сама-то величава, выступает, будто пава…» Образ русской женщины.

Натюрморт с предметами старины (гуашь, акварель)

Рисование с натуры живописного натюрморта.

25.

Чудо палехской сказки.

Украшение саночек (акварель, гуашь)

Передача настроения в произведениях народного искусства

26.

Цвет и настроение в искусстве.

Весенний пейзаж (гуашь, акварель, пастель)

Рисование по представлению весеннего пейзажа. Творчество А.Саврасова.

27.

Космические  фантазии.

Космический пейзаж (материалы по выбору)

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета.

28.

Весна разноцветная.

Пейзаж в технике монотипия (гуашь, тушь, перо)

Знакомство с графическими техниками. Монотипия.

29.

Печатный пряник с ярмарки.

Повтор рисунка пряничной доски (графические материалы)

Совершенствование графических навыков.

30.

Русское поле. Памятник доблестному  воину.

Эскиз рельефной плитки (тушь, гуашь, акварель)

Виды изобразительного искусства. Скульптура.

31.

Братья наши меньшие.

Изображение домашних животных (графические материалы)

Изображение с натуры и по памяти домашних животных.

32.

Цветы в природе и искусстве.

Повтор элементов растительного орнамента (гуашь, акварель, фломастеры)

Орнамент народов мира. Виды орнаментов. Эрмитаж.

33.

Наши достижения. Проект «Доброе дело само себя хвалит».

Портрет народного мастера (гуашь)

Изображение по памяти и описанию лица человека.

34.

Сокровища России

Экскурсия в музей народных промыслов

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов Вятского края.

В результате изучения изобразительного искусства во 2  классе ученик должен

знать/понимать

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России (Филимоновская игрушка, Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь);
  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж);

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

Литература

Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/

Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Часть 2. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.,  Просвещение, 2011.

Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие  к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. – М., Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...