Рабочие программы "Перспектива" ИЗО 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для 2 класса УМК Перспектива
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).
Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства в данной программе по своему типу являются комбинированными.
Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Задачи, реализуемые во 2 классе:
- Закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
- Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.
- Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель.
- Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.
- Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Эрмитаж) и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее.
- Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» во 2 классе отводится 1 час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(34 час)
Наименование раздела | 2 кл |
1. Мир изобразительных (пластических искусств) | 9 |
2. Художественный язык изобразительного искусства | 10 |
3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью | 15 |
Всего часов: | 34 |
Мир изобразительных (пластических) искусств
(9 часов)
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря, ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
(10 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью
(15 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
Тематический план.
№ урока | Дата | Тема урока | Практическая работа | Содержание |
1. | 3.09 | Тема лета в искусстве. | Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь) | Образное содержание искусства. |
2. | 10.09 | Осеннее многоцветье земли в живописи. | Пейзаж (акварель) | Виды изобразительного искусства их связь с жизнью. |
3. | 17.09 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. | Украшение головного убора девушки (акварель) | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. |
4. | 24.09 | В мастерской мастера-гончара. | Украшение силуэтов греческих сосудов (гуашь) | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. |
5. | 1.10 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. | Натюрморт с натуры (художественные материалы по выбору) | Основы изобразительного языка. Пропорции сосудов различной формы. |
6. | 8.10 | Красота природных форм в искусстве графики. | Рисование с натуры цветов (графические материалы) | Освоение основ графики. Линия и штрих. |
7. | 15.10 | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. | Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов | Освоение основ живописи. Основные и составные цвета. Контрастные цвета. |
8. | 22.10 | В мастерской мастера-игрушечника. | Повтор элементов филимоновских узоров (гуашь) | Знакомство с филимоновской игрушкой. |
9. | 29.10 | Красный цвет в природе и искусстве. | Повтор знаков-символов природных стихий (фломастеры, цветные карандаши) | Символика образов в декоративно-прикладном искусстве. |
10. | 12.11 | Найди оттенки красного цвета. | Декоративный натюрморт с оттенками красного цвета (гуашь) | Цвет в живописи. Многообразие оттенков одного цвета. |
11. | 19.11 | Загадки белого и черного. | Рисование вазы белой линией, штрихом (гуашь) | Основы изобразительного языка графики. |
12. | 26.11 | В мастерской мастера гжели. | Повтор узоров Гжели (акварель) | Знакомство с орнаментами Гжели. |
13. | 3.12 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. | Повтор силуэтов деревьев (акварель) | Пейзаж в росписях изделий Гжели. |
14. | 10.12 | Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. | Новогодняя маска (материалы по выбору) | Пропорции лица человека. Выражение лица. |
15. | 17.12 | Цвета радуги в новогодней елке. | Рисование новогодних шаров (акварель, гуашь, пастель) | Передача настроения в творческой работе. Новогодний натюрморт. |
16. | 24.12 | Храмы Древней Руси. | Изображение храма (гуашь) | Виды изобразительного искусства. Архитектура Белокаменной Руси. |
17. | Измени яркий цвет белилами. | Изображение зимнего пейзажа (гуашь) | Зимние пейзажи в творчестве русских художников (И.Е.Грабарь) | |
18. | Зимняя прогулка. | Изображение фигур людей на зимней картине (аппликация) | Пропорции фигуры человека. Творчество Леонардо да Винчи. | |
19. | Русский изразец в архитектуре. | Повтор узора изразца (акварель, белая гуашь) | Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Скульптура. | |
20. | Изразцовая русская печь. | Изображение эпизода сказки с печкой (акварель, белая гуашь) | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Интерьер русской избы. | |
21. | Русское поле. Воины-богатыри. | Композиция «Русское поле» (материалы по выбору) | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Творчество А Дейнеки. | |
22. | Русский календарный праздник Масленица в искусстве. | Изображение женского народного костюма (акварель, гуашь) | Изображение по памяти фигуры человека в народном костюме. | |
23. | Натюрморт из предметов старинного быта. | Иллюстрация сказки (гуашь, цветные мелки) | Сказки Пушкина в произведениях Палеха. | |
24. | «А сама-то величава, выступает, будто пава…» Образ русской женщины. | Натюрморт с предметами старины (гуашь, акварель) | Рисование с натуры живописного натюрморта. | |
25. | Чудо палехской сказки. | Украшение саночек (акварель, гуашь) | Передача настроения в произведениях народного искусства | |
26. | Цвет и настроение в искусстве. | Весенний пейзаж (гуашь, акварель, пастель) | Рисование по представлению весеннего пейзажа. Творчество А.Саврасова. | |
27. | Космические фантазии. | Космический пейзаж (материалы по выбору) | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. | |
28. | Весна разноцветная. | Пейзаж в технике монотипия (гуашь, тушь, перо) | Знакомство с графическими техниками. Монотипия. | |
29. | Печатный пряник с ярмарки. | Повтор рисунка пряничной доски (графические материалы) | Совершенствование графических навыков. | |
30. | Русское поле. Памятник доблестному воину. | Эскиз рельефной плитки (тушь, гуашь, акварель) | Виды изобразительного искусства. Скульптура. | |
31. | Братья наши меньшие. | Изображение домашних животных (графические материалы) | Изображение с натуры и по памяти домашних животных. | |
32. | Цветы в природе и искусстве. | Повтор элементов растительного орнамента (гуашь, акварель, фломастеры) | Орнамент народов мира. Виды орнаментов. Эрмитаж. | |
33. | Наши достижения. Проект «Доброе дело само себя хвалит». | Портрет народного мастера (гуашь) | Изображение по памяти и описанию лица человека. | |
34. | Сокровища России | Экскурсия в музей народных промыслов | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов Вятского края. |
В результате изучения изобразительного искусства во 2 классе ученик должен
знать/понимать
- некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России (Филимоновская игрушка, Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь);
- ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж);
уметь
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
Литература
Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/
Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Часть 2. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2011.
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.
Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)
Рабочие программы 1 класс...
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...