"Город в пустыне"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Цели деятельности педагога | Сформировать представления о культуре Средней Азии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока, к традициям, развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте города в пустыне – Самарканда, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с архитектурой Востока, ее декором. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, архитектура, орнамент, изразец, мозаика, портал, мечеть, минарет, мавзолей, образ, цвет, тон, композиция |
Образовательные | Интернет-ресурсы: http://www.orexca.com, www.sairamtourism.com, http://ru.wikipedia.org, www.e-samarkand.narod.ru, www.ArabDance.ru |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Самарканд». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: Ruben van Rompaey, «Sun Dance»; песня «Уч-Кудук – три колодца» в исполнении группы «Ялла»; Emad Sayyah-Ashatt |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, клей ножницы, цветная бумага |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_21.docx | 32.81 КБ |
1214169_2.zip | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДА В ПУСТЫНЕ
Цели деятельности педагога | Сформировать представления о культуре Средней Азии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока, к традициям, развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте города в пустыне – Самарканда, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с архитектурой Востока, ее декором. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, архитектура, орнамент, изразец, мозаика, портал, мечеть, минарет, мавзолей, образ, цвет, тон, композиция |
Образовательные | Интернет-ресурсы: http://www.orexca.com, www.sairamtourism.com, http://ru.wikipedia.org, www.e-samarkand.narod.ru, www.ArabDance.ru |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Самарканд». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: Ruben van Rompaey, «Sun Dance»; песня «Уч-Кудук – три колодца» в исполнении группы «Ялла»; Emad Sayyah-Ashatt |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, клей ножницы, цветная бумага |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Музыкальный фон: Ruben van Rompaey «Sun Dance» | Проверяет готовность обучающихся Мы пилигримы, господин. Под вековечным небом Единственный мы держим путь средь всех путей земных – За гребень голубой горы, покрытой белым снегом, Через моря в пустыне волн – то ласковых, то злых. В пещере неприступной там на неподкупном троне Всевидящ и безмерно мудр, живет пророк святой. Все тайны жизни он лишь тем доверчиво откроет, Кто устремился в Самарканд дорогой золотой. Приятен караванный путь, когда пески остынут. Огромны тени. Даль зовет. Колодцы – за спиной. И колокольчики звенят сквозь тишину пустыни Вдоль той, ведущей в Самарканд, дороги золотой. Мы странствуем по всей земле не только для торговли, Нас в путь огонь сердец влечет под солнцем и звездой. К познанью Вечности вершим мы странствие благое В священный город Самарканд дорогой золотой. Д. Э. Флеккер – Как вы уже догадались, мы продолжаем изучать раздел «Каждый народ – художник». – С особенностями архитектуры каких – Почему архитектура этих народов так отличается друг от друга? От чего это зависит? – Правильно, от особенностей места жительства, от традиций предков. – Сегодня мы с вами совершим путешествие в Самарканд | Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению Отвечают | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; | Устные Устные |
II. Изучение нового материала | Словесно-иллю- стративный рассказ с элементами беседы по теме «Города в пустыне». Просмотр мультимедийной презентации «Самарканд». | – У города, как и у человека, своя судьба, свой характер, своя жизнь. Есть города тихие, а другим уготована жизнь, в которой отражены вековые события, пройденные многими поколениями на протяжении веков. Таков и Самарканд, который имеет историю длиной в 2750 лет. Он является ровесником Рима. С этим городом связаны судьбы Александра Македонского и Исмаила Самани, Чингиз-хана и Амира Тимура. При великом Тимуре Самарканд был столицей мировой державы. И спустя многие века красавец Самарканд поражает гостей и туристов своим великолепием и гармонией. В нем шедевры мирового зодчества, завораживающие голубые купола, которые внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. В Средние века Самарканд называли «сердцем Великого шелкового пути», достопримечательностью не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Расположенная в возвышенной части города, эта площадь с ансамблем из трех медресе сформировалась около шестисот лет тому назад. Медресе – высшее учебное заведение Самое древнее медресе построено Центральная часть напоминает гигантскую букву П. Широкие стены как бы поддерживают портал, расположены они симметрично. Портал – вход. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни-минаре- ты. С них служители храма призывали верующих к молитве. Минареты-башни бывают разными: • четырехгранными; • круглыми; • спиралевидными. Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, – Какую форму имеют здания? – Правильно, прямоугольную, квадратную, полукруглую. – Из какого материала сделаны здания? (Из глины.) – Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? – Правильно, потому что они украшены – Что изображено на орнаментах? (Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи.) – Эти узоры переплетаются. – Стены облицованы изразцами, керамическими плитками, покрытыми мозаикой. Керамическая мозаика, росписи, резьба, которые, подобно цветистому ковру, пок- рывают здания, заставляют забыть о мас- сивности конструкций. Тяжесть стен не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами. Стремясь утвердить свое могущество, правители Востока строили величественные мавзолеи – усыпальницы хана, однокупольные сооружения. – Что такое мавзолеи? – Какими цветами сияют купола? (Ярко-бирюзовым, изумрудно-зеленым.) – Самым грандиозным сооружением, построенным в годы правления Амира Тимура, является пятничная соборная мечеть, известная под названием Биби-Ханым. Строительство ее было начато в 1399 г., после победоносного похода Тимура в Индию, и продолжалось до 1404 г., то есть работы велись по тем временам необычайно быстро. К участию в строительстве и отделке мечети были привлечены лучшие зодчие, мастера, каменотесы и художники не только из Самарканда, но и из покоренных Тимуром стран. На обширной площади перед мечетью Биби-Ханым с незапамятных времен рядом с главными городскими воротами размещался базар. И сегодня здесь шумит Сиабский базар – самый большой – Смотрите, ребята, на торговой площади нас встречает танцовщица и приглашает вас на танец. | Слушают Отвечают Обсуждают, сравнивают, анализируют. Отвечают Отвечают | Фронтальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к нравственно - эстетической оценке архитектуры Средней Азии. Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте архитектуры Востока. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; актив- но слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | Устные Устные |
Физкультминутка. Музыкальный фон: Emad Sayyah-Ashatt | Девочка показывает движения, под восточную музыку дети повторяют за ней | |||||
III. Творческая практическая деятельность | Создание образа древнего сред-неазиатского города | Объясняет последовательность выполнения работы. – Основа изделия – картон. Обязательно показываем землю, можно показать землю темными оттенками: одного цвета – задний план, светлым оттенком – перед- ний план. Небо на переднем плане – свет- лое, на заднем плане – темное. Цвет для города выбираем по таблице сочетания цветов. Основные элементы здания: портал, купол, минареты, стены. Для того, чтобы детали получились симметричными, их вырезаем из сложенной вдвое бумаги. Выполняем декор здания. Составляем композицию, приклеиваем детали архитектурного сооружения на подготовленный фон. Можно дополнить композицию фигурками людей, караваном верблюдов | Составляют план работы. Выполняют аппликацию | Индивидуальная работа | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка | Наблюдение. Выполнение работы |
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка коллективной работы обучающихся. Обобщающая беседа. Музыкальный фон: песня «Уч-Кудук – три колодца» | – Что нового узнали вы на уроке? – Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. В качестве подарка послушайте песню в исполнении ансамбля «Ялла» | Рассматривают панно, оценивают работу свою и од- ноклассников | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для чело- века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения культуры другого народа с оценкой увиденного в произведениях искусства Востока. Регулятивные: анализ и эстетическая оценка работы | Устные |
Подписи к слайдам:
Города в пустыне
4 класс
Территориальное расположение.
Пустыни – это жаркие и засушливые области земли.Самые обширные пустыни мира – Сахара в Африке, Виктория в Австралии, Атаками в Южной Америке.Самые большие пустыни на материке Евразия расположены в Средней Азии. Это Каракумы и Кызылкум.
Особенности пустыни.
Когда ветер долго дует в одном направлении на песок, то песок начинает двигаться и из него образуются красивые, определённой формы барханы.Барханы – песчаные холмы в пустыне.Одна сторона у них всегда выпуклая, напоминающая сутулую спину, и всегда обращена в ту сторону, откуда дует ветер. А по ветру вытянуты длинные щупальца – их называют «рогами».
При смене ветра бархан тотчас начинает переворачиваться, чтобы показать ему спину. Нередко на бархане появляется растительность. Песок засыпает её, а она движется и, прорастая через бархан, захватывает его своими ветвями и корнями и задерживает на месте.
Растительность.
Растения, произрастающие в жарких и засушливых условиях пустынь, на протяжении длительного времени выработали специальные приспособления, помогающие им приспособиться к такому климату.Многие во время дождей запасают воду в листьях и стеблях. Это кактусы, алоэ. У одних растений листья в виде колючек, другие имеют толстый воскообразный покров, что позволяет им экономить воду.
Животный мир.
По-разному спасаются от палящих лучей солнца обитатели пустыни. Многие из них ведут ночной образ жизни. Днём они находят себе убежище в глубоких норах.Дневные животные активны лишь в ранние утренние часы, пока песок ещё не раскалился.
В засушливых местах живут также и крупные представители животного мира. Это верблюды и антилопы. Антилопы – хорошие бегуны и в поисках воды пробегают огромные расстояния.А верблюд запасает в тканях своего тела жир, при расходовании которого освобождается вода.
Население.
Там где есть вода, пустыня отступает. Под щедрым солнцем при искусственном орошении (поливе) зеленеют поля хлопчатника, наливаются соком фрукты, дыни, арбузы. Люди издавна ведут каждодневную борьбу с пустыней, прокладывая каналы, строя водохранилища.
Город в пустыне
Изразцы и мозаика
Минарет – башня, возвышающаяся около мечети, с нее служители храма призывают к молитве
Рынок – сердце города
Жители Востока
Задание
Создай образ древнего среднеазиатского города – города на пути каравана в пустыне
Последовательность работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Города в пустыне"
Вспомогательный материал для подготовки уроков изобразительного искусства в 4 классах по программе Б. Неменского ....
Учебно методический комплект по изобразительному искусству 4 класс на тему "Города в пустыне"
Программа "Школа России"...
Конспект урока "Город в пустыне" ИЗО 4 класс Школа России
Цели деятельности педагогаСформировать представления о культуре Средней Азии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока, к традициям, развивать чувство толерантности к чужой ку...
"Города в пустыне" 4 класс
Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Города в пустыне" 4 класс...
Конспект урока ИЗО "Города в пустыне"
Конспект урока ИЗО...
Презентация к уроку ИЗО "Города в пустыне"
Презентация...
ИЗО. 4 класс "Город в пустыне"
Презентация к уроку рисования в 4 классе. Тема "Город в пустные"...