конспект урока "Выразительность формы предметов"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

 

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 4

Тема урока: Выразительность формы предметов.

Цели урока: сформировать представления о натюрморте; формировать умение учащихся рисовать натюрморт.

Планируемые результаты:

   Личностные: развитие творческого потенциала при выполнении задания.

Метапредметные: умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе.

Предметные: повторение раннее усвоенных знаний, формирование навыка быстрого наброска фигуры человека с опорой на схематические фигуры.

Оборудование урока: для учащихся: альбомный лист А4, фломастеры, шариковая ручка, простой карандаш, ластик.

Для учителя: презентация, технологические карты выполнения работы, готовые работы.

 

Словарная работа: «декоративность»       

                                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_1.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Моисеенко Мария Сергеевна, 4 класс

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 4

Тема урока: Выразительность формы предметов.

Цели урока: сформировать представления о натюрморте; формировать умение учащихся рисовать натюрморт.

Планируемые результаты:

   Личностные: развитие творческого потенциала при выполнении задания.

Метапредметные: умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе.

Предметные: повторение раннее усвоенных знаний, формирование навыка быстрого наброска фигуры человека с опорой на схематические фигуры.

Оборудование урока: для учащихся: альбомный лист А4, фломастеры, шариковая ручка, простой карандаш, ластик.

Для учителя: презентация, технологические карты выполнения работы, готовые работы.

Словарная работа: «декоративность»      

                                                                                             

Этапы урока

Время

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

Организационный  момент

1

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.  

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. Теперь тихо, как мышки сядут девочки и ещё тише мальчики.

Положительный настрой на урок

Регулятивные- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Повторение ранее изученного

2

Ребята давайте вспомним материал прошлого урока. Скажите, что мы делали на прошлом уроке? От чего зависит композиция картины?

Отвечают на вопросы,

П: строят речевое высказывание в устной форме;

Сообщение темы и цели урока

3

 Если видишь на картинке

Чудо - вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Свежих персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется натюрморт.

Внимательно слушают стихотворение, определяют тему и цели занятия.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: воспринимают информацию на слух.

Л: желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Знакомство с новым материалом

8

Натюрморт в переводе с французского - «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

декоративный натюрморт - запечатлевая красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

- Рассмотрите репродукции картин.

- Какой натюрморт на репродукции тебе нравится больше и почему?

- Назовите авторов картин?

- Какой из предметов определил название картин?

- Кто мог собрать эти вещи?

Сегодня мы рисуем натюрморт из кувшина и фруктов. Каких?

Отгадайте загадки:

1.        Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки

(яблоко)

2.        Фрукт сладкий, сочный

Похож на лампочку

(груша)

Анализируют картину художника, участвуют в учебном диалоге.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию

Анализ изображений.

 Пед. показ.

15

- Внимательно рассмотрим предметы, из которых состоит наш натюрморт.

- Какой формы фрукты? Кувшин?

- Какой величины эти предметы?

- Как они расположены?

- Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в них?

Объяснение самостоятельной работы ведется с помощью образцов-рисунков «Последовательность работы карандашом и акварелью в изображении натюрморта».

Последовательность выполнения работы.

  1. Карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправлений резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею: разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта, и среды.
  2. На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь-колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунков, исключая блики.
  3.         На втором этапе моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда, их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят правильно относительно света примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
  4. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумагу мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя взгляд то на изображение, то на натуру. Это позволит увидеть, передана ли та цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.
  5. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, вы делаете какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры некоторых предметов.
  6. С помощью методических таблиц напоминаем о том, что детям уже известно о распределении цветов на теплые и холодные (цветовой круг); о том, как можно смешать краски, чтобы получить оттенки холодного и теплого цвета; как соотнести полученные оттенки с увиденными в натуре.

Рассматривают натюрморт, выделяя существенные признаки, отвечают на вопросы учителя, усваивают этапы и приемы работы.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Л: восприятие и характеристика художественных образов

Практическая работа

Итог урока

Выставка работ

Итак, ребята, а теперь приступаем к работе в соответствии с нашим планом работы. Если будут вопросы, поднимайте руку, я подойду. (Хожу по рядам, слежу за работой учащихся, устраняю ошибки. За 5 минут до конца урока предупреждаю учащихся об окончании работы)

Ребята, что нового на уроке вы узнали?

О каком великом событии мы говорили?

Итак, что такое батальная картина?

Что такое чакчары, доломан, кивер?

Какие внутренние качества русских бойцов помогли им одержать победу над войсками Франции?

Молодцы! У вас получились замечательные работы. Прошу выставить все свои работы (у доски) и посмотреть исполнение работ других учеников. Убираем рабочие места

Самостоятельная работа детей.

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог своей работы на уроке.

Смотрят выставку, оценивают свои работы и работы других, сравнивают.

Л: формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Р: осуществляют самооценку и самоанализ своей работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").

Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...

Конспект урока информатики на тему "Форма предметов"

Урок информатики на тему "Формы предметов"....

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)"

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы  предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)...