Изобразительное искусство
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva.docx125.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

Тема: БУРЯТСКИЙ СУНДУК

Цель: выполнить эскиз сундука с бурятским орнаментом.

Задачи:

  • Углубить знания учащихся о бурятском народном искусстве, познакомить с росписью по дереву в частности с художественными особенностями украшения сундука.
  • Научить создавать эскиз композиции сундука с бурятским орнаментом с правильной передачей его художественных особенностей;
  • Дальнейшее формирование графических умений и навыков, связанных с приемами орнаментального искусства;
  • Развивать эстетический и художественный вкус, чувство композиции, творческую активность и мышление учащихся;
  • Воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость к произведениям народного искусства.

Оборудование.

Для учителя: презентация, наглядные пособия, образцы ученических работ, педагогический рисунок.

Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, карандаш, линейка.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Приветствие.
  2. Проверка рабочего места.
  1. Вводная беседа.

Выявление опорных знаний

Какими видами ремесел занимались бурятские мастера? (резьба и роспись по дереву, обработка металла, декоративная отделка изделий из мягких материалов)

  • Назовите один из самых необходимых предметов мебели в бурятском жилище - юрте? (абдар - сундук)
  • Что такое сундук? (прямоугольный деревянный ящик с крышкой для хранения вещей)
  1. Изучение нового материала. Беседа о бурятском сундуке.

В бурятском быту многие предметы постоянного пользования сделаны из дерева этого доступного, хорошего материала, легко поддающегося обработке. Из него изготовлялись решетчатые стены войлочной юрты, мебель, разнообразная посуда, утварь, игрушки, луки, седла и тд. Одним из распространенных приемов отделки является роспись, первоначально простая раскраска узорами лицевой поверхности мебели и покраска всей вещи в один цвет. Роспись в народном быту тесно связана с предметами домашнего обихода — столом, кроватью, ящиком-сундуком и гд. Изготовление мебели имеет свои секреты. С усердием и старанием мастера делали из дерева сундуки, шкафчики, ларцы и другую мебель без гвоздей и болтов. Расписывали мебель краской и лаком, которые добывали и изготавливали сами. Орнамент располагался в определённом порядке и имел зашифрованный смысл. Резные, расписанные абдары -- сундуки и шкафчики - ухэги ценятся прежде всего из-за своей неповторимой красоты. Для изготовления сундуков, абдаров в основном использовали кедр и сосну, так как их смолистая древесина отпугивала насекомых, в такой мебели никогда не заводи гея моль, что было немаловажным для бурят, у которых большая часть одежды, постель были изготовлены из шерстяных и меховых материалов.

Сундуки входили в приданное невесты и были одним из главных предметов обстановки жилища. Ведь в нем невеста везла свое имущество в дом мужа. Поэтому эта мебель пользовалась особым вниманием, должна была выглядеть красиво, нарядно. И это не случайно, ибо ягцики-сундуки должны были свидетельствовать о богатстве той или иной семьи. Большие и меньшие по размерам сундуки размещались в юрге двумя-тремя ярусами. Часть сундуков передавалась по наследству от бабушки до правнучки в качестве дорогой семейной реликвии. Старинные сундуки сохранялись в роду не только ввиду своей прочности, но и ценились прежде всего красотой своего оформления. Плотниками изготавливались не только сами сундуки, но и выполнялась орнаментация лицевых стенок. В декоре сундуков, бурятские мастера, чаще предпочитали роспись без применения резьбы. Лицевая сторона расписывалась, как правило, красной или коричневой красками, а боковые, верхняя и тыльные - зеленой. Обычно на передней стенке рисовалась многоцветная рамка или меандр. В качестве центральных мотивов распространена солярная розетка - солнце, лотос, плетенка (улзы), «шоу», вокруг которого располагаются растительные и геометрические узоры. Растительные узоры, представляют собой розетку, лепестки, листья, плод, стебель, побег. Из геометрических узоров популярны кривые и зигзагообразные линии, меандры, круг. Для декора сундуков выделяют две основные композиционные схемы: центрально- симметричную и зеркально-симметричную. Роспись сундуков, сголов и прочей домашней мебели характеризуется исключительной красочностью, гармоничностью цветовых сочетаний и богатством орнаментальных мотивов. В целом общий фон бурятских сундуков приглушенно красный, может быть терракотовым.

IV. Объяснение нового материала.

Демонстрация образцов ученических работ.

Работа по таблице - этапы работы над заданием.

Педагогический рисунок на классной доске.

Последовательность работы над эскизом сундука:

  1. Композиционное расположение сундука.
  2. Построение композиции орнамента с использованием законов симметрии и ритма

          3. Работа в цвете.

V. Практическая работа

Задание: выполнить эскиз сундука в цвете.

Индивидуальная работа с учащимися: оказание помощи испытывающим затруднения. Контроль за качеством выполняемой работы.

VI. Итог урока.

  1. Выставка работ учащихся. Анализ, оценка.
  2. Закрепление темы урока.
  1. Какие композиционные схемы использовались для декора бурятских сундуков?
  2. Какие виды бурятских орнаментов характерны для оформления сундука?
  3. Какие цвета характерны для бурятского сундука?

Детские работы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...