Изобразительное искусство
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства
Тема: БУРЯТСКИЙ СУНДУК
Цель: выполнить эскиз сундука с бурятским орнаментом.
Задачи:
- Углубить знания учащихся о бурятском народном искусстве, познакомить с росписью по дереву в частности с художественными особенностями украшения сундука.
- Научить создавать эскиз композиции сундука с бурятским орнаментом с правильной передачей его художественных особенностей;
- Дальнейшее формирование графических умений и навыков, связанных с приемами орнаментального искусства;
- Развивать эстетический и художественный вкус, чувство композиции, творческую активность и мышление учащихся;
- Воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость к произведениям народного искусства.
Оборудование.
Для учителя: презентация, наглядные пособия, образцы ученических работ, педагогический рисунок.
Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, карандаш, линейка.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие.
- Проверка рабочего места.
- Вводная беседа.
Выявление опорных знаний
Какими видами ремесел занимались бурятские мастера? (резьба и роспись по дереву, обработка металла, декоративная отделка изделий из мягких материалов)
- Назовите один из самых необходимых предметов мебели в бурятском жилище - юрте? (абдар - сундук)
- Что такое сундук? (прямоугольный деревянный ящик с крышкой для хранения вещей)
- Изучение нового материала. Беседа о бурятском сундуке.
В бурятском быту многие предметы постоянного пользования сделаны из дерева этого доступного, хорошего материала, легко поддающегося обработке. Из него изготовлялись решетчатые стены войлочной юрты, мебель, разнообразная посуда, утварь, игрушки, луки, седла и тд. Одним из распространенных приемов отделки является роспись, первоначально простая раскраска узорами лицевой поверхности мебели и покраска всей вещи в один цвет. Роспись в народном быту тесно связана с предметами домашнего обихода — столом, кроватью, ящиком-сундуком и гд. Изготовление мебели имеет свои секреты. С усердием и старанием мастера делали из дерева сундуки, шкафчики, ларцы и другую мебель без гвоздей и болтов. Расписывали мебель краской и лаком, которые добывали и изготавливали сами. Орнамент располагался в определённом порядке и имел зашифрованный смысл. Резные, расписанные абдары -- сундуки и шкафчики - ухэги ценятся прежде всего из-за своей неповторимой красоты. Для изготовления сундуков, абдаров в основном использовали кедр и сосну, так как их смолистая древесина отпугивала насекомых, в такой мебели никогда не заводи гея моль, что было немаловажным для бурят, у которых большая часть одежды, постель были изготовлены из шерстяных и меховых материалов.
Сундуки входили в приданное невесты и были одним из главных предметов обстановки жилища. Ведь в нем невеста везла свое имущество в дом мужа. Поэтому эта мебель пользовалась особым вниманием, должна была выглядеть красиво, нарядно. И это не случайно, ибо ягцики-сундуки должны были свидетельствовать о богатстве той или иной семьи. Большие и меньшие по размерам сундуки размещались в юрге двумя-тремя ярусами. Часть сундуков передавалась по наследству от бабушки до правнучки в качестве дорогой семейной реликвии. Старинные сундуки сохранялись в роду не только ввиду своей прочности, но и ценились прежде всего красотой своего оформления. Плотниками изготавливались не только сами сундуки, но и выполнялась орнаментация лицевых стенок. В декоре сундуков, бурятские мастера, чаще предпочитали роспись без применения резьбы. Лицевая сторона расписывалась, как правило, красной или коричневой красками, а боковые, верхняя и тыльные - зеленой. Обычно на передней стенке рисовалась многоцветная рамка или меандр. В качестве центральных мотивов распространена солярная розетка - солнце, лотос, плетенка (улзы), «шоу», вокруг которого располагаются растительные и геометрические узоры. Растительные узоры, представляют собой розетку, лепестки, листья, плод, стебель, побег. Из геометрических узоров популярны кривые и зигзагообразные линии, меандры, круг. Для декора сундуков выделяют две основные композиционные схемы: центрально- симметричную и зеркально-симметричную. Роспись сундуков, сголов и прочей домашней мебели характеризуется исключительной красочностью, гармоничностью цветовых сочетаний и богатством орнаментальных мотивов. В целом общий фон бурятских сундуков приглушенно красный, может быть терракотовым.
IV. Объяснение нового материала.
Демонстрация образцов ученических работ.
Работа по таблице - этапы работы над заданием.
Педагогический рисунок на классной доске.
Последовательность работы над эскизом сундука:
- Композиционное расположение сундука.
- Построение композиции орнамента с использованием законов симметрии и ритма
3. Работа в цвете.
V. Практическая работа
Задание: выполнить эскиз сундука в цвете.
Индивидуальная работа с учащимися: оказание помощи испытывающим затруднения. Контроль за качеством выполняемой работы.
VI. Итог урока.
- Выставка работ учащихся. Анализ, оценка.
- Закрепление темы урока.
- Какие композиционные схемы использовались для декора бурятских сундуков?
- Какие виды бурятских орнаментов характерны для оформления сундука?
- Какие цвета характерны для бурятского сундука?
Детские работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...