Изобразительное искусство
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, класс) по теме

Бурятский народный орнамент

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo_urok.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

Тема: Бурятский народный орнамент

Цель: выполнить эскиз бурятского народного орнамента (роговидный узор)

Задачи:

  • Познакомить учащихся с бурятским народным орнаментом с его видами, символикой, строением, цветосочетанием;
  • Научить создавать эскиз композиции с роговидным узором с правильной передачей его характерных особенностей;
  • Формировать графические умения и навыки, связанные с приемами орнаментального искусства;
  • Воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость к произведениям народного искусства.

Оборудование:

Для учителя: презентация, наглядные пособия, образцы ученических работ, педагогический рисунок.

Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, карандаш, линейка

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие
  2. Проверка рабочего места
  1. Вводная беседа.

Выявление опорных знаний

- Что такое орнамент?

Орнамент (от лат. - украшение) – узор основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

- На каких предметах, изделиях, вещах можно увидеть бурятские орнаменты? (Мебель – кровать, сундук, столик, ювелирные изделия, одежда…)

III. Изучение нового материала.

Слово «орнамент» - латинского происхождения, в переводе означает «Узор», «украшение». Орнамент – это древние магические узоры, в которых есть созвучие Природе и Космосу, в них зашифрованы слова, послание или тайное знание. Древнейшая функция орнамента -  магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми и или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега.

Декоративная функция узора – узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении. Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. Испокон веков разнообразными узорами украшались наружные и внутренние части жилищ, мебель, ковры, посуда, орудия производства, снаряжения коня и музыкальные инструменты. Широко славились искусные мастера художественной обработки металла, резьбы по дереву, вышивки, росписи. Узор во всех случаях применения, в качестве художественного украшения предмета, выступает  в слитном единстве с вещью и ее практическим назначением. При этом он органически вписывается с вещью, являясь лишь декоративным элементом, призванным сделать вещь нарядной и красивой, повысить ее качество. Располагаясь на предмете, узор образует орнаментальную композицию, подчиненную конструкции и его форме. Большинство орнаментальных композиций в бурятском искусстве построено на основе ритма, гармонии и симметрии. Орнаментальная система бурят включает мотивы как древние, добуддийского времени – предбайкальских бурят, так и мотивы более поздние – забайкальских бурят, на творчество которых повлияло распространение буддизма. Орнаментика бурят отличается разнообразием узоров, которые можно разделить на несколько основных групп:

- геометрические (ломанные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды…);

- зооморфные или анималистические;

- растительные (листья, цветы, плоды, лотос);

- природные, или космогонические (солнце, луна, вода, огнь…);

-культовые

Бурятский орнамент всегда обладал глубокой содержательностью, играл роль оберега, талисмана и благопожелания. В сложные или, наоборот, лаконичные узоры были включены пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. И вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.

Инь и Янь – единство и противоположности мира. Это, можно сказать, наш вечно изменяющийся мир. Он состоит из стихий природы, перетекающих из одного в другое: добра и зла, света и тьмы, высокого и низкого, женского и мужского, и так можно продолжить долго. Эти противоположности не могут существовать друг без друга. Светлая часть Ян – это Небо, Солнце, Свет, Энергия, Мужчина и так далее. Темная часть Инь – это Земля, Луна, Тьма, Покой, Женщина… Это добрый знак несет в дом покой и уравновешенность.

Круг – это солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглы украшения, кругла юрта, кругла посуда, главный танец бурят-ехор- тоже круг. Круги орнаментов – поклонение Великому Светилу. Розетки – тоже Солнце, только с ножками.

Свастика – древнеиндийский символ Азии, священный и для бурят. Это знак Солнца, света и щедрости. Свастика по ходу Солнца – добрая энергия, это четыре головы лошадей, скачущих к счастью. Свастика против хода Солнца – плохая энергия.

К тотемным символам относится роговидный узор. Это пожелание удачной охоты и изобилия, достатка и процветания.

Меандр похож на молоточки. Это пожелание успехов в труде, трудолюбия и бесконечности счастья.

Улзы – очень древний орнамент, символ счастья, благополучия и долголетия. Этим благопожеланием украшают многие вещи, мебель, одежду.

Облака – пожелание духовного развития и совершенства.

Все водные узоры – символ вечности народа.

Шоу – круг, поделенный на сегменты. Это черепаший панцирь. Символ мудрости и вечности.

IV. Объяснение нового материала.

Демонстрация образцов ученических работ. Работа по таблице т- этапы работы над заданием.

Симметрия – соразмерность.

Гармония – связь, стройность, соразмерность. Ритм – чередование каких-либо элементов в определенной последовательности и частотой.

Педагогический рисунок на доске.

Последовательность работы над роговидным орнаментом:

  1. Композиционное расположение орнамента.
  2. Построение орнамента с использованием законов симметрии и ритма.
  3. Работа в цвете.

V. Практическая работа.

Задание: выполнить роговидный орнамент в цвете.

Индивидуальная работа с учащимися. Контроль за качеством выполняемой работы.

VI. Итог урока.

  1. Выставка работ учащихся. Анализ, оценка.
  2. Закрепление темы урока.

1 На какие виды подразделяется бурятский орнамент?

2 Расскажите о символическом значении бурятского орнамента? (улзы, роговидный узор, меандр, шоу-круг…)

      3 Какие цвета характерны для бурятского орнамента?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...