Изобразительное искусство
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, класс) по теме
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
Тема: Бурятский народный орнамент
Цель: выполнить эскиз бурятского народного орнамента (роговидный узор)
Задачи:
- Познакомить учащихся с бурятским народным орнаментом с его видами, символикой, строением, цветосочетанием;
- Научить создавать эскиз композиции с роговидным узором с правильной передачей его характерных особенностей;
- Формировать графические умения и навыки, связанные с приемами орнаментального искусства;
- Воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость к произведениям народного искусства.
Оборудование:
Для учителя: презентация, наглядные пособия, образцы ученических работ, педагогический рисунок.
Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, карандаш, линейка
Ход урока
- Организационный момент.
- Приветствие
- Проверка рабочего места
- Вводная беседа.
Выявление опорных знаний
- Что такое орнамент?
Орнамент (от лат. - украшение) – узор основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
- На каких предметах, изделиях, вещах можно увидеть бурятские орнаменты? (Мебель – кровать, сундук, столик, ювелирные изделия, одежда…)
III. Изучение нового материала.
Слово «орнамент» - латинского происхождения, в переводе означает «Узор», «украшение». Орнамент – это древние магические узоры, в которых есть созвучие Природе и Космосу, в них зашифрованы слова, послание или тайное знание. Древнейшая функция орнамента - магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми и или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега.
Декоративная функция узора – узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении. Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. Испокон веков разнообразными узорами украшались наружные и внутренние части жилищ, мебель, ковры, посуда, орудия производства, снаряжения коня и музыкальные инструменты. Широко славились искусные мастера художественной обработки металла, резьбы по дереву, вышивки, росписи. Узор во всех случаях применения, в качестве художественного украшения предмета, выступает в слитном единстве с вещью и ее практическим назначением. При этом он органически вписывается с вещью, являясь лишь декоративным элементом, призванным сделать вещь нарядной и красивой, повысить ее качество. Располагаясь на предмете, узор образует орнаментальную композицию, подчиненную конструкции и его форме. Большинство орнаментальных композиций в бурятском искусстве построено на основе ритма, гармонии и симметрии. Орнаментальная система бурят включает мотивы как древние, добуддийского времени – предбайкальских бурят, так и мотивы более поздние – забайкальских бурят, на творчество которых повлияло распространение буддизма. Орнаментика бурят отличается разнообразием узоров, которые можно разделить на несколько основных групп:
- геометрические (ломанные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды…);
- зооморфные или анималистические;
- растительные (листья, цветы, плоды, лотос);
- природные, или космогонические (солнце, луна, вода, огнь…);
-культовые
Бурятский орнамент всегда обладал глубокой содержательностью, играл роль оберега, талисмана и благопожелания. В сложные или, наоборот, лаконичные узоры были включены пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. И вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.
Инь и Янь – единство и противоположности мира. Это, можно сказать, наш вечно изменяющийся мир. Он состоит из стихий природы, перетекающих из одного в другое: добра и зла, света и тьмы, высокого и низкого, женского и мужского, и так можно продолжить долго. Эти противоположности не могут существовать друг без друга. Светлая часть Ян – это Небо, Солнце, Свет, Энергия, Мужчина и так далее. Темная часть Инь – это Земля, Луна, Тьма, Покой, Женщина… Это добрый знак несет в дом покой и уравновешенность.
Круг – это солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглы украшения, кругла юрта, кругла посуда, главный танец бурят-ехор- тоже круг. Круги орнаментов – поклонение Великому Светилу. Розетки – тоже Солнце, только с ножками.
Свастика – древнеиндийский символ Азии, священный и для бурят. Это знак Солнца, света и щедрости. Свастика по ходу Солнца – добрая энергия, это четыре головы лошадей, скачущих к счастью. Свастика против хода Солнца – плохая энергия.
К тотемным символам относится роговидный узор. Это пожелание удачной охоты и изобилия, достатка и процветания.
Меандр похож на молоточки. Это пожелание успехов в труде, трудолюбия и бесконечности счастья.
Улзы – очень древний орнамент, символ счастья, благополучия и долголетия. Этим благопожеланием украшают многие вещи, мебель, одежду.
Облака – пожелание духовного развития и совершенства.
Все водные узоры – символ вечности народа.
Шоу – круг, поделенный на сегменты. Это черепаший панцирь. Символ мудрости и вечности.
IV. Объяснение нового материала.
Демонстрация образцов ученических работ. Работа по таблице т- этапы работы над заданием.
Симметрия – соразмерность.
Гармония – связь, стройность, соразмерность. Ритм – чередование каких-либо элементов в определенной последовательности и частотой.
Педагогический рисунок на доске.
Последовательность работы над роговидным орнаментом:
- Композиционное расположение орнамента.
- Построение орнамента с использованием законов симметрии и ритма.
- Работа в цвете.
V. Практическая работа.
Задание: выполнить роговидный орнамент в цвете.
Индивидуальная работа с учащимися. Контроль за качеством выполняемой работы.
VI. Итог урока.
- Выставка работ учащихся. Анализ, оценка.
- Закрепление темы урока.
1 На какие виды подразделяется бурятский орнамент?
2 Расскажите о символическом значении бурятского орнамента? (улзы, роговидный узор, меандр, шоу-круг…)
3 Какие цвета характерны для бурятского орнамента?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...