Внеурочное занятие по теме: "Сувенирные пасхальные яйца", 3 класс
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Соловьёва Ольга Владимировна

В ходе исследовательской деятельности дети познакомятся с историей возникновения пасхальных яиц, узнают об обычаях и традициях росписи пасхального яйца, познакомятся с характерными особенностями росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки. Результатом исследовательской деятельности станет выставка эскизов пасхальных яиц - писанок.


 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочное занятие по теме: «Сувенирные пасхальные яйца» Составила Соловьёва Ольга Владимировна, учитель начальных классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением математики»

Слайд 2

Что же такое пасхальные яйца? Пасха́льные я́йца — специально расписанные яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Слайд 3

Обряды, связанные с пасхальным яйцом Многие великие русские художники к пасхальным праздникам расписывали яйца сюжетами на библейские темы

Слайд 4

Пасхальные яйца дарят на Пасху родственникам, друзьям, знакомым и просто прохожим, чтобы доброта, пройдя по кругу, возвращалась обратно к вам.

Слайд 5

На Руси празднование Пасхи по времени совпадает с древним Праздником возрождения весенних сил природы. Потому и принято красить яйца «по весне».

Слайд 6

Яйцо объединяло целую череду магических действий. При постройке дома яйцо замуровывали в фундамент, чтобы оно оберегало дом и хозяев от всех бед.

Слайд 7

Простолюдины в этот день не только катали яйца, обменивались ими, но в обязательном порядке «бились» ими. Монастырские указы в 17 веке запретили такой обычай, усмотрев в нём дело, противное вере. Однако народная традиция «биться яйцами» не исчезла, а сохранилась и до наших дней.

Слайд 8

Виды украшения яиц крашенки крапанки писанки

Слайд 9

Основные цвета орнамента писанок

Слайд 10

Роспись яиц

Слайд 11

Искусство традиционного и современного оформления пасхальных яиц - это целый мир, яркие штрихи к живому образу России

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углубленным изучением математики»

Внеурочное занятие в 3 классе

по теме:

 «Сувенирные пасхальные яйца»

                                         Составила:

Соловьева Ольга Владимировна,

                                                                      учитель начальных классов

г. Старая Русса

2015-2016 учебный год

Внеурочное занятие в 3 классе

Тема: «Сувенирные пасхальные яйца»
Цель: научить составлять эскизы росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.
Задачи:
учебные: познакомить с историей возникновения пасхальных яиц, углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки;
метапредметные: развивать познавательную активность, воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям;

личностные: развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища, развивать самовыражение посредством художественных символов.

 Оборудование: презентация «Сувенирные пасхальные яйца», сувенирные пасхальные яйца, для учащихся -  лист бумаги, шаблон яйца, карандаш, краски, кисти, банки с водой.

        Конспект занятия

I. Организационный момент.

Действия учителя

Приветствие учащихся. Проверка наличия рабочего материала.

Действия учащихся

Проверяют готовность школьных принадлежностей, посадку.

Действия учителя

 - Сегодня нам предстоит преодолеть много преград, столкнуться с трудностями.  

- Тему нашего мероприятия вы назовёте сами, опираясь на предложенные рисунки. (Каждому ребёнку выдан рисунок с изображением сувенирного пасхального яйца.)

Действия учащихся

Дети рассматривают рисунки и называют тему (Сувенирные пасхальные яйца).

Слайд 1

II. Подготовительный этап. Актуализация знаний. Подготовка к первичному восприятию.

Действия учителя

- Что такое пасхальные яйца?

Слайд 2

Действия учащихся

Работа в группах. Дети делятся на 3 группы по желанию.

Дети обсуждают в группах и высказывают свои мнения.

Действия учителя

- Пасха́льные я́йца — специально расписанные яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Яйцо – сотворение мира, начало мира. Вот и славяне его так же видели. В некоторых местах, считалось, что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля. Вот тебе и вселенная.

Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая,
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе…

- Почему принято дарить на Пасху друг другу расписанные яйца?

Действия учащихся

Дети высказывают свои мнения.

Действия учителя

- Почему принято дарить на Пасху друг другу расписанные яйца?

Действия учащихся

Дети высказывают свои мнения.

Действия учителя

- Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

 - Что символизировала красная окраска яиц?

Действия учащихся 

Дети высказывают свои мнения.

Действия учителя

- Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.

III. Определение  деятельности.

Действия учителя

- Теперь вы знаете, что такое пасхальные яйца и почему принято дарить друг другу на Пасху расписанные яйца.

1) Постановка цели и задач.

 У каждого ребёнка на парте лежит шаблон яйца.

- Какую цель мы ставим перед собой?

Действия учащихся

Ответы детей (цель: создать эскиз пасхального яйца).

Действия учителя

- Какие задачи? Что нужно сделать, чтобы добиться цели?

Действия учащихся

Ответы детей (задачи: познакомиться  с обычаями и традициями пасхальных яиц,  познакомиться с особенностями росписи, научиться составлять эскизы росписи пасхальных яиц).

Действия учителя

2) Постановка проблемы.

- Какая проблема стоит перед нами? На какой вопрос мы должны ответить?

Действия учащихся

Ответы детей (проблема: как правильно расписать своё сувенирное пасхальное яйцо?)

Действия учителя

3) Формулировка гипотезы.

 Действия учащихся

Дети высказывают свои гипотезы.

Действия учителя

- Если не знаешь обычаи и традиции, связанные с пасхальным яйцом,  а также  особенности росписи, нельзя составить эскизы росписи сувенирных пасхальных яиц – писанок.

IV. Практическая работа - исследование.

Действия учителя

1) Подведение к пониманию детей о недостаточности знаний по теме.

- Какие обряды, связанные с пасхальным яйцом, вы знаете?

Слайд 3

Действия учащихся 

Ответы детей.

Действия учителя

- Какие виды росписи пасхальных яиц вы знаете?

Действия учащихся

Ответы детей. Дети осознают нехватку знаний.

Действия учителя

- Можем ли мы сейчас, на данном этапе мероприятия, узнать об обрядах?

Действия учащихся

Ответы детей.

Действия учителя

2) Сбор информации.

-  Где можно добыть недостающие знания?

Действия учащихся

Ответы детей: в дополнительной литературе или в интернете.

Действия учителя

- Используя электронные ресурсы интернет, найдите ответ на вопрос: какие обряды, связанные с пасхальным яйцом, существовали?

Действия учащихся

Работа в группах. У каждой группы свой ноутбук с выходом в интернет. Анализ собранной информации.

Действия учителя

3) Выступление.

-Выберите 1 члена группы для того, чтобы рассказать или зачитать тот материал, который вы нашли.

Действия учащихся

Выбирают 1 выступающего,  учащийся из каждой группы с места рассказывает или зачитывает ответ.

Действия учителя

4) Сравнение и обобщение полученной информации.

- Посмотрите на экран, давайте сравним, все ли обычаи мы назвали.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Действия учащихся

Дети смотрят на экран и сравнивают свои ответы с предложенными учителем.

Действия учителя

5)  Знакомство с видами росписи пасхальных яиц.

Игра «Угадай - ка».

- Перед вами 3 эскиза пасхального яйца, выберете из группы одного человека, чтобы он вышел к доске и  взял один эскиз.

Действия учащихся

Выбирают и  посылают одного члена группы к доске.

К доске выходят 3 учащихся. Каждый выбирает эскиз  яйца, не видя как эскиз раскрашен с обратной стороны.

Действия учителя

- Вернитесь к своей группе и посмотрите, как расписано яйцо.

- Обсудите в группе и ответьте на вопрос: «К какому виду росписи относится пасхальное яйцо?»

Действия учащихся

(У 1 группы – крашенка, у 2 – крапанка, у 3 – писанка)

Обсуждают в группах, у кого какой эскиз пасхального яйца, выдвигают предположения.

Действия учителя

- Сравним ваши предположения с эталоном.

Слайд 8 

Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Ещё были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Действия учащихся

Дети сравнивают и делают выводы по видам росписи пасхальных яиц (крашенка, крапанка, писанка).

6)  Изучение теоретического материала.

 Действия учителя

- Какой вид росписи самый сложный? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Действия учащихся 

Ответы детей.

Действия учителя

- Послушайте небольшое сообщение на тему «Писанки».

Действия учащихся 

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Во времена, когда существовало язычество, считалось, то, от чего должна освободиться душа, выходит и покидает человека, а то, чего не хватало, получает путь в его жизнь. В дохристианское время они имели огромное значение, в Красном Углу всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, ими оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов и целительских, и бытовых. Но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берется писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет. Или яйцо выпадет, или краска не ляжет, или много клякс будет.

Действия учителя

- Можем ли мы сейчас составить эскиз писанки?  

Действия учащихся 

Ответы детей (не можем составить эскиз, так как не знаем,  какие цвета и символы нужно использовать).

Действия учителя

- Попробуйте определить основные цвета орнамента писанки и символы, используя пасхальные яйца (каждой группе выдаётся 1 пасхальное яйцо – писанка).

Слайд 9

Действия учащихся 

Рассматривают пасхальные яйца и определяют основные цвета писанки. Обобщают. Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный.

Действия учителя

- Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:

Сосна — символ здоровья.
Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.
Голубь — символ души.
Сеточка — символ судьбы.
Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.

7) Практическая работа.

Действия учителя

- Сегодня вы попробуете самостоятельно составить эскиз для росписи писанки.

- Форму яйца обведите по шаблону. Рисунок попробуйте составить самостоятельно.

- По каким параметрам будут оцениваться ваши работы? (Как они должны выглядеть?  Что работы должны доказать?)

Действия учащихся 

Ответы детей  (работы должны быть выполнены аккуратно с использованием основных цветов и символов росписи писанок).

Каждый ребёнок создаёт свой эскиз пасхального яйца.

V. Итог. Выставка работ.

Действия учителя

- Результатом исследовательской деятельности стала выставка эскизов пасхальных яиц – писанок. Все эскизы выполнены правильно, с использованием основных цветов и символов росписи писанок.

- Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира. Музей Писанки есть в Коломые, Украина. Музею писанки более 30 лет, а здание-яйцо моложе (постройка 2000 года).
Музей построен строго по логике: три этажа, верх расписан звездами и главной звездой
Солнцем, нижняя часть – как бы утроба, живот, там внутри стоит огромная мраморная композиция: мать с младенцем внутри яйца.

На территории Канады, в местечке Вегревилль, расположенном к востоку от Эдмонтона и населенном, в основном, этническими украинцами, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина 8, а ширина 5 м.

1) Проверка выдвинутой гипотезы.

- Подтверждается ли гипотеза, которую мы выдвинули?

-Докажите.

Действия учащихся 

Ответы детей. Доказывают, опираясь на свои эскизы.

Действия учителя

2) Рефлексия.

- Трудно ли было выполнять данный эскиз?

-В чем были затруднения?

-Как вы оцениваете свою работу  (эскиз «Пасхальные яйца»)?

Действия учащихся 

Самооценка. Ученики внизу альбомного листа красным карандашом рисуют рот с улыбкой или без улыбки.

 Действия учителя

- Хотели бы вы выполнить ещё эскиз или расписать пасхальное яйцо?

Действия учащихся 

Ответы детей.

 Действия учителя

- На следующем занятии, вы будете расписывать пасхальные яйца, используя свои эскизы.

Результат исследовательской деятельности

Результатом исследовательской деятельности стала выставка эскизов пасхальных яиц – писанок. Все эскизы выполнены правильно, с использованием основных цветов и символов росписи писанок.

 В ходе исследовательской деятельности дети познакомились с историей возникновения пасхальных яиц, узнали об обычаях и традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой

Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.  Рабоча...

История России Внеурочные занятия по истории с учащимися 4 класса

  Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования в настоящее время является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня, когда наша страна переживает, ...

Внеурочное занятие по изобразительному искусству в 3 классе"Мир заповедной природы"

Занятие по внеурочной деятельности в 3 классах«Мир заповедной природы»Цели: обучающиеся научатся создавать простую  композицию на тему«Заповедный  мир природы»; обучающиеся получат воз...

Внеурочные занятия по спортивно-оздоровительному направлению 1 класс

Основана программа на книге:  Обухова Л.А., Лемяскина Н. А. Новые 135 уроков здоровья или  Школа докторов Природы» //Л. А.Обухова,  Н. А. Лемяскина  для 1-4 классов. Издатель...

Внеурочная деятельность . Открытое внеурочное занятие "Анализ смыслового чтения"-3 ,4 класс

Урок по внеурочной деятельности расчитан на 3,4 класс. Данный урок учит ребят анализировать прочитанное ранне произведение  в игровой форме ....

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...

Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания-2" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительная память и мышление) уучащихся;Планир...