Тематическое планирование по ИЗО 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Тематическое планирование по ИЗО 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_izo_7_klass_fgos_2015_.docx | 84.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора По общему образованию Синцова Т.В. ___________________________ «___» ______________ 2015 г. | «Утверждаю» Директор ГБПОУ ПК Им. Н.Н. Годовикова ___________ (С.В. Михайлов) «___» ______________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
7 класс
1 час в неделю – 34 часа в год
Уровень базовый
Составитель:
Одинаева Наталья Николаевна
2015 - 2016 учебный год
7КЛАСС - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО –
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)
Составлена на основе Федерального компонента Государственного Стандарта Основного общего образования
в соответствии с программой по Изобразительному искусству
для 7-ого класса
(авторы Неменский Б.М., Неменская Л.А, Горяева Н.А., Питерских А.С.)
Пояснительная записка
Раздел I
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению «Изобразительному искусству»:
∙ Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
∙ Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
∙ Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
∙ Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
∙ Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
∙ Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
∙ Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Раздел II
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно - творческую деятельность, художественно - эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы различных видов визуально – пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно - прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Программа учитывает традиции российского художественного образования и современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Предполагается вариативность решения поставленных задач.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура » - посвящена изучению дизайна, т.е. конструктивному виду искусства в ряду пространственных искусств, организующих среду нашей жизни. Изучение этой темы опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.
Визуально – пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно – прикладным искусствами.
Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно – структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей.
Дизайн – логичное продолжение вклада художника в формирование вещно – предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной м атериально – вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества.
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Раздел III
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение «Изобразительного искусства» в 7 классе – 34 часа. Данная рабочая программа предусматривает изучение «Изобразительного искусства» с расчётом на 34 часа( 1 час в неделю).
Направленность курса на развитие художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями, создает условия и для реализации надпредметной функции, которую «Изобразительное искусство» выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на освоении художественно – образного языка, средств художественной выразительности, на систематическом освоении художественного наследия культуры своего народа и предполагают развитие эмоционально – нравственного потенциала ребенка.
Раздел IV
Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:
- патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по Изобразительному искусству основного общего образования должны отражать:
∙ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;
∙ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
∙ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
∙ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
∙ владение основами самоконтроля, самооценки;
∙ умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт художественно - творческой деятельности:
∙ формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры;
∙ развитие эмоционально – ценностного видения окружающего мира;
∙ зрительной памяти, ассоциативного мышления;
∙ развитие визуально – пространственного мышления;
∙ освоение культуры во всем ее многообразии жанров и стилей;
∙ воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
∙ приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств, в том числе базирующихся на ИКТ;
∙ осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
∙ формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Предметный результат выпускника 7 класса:
1. Учащиеся должны знать:
∙ о роли декоративного искусства в жизни общества и человека;
∙ о современном выставочном искусстве;
∙ о гербах и эмблемах;
∙ как устроена книга; о профессии художник – иллюстратор.
∙ основы народного костюма, обуви и аксессуаров;
∙ особенности образного языка конструктивных видов искусств и их социальную роль;
∙ способы передачи пропорций фигуры человека;
∙ о дизайне интерьера;
∙ о ландшафтном дизайне.
2. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
∙ умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства;
∙ создавать художественно – декоративные объекты предметной среды, объединенной единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера);
∙ работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием вещной среды;
∙ выстраивать декоративные композиции;
∙ создавать художественно – декоративные объекты предметной среды;
∙ владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства;
∙ владеть навыками работы в конкретном материале.
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности:
- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
Учащиеся должны:
- Уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- Понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно – образных начал и их социальную роль;
- Знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
- Конструировать объёмно – пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- Моделировать в своём творчестве основные этапы художественно – производственного процесса в конструктивных искусствах;
- Работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;
- Конструировать основные объёмно –пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно – пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статистику и динамику тектоники и фактур;
- Владеть навыками формообразования, использования объёмов в динамике и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- Создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура), использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- Использовать разнообразные художественные материалы;
Обучающиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- находить в окружающем мире примеры плоскостных и объёмно – пространственных композиций;
- использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое;
- применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту;
- различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур;
- создавать слова и изображения в плакате и рекламе;
- осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;
- получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.
Учащиеся должны уметь:
- Связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- Работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- Изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
- Выполнять элементы оформления альбома или книги;
- Отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- Вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать
уроки-диспуты,
уроки - творческие отчёты,
уроки-экскурсии.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты – Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.
В частности: в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия архитектура и дизайн.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов, презентаций. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
РАЗДЕЛ №1: Художник – дизайн – архитектура – 8 часов
РАЗДЕЛ №2: В мире вещей и зданий – 8 часов
РАЗДЕЛ №3: Город и человек – 12 часов
РАЗДЕЛ №4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры – 6 часов
Программа рассчитана на 34 часа; в том числе контрольных работ - 5.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная:
-урок ознакомления с новым материалом,
-урок закрепления изученного,
-урок применения знаний и умений,
-урок обобщения и систематизации знаний,
-урок проверки и коррекции знаний и умений,
-комбинированный урок,
-урок-лекция,
-урок-экскурсия,
-урок-соревнование,
-урок с дидактической игрой,
-урок-праздник,
-видео-урок.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УУД (ТЕКУЩЕГО, РУБЕЖНОГО, ИТОГОВОГО)
Формы текущего контроля УУД (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) учащихся будут различны: устный, письменный контроль, в виде тестового контроля, ИЗО викторин, ИЗО кроссвордов, а также контрольных художественно – практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- Активность участия.
- Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и системы оценки творческих работ:
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание), архитектурного дизайна.
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Актуальность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Познавательные УУД:
- Основы архитектуры и дизайна;
- Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
- Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
- Пути развития современного дизайна и архитектуры;
Коммуникативные УУД:
- Применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- Анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности
(цвет, линия, перспектива, композиция), ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке, графике и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
РАЗДЕЛ №1: «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек»
Художник - дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры – 8 часов;
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.
Разнообразные формы графического дизайна, его художественно – композиционные, визуально – психологические и социальные аспекты.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом.задание | |
Ф | П | |||||||||
1. 2. | Глава 1. Основы композиции в конструктивных искусствах «Мир, который создаёт человек» «Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» | 2 | Познакомить с объёмно – пространственной и плоскостной композицией. | Уметь объяснять: глубинные смыслы основных знаков – символов традиционного прикладного искусства, отмечать их лаконично – выразительную красоту. | Находить в окружающем рукотворном мире предметы плоскостных и объёмно – пространственных композиций | Добиваться эмоциональной выразительности в практической работе, применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов. | Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1 – 4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия. | Подобратьупражнения с простейшими формами – прямоугольниками и квадратами Стр. 6 – 12 Практическая работа: «Основы композиции в графическом дизайне» Стр. 13 – 20 Задание:стр.20 |
Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиций.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом.задание | |
3. | «Прямые линии и организация пространства» | 1 | Решать с помощью простейших композиционных элементов художественно – эмоциональных задач. | Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства | Познакомиться со свойством прямых линий: соединение элементов композиции и членение плоскости. | Проследить взаимосвязь элементов композиции. Создать групповую композицию из геометрических фигур | Работа на компьютере: создание ритмического узора | Практическая работа «Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции» Стр. 21 – 22 Задание стр.22 | ||
4. 5. | «Цвет – элемент композиционного творчества» «Свободные формы: линии и тоновые пятна» Стр. 25 – 27 Задание: стр. 27 | 2 | Познакомиться с функциональными задачами цвета в конструктивных искусствах. Узнать о применении локального цвета, о сближенности цветов и контрастов, цветовых акцентах, ритме цветовых форм, доминанте | Применять цвет в графических композициях как акцент и доминанту. | Понимать роль цвета в конструктивных искусствах | Работа над абстрактным рисунком Знание характера мазка, линии в абстрактной композиции | Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах | Практическая работа «Акцентирующая роль цвета в организации композиционного пространства» Стр. 22 – 24 Задание: стр. 24 Аналитическая деятельность: Абстрактные формы в искусстве» | ||
6. | «Буква – строка – текст. Искусство шрифта» | 1 | Воспринимать печатное слово и типографскую строку как элементы плоскостной композиции. Познакомиться с логотипами. | Воспринимать букву как изобразительно – смысловой символ звука. | Определять отличия и графические особенности нескольких разных шрифтов из книг, журналов, газет, рекламных объявлений | Создать совместный эскиз эмблемы, торговой марки, символического изображения, личной печати, фирменного знака | Различать понятия «буква», «искусство шрифта», «архитектура шрифта», шрифтовые гарнитуры | Стр. 28 – 31 Задание стр.31 Практическая работа «Буква – изобразительный элемент» |
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом.Задание | |
7. | Глава 2. Когда текст и изображение вместе «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне» | 1 | Освоить синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно – информационная цельность. | Освоить стилистику изображений и способов их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. | Понимать и объяснять образно – информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе | Создать совместную творческую работу«Плакат – открытка» | Владеть навыками композиционно – смыслового принципа: монтажом, графикой, цветовым единством. Самостоятельный отбор информации по теме | Практическая работа: «Изображение – образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки» Стр. 32 – 39 Задание стр.39 | ||
8. | Глава 3. В бескрайнем море книг и журналов «Многообразие форм графического дизайна» | 1 | Освоить многообразие графического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. | Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. | Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. | Создавать практическую творческую работу в материале «Коллажная композиция: образность и технология» Умение работать в группах при осуществлении эскизного проекта - замысла | Владеть навыками различия в тексте графических и дизайнерских замыслов художника Уметь работать над изобразительным стилем при создании стенгазеты, реферата, книги. | Практическая работа: «Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание макета журнала (в технике коллажа или на компьютере) Стр.40 – 45 Задание стр.45 |
РАЗДЕЛ №2 «В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ»
«Художественный язык конструктивных искусств» - 8 часов
От плоскостного изображения – к макетированию объёмно – пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объём в пространстве и объект в градостроительстве.
Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно – дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом. Задание | |
9. | Глава 4. Объект и пространство. «От плоскостного изображения к объёмному макету» | 1 | Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде на них сверху. Знакомство с композицией пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. | Развивать пространственное воображение Понимание учащимися проекционной природы чертежа | Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Освоить понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д. | Развивать пространственное воображение Создание коллективного объёмно – пространственного макета | Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка –вертикаль, круг – цилиндр, шар и т.д. | Практическая работа по теме: «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве» Стр. 47- 53 Задание стр. 53 | ||
10 | «Взаимосвязь объектов в архитектурном макете» | 1 | Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. | Развивать пространственное воображение Понимание учащимися проекционной природы чертежа Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетание на образный характер постройки. | Понимать рельеф местности и способы его обозначения на макете. Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки | Конструирование геометрических тел в объёме и применение их в пространственно – макетных композициях Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. | Работать над дизайном проекта: введение монохромного цвета. Овладеть способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов | Стр. 54 – 57 Задание стр. 57 Практическая работа: «Композиционная взаимосвязь объектов в макете» (создание объёмно – пространственного макета из 2 – 3 объёмов) | ||
11 12 | Глава 5. Конструкция: часть и целое "Здание как сочетание различных объёмов» «Понятие модуля» | 2 | Проследить взаимосвязь структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. | Развивать баланс функциональности и художественной красоты здания. Достижение выразительности и целесообразности конструкции | Понимать и объяснять структуру различных типов здания, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. | Выполнение коллективной творческой работы « Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности в конструкции» | Уметь применять модульные элементы | Стр. 58 – 64 Задание стр. 64 Практическая работа: «Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение» | ||
13 | «Важнейшие архитектурные элементы зданий» | 1 | Выявление различных типов зданий, а также горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) | Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития. | Познакомиться с возникновением и историческим развитием главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, двери, окна, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.) | Выполнение коллективной творческой работы « Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое» (создание макета) | Уметь создавать различные модули и применять их при создании архитектурного творческого проекта | Стр. 65 -69 Задание стр. 69 Практическая работа: «Проектирование объёмно – пространственного объекта из важнейших элементов здания» (создание макета) | ||
14 | Глава 6. Красота и целесообразность «Вещь как сочетание объёмов и образ времени» | 1 | Познакомиться с многообразием вещей мира. Выявить сочетание объёмов. Иметь представление о назначении вещей и целесообразности сочетаний объёмов | Уметь объяснять, что дизайн вещи одновременно искусство и социальное проектирование Определять вещь как объект, несущий отпечаток сегодняшнего и вчерашнего дня | Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания. Уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи | Создавать творческие работы в материале | Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование | Стр. 71 – 75 Задание стр.75 Аналитическая работа: «Зарисовка бытового предмета», Творческая работа«Создание образно – тематической инсталляции» (портрет времени) | ||
15 | Форма и материал | 1 | Проследить взаимосвязь формы и материала, влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. | Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение | Понимать роль материала в определении формы. | Создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей Работа над творческим проектом «Сочинённые вещи» или «Из вещи – вещь» | Осознавать влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи | Стр.76 –81 Задание стр. 81 Практическая работа: «Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи» | ||
16 | Глава 7. Цвет в архитектуре и дизайне. «Роль цвета в формотворчестве» | 1 | Получить представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно – дизайнерского объекта | Иметь представление о формообразующем значении цвета в дизайне и архитектуре, о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. | Знать о преобладании локального цвета в дизайне и архитектуре. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. | Выполнять коллективно – творческую работу по теме (создание комплекта упаковок из 3 -5 предметов, макета цветового решения пространства микрорайона) | Отличать роль цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. | Стр. 83 – 87 Задание стр.87 Коллективная работа: «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» |
РАЗДЕЛ №3 «ГОРОД И ЧЕЛОВЕК»
« Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» - 12 часов
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства.
История архитектуры и дизайна как развитие образно – стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.
Массово – промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.
Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно – парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
№ | Дата | Тема урока | Часы | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом. Задание | |
17 | «Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» | 1 | Познакомиться с видами дизайна и архитектуры | Стр. 89 - 90 | ||||||
18 19 20 | Глава 1. «Город сквозь времена и страны» «Образы материальной культуры прошлого» «Русская архитектура – неотделимая часть мирового искусства» | 3 | Познакомиться с образом и стилем. Понимать значение архитектурно – пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города | Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе Создание живописных этюдов части города из фотографий | Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно – художественных стилей разных эпох | Коллективная творческая работа «Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом» | Провести художественно – аналитический обзор развития обзорно – стилевого языка архитектуры как этапов духовной. Художественной и материальной культуры разных народов и эпох. | Стр. 90 – 96 Творческая работа: «Архитектурные образы прошлых эпох» Стр. 97 - 101 Практическая работа: Фотоколлаж из изображений произведений архитектуры и дизайна одного стиля | ||
21 22 | Глава 2. «Город сегодня и завтра» «Пути развития современной архитектуры и дизайна» | 2 | Познакомиться с архитектурной и градостроительной революцией 20 века. Её технологическими и эстетическими предпосылками. | Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых при строительстве Знать отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально – строительной техники. | Познакомиться с социальным аспектом «перестройки» в архитектуре. Разобрать проблему урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города | Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве Работа над коллажем: графическая фантазийная зарисовка города будущего | Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов | Стр. 103 – 109 Задание стр.109 Практическая работа: «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» |
23 | Глава 3. «Живое пространство» «Город, микрорайон, улица» | 1 | Познакомиться с историческими формами планировки городской среды и их связью с образом жизни людей Роль цвета в формировании пространства. | Познакомиться с организацией пространственной среды, с цветовой гаммой | Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей | Создавать творческие практические работы, Развивать чувство композиции Создание макетной или графической схемы – карты, создание проекта расположения современного здания в исторически сложившейся городской среде | Познакомиться с различными композиционными видами планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно – разомкнутая, ассиметричная, прямоугольная | Стр. 110 – 115 Задание стр.115 Практическая работа: «Композиционнаяорганизация городского пространства» | |||
24 | Глава 4. «Вещь в городе и дома» «Городской дизайн» | 1 | Собрать информацию о неповторимости старинных кварталов жилья, о малых архитектурных формах, дизайне и индивидуализации городской среды | Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы | Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства | Создавать коллективные творческие работы в технике коллажа, дизайн - проекта оформления | Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого | Стр. 116 – 119 Задание стр. 119 Практическая работа: «Проектирование дизайна объектов городской среды» | |||
25 26 | «Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно – вещной среды интерьера» | 2 | Познакомиться с архитектурным «остовом» интерьера, историчностью и социальностью интерьера. Знакомство с отделочными материалами Сделать подборку интерьера общественных мест: театр, кафе, вокзал, офис, школа и др. | Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа) | Провести аналогию от унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Создание конструктивного или декоративно – цветового решения элемента сервиса. | Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами Создать коллажные композиции или реферат | Познакомиться с дизайнерскими деталями интерьера, зонированием. | Стр. 120 – 125 Задание стр. 125 Практическая работа: «Роль вещи в образно – стилевом решении интерьера» | |||
27 | Глава 5. Природа и архитектура «Организация архитектурно – ландшафтного пространства» | 1 | Объединить ландшафтно – парковую среду. Развивать пространственно – конструктивное мышление. | Понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры | Освоить технологию макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т.д.)для создания ландшафтных объектов (лес, водоём, газон, дорога и т.д.) | Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно – ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон) | Приобретать общее представление о традициях ландшафтно - парковой архитектуры | Стр. 126 – 131 Задание стр. 131 Аналитическая и практическая работа: «Композиция архитектурно – ландшафтного макета» Создание фото изо монтажа «Русская усадьба», создание макета ландшафта | |||
28 | Глава 6. Ты – архитектор «Замысел архитектурного проекта и его осуществления» | 1 | Познакомиться с параметрами планировки города. Реализация в процессе макетирования логики | Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно – пространственной композицией | Познакомиться с макетированием архитектурно – смысловой логики. | Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно – пространственной композицией | Развивать и реализовывать в макете чувство красоты, художественную фантазии. | Стр. 132 – 135 Задание стр. 135 Творческая работа «Проектирование архитектурного образа города» (исторически, сказочный, город будущего) |
РАЗДЕЛ №4 «ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ»
«Образ человека и индивидуальное проектирование» - 6 часов
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно – личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.
Живая природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Дом. Задание | |
29 | Глава 7. Мой дом – мой образ жизни «Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом» | 1 | Познакомиться с принципами организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д. | Осуществлять в собственном архитектурно – дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище. | Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами | Учёт в проекте инженерно – бытовых и санитарно – технических задач Выполнение графического поэтажного плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и прилегающей территории | Учитывать в проекте инженерно – бытовые и санитарно – технические задачи | Стр. 137 – 142 Задание стр. 142 Аналитическая и практическая работа: «Индивидуальное проектирование. Создание плана – проекта «Дом моей мечты» | ||
30 | «Интерьер, который мы создаём» | 1 | Познакомить с дизайном интерьера, с ролью материалов, фактур и цветовой гаммы, стилей и эклектикой | Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно – архитектурный композиционный замысел | Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования | Создание многофункционального интерьера собственной комнаты. Работа с зонированием помещения. | Учитывать функциональную красоту или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование) | Стр. 143 – 146 Задание стр. 146 Практическая работа: «Проект организации многофункционального пространства и вещевой среды жилой комнаты» | ||
31 | «Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй» дизайн и архитектура сада | 1 | Познакомить с малыми архитектурными формами сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и др. водоёмы и мини – пруды. Сомасштабные сочетания растения сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц | Применять навыки сочинения объёмно – пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны. | Узнать о различных вариантах планировки дачной территории Икэбана как пространственная композиция в интерьере. | Коллективная работа над планировкой сада, огорода, зонированием территории. Организация палисадника и садовых дорожек. | Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка | Стр. 147 – 153 Задание стр. 153 Практическая работа: «Дизайн – проект территории приусадебного участка», «Создание фитокомпозиции по типу икэбаны» | ||
32 | Глава 8. «Мода, культура и ты» «Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды» | 1 | Познакомить с технологией создания одежды, целесообразностью моды. Разобрать понятия «мода – бизнес или манипулирование массовым сознанием» | Приобрести общее представление о технологии создания одежды | Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием | Коллективная работа над подбором костюмов для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста. Создание 2-3 эскизов разных видов одежды | Понимать, как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике | Стр. 154 – 161 Задание стр. 161 Практическая работа: «Мода, культура и ты» | ||
33 | «Встречают по одежде» | 1 | Соотнести понятия «мода – бизнес или манипулирование массовым сознанием». Возраст и мода. Создание коллекции моделей фантазийного костюма | Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды. | Познакомиться с понятиями: «стереотип», «кич». Пофилософствовать на тему: «стая» и её выражение «по одёжке» | Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы. | Ответить на вопрос: Быть или казаться? Молодёжная субкультура и подростковая мода. | Стр. 162 – 168 Задание стр. 168 Коллективная творческая работа «Дизайн современной одежды» (создание панно с элементами фотоколлажа) | ||
34 | «Автопортрет на каждый день» «Имидж: лик или личина? Сфера имиджа дизайна» | 1 | Сравнить понятия: «лик» и «личина». Искусство грима и причёски. Форма лица и причёски. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке, фотографии. Боди-арт и татуаж как мода Знать понятия имидж – дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, фирменный стиль. Различать связь имидж – дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. | Понимать и объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом Объяснять связи имидж – дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой | Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима. Понимать имидж – дизайн как сферу деятельности, объединяющую различные аспекты моды, визажистику, парикмахерское дело, ювелирную пластику, фирменный стиль и т.д. | Выработать чёткое ощущение эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. Выполнение коллективного рисунка или коллажа Создавать творческую работу в материале, активно проявлять себя в коллективной деятельности | Уметь воспринимать и понимать макияж и причёску как единое композиционное целое Понимать и уметь доказывать, что человеку нужно «быть», а не «казаться». Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы | Стр. 169 – 173 Задание стр. 173 Практическая работа: «Изменение образа средствами внешней выразительности» (подбор вариантов причёски и грима для создания различных образов одного и того же лица) Стр. 174 Выставка творческих работ по теме: «Имеджмейкерский сценарий – проект с использованием визуально – дизайнерских элементов» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"
Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....
тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100.
Данная публикация представляет собой тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100. Оно содержит 2 части: цели и задачи на учеб...
Тематическое планирование для 1 класса (традиционная программа)
Тематическое планирование для 1 класса по традиционной программе по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру....
Тематическое планирование для 2 класса (традиционная программа)
Тематическое планирование для 2 класса по традиционной программе по основным предметам....
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы УМК "Школа России"...