Рабочие программы 4 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Рабочие программы 4 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_klass_shkola_rossii.docx88.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству  разработана на основе нормативных документов и учебно-методического обеспечения реализации программы:

  1. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
  3. Приказ Министерства образования РФ от 22. 09. 2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
  4. Сборник рабочих программ УМК «Школа России».
  5. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом Министерства образования РФ №373 от 06. 10. 2009 г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  6. Приказ Министерства образования Ростовской области от 30. 04. 2014г. №263 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2014 – 2015 учебный год».
  7. Устав МБОУ Пролетарской СОШ №5.
  8. Федеральный перечень учебников, утверждённых приказом Министерства образования и науки России от 31. 03. 2014 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2015 учебный год».

Цели и задачи курса

     Целями уроков изобразительного искусства в начальной школе являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре.

     В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

     Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека; роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества; значение искусства в жизни каждого ребёнка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

     Программа построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

     Одной из главных целей преподавания искусства становится развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

     Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений;
  • развитие творческого потенциала ребёнка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

     Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись);
  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
  • декоративная работа;
  • лепка;
  • аппликация с элементами дизайна;
  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

     Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

  • опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;
  • индивидуальная опора чередуется с коллективной творческой деятельностью обучающихся;
  • процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребёнка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
  • активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Общая характеристика курса

     Содержание предметного курса ориентировано на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.

     Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчленённости и препарирования явлений, фактов, событий. Это даёт возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко-технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это даёт возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

     Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

     Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, а также окружающего мира и математики.

     На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно-творческую активность, интерес к внутреннему миру, сознанию своих личных связей с искусством; развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.

     В основе лежит чёткая последовательность приобщения ребёнка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения к жизни.

Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуро-созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  миро-отношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане

На изучение изобразительного искусства в 4 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Согласно учебному плану МБОУ Пролетарской СОШ №5 на 2014-2015 учебный год и утверждённому расписанию 3 урока выпали на государственные праздники. В связи с этим  в календарно-тематическом планировании   сокращено количество  часов,  отведенных на изучение таких тем, как «Повторение». Прохождение программного материала  будет осуществлено за счет уплотнения материала,  сокращение количества уроков,  отведенных на повторение, обобщение. В связи с вышеизложенными причинами, за год будет дано 31 урок изобразительного искусства.

Содержание курса

Истоки родного искусства (8 часов). Истоки родного искусства: пейзаж родной земли; деревянный мир; красота человека; народные праздники.

Древние города нашей земли(7 часов).  Древние города нашей земли: родной угол; древние соборы; города Русской земли: Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва; узоры теремов, пиры в теремных палатах.

Каждый народ - художник (11 часов). Каждый народ – художник: страна восходящего солнца; народы гор и степей; города в пустыне; древняя Эллада; европейские города Средневековья.

Искусство объединяет народы (8 часов). Искусство объединяет народы: материнство; мудрость старости; сопереживание; герои- защитники; юность и надежды.

Тематическое планирование

Раздел программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Истоки родного искусства

(8 часов)

Пейзаж родной земли.

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Изображать российскую природу (пейзаж).

Красота природы в произведениях русской живописи.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Изображать российскую природу (пейзаж).

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.

Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа.

Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома.

Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира.

Объяснять конструкцию избы и назначение её частей. 

Понимать единство красоты и пользы, единство функциональных и духовных смыслов.

Рассказывать об украшениях избы и их значениях.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём).

Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.

Деревня – деревянный мир.

Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре.

Раскрывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России.

 Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей).

Русская красавица.

Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма.

Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека. 

Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира.

Изображать женские и мужские образы в народных костюмах, использовать гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы. (Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур).

Образ русского человека в произведениях художников.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях художников (А. Венецианов,

И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебряков, Б. Кустодиев).

 Рассуждать об образе труда в народной культуре.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Календарные праздники.

Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни.

Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей.

Изображать календарные праздники (коллективная работа - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои), (возможно создание индивидуальных композиционных работ).

Народные праздники

Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника.

Древние города нашей земли (7часов)

Родной угол.

Характеризовать образ древнего русского города.

Объяснять значение выбора места для постройки города.

Рассказывать о впечатлении, которое производил город при приближении к нему.

Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота.

Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города.

Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибина, И.Рерих, С.Рябушкина и др.).

Создавать макет древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант задания: изобразительный образ города-крепости).

Использовать материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы.

Древние соборы.

Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города.

Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей.

Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма.

Создавать макет города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант задания: изображение храма).

Использовать материалы: пластилин, стеки, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу.

Города Русской земли.

Называть основные структурные части города: Кремль, торг, посад.

Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой.

Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов.

Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитектурно-предметной среде.

 Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города. Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).

Использовать  материалы: бумагу, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти.

Древнерусские воины-защитники.

Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде.

Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту.

Определять значение цвета в одежде, символические значения орнаментов.

Развивать навыки ритмической организации листа, изображения человека.

Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину.

Использовать материалы: гуашь и кисти или мелки, бумагу.

Золотое кольцо России.

Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.

Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов).

Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей.

Рассказывать о храмах-памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой города.

(Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города.)

Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу или мелки.

Узорочье теремов.

Рассказывать о росте и изменении назначения городов — торговых и ремесленных центров.

Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах.

Объяснять отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов).

Изображать интерьер теремных палат.

Использовать материалы: листы бумаги для панно (тонированная  бумага или цветная), гуашь, кисти.

Праздничный пир в теремных палатах.

Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников).

Изображать посуду на праздничных столах.

Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей.

Каждый народ - художник

(11 часов)

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

Рассказывать о художественной культуре Японии, как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в современный мир.

Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.

Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с передвижными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой. Изображать природу через характерные детали.

Использовать материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.

Оригами.

Характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия.

Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полу-объёме бумажной куклы в кимоно).

Страна восходящего солнца. Образ человека, характер в японской культуре.

Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Называть традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.

Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Народы гор и степей.

Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.

Видеть изобретательность человека в построении своего мира.

Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).

Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу.

Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры.

Продолжение работы.

Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).

Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу.

Города в пустыне.

Рассказывать о городах в пустыне.

Видеть орнаментальный характер культуры.

Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).

Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножницы, клей.

Древняя Эллада.

Рассказывать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Определять храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа.

Видеть красоту построения человеческого тела — «архитектуру» тела, воспетую греками.

Изображать греческий храм (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия.

Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти.

Олимпийские игры.

Рассказывать о повседневной жизни.

Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.

Определять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков. 

Приобретать навыки создания коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры).

Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти.

Средневековый город.

Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.

Видеть красоту готического храма, его величие и устремленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление.

Рассказывать о ратуше и центральной площади города, о городской толпе, сословном разделении людей.

Рассматривать средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Подготовительный этап: изучать архитектуру, одежду человека и его окружение (предметный мир) европейских городов средневековья.

Образ готического храма в средневековом городе.

Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади»).

Использовать материалы: цветную и тонированную бумагу, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей.

Многообразие художественных культур в мире.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).

 Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник».

Понимать разности творческой работы в разных культурах.

Искусство объединяет народы

(8 часов)

Материнство.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).

 Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник».

Понимать разности творческой работы в разных культурах.

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

Продолжение работы.

Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.

Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага.

Мудрость старости.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).

Создавать изображение любимого пожилого человека, передавать стремление выразить его внутренний мир.

Использовать материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

Сопереживание. Дорогою добра.

Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.

Учиться видеть изображение печали и страдания в искусстве.

Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Использовать материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.

Герои-защитники.

Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.

Выполнять лепку эскиза памятника герою.

Использовать материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.

Выполнять лепку эскиза памятника герою.

Использовать материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Юность и надежда.

Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.

Искусство народов мира.

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки.


Календарно-тематическое планирование

класс  4б                                                                                                                                                                                                                         учитель  Дедуренко Н. К.

Дата

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Планируемые образовательные результаты

Информационное обеспечение, оборудование урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

Истоки родного искусства (8 часов)

1

Пейзаж родной земли.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширят свои представления о жанре пейзаж, усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

2

Красота природы в произведениях русской живописи.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширят свои представления о жанре пейзаж, усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

3

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

4

Деревня – деревянный мир.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

5

Русская красавица.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширят свои представления о культуре Руси; усвоят суть понятий  «декор», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

6

Образ русского человека в произведениях художников.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширят свои представления о культуре Руси; усвоят суть понятий  «декор», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, понимают красоту женского народного костюма.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

7

Календарные праздники.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о культуре и традициях России; усвоят суть понятий  «раек», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

8

Народные праздники.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о культуре и традициях России; усвоят суть понятий  «раек», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

Древние города нашей земли (7часов)

9

Родной угол.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий  «сторожевая башня», «ров»,  «композиция»; познакомятся с укреплением древнерусского города.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

10

Древние соборы.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления об истории искусства России; усвоят суть понятий  «собор», «храм»,  «колокольня», «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших храмы Москвы.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Москвы.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

11

Города русской земли.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий  «сторожевая башня», «ров»,  «композиция»; познакомятся с укреплением древнерусского города.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

12

Древнерусские воины-защитники.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления об истории искусства России; усвоят суть понятий  «графика», «декор»,  «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте мужского образа древнерусского воина.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

13

Золотое кольцо России.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий  «Золотое кольцо России», «ритм»,  «рельеф»; смогут познакомиться с древнерусскими городами.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

14

Узорочье теремов.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий  «асимметрия», «декор»,  «композиция»; смогут познакомиться с деревянным зодчеством.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

15

Праздничный пир в теремных палатах.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий  «сторожевая башня», «ров»,  «композиция»; продолжают знакомиться с русским деревянным зодчеством.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

Каждый народ - художник (11 часов)

16

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о культуре Японии; усвоят суть понятий  «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

17

Оригами.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о культуре Японии; усвоят суть понятий  «образ», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства Древней Японии.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

18

Страна восходящего солнца. Образ человека, характер в японской культуре.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о культуре Японии; усвоят суть понятий  «образ», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства Древней Японии.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

19

Народы гор и степей.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о жанре пейзаж; усвоят суть понятий  «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум», «аул»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

20

Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о жанре пейзаж; усвоят суть понятий  «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум», «аул»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

21

Города в пустыне.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о красоте города в пустыне - Самарканда; усвоят суть понятий  «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с архитектурой Востока.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Средней Азии.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

22

Древняя Эллада.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления об архитектуре; усвоят суть понятий  «ордер», «архитектура», «композиция»; смогут познакомиться с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Греции.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

23

Олимпийские игры.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления об архитектуре; усвоят суть понятий  «скульптура», «пропорции», «рельеф»,  «композиция»; смогут познакомиться с выдающимися произведениями  Древней Греции.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте греческой скульптуры и живописной росписи ваз.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

24

Средневековый город.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; усвоят суть понятий  «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся европейских художников.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

25

Образ готического храма в средневековом городе.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; усвоят суть понятий  «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся европейских художников.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

26

Многообразие художественных культур в мире.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ учащихся.

Расширяют свои представления о культуре разных стран.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства разных стран.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

Искусство объединяет народы (8 часов)

27

Материнство.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ  учащихся.

Расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства; усвоят суть понятий  «жанр портрета», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

28

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ  учащихся.

Расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства; усвоят суть понятий  «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к воплощению женского образа в искусстве.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

29

Мудрость старости.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ  учащихся.

Расширяют свои представления о жанре «портрет»; усвоят суть понятий  «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

30

Сопереживание. Дорогою добра.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ  учащихся.

Расширяют свои представления об анималистическом жанре; усвоят суть понятий  «анималистический жанр», «композиция», «колорит»; познакомятся с творчеством выдающихся соотечественников.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде в произведениях искусства.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

31

Герои-защитники.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ  учащихся.

Расширяют свои представления о жанре «портрет»; усвоят суть понятий  «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся скульпторов.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях скульпторов.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

32

Героическая тема в искусстве разных народов.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ  учащихся.

Расширяют свои представления о жанре «портрет»; усвоят суть понятий  «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте в произведениях скульпторов.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

33

Юность и надежда.

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ  учащихся.

Расширяют свои представления о жанре «портрет»; усвоят суть понятий  «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности, воплощённой в произведениях живописи.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.

34

Искусство народов мира (обобщение темы).

Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся.  Выставка работ  учащихся.

Расширяют свои представления о культуре разных стран; получат возможность проверить, чему научились за год.

Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства народов разных стран.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Информационно-методическое обеспечение УМК

Автор

Название

Издательство

Год

1

Неменская Л. А.

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение

2014

2

Неменский Б. М.

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1 – 4 классы: пособие для учителя.

М.: Просвещение

2012

3

Неменский Б. М.

Изобразительное искусство: 1 – 4 классы: рабочие программы.

М.: Просвещение

2012

4

Неменская Л. А.

Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение

2013

2. Информационно-коммуникативные средства.

3. Наглядные пособия.

Муляжи фруктов и овощей.

При проведении уроков используется оборудование «Мобильного класса» в соответствии с рабочей программой:

  • Коллекция «Гербарий для начальной школы» (30 видов, с иллюстрациями).
  • Набор «Геометрические тела» (объёмные) демонстрационный.

4. Материально-технические средства.

Классная доска магнитная 3-х секционная.

Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции.

Мультимедийный проектор Optoma DS 327 с потолочным креплением.

Принтер (МФУ) Brother DCP-7057R/

Компьютер.

Документ-камера.

Результаты освоения курса и система его оценки

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:

•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Нормы оценок по  предмету Изобразительное искусство

Оценка "5"

∙  обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

∙  правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

∙  верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

∙  умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

∙  обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

∙  гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

∙  умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

∙  обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

∙  допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

∙ обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

∙  не справляется с поставленной целью урока;

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

 

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                         Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Пролетарской СОШ №5                                                       _____________________ Коротя И. Г.

от ____________ 20___ года № ___                                                          подпись

____________     ________________                                             _____    ____________ 20 ___ года

          подпись                                          ФИО




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Рабочая программа по "Школе России" 2 класс

В данном материале представленв рабочие программы по предметам  для 2 класса по "Школе России"....

Рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по технологии...