Рабочие программы 4 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочие программы 4 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_klass_shkola_rossii.docx | 88.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе нормативных документов и учебно-методического обеспечения реализации программы:
- Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
- Приказ Министерства образования РФ от 22. 09. 2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
- Сборник рабочих программ УМК «Школа России».
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом Министерства образования РФ №373 от 06. 10. 2009 г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
- Приказ Министерства образования Ростовской области от 30. 04. 2014г. №263 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2014 – 2015 учебный год».
- Устав МБОУ Пролетарской СОШ №5.
- Федеральный перечень учебников, утверждённых приказом Министерства образования и науки России от 31. 03. 2014 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2015 учебный год».
Цели и задачи курса
Целями уроков изобразительного искусства в начальной школе являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре.
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека; роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества; значение искусства в жизни каждого ребёнка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Одной из главных целей преподавания искусства становится развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребёнка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
- рисование с натуры (рисунок, живопись);
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
- декоративная работа;
- лепка;
- аппликация с элементами дизайна;
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
- опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;
- индивидуальная опора чередуется с коллективной творческой деятельностью обучающихся;
- процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребёнка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Общая характеристика курса
Содержание предметного курса ориентировано на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчленённости и препарирования явлений, фактов, событий. Это даёт возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко-технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это даёт возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, а также окружающего мира и математики.
На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно-творческую активность, интерес к внутреннему миру, сознанию своих личных связей с искусством; развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.
В основе лежит чёткая последовательность приобщения ребёнка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения к жизни.
Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуро-созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого миро-отношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в 4 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Согласно учебному плану МБОУ Пролетарской СОШ №5 на 2014-2015 учебный год и утверждённому расписанию 3 урока выпали на государственные праздники. В связи с этим в календарно-тематическом планировании сокращено количество часов, отведенных на изучение таких тем, как «Повторение». Прохождение программного материала будет осуществлено за счет уплотнения материала, сокращение количества уроков, отведенных на повторение, обобщение. В связи с вышеизложенными причинами, за год будет дано 31 урок изобразительного искусства.
Содержание курса
Истоки родного искусства (8 часов). Истоки родного искусства: пейзаж родной земли; деревянный мир; красота человека; народные праздники.
Древние города нашей земли(7 часов). Древние города нашей земли: родной угол; древние соборы; города Русской земли: Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва; узоры теремов, пиры в теремных палатах.
Каждый народ - художник (11 часов). Каждый народ – художник: страна восходящего солнца; народы гор и степей; города в пустыне; древняя Эллада; европейские города Средневековья.
Искусство объединяет народы (8 часов). Искусство объединяет народы: материнство; мудрость старости; сопереживание; герои- защитники; юность и надежды.
Тематическое планирование
Раздел программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Истоки родного искусства (8 часов) | Пейзаж родной земли. | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж). |
Красота природы в произведениях русской живописи. | Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж). | |
Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. | Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение её частей. Понимать единство красоты и пользы, единство функциональных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей. | |
Деревня – деревянный мир. | Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскрывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей). | |
Русская красавица. | Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека. Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать женские и мужские образы в народных костюмах, использовать гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы. (Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур). | |
Образ русского человека в произведениях художников. | Характеризовать и эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебряков, Б. Кустодиев). Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | |
Календарные праздники. | Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная работа - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои), (возможно создание индивидуальных композиционных работ). | |
Народные праздники | Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника. | |
Древние города нашей земли (7часов) | Родной угол. | Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Рассказывать о впечатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибина, И.Рерих, С.Рябушкина и др.). Создавать макет древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант задания: изобразительный образ города-крепости). Использовать материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы. |
Древние соборы. | Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города. Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей. Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма. Создавать макет города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант задания: изображение храма). Использовать материалы: пластилин, стеки, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу. | |
Города Русской земли. | Называть основные структурные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой. Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов. Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитектурно-предметной среде. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города. Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). Использовать материалы: бумагу, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти. | |
Древнерусские воины-защитники. | Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значения орнаментов. Развивать навыки ритмической организации листа, изображения человека. Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. Использовать материалы: гуашь и кисти или мелки, бумагу. | |
Золотое кольцо России. | Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Рассказывать о храмах-памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой города. (Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города.) Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу или мелки. | |
Узорочье теремов. | Рассказывать о росте и изменении назначения городов — торговых и ремесленных центров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Объяснять отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Изображать интерьер теремных палат. Использовать материалы: листы бумаги для панно (тонированная бумага или цветная), гуашь, кисти. | |
Праздничный пир в теремных палатах. | Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изображать посуду на праздничных столах. Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей. | |
Каждый народ - художник (11 часов) | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. | Рассказывать о художественной культуре Японии, как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в современный мир. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с передвижными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой. Изображать природу через характерные детали. Использовать материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть. |
Оригами. | Характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия. Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полу-объёме бумажной куклы в кимоно). | |
Страна восходящего солнца. Образ человека, характер в японской культуре. | Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Называть традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др. Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей. | |
Народы гор и степей. | Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Видеть изобретательность человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу. | |
Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. | Продолжение работы. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу. | |
Города в пустыне. | Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножницы, клей. | |
Древняя Эллада. | Рассказывать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Видеть красоту построения человеческого тела — «архитектуру» тела, воспетую греками. Изображать греческий храм (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти. | |
Олимпийские игры. | Рассказывать о повседневной жизни. Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Определять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков. Приобретать навыки создания коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры). Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти. | |
Средневековый город. | Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Видеть красоту готического храма, его величие и устремленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление. Рассказывать о ратуше и центральной площади города, о городской толпе, сословном разделении людей. Рассматривать средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Подготовительный этап: изучать архитектуру, одежду человека и его окружение (предметный мир) европейских городов средневековья. | |
Образ готического храма в средневековом городе. | Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади»). Использовать материалы: цветную и тонированную бумагу, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей. | |
Многообразие художественных культур в мире. | Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник». Понимать разности творческой работы в разных культурах. | |
Искусство объединяет народы (8 часов) | Материнство. | Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник». Понимать разности творческой работы в разных культурах. |
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. | Продолжение работы. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу. Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага. | |
Мудрость старости. | Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Создавать изображение любимого пожилого человека, передавать стремление выразить его внутренний мир. Использовать материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага. | |
Сопереживание. Дорогою добра. | Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Учиться видеть изображение печали и страдания в искусстве. Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Использовать материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага. | |
Герои-защитники. | Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. Выполнять лепку эскиза памятника герою. Использовать материалы: пластилин, стеки, дощечка. | |
Героическая тема в искусстве разных народов. | Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. Выполнять лепку эскиза памятника герою. Использовать материалы: пластилин, стеки, дощечка. | |
Юность и надежда. | Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага. | |
Искусство народов мира. | Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. |
Календарно-тематическое планирование
класс 4б учитель Дедуренко Н. К.
Дата | № урока | Тема урока | Вид контроля | Планируемые образовательные результаты | Информационное обеспечение, оборудование урока | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Истоки родного искусства (8 часов) | |||||||
1 | Пейзаж родной земли. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширят свои представления о жанре пейзаж, усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
2 | Красота природы в произведениях русской живописи. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширят свои представления о жанре пейзаж, усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
3 | Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
4 | Деревня – деревянный мир. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
5 | Русская красавица. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширят свои представления о культуре Руси; усвоят суть понятий «декор», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
6 | Образ русского человека в произведениях художников. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширят свои представления о культуре Руси; усвоят суть понятий «декор», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, понимают красоту женского народного костюма. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
7 | Календарные праздники. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о культуре и традициях России; усвоят суть понятий «раек», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
8 | Народные праздники. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о культуре и традициях России; усвоят суть понятий «раек», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
Древние города нашей земли (7часов) | |||||||
9 | Родной угол. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; познакомятся с укреплением древнерусского города. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
10 | Древние соборы. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления об истории искусства России; усвоят суть понятий «собор», «храм», «колокольня», «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших храмы Москвы. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Москвы. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
11 | Города русской земли. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; познакомятся с укреплением древнерусского города. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
12 | Древнерусские воины-защитники. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления об истории искусства России; усвоят суть понятий «графика», «декор», «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте мужского образа древнерусского воина. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
13 | Золотое кольцо России. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий «Золотое кольцо России», «ритм», «рельеф»; смогут познакомиться с древнерусскими городами. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
14 | Узорочье теремов. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с деревянным зодчеством. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
15 | Праздничный пир в теремных палатах. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усвоят суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; продолжают знакомиться с русским деревянным зодчеством. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
Каждый народ - художник (11 часов) | |||||||
16 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о культуре Японии; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
17 | Оригами. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о культуре Японии; усвоят суть понятий «образ», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства Древней Японии. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
18 | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер в японской культуре. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о культуре Японии; усвоят суть понятий «образ», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства Древней Японии. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
19 | Народы гор и степей. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о жанре пейзаж; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум», «аул»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
20 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о жанре пейзаж; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум», «аул»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
21 | Города в пустыне. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о красоте города в пустыне - Самарканда; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с архитектурой Востока. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Средней Азии. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
22 | Древняя Эллада. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления об архитектуре; усвоят суть понятий «ордер», «архитектура», «композиция»; смогут познакомиться с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Греции. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
23 | Олимпийские игры. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления об архитектуре; усвоят суть понятий «скульптура», «пропорции», «рельеф», «композиция»; смогут познакомиться с выдающимися произведениями Древней Греции. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте греческой скульптуры и живописной росписи ваз. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
24 | Средневековый город. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; усвоят суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся европейских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
25 | Образ готического храма в средневековом городе. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; усвоят суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся европейских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
26 | Многообразие художественных культур в мире. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о культуре разных стран. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства разных стран. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
Искусство объединяет народы (8 часов) | |||||||
27 | Материнство. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства; усвоят суть понятий «жанр портрета», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
28 | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства; усвоят суть понятий «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к воплощению женского образа в искусстве. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
29 | Мудрость старости. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о жанре «портрет»; усвоят суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
30 | Сопереживание. Дорогою добра. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления об анималистическом жанре; усвоят суть понятий «анималистический жанр», «композиция», «колорит»; познакомятся с творчеством выдающихся соотечественников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде в произведениях искусства. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
31 | Герои-защитники. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о жанре «портрет»; усвоят суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся скульпторов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях скульпторов. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
32 | Героическая тема в искусстве разных народов. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о жанре «портрет»; усвоят суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте в произведениях скульпторов. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
33 | Юность и надежда. | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о жанре «портрет»; усвоят суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности, воплощённой в произведениях живописи. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. | |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы). | Устный опрос. Устные ответы. Творческая практическая деятельность учащихся. Выставка работ учащихся. | Расширяют свои представления о культуре разных стран; получат возможность проверить, чему научились за год. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства народов разных стран. | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции, мультимедийный проектор Optoma DS 327. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Информационно-методическое обеспечение УМК
№ | Автор | Название | Издательство | Год |
1 | Неменская Л. А. | Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. | М.: Просвещение | 2014 |
2 | Неменский Б. М. | Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1 – 4 классы: пособие для учителя. | М.: Просвещение | 2012 |
3 | Неменский Б. М. | Изобразительное искусство: 1 – 4 классы: рабочие программы. | М.: Просвещение | 2012 |
4 | Неменская Л. А. | Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. | М.: Просвещение | 2013 |
2. Информационно-коммуникативные средства.
3. Наглядные пособия.
Муляжи фруктов и овощей.
При проведении уроков используется оборудование «Мобильного класса» в соответствии с рабочей программой:
- Коллекция «Гербарий для начальной школы» (30 видов, с иллюстрациями).
- Набор «Геометрические тела» (объёмные) демонстрационный.
4. Материально-технические средства.
Классная доска магнитная 3-х секционная.
Интерактивная доска Smart Board 480 прямой проекции.
Мультимедийный проектор Optoma DS 327 с потолочным креплением.
Принтер (МФУ) Brother DCP-7057R/
Компьютер.
Документ-камера.
Результаты освоения курса и система его оценки
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Нормы оценок по предмету Изобразительное искусство
Оценка "5"
∙ обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
∙ правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
∙ верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
∙ умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
∙ обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
∙ гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
∙ умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
∙ обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
∙ допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
∙ обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
∙ не справляется с поставленной целью урока;
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Пролетарской СОШ №5 _____________________ Коротя И. Г.
от ____________ 20___ года № ___ подпись
____________ ________________ _____ ____________ 20 ___ года
подпись ФИО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....
Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....
Рабочая программа по "Школе России" 2 класс
В данном материале представленв рабочие программы по предметам для 2 класса по "Школе России"....
Рабочие программы УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по ИЗО...
Рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по технологии...