Рабочая программа по ИЗО в 4 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Резук Татьяна Ивановна

Учителю начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по ИЗО в 4 классе190 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                 БРАХЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено»                              «Согласовано»                                 «Утверждаю»  

 руководитель ШМО                    зам. по УВР                                      директор  школы  

______ /Резук Т. И./                      _______/Медведева Н. В./         ________/Медведев Н. И./

Протокол от 27.08.14г.№1                                   дата                           Приказ от29.08.14г.№58                      

______/______________/              _______/____________/             ________/___________/

Протокол от_____№                                   дата                                     Приказ от____№____                      

______/______________/              _______/____________/             ________/___________/

Протокол от_____№                                   дата                                     Приказ от____№____                      

______/______________/              _______/____________/             ________/___________/

Рабочая программа

  по изобразительному искусству

для  обучающихся  IV  класса

на 2014/2015 учебный год

                                                     

                                                                                 Учитель: РЕЗУК Татьяна Ивановна

                                                                                             

                                                       Пояснительная записка

  Рабочая программа по изобразительному искусству  для  IV класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011года № 22540), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде)

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (электронная версия)

- Примерной программы по изобразительному искусству для 1-4 классов, источник: сборник Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2-х ч. / под ред. А.М.Кондакова, Л.П.Кезиной, серия «Стандарты второго поколения».- М.: Просвещение, 2010

- Авторской программы Б.М.Неменского по изобразительному искусству, источник: Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы по предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского - М.: Просвещение, 2011

-  Примерного учебного плана  1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2014-2015 учебный год  (письмо   Департамента образования и науки  Брянской области от    04 апреля 2014 г. №  3208-04-О).

-  Учебного   плана  и годового календарного учебного графика     МБОУ Брахловской СОШ  на 2014-2015 учебный год (приказ    от 29.08. 2014 г. № 44).

Цель  программы:  формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи программы:

1.​ Постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

2.​ Многообразие видов деятельности.

3.​ Восприятие произведений искусства.

4.​ Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности.

5.​ Развитие художественно-образного мышления.

6.​ Тематическая цельность и последовательность.

                                               Общая характеристика учебного предмета

                Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

         Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

        Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

          Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

          Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

​ Изобразительная художественная деятельность:

​ Декоративная художественная деятельность;

​ Конструктивная художественная деятельность.

              Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Место учебного предмета в учебном плане

     На изучение изобразительного искусства  в  IV классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели),  что полностью соответствует  используемой авторской рабочей программе.

        Изучить  содержание  Рабочей  программы  планируется  за 34 часа.      

Ценностные  ориентиры  содержания учебного предмета

       Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

      Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

      В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

       Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса – развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

       Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

        Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.

        На основе эстетической отзывчивости происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Планируемые  результаты  освоения  учебного предмета «Изобразительное искусство»  учащимися  IV класса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных и свойствах учащихся. Которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

 ¬Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

 ¬Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

 ¬Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

 ¬Сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

 ¬Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 ¬Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

 ¬Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

 ¬ Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированность универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

 ¬Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 ¬Овладение умением творческого видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 ¬Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 ¬Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 ¬Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;

 ¬Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

 ¬Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

 ¬Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

 ¬Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

 ¬Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

 ¬Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

 ¬Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

 ¬Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

 ¬Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании),а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

 ¬Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

 ¬Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

 ¬Понимание образной природы искусства;

 ¬Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

 ¬Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

 ¬Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

 ¬Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

 ¬Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

 ¬Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

 ¬Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

 ¬Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

 ¬Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

 ¬Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

 ¬Овладение навыками моделирования из бумаги. Лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

 ¬Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

 ¬Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

 ¬Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания или красоты природы, человека, народных традиций;

 ¬Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,- свидетелей нашей истории;

 ¬Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения изобразительного искусства в 4 классе:

 ¬Будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

 ¬Начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

 ¬Сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

 ¬Появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

 ¬Установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародиться социально ориентированный взгляд на мир;

 ¬Будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

 ¬Овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

 ¬Получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

 ¬Научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

 ¬Будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Контроль  уровня достижения планируемых результатов обучения  учащихся  4 класса  по  изобразительному искусству

Формы и средства  контроля  знаний, общих  учебных  умений, навыков  и  способов  деятельности  обучающихся  4 класса  по  изобразительному искусству   определяются  в  соответствии с  локальным  актом «Положение  о текущем  контроле знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»  (приказ  №70  от 29.08.2012 года)  и  находит  отражение  в  разделе  календарно-тематического планирования «Способы деятельности обучающихся, формы текущего контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

 С учётом  специфики  предмета   при   оценивании художественной    деятельности  обучающихся  используются:

- Викторины

- Кроссворды

- Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

- Тестирование

Требования к оформлению работ для выставки.

Выставочные   работы выполняются в любой технике, используя материал  по выбору обучающегося. Работа должна  сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества  автора,  руководителя, общеобразовательного учреждения,  города.

Размер таблички -5 x10 см,  шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.

Критерии оценивания знаний и умений

- Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна, интересна.

- Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

- Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

- Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

- Активность участия.

- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

- Самостоятельность.

- Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Содержание программы учебного курса

«Каждый народ  -  художник» (изображение,  украшение, постройка в творчестве народов всей земли) – 34 часа

1-я четверть «Истоки родного искусства»   (8 уроков)                                                                     Темы уроков:     «Пейзаж родной земли», «Деревня  - деревянный мир», «Красота человека», «Народные праздники»,  

Знакомство с истоками родного  искусства -  это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду,раскрывается их представление о мире, красоте человека.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья  с природой. Природные материалы и их эстетика.  Польза и красота в традиционных постройках.

Дерево как традиционный материал. Деревня  - деревянный мир.  Изображение традиционной  сельской жизни в произведениях художников. Эстетика труда и празднества.

2-я четверть  «Древние города нашей земли» (7 часов)                                                                  Темы уроков:  «Родной угол»,  «Древние соборы»,   «Города русской земли», «Древнерусские воины-защитники»,  «Новгород. Псков.  Владимир и Суздаль.  Москва»,  «Узорочье теремов», «Пир в теремных палатах»  (обобщение темы).

Kpacотa и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русским городов (Новгород, Псков, Владимир. Судаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городах-усадьбы Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.  Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношений  и частей при формировании образа.

3-я четверть   «Каждый народ – художник» (11 часов)                                                                             

 Темы уроков:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии», «Народы гор и степей»,  «Города в пустыне»,  «Древняя Эллада», «Европейские города Средневековья», «Многообразие художественных культур в мире».

     Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение и духовной сущности традиционной культуры народа. В особой манере понимать явления жизни Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
      Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам.          Формирование понимания   единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы. способствовать взаимопониманию.

4-я  четверть     «Искусство объединяет народы» (8 часов)                                                                                 

Темы уроков:   «Материнство»,  «Мудрость старости»,  «Сопереживание», «Герои – защитники»,

 «Юность и надежды», «Искусство народов мира» (обобщение темы).

От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим. зашита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро

Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведении искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Учебно-тематический план

Тема  

Количество часов

Контрольные работы

1

Истоки родного искусства

8

1

2

Древние города нашей земли

7

1

3

Каждый народ – художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

1

                                               Итого:

34

3

 

Календарно-тематическое  планирование  уроков  изобразительного искусства   в  IV классе (34 урока)

№ п/п

Дата

Тема урока

Виды учебной  деятельности, формы текущего  контроля  успеваемости и  промежуточной  аттестации  учащихся

По плану

Факти-чески

                                         «Истоки родного искусства»   (8 часов)                                                                    

1.

Вводный урок. Осенний вернисаж. Пейзаж родной земли

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности  пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства  живописи для создания образа природы.

Овладевать живописными навыками работы с гуашью

2

Вводный контроль

3

Деревня – деревянный мир

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской

избы и назначение её отдельных элементов

Изображать графическими или
живописными средствами образ русской избы

И других построек традиционной деревни.
Овладевать навыками конструирования —

конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной   деятельности,      работать организованно в команде

одноклассников под руководством учителя

4

Единство архитектурных построек и природы

5

Красота человека. Образ доброго молодца

Приобретать представление об особенностях    

национального образа мужской и женской красоты.  Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.
Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.  Различать деятельность каждого из
Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения  и Мастера
Постройки) при создании русского
родного костюма.
Характеризовать и эстетически
оценивать образы человека в произведениях художников.  Создавать женские и мужские народные образы (портреты).
Овладевать  навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни

6

Красота человека. Образ русской красавицы

7

Традиционные земледельческие праздники

Эстетически оценивать красоту
и значение народных праздников.
Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.
Овладевать на практике элементарными основами композиции

8

Народные праздники. Ярмарка.

(обобщение темы)

                           «Древние города нашей земли» (7 часов)

9

Родной угол. Образ древнерусского города-крепости

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего  пространства древнерусского города (кремль.  торг, посад). Анализировать роль пропорций    в архитектуре,  понимать образное значение   вертикалей и горизонталей в организации    городского пространства.. Знать картины  

художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского
города. Эстетически оценивать красоту
древнерусской храмовой архитектуры

10

Древние соборы

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета  здания; изобразительное решение)              

11

Города Русской земли и их жители

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции. назначение.
Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство
древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение  для современной архитектуры.
Интересоваться историей своей  страны

12

Древнерусские воины-защитники

Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских  воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).

Изображать древнерусских воинов

(князя и его дружину).  Овладевать навыками изображения фигуры человека

13

 Золотое кольцо России. Города Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва

Уметь анализировать ценность и

неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов. сохранивших исторический облик. — свидетелей нашей истории

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям  древнерусских городов.  Рассуждать об общем и особенном

в древнерусской архитектуре разных

городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города

Уметь анализировать ценность и

неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

рода.

14

Промежуточный контроль

Иметь представление о развитии декора

городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).

Различать деятельность каждого из

Братьев-Мастеров (Мастер Изображения. Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палят.
Выражать в изображения праздничную нарядность. узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания)
 

15

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы)

Понимать роль постройки. изображения, украшения при создании образа
древнерусского города.  Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.
Создавать многофигурные композиции в коллективных панно
Сотрудничать в процессе создания
обшей композиции

                                      «Каждый народ – художник» (11 часов)

16

Художественная культура страны восходящего
солнца

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони-
мания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и
конструкции здания храма (пагоды).
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Изображать природу через детали,
характерные для японского искусства,  развивать  живописные и графические навыки.
Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.
Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов

17

Японские праздники – синтетический образ культуры

18

Народы  степей. Образ степного мира в конструкции юрты

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру
Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыка-
ми в процессе создания самостоятельной творческой работы

19

Народы гор. Традиционные жилища, костюм и мотивы орнаментов

20

Города в пустыне

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.
Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего  среднеазиатского   города.  
Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики

21

Образ художественной культуры Средней Азии

22

Древняя  Эллада. 

Древнегреческая     архитектура

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним, уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.  
Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека . Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников

23

Образ красоты древнегреческого человека. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции

24

Готические города средневековой Европы. Образ готического храма

Видеть и объяснять единства форм
костюма и архитектуры. общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорции в практической  творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы

25

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур мира.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами

                                        «Искусство объединяет народы» (8 часов)

27

Великие образы материнства в искусстве

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные
средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения.
Изображать образ материнства
(мать и дитя), опираясь на впечатления
от произведений искусства и жизни

28

Все народы воспевают материнство

29

Все народы воспевают мудрость старости

Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного
мира в лицах близких людей.
Создавать в процессе творческой
работы эмоционально выразительный
образ пожилого человека (изображение
по представлению на основе наблюдений)

30

Сопереживание – великая тема искусства

Уметь объяснять, рассуждать. как в произведениях искусства выражается
печальное и трагическое содержание
Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства. пробуждающих чувства печали
и участия Выражать художественными

 средствами свое отношение при изображении печального события
Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет

31

 Герои, борцы и защитники

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.
Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре

32

Юность и надежды

Приводить примеры произведений
изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.
Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.
Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни

33

Итоговый контроль

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть. к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.
Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира

34

Праздник искусств «Здравствуй, лето!»

Урок – праздник. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки

Материально-техническое  обеспечение   образовательного процесса по изобразительному искусству  в  4 классе

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Стандарт начального  общего образования по образовательной области "Искусство" - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ ( электронная версия)

Д

2.

Примерная программа начального  общего образования по изобразительному  искусству -  сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (электронная версия )

Д

3.

Рабочая     программа   по изобразительному искусству. Изобразительное искусство. 1-4 классы  по предметной линии учебников   под редакцией Неменского Б.М. - М.: Просвещение, 2011

Д

4.

Учебно-методические комплекты по программе,  выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства.

УМК  под  редакцией  Неменского Б.М.  по  изобразительному  искусству для  1-4 классов  

К

5.

Учебник    по  изобразительному искусству

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2014

К

6.

Рабочая  тетрадь:

-Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио  обучающегося начальной школы/Авт.-сос. Андреева Е.А., Разваляева Н.В.-М.:Планета,2014

-Коротеева Е.И. Изобразительно искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс – М.: Просвещение, 2014

К

7.

Методические пособия (рекомендации к проведению  уроков изобразительного искусства)

- Компанцева  Л. В. Поэтические образы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 2005.

- Конышева  Н.М. Изобразительное искусство в начальных классах. – М.:  Просвещение, 2005.

- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 4класс– М.: Просвещение, 2014.

Д

8.

Методические журналы по искусству «Начальная школа», «Юный художник», «Искусство в школе»

Д

9.

Учебно-наглядные пособия

Ф
Д

10.

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

11.

Энциклопедии по искусству, справочные издания

Д

12.

Альбомы по искусству

Д

13.

Книги о художниках и художественных музеях

Д

14.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

Ф

15.

Словарь искусствоведческих терминов

П

Печатные пособия.

1.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Информационно-коммуникационные средства

1.

Мультимедийные обучающие художественные программы

Д

Технические средства обучения (ТСО)

1.

Компьютер

Д

2.

СD-проигрыватель        

Д

3.

Магнитная доска

Д

4.

Экран для мультимедийного проектора                  

Д

5.

Ксерокс

Д

Экранно-звуковые пособия

1.

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения.

Д

Учебно-практическое оборудование

1.

Краски акварельные

К

2.

Краски гуашевые

К

3.

Тушь

К

4.

Бумага А3, А4

К

5.

Бумага цветная

К

6.

Фломастеры

К

7.

Восковые мелки

К

8.

Кисти щетина № 3 №10, №13

К

9.

Емкости для воды

К

10.

Пластилин

К

11.

Клей

Ф

12.

Ножницы

К

13.

Гербарии

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...


 

Комментарии

Резук Татьяна Ивановна

Помощь учителю начальных классов