№ | Тема | Тип урока | Целевая установка | Понятия | Планируемые предметные и личностные результаты
| Формируемые универсальные учебные действия | Д/з | Дата |
Художник и мир природы – 9 ч |
1 | 1. Учимся смотреть и видеть | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями. | Композиция | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. Выполнять рисунок по собственному замыслу или на тему. Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Придумывать оригинальные названия своим рисункам: «Я увидел, как птицы вылетели из-за трёх деревьев», «Летом я купался в море», «Я люблю фотографировать природу», «Я люблю фотографировать кота Васю», «Я люблю фотографировать свою семью», «Я люблю фотографировать машины» и т.п. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывать пути решения образовательной проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
| Творческое задание: рисунок на свободную или заданную тему «Я – фотограф» |
|
2 | 2. Линия горизонта | Урок изучения нового материала. | – анализировать выразительность произведений И. Левитана в единстве формы и содержания; – выполнять оригинальную композицию на тему урока «Линия гори-зонта». | Горизонт. Линия горизонта.
| Различать выразительные возможности разных художественных материалов. Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства. Выполнять оригинальную композицию на тему урока «Линия горизонта»: рисунок создавать карандашом с последующим включением цвета. Использовать формат листа (квадрат, узкий, вытянутый по вертикали или горизонтали) и цветовую гамму (тёплую, холодную) в выразительных целях. Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, использовав в рисунке разное положение линии горизонта. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей практической работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Творческое задание: рисунок на тему «Дорога, идущая к горизонту» |
|
| 3. Свет и тень
| Урок изучения нового материала. | – учить оценивать выразительность светового контраста живописных произведений.
| Игра света и тени. | Высказывать суждения о выразительности теней в рисунке как важном композиционном элементе, раскрывающем глубину замысла (тень – подруга солнца, тень-призрак, ритмы теней деревьев, тень дразнится, повторяя все действия за человеком; тень тащится за человеком, животным и т.п.). Различать графические и живописные произведения. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Выполнять оригинальную композицию по теме урока «Свет и тень», используя выразительные возможности светового контраста. Передавать в самом общем виде перспективные сокращения предметов. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию «Свет и тень»? Высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.
| Творческое задание: композиция на тему «Тень в пейзаже» |
|
4 | 4. Растительный орнамент | Урок изучения нового материала. | – учить оценивать выразительность ритмически организованных орна-ментальных композиций, сравнивать разные национальные орнаменты.
| Китайский, персидский и древнерусский орнаменты | Сравнивать разные национальные орнаменты. Различать тёплые и холодные цвета. Выполнять оригинальный растительный орнамент, используя выразительные возможности тёплой или холодной гаммы цветов и ритмическое чередование стилизованных растительных элементов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес в решении проблемы урока: как создать оригинальный растительный орнамент в полосе, высказывать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Творческое задание: создать орнаментальную композицию, используя любой цветной материал.
|
|
5 | 5. Дождь
| Урок изучения нового материала. | – учить оценивать красоту природных явлений (дождь, ливень) | Средства живописи и графики | Различать выразительные средства живописи и графики. Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет Выполнять оригинальную композицию «Дождь» и давать ей необычные названия. Оценивать выразительность результатов творческой деятельности профессиональных художников, своей и сверстников. Придумывать рисунку оригинальное название: «Грибной дождь», «Колючий дождь», «Ласковый дождь», «Я под зонтом» и т.п. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную оригинальную композицию «Дождь», предлагать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Творческое задание: создать изобразительный образ дождя, используя живописные или графические материалы. |
|
6 | 6. Морской пейзаж | Урок изучения нового материала. | – учить вычленять своеобразие образного языка живописи, в которой цвет является основным средством выражения.
| Жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет | Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет. Выделять среди других пейзажей марины. Отличать выразительность творческого почерка разных художников. Различать тёплые и холодные цвета. Создавать оригинальную контрастную или нюансную композицию морского пейзажа. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Штиль. Я любуюсь морем», «Солнечные зайчики купаются в море», «Шторм в Индийском океане», «Музыка моря», «Задумчивый закат», «Мне и морю грустно», «Торжественный закат на море и я» или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, использовать образные сравнения и сопоставления, синтез и анализ при решении художественно-творческих задач | Творческое задание: изобразить морской пейзаж в тёплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал. |
|
7 | 7. Горный пейзаж | Урок изучения нового материала. | – учить высказывать эмоциональные суждения о живописных работах Н. Рериха. | Жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет | Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. Знать о том, что цвет является главным выразительным средством живописи. Различать тёплые и холодные цвета. Выполнять оригинальную композицию горного пейзаж в тёплом, холодном или контрастном колорите для достижения своего замысла. Оценивать выразительные качества изображений. Выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Сильные высокие горы», «Студёные горы». | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную композицию горного пейзажа, высказывать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Творческое задание: изобразить горный пейзаж. |
|
8 | 8. Необычные подземные музеи | Урок изучения нового материала. | – учить высказывать эмоциональные суждения о красотах ледяных пещер.
| Сталактиты, сталагмиты. | Знать о том, что уникальные пещеры со сталагмитами и сталактитами охраняются государством. Знать названия пещер, в которых находятся наскальные рисунки животных. Различать линейный рисунок от силуэтного. Использовать выразительные возможности рисунка или техники монотипии для достижения своего замысла. Оценивать выразительные качества рисунка и умение автора выражать своё отношение к сказочному герою (Снежная королева, хозяйка Медной горы и др.)
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу в технике монотипия или при помощи рисунка (линейного или силуэтного), высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Творческое задание: изобразить залы ледяных пещер. |
|
9 | 9. Тайны лабиринтов | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с содержанием учебника, с разнообразными формами лабиринтов в природе и искусстве.
| Орнамент, с возможными вариантами орнаментально-лабиринтных образов
| Высказывать эмоциональные суждения о запутанных лабиринтах и о сути мифа «Нить Ариадны».
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную декоративную арабесковую композицию, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Творческое задание: изобразить орнаментальную композицию с элементами геометрического или растительного орнамента «Лабиринт».
|
|
Художник и мир животных- 8 ч |
10 | 1. Рисунки животных с натуры | Урок изучения нового материала. | – учить оценивать содержание народных сказок и мифов, выразительность книжных иллюстраций про животных | Анималистический жанр изобразительного искусства
| Сравнивать рисунок и фотографию, выявлять оригинальность рисованного изображения с натуры. Оценивать выразительные достоинства детского стихотворения «Носорог». Знать отечественных и зарубежных художников-анималистов. Отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. Выполнять наброски с натуры с чучела птицы, животного или с фотографии, превращать набросок в законченную композицию. Использовать выразительные средства графики: линию, пятно, штрих, точку в целях достижения замысла. Оценивать выразительные качества своего рисунка и сверстников. Придумывать оригинальные названия творческим работам. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую композицию в анималистическом жанре, высказывать свои пути решения проблемы; знать 2–3 художников-анималистов. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Творческое задание: изобразить наброски с чучела птицы или животного. |
|
11 | 2. Чёрная кошка | Урок изучения нового материала. | – учить высказывать суждения о повадках и характере кошек, основанных на собственном опыте.
| Средства художественного выражения для достижения замысла: объём, пластика, точка, линия, штрих, пятно, цвет, композиция | Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давать словесное описание её содержанию. Высказывают свои суждения о выразительных качествах творческих работ сверстников. Использовать средства художественного выражения для достижения замысла: в скульптуре и конструировании – объём, пластика; в графике – точка, линия, штрих, пятно, в живописи – цвет, композиция. Оценивать результаты своей творческой работы и сверстников.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный образ кошки в изобразительных, декоративных или конструктивных видах деятельности, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Творческое задание: нарисовать образ чёрной кошки. |
|
12 | 3. Скульпторы-анималисты
| Урок изучения нового материала. | - учить различать основные виды художественной деятельности: скульптура, графика, живопись.
| Скульпторы-анималисты | Знать некоторые произведения художников-анималистов И. Ефимова и В. Ватагина. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей объёмной поделке, давая словесное описание её содержанию. Использовать выразительные свойства пластилина (глины): объём, пластичность для достижения замысла. Учитывать в творческой работе основные пропорции. Оценивать выразительность объёмных поделок. Придумывают оригинальные названия для своей композиции и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный объёмный образ животного, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Создать объёмный образ любого животного. |
|
13 | 4. Рельефное изображение животных
| Урок изучения нового материала. | – учить высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых рельефов: статичное или динамичное, декоративное или реалистическое изображение животного.
| Статичное, динамичное, декоративное, реалистическое изображение зверя.
| Продумывать замысел, проговаривать сюжет будущей композиции рельефа. Использовать выразительные средства полуобъёма для достижения замысла. Оценивать выразительные качества рельефных изображений своих и сверстников. Придумывать оригинальное название своей работе и сверстников: «Раненый зверь», «Грустная львица», «Игривый львёнок», «Пряничный сказочный лев» или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную рельефную композицию животного, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Слепить рельефное изображение льва. |
|
14 | 5. Образы насекомых в стихах
| Урок изучения нового материала. | – учить обсуждать выразительную форму японских трёхстиший – хокку, выражать своё отношение к их содержанию. | Хокку | Сочинять стихи в стиле японских трёхстиший, высказывать суждения о выразительности коротких стихов, сочинённых сверстниками. Различать графические художественные материалы, и живописные. Использовать выразительные средства техники тушь – перо – палочка – кисть для достижения замысла. Оценивать выразительность результатов своей изобразительной творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как выполнить иллюстрацию к коротким, но образным стихам графически материалом тушь, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Сочинить небольшое стихотворение в стиле японских стихов. |
|
15 | 6. Образы животных в книжной иллюстрации | Урок изучения нового материала. | – учить высказывать эмоциональные суждения о книжных иллюстрациях разных художников к одному произведению (Р. Киплинг «Маугли).
| Стилистические особенности иллюстраций | Выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого Использовать выразительные возможности графических материалов для достижения замысла. Выполнять иллюстрацию к сказке Р. Киплинга «Маугли», раскрывающей сюжет литературного произведения. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию к произведению Р. Киплинга «Маугли», высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Изобразить иллюстрацию к сказке «Маугли» Р. Киплинга |
|
16 | 7. Талисманы Олимпийских игр | Урок изучения нового материала. | – учить обсуждать особенности олимпийской символики, стилизацию образов животных– талисманов зимних Олимпийских игр в Сочи (Леопард, Белый медведь, Зайка); осознавать значимость олимпийской символики.
| Талисманы Олимпийских игр: Леопард, Белый медведь и Заяц. | Осознавать значимость олимпийской символики. Знать и применять в рисунке выразительные свойства тёплых и холодных цветов. Отличать реалистическое изображение от стилизованного, использовать в рисунке некоторые приёмы стилизации. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла «Талисман спортивных игр» (солнечный, летящий, быстрый, сильный, стремительный и т.п.).
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ талисмана спортивных игр, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Нарисовать талисман спортивных игр. |
|
17 | 8. Фантастичес-кие животные | Урок изучения нового материала. | – учить участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.
| Грифон, Пегас, Дракон и др. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство.
| Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Создавать индивидуально или в группе образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов. Придумывать оригинальное название фантастическому животному: «Зебродрак», «Рыболёт», «Птицеслон», «Котозмей» и т.п. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: образ фантастического животного, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Создать образ мифологического, сказочного фантастического животного: чудо-юдо рыба-кит, чудо-зверь, чудо-птица, чудо-насекомое или др. |
|
|
|
| Художник и мир человека-10 ч |
|
|
18 | 1. Ты – художник | Урок изучения нового материала. | – учить участвовать в обсуждении содержания и выразительности произведений изобразительного искусства и детских рисунков. | Художественные музеи (Эрмитаж, Государственная Третьяковская Галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др. авторов).
| Знать основные художественные музеи нашей страны: Государственная Третьяковская Галерея, Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина. Различать основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Работать над замыслом и его воплощением, используя выразительные возможности художественного материала. Оформлять рисунок для выставки в паспарту. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как оформить рисунок на выставку, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Создать рисунок на свободную тему |
|
19 | 2. Интерьер с окном | Урок изучения нового материала. | -учить анализировать композицию произведений изобразительного искусства и детских рисунков, выявлять основную идею замысла; различать произведения живописи и графики.
| Средства живописи и графики. | Различать произведения живописи и графики. Знать средства художественного выражения живописи и графики. Отражать свой замысел в творческой композиции «Интерьер с окном», «Автопортрет на фоне окна», «Мой друг у окна», «Кот спит на подоконнике», «Я любуюсь видами своего города из окна», «Комнатные цветы на окне» или др. Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (цветными или чёрно-белыми) для достижения своего замысла. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, в которой окно является важным элементом, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Создать композицию, в которой окно является важным элементом композиции. |
|
20 | 3. Дружеский шарж | Урок изучения нового материала. | – учить анализировать произведения художников-карикатуристов: шаржи и карикатуры.
| Шарж, карикатура
| Знать художников, работающих в жанре карикатуры (Кукрыниксы: Михаил Куприянов, Пётр Крылов, Николай Соколов). Выражать своё отношение к человеку через шарж. Использовать выразительные возможности графических материалов с целью достижения замысла. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – дружеский шарж, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Нарисовать дружеский шарж на самого себя или лучшего друга. |
|
21 | 4. Парадный портрет | Урок изучения нового материала. | – учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности; выявлять признаки парадного портрета.
| Признаки парадного и повседневного мужского и женского портрета.
| Выявлять признаки парадного портрета. Выражать отношение к человеку через парадный портрет. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами для передачи замысла. Придумывать парадным портретам оригинальное название: «Гордый воин», «Смелый рыцарь», «Мой дед-победитель», «Воин-герой», «Солдат-защитник», «Папа-моряк на празднике» или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – парадный портрет война, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Изобразить парадный портрет военного, рыцаря, офицера, солдата, дедушки, брата или отца. |
|
22 | 5 Искусство костюма: Изменчивая мода | Урок изучения нового материала. | –учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности; выражать своё отношение к капризам и странностям моды разных исторических эпох.
| Мода, капризы моды. | Выражать своё отношение к «капризам» и странностям моды разных исторических эпох. Высказывать суждения о выразительности детских рисунков. Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица. Создавать выразительный костюм: повседневный, праздничный или карнавальный. Использовать выразительные свойства художественных материалов для достижения своего замысла: костюм древнегреческий, древнеегипетский, древнерусский, средневековый, японское кимоно или др., современный костюм для дискотеки или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать эскиз повседневного, праздничного или карнавального костюма, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Изобразить фигуру человека (мальчика или девочки) и нарисовать несколько вариантов костюмов. |
|
23 | 6. Искусство костюма: Театральный костюм | Урок изучения нового материала. | – учить высказывать суждения о выразительности эскизов театральных костюмов. | Театральный костюм
| Знать фамилии театральных художников (Л. Бакст, В. Васнецов или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица. Создавать выразительный эскиз театрального костюма. Использовать выразительные свойства художественных материалов для достижения своего замысла: костюм осени, шахматной королевы, царевны, Мальвины, Снежной королевы, солнечного эльфа или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз театрального костюма, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Создать эскиз театрального или карнавального костюма. |
|
24 | 7. Знаменитые скульптуры | Урок изучения нового материала. | – учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. | Виды пластических искусств: архитектура, скульптура, живопись, графика.
| Высказывать суждения о выразительности групповой скульптуры О. Родена «Памятник гражданам Кале». Различать основные виды пластических искусств: архитектура, скульптура, живопись, графика. Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной) для передачи замысла «Моя семья», «Мои друзья» или др. Передавать в самом общем виде пропорции фигуры человека. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную объёмную групповую композицию, состоящую из двух и более человек, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Пластически обыгрывать скульптурные образы. | Вылепить скульптурную композицию «Моя семья». |
|
25 | 8. Знаменитый город | Урок изучения нового материала. | – дать представление об Иерусалиме как городе трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама.
| Христианство, иудаизм, ислам. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Иметь представление об общечеловеческих ценностях, знать основные законы (заповеди) – правила поведения людей. Использовать выразительные возможности художественных материалов при иллюстрировании сюжетов священных книг. Оценивать выразительность результатов своей изобразительной деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию сюжетов любой священной книги, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Создать сюжет священной книги, используя любой художественный материал. |
|
26 | 9. Герб | Урок изучения нового материала. | – участвовать в обсуждении символических изображений на гербе родного селения, области, столицы, государства.
| Герб
| Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Анализируют эскизы семейных гербов, созданных учениками. Учитывать выразительные возможности художественных материалов для достижения замысла. Использовать символические изображения и цвет при создании эскизов семейного герба. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Создать образ семейного герба, используя символические изображения и цвет. |
|
27 | 10. Художник-дизайнер
| Урок изучения нового материала. | – учить участвовать в обсуждении продукции, созданной художниками дизайнерами.
| Дизайн. художник-дизайнер. | Высказывать суждения об упаковках кондитерских изделий. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами, выразительные свойства цвета (тёплые, холодные) в процессе разработки эскизов упаковок для мороженого, конфет, плитки шоколада или др. Придумывать оригинальное название кондитерскому изделию: «Серебряная конфета», «Золотой шоколад», «Космическое мороженое», печенье «Цирк» и т.п. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз упаковки кондитерского изделия, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Изобразить эскиз упаковки любого кондитерского изделия, мороженого, конфет, плитки шоколада, печенья и т.п. |
|
28 | 11. Машины-роботы | Урок изучения нового материала. | – учить участвовать в обсуждении конструктивных особенностей машин-роботов, космических аппаратов.
| Машины-роботы, космические аппараты. | Знать первого космонавта мира (Юрия Гагарина), первую женщину космонавта (Валентину Терешкову), первого космонавта, который первым вступил на Луну (Нила Армстронга). Знать некоторых художников-космонавтов (Алексея Леонова). Выбирать и использовать возможности художественных материалов для передачи своего замысла. Придумывать оригинальные названия машинам-роботам: марсоход «Улиткохват», лунолёт «Лунтивзлет», вездеход или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз машины-робота, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Изобразить машину-робота – марсоход, луноход, венероход, юпитероход или другой космический аппарат, используя любые художественные материала.
|
|
|
|
| Художник и мир искусств- 6 ч |
|
|
29 | 1. Книжка-игрушка | Урок изучения нового материала. | – учить участвовать в обсуждении разнообразных форм детских книжек: игрушек, гармошек, с фигурными обложками, трансформеров и др. | Обложка, буквица, иллюстрация, заставка, концовка.
| Иметь представление об основных элементах книжного макета: обложке, буквице, иллюстрациях, заставках, концовке. Сочинять краткие «Сказки про краски». Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла. Оценивать выразительность результатов индивидуального или коллективного труда.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный макет книжки-малютки для детей, высказывать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Изготовить макет книжки-малютки. |
|
30 | 2. Музей игрушки | Урок изучения нового материала. | – учить участвовать в обсуждении выразительных качеств народных игрушек, хранящихся в Музее игрушки (Сергиев Посад).
| Игрушки городецкие, федосеевские, филимоновские, дымковские | Знать основные народные промыслы: игрушки городецкие, федосеевские, филимоновские, дымковские, богородские и др. Выбирать и использовать способы работы природными или подсобными материалами при создании игрушки-закрутки, куклы Масленицы или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Создать игрушки из подсобных или природных материалов. |
|
31 | 3. Театр на колёсах | Урок изучения нового материала. | – учить высказывать свои впечатления о посещении цирка, о выступлениях клоунов Ю. Никулина, О. Попова, Ю. Куклачёва, В. Полунина или др.;
| Ярморочный балаган
| Участвовать в обсуждении картины Б. Кустодиева «Балаганы». Разгадывать кроссворд с ключевым словом «Полунин». Использовать выразительные возможности цветных художественных материалов для достижения замысла: радостный клоун, грустный клоун, весёлое цирковое представление или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: портрет клоуна или сцену циркового представления, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Изобразить портрет клоуна. |
|
32 | 4. Большой театр | Урок изучения нового материала. | – учить участвовать в обсуждении архитектурного облика Большого театра.
| Древнегреческий бог Аполлон – покровитель искусств, муза – богиня науки и искусства. | Знать о древнегреческом боге Аполлоне – покровителе искусств, о музах – богинях науки и искусства. Знать художников В. Васнецова, Э.Дега и др., изображающих балерин. Выбирать и использовать способы работы с художественными материалами для достижения замысла: умирающий лебедь, испанский танец, уставшая балерина, розовые танцовщицы или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ балерины, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Изобразить балерину в движении. |
|
33 | 5. В мире кино | Урок изучения нового материала. | – учить анализировать выразительные особенности афиши: броскость, призывность, лаконичность композиции, выразительность шрифта и др.
| Афиша | Участвовать в обсуждении афиш и кадров фильмов мировой киноклассики: «Великий диктатор», «Броненосец «Потёмкин», «Клеопатра», «Спартак», «Весёлые ребята», «Золушка» и др. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла. Уметь использовать разные виды шрифта в композиции афиши. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную афишу к кинофильму, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Изобразить афишу к любому фильму, мультфильму или спектаклю. |
|
34 | 6. Художествен ные выставки: Передвижные выставки
| Урок изучения нового материала. | – учить выражать своё отношение к произведениям художников-пере-движников Н. Ярошенко, В. Перова, А. Саврасова, В. Поленова, В. Сурикова и др.
| Художники передвижники | Различать основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический и анималистический жанр. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи творческого замысла: «Опять двойка», «Домашняя уборка», «На уроке физкультуры», «Пылесос сломался», «Я на выставке» или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную тематическую композицию, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Играть в коллективную игру: художественное лото. | Изобразить рисунок на свободную тему |
|