Изобразительное искусство
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Планета Знаний Н.М.Сокольникова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit._zapiska.docx | 31.87 КБ |
kal.-tem._planirovanie.docx | 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству
на 2011-2012 учебный год
Предмет: изобразительное искусство. 1 класс.
Учитель: Ятманова Н.П.
Система обучения: традиционная.
Программа: Планета Знаний. Изобразительное искусство. Н.М.Сокольникова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 33
Список литературы:
Учебники и учебные пособия:
1.Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство».- М.: АСТ, «Астрель». 2009г.
Методические пособия для учителя:
1.Н.М.Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.: АСТ, «Астрель». 2010г
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).
Актуальность программы обусловлена тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству и разработана с учётом современных педагогических технологий.
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
- приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
- воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
- эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувст;
- ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
- арт-терапевтическая функция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
- информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
- сформировать у детей: интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; эстетическое восприятие произведений искусства; представления о видах и жанрах изобразительного искусства; представление об архитектуре как виде искусства; представление о дизайне как виде искусства; представление об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
- обучать детей: пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; творческим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме; основам народного и декоративно-прикладного искусства; основам дизайна; основным средствам художественной выразительности, необходимым для создания художественного образа; элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
- развить у школьников: способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности; эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Стержневая линия программы – развитие у школьников способности выделять целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться на них в процессе конструирования.
Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе:
- изучение «Азбуки цвета», проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов;
- ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.);
- ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель);
- освоение простейших приёмов лепки объёмных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);
- формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;
- умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;
- освоение способов передачи пространства на плоскости листа (приём загораживания, уменьшение удалённых объектов);
- ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск);
- освоение некоторых приёмов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрёшек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
- обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;
- обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тема «Королевство волшебных красок»
Беседы об изобразительном искусстве. Живопись.
ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ. В.Серов «Девочка с персиками»; В.Суриков «Портрет Ольги»; Е.Зверьков «Золотая осень»; И.Левитан «Золотая осень»; И.Левитан «Берёзовая роща»; И Шишкин «Дождь в дубовом лесу»; И.Шишкин «Сосны, освещённые солнцем»; П.Кузнецов «Вечер в степи»; В.Серов «Дети»; А.Рылов «В голубом просторе»; З.Серебрякова «За завтраком»; И.Грабарь «Груши»; К.Петров-Водкин «Виноград и яблоко».
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В ЖИВОПИСИ. П.Пикассо «Девочка на шаре» (шар и куб); К.Малевич «Композиция» (квадраты, прямоугольники, треугольники и др.); В.Кандинский «Сохранение равновесия» (квадрат); Рихард-Паулдь Лозе «Шесть рядов систематических вертикальных цветов» (квадрат); Д.Хокней «Автопортрет с голубым занавесом» (треугольник); Дж.Тилсон «Девять элементов» (куб); Дж.О,Кифф «Лестница к луне» (полукруг); А.Хербин «Композиция №2» (круги и треугольники).
Основы художественного языка.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Изучение цветов радуги, цветового круга (12 цветов), основных и составных цветов, тёплых и холодных цветов. Составление оранжевого, зелёного и фиолетового цветов из основных цветов. Подбор их цветовых оттенков. Изучение свойств акварельных и гуашевых красок. Изучение приёмов работы красками (алла-прима, наложение цветов, вливание цвета в цвет, по сырому).
«АЗБУКА ФОРМЫ». Многообразие форм в природе. Фрукты, овощи и цветы шарообразной формы. Способы их изображения графическими и живописными материалами.
«ИГРЫ С ПРОСТРАНСТВОМ». Элементарные способы передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере и др.).
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Подбор цветовых оттенков для радужного моста, сказочных королевств (Красного, Оранжевого, Жёлтого, Зелёного, Сине-голубого, Фиолетового), мячей, воздушных шаров и др. Рисование цветов (одуванчик, астра, мак, тюльпан, колокольчик, незабудка, фруктов (яблоко, апельсин, лимон, груша), овощей (баклажан), животных (лиса, волк, цыплёнок., рыбка), воздушных шаров, мячей и др.
Тема «В мире сказок»
Беседы об изобразительном искусстве.
ЖИВОПИСЬ. Сказка в творчестве русских художников (В.Васнецова, Ю.Васнецова, Е.Рачёва, Е.Чарушина и др.).
КНИЖНАЯ ГРАФИКА. Образ Красной Шапочки в иллюстрациях П.Савченко и др. Образ Буратино в иллюстрациях Л.Владимирского, А.Каневского, В.Алфеевского и др.
СКУЛЬПТУРА. Сказочные образы в мелкой пластике.
Основы художественного языка.
«ИГРЫ С ПРОСТРАНСТВОМ». Элементарные способы передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере и др.), цветовое решение пространства всего листа (преодоление фризового расположения объектов).
«АЗБУКА ЦВЕТА». Изучение тёплых и холодных цветов. Составление их цветовых оттенков. Изучение свойств акварельных и гуашевых красок, освоение приёмов работы красками (алла-прима, наложение цветов, вливание цвета в цвет, по сырому).
Творческая мастерская
Лепка сказочных образов (по выбору): Снегурочка, Сорока-Белобока, Петушок-Золотой гребешок (пластилин).
Рисование сказочных образов: «Злой волк» (чернила для авторучек, уголь), «Добрый козлёнок» (гуашь, восковые мелки), Сорока-Белобока, Петушок-Золотой гребешок (гуашь, акварель). Иллюстрирование сказок (по выбору) «Волк и семеро козлят»,»Колобок», «Красная Шапочка» (гуашь).
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Рисование цветов, овощей (баклажан, кабачок, стручки гороха, зелёный лук, дыня, репа, морковь, помидор, огурец и др.), ягод, фруктов (слива, апельсин, яблоко, лимон и др.), ветки рябины и др. (гуашь, акварель, мелки и др.), сказочного домика, сказочного петушка.
- Упражнение на составление различных цветовых оттенков: красный+жёлтый, красный+синий, зелёный+жёлтый, синий+зелёный и др.(гуашь, акварель).
- Иллюстрирование сказок «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Буратино», «Снегурочка разнообразными художественными материалами (гуашь, акварель, чернила, пастель).
- Собирание коллекции картинок и открыток с предметами красного, жёлтого, оранжевого, зелёного, синего, голубого, фиолетового цветов.
- Лепка из пластилина лисы и Колобка .
- Лепка Снегурочки во дворе из снега.
- Лепка фигурки козлика, волка, сказочной птички (пластилин, солёное тесто или глина).
- Лепка горшочка для Сороки-Белобоки.
- Лепка крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки (солёное тесто).
- Рисование сказочного домика (гуашь).
- Арт-терапевтическое рисование. Подбор цвета, соответствующего настроению Буратино или другого нарисованного сказочного героя (цветные карандаши или гуашь).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Изобразительное искусство»
Проект №1. Выставка рисунков «Музыка в красках»
Поиск дополнительных источников информации об изобразительном искусстве, о том, где хранятся произведения художников. Самостоятельное общение учащихся с художественными произведениями. Чтение и рассматривание альбомов, книг, журналов, открыток об искусстве. Посещение художественных музеев, картинных галерей, выставок. Просмотр телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ об изобразительном искусстве. Прослушивание классических музыкальных произведений из программы по музыке для 1 класса. Поиск и сбор коллекции репродукций произведений изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры) и архитектуры.
Проект №2. Изготовление костюмов для игры «Цвет и звук»
Изобразительно-музыкальная игра «Цвет и звук». Выполнение эскизов и изготовление костюмов жителей королевства «Волшебных красок» (по выбору). Исполнение танца-импровизации с цветными шарфами. Составление коллекции картинок и открыток с предметами всех цветов радуги (возможна помощь родителей).
Тема «Сказочные герои»
Проект №1. Сделай книжку-раскладушку
Чтение русских народных сказок. Выбор одной из сказок для изготовления книжки-раскладушки. Работу можно выполнять коллективно, разделив класс на 2-3группы. Каждая группа делает свою книжку (картон, ножницы, рисунки сказочных героев, бумага, клей).
Проект №2. Выставка рисунков
Поиск дополнительных источников информации о сказках. Чтение и рассматривание альбомов, книг, открыток со сказочными героями. Посещение библиотек, музыкальных и драматических спектаклей по сказкам, выставок художников-сказочников. Просмотр фильмов-сказок, телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ по сказкам. Подготовка детских рисунков со сказочными героями для выставки.
Проект №3. Новогодний карнавал сказочных героев
Выполнение эскизов и изготовление масок и карнавальных костюмов сказочных героев из сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная Шапочка», «Буратино» и др. (бумага, картон, плёнка, фольга, пластик и др.). Выступление на новогоднем карнавале в маске и костюме (пение, танец, чтение стихов, театрализованное сказочное представление).
Проект №4. Вылепи из снега сказочных героев
Конкурс-игра на улице. Дети могут работать как коллективно, так и индивидуально.
МИР НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
Тема «В гостях у народных мастеров»
Беседы о народном искусстве
Обзор традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель). Изучение традиционных форм, сочетаний цветов и орнаментов дымковских и филимоновских игрушек. Изучение художественного образа матрёшки. Ознакомление с характерными элементами и цветовым решением росписи загорских (сергиево-посадских), семёновских, полхов-майданских матрёшек. Ознакомление с видами изделий городецких, хохломских и гжельских мастеров. Изучение сюжетов, мотивов и цветового решения росписи этих изделий.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМ». Особенности создания формы в народном искусстве, обусловленные художественной обработкой материала.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Характерные цвета традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель).
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Повтор дымковских и филимоновских орнаментов.
«КРАСАВИЦА МАТРЁШКА». Роспись матрёшек по образцу (контуров или силуэтов).
Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок).
Повтор хохломских (капелька, ягодка, листок) и гжельских (бордюр, сетка, цветок, листок, веточка, выполняемые капельками и сплошной заливкой) орнаментов.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Роспись вырезанных или вылепленных силуэтов дымковских игрушек (собачка, олень, барыня и др.).
- Роспись филимоновских игрушек (контуров или силуэтов).
- Рисование городецких птиц, листьев (гуашь).
- Рисование хохломской птицы (гуашь).
- «Посуда с узорами». Украшение изученными городецкими, хохломскими и гжельскими орнаментами посуды (эскиз или роспись тарелки, чашки, кувшина и др.).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Народное искусство»
Проект №1. Выставка творческих работ
Подготовка работ детей по теме «Народное искусство» к выставке. Этот проект можно провести как самостоятельную выставку творческих работ, а можно приурочить к проекту «Весёлая ярмарка». На выставке хорошо представить все изученные школы народного искусства: Филимоново, Дымку, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлому, Гжель.
Проект №2. Коллекция «Народное искусство»
Поиск дополнительных источников информации о народных промыслах. Чтение и рассматривание книг, журналов, коллекционирование открыток о народном искусстве. Посещение музеев, выставочных залов с произведениями народных мастеров. Просмотр телепередач и видеофильмов о народном искусстве. Посещение (по возможности) традиционных народных промыслов. Изучение местных народных художественных промыслов. Коллекция может быть размещена в классе, в школьном музее, в актовом зале.
Проект №3. Весёлая ярмарка
Рассказ о народных художественных промыслах (Гжель, Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома) от имени народных мастеров. Проведение викторин и конкурсов о народном искусстве. Подготовка костюмов для праздника «Весёлая ярмарка». Проведение праздника с выставкой изделий народных промыслов, выполненных детьми.
МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ
Тема «В сказочной стране “Дизайн”»
Беседы о дизайне
Знакомство с многообразием форм объектов дизайна. Изучение объектов дизайна и их деталей круглой, шарообразной, треугольной, квадратной и кубической форм. Комбинирование этих форм в объектах дизайна.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе круга, шара, треугольника, квадрата и куба. Единство функции и формы объекта дизайна.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в дизайне.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Рисование круглого угощения (гуашь). Рисование мячиков и шариков (гуашь). Роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь). Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). Выполнение аппликации «Фантастические звери» из треугольников. «Превращение» в объекты дизайна кругов, треугольников, квадратов, кубов и шаров (дорисовывание, аппликация).
Беседы об архитектуре
Архитектура как искусство. Дом на основе круга, шара, куба и др. геометрических форм и тел.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы архитектурных сооружений на основе куба, шара, круга, треугольника, квадрата и др.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в архитектуре.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Выполнение аппликации «Луноход» из кругов разного размера.
- Составление из геометрических форм фантастических зверей (аппликация).
- Роспись бус из шаров, кругов, квадратов и треугольников основными и составными цветами.
- Изготовление подвесных украшений для дома на основе геометрических форм (цветная бумага).
- Лепка из пластилина бус, сказочного животного «Лошарик».
- Изготовление слонёнка из кружков разного размера.
- Изготовление фигурок животных и птиц из разных геометрических фигур.
- Лепка из пластилина или моделирование из бумаги игральных кубиков разного размера.
- Склеивание и роспись кубиков из картона. Составление из расписанных кубиков объёмно-пространственных или рельефных композиций.
- Выполнение аппликации «Фантастические существа» из геометрических фигур.
- Лепка посуды для каждого королевства страны «Дизайн» (солёное тесто, пластилин).
- Украшение рамочек (круглых, квадратных, прямоугольных) для картинок или фотографий разнообразными материалами (ракушка, засушенные растения, бусинки, пуговицы, верёвки и др.).
- Конструирование из детских кубиков города с башнями, домами, мостами и др. постройками (коллективная работа).
- Составление коллекции картинок с предметами круглой, треугольной, квадратной формы и предметами в форме шара и куба.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Дизайн в нашей жизни»
Проект №1. Выставки творческих работ
Оформление выставки творческих работ учащихся (живописных, графических, лепки, декоративных, в народных традициях, дизайнерских), выполненных за учебный год (возможна помощь родителей). Создание цветового и текстурного выставочного пространства. Создание коллекции картинок с объектами дизайна круглой, шарообразной, треугольной, квадратной формы (возможна помощь родителей).
Проект №2. Фотоколлаж из журналов
Поиск дополнительных источников информации о дизайне. Чтение и рассматривание книг, журналов, открыток о дизайне. Создание коллекции фотографий, картинок, проектов с объектами архитектуры круглой, шарообразной, треугольной, квадратной, кубической формы (возможна помощь родителей).
Проект №3. Воздушный шар для путешествий (итоговое музыкально-театрализованное занятие).
Воображаемый полёт на макете воздушного шара над сказочной страной и обобщение основных учебных тем года. Выступление в костюмах сказочных персонажей. Выполнение макета чемоданчика для путешествий и украшение его наклейками разной формы.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе учащиеся должны
знать:
- расположение цветов радуги;
- основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
- известные центры народных художественных промыслов России (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель);
уметь:
- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ, а также при выполнении заданий по лепке и дизайну;
- выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши);
- элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- смешивать основные цвета и получать составные;
- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
- определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрёшки и др.).
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- развития представлений о роли искусства в жизни человека;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- анализа результатов собственной и коллективной работы;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной);
- посильного участия в проектной деятельности исследовательского и творческого характера.
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство. Н.М.Сокольникова. 1 класс. УМК «Планета Знаний».
Календарно- тематическое планирование 33 часа (1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Н.Р.К. | дата | |||||
план | факт | |||||||||||
КОРОЛЕВСТВО ВОЛШЕБНЫХ КРАСОК (9 ЧАСОВ) | ||||||||||||
1. | Радужный мост. Цветовые оттенки. | 1 | онз | Ориентироваться в учебнике. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о радуге. Различать цвета на цветовом круге. Определять тёплые и холодные цвета. Выполнить упражнение на альбомном листе по составлению цветовых оттенков. | Знать цвета спектра; основные и составные цвета. Умение смешивать основные цвета для получения составных. Знать правил работы с акварельными красками. Уметь работать с акварельными красками. | |||||||
2. | Радужный мост. Рисование радуги. | 1 | Р | Красота цвета в природе нашего края. | ||||||||
3. | Красное королевство. Рисование красных ягод (земляники и малины) по выбору. | 1 | онз | Совершить воображаемое путешествие в красное королевство.Соотносить красный цвет с личным ощущением, которые он вызывает. Выделить живописные достоинства картин.Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Использовать инструкции при применении приёмов «вливания цвета в цвет» и «последовательное наложение цветов». Составление оттенков красного цвета. Поисковая работа: составление коллекции картинок и открыток с предметами красного цвета. | Знать оттенки красного цвета; спектр. Уметь передавать оттенки красного с помощью красок. Уметь изображать по памяти и представлению красные ягоды и цветы. Знать приемы рисования «от пятна»; приёмов «Вливание цвета в цвет» и «последовательное наложение цветов». |
| ||||||
4. | Оранжевое королевство. Рисование цветков ноготков. Рисование апельсина. | 1 | онз | Совершить воображаемое путешествие в Оранжевое королевство. Соотносить оранжевый цвет с личныи ощущениями, которые он вызывает.Выделить живописные достоинства картин, определить, какое значение в них имеет оранжевый цвет.Рисовать цветы ноготков гуашью. Применить приёмы «примакивание», «смешение цветов кистью», «раздельный мазок». Поисковая работа: составление коллекции картинок с предметами оранжевого цвета. | Уметь подбирать различные оттенки оранжевого. Уметь изображать оранжевые цветы и фрукты. Знать приёмы «примакивания» всего ворса кисти, «смешения цветов» кистью и приёма «раздельный мазок». | Осень в нашем городе. | ||||||
5. | Жёлтое королевство. Рисование жёлтых фруктов и овощей (лимон, дыня, банан, репа) по выбору. | 1 | онз | Совершить воображаемое путешествие в Жёлтое королевство. Соотносить оранжевый цвет с личныи ощущениями, которые он вызывает. Выделить живописные достоинства картин, определить, какое значение в них имеет жёлтый цвет. Рисовать на альбомном листе сразу без предварительного рисунка карандашом жёлтые фрукты и овощи. Соотносить размер листа и размер изображаемого предмета. | Знать о жёлтом цвете. Уметь тонко чувствовать цвет и уметь подбирать различные оттенки жёлтого. Уметь изображать жёлтые фрукты и цветы. Уметь рисовать кончиком тонкой кисти. | . | ||||||
6. | Зелёное королевство. Рисование зелёных фруктов: груши или яблока (по выбору). | 1 | онз | Совершить воображаемое путешествие в Зелёное королевство. Соотносить зелёный цвет с личныи ощущениями, которые он вызывает. Выделить живописные достоинства картин, определить, какое значение в них имеет зелёный цвет.Рисовать зелёные фрукты карандашами или акварелью. Провести эксперимент- как изменится зелёный цвет при смешивании цветов на палитре. | Уметь воспринимать и различать цветовые оттенки. Уметь подбирать оттенки зелёного цвета. Уметь изображать зелёные фрукты (груши, яблоки). Знать приёмы смешивания цветов. Уметь применять приёмы «примакивания» всего ворса кисти и «смешения цветов кистью». Уметь фантазировать. | |||||||
7. | Сине-голубое королевство. Рисование синего моря с рыбками. | 1 | Онз | Продолжить воображаемое путешествие в Сине- голубое королевство. Соотнести синий и голубые цвета с личными ощущениями, которые они вызывают. Рассмотреть репродукции картин. Выделить их содержание и живописные достоинства, определить, какое значение в них имеют голубой и сини е цвета. Действовать по заданному алгоритму. Исследовать, как можно получить голубой цвет на палитре. | Уметь воспринимать и различать цветовые оттенки. Уметь подбирать оттенки синего и голубого цветов. Уметь изображать голубые и синие цветы. Уметь рисовать кистью; применять приёмы «примакивания» всего ворса кисти и «смешения цветов кистью». | |||||||
8. | Фиолетовое королевство. Рисование фиолетовых цветов: астры и колокольчики. | 1 | онз | Продолжить воображаемое путешествие в Фиолетовое королевство. Соотнести фиолетовый цвет с личными ощущениями, которые они вызывают. Рассмотреть репродукции картин. Выделить их содержание и живописные достоинства, определить, какое значение в них имеет фиолетовый цвет. Рисовать баклажан или фиолетовые цветы. Действовать позаданному алгоритму. Поисковая работа: составление коллекции картинок и открыток с предметами , овощами, фруктами и цветами различных оттенков фиолетового цвета. | Уметь воспринимать и различать оттенки фиолетового цвета. Уметь подбирать различные оттенки фиолетового. Уметь изображать по памяти и представлению фиолетовые цветы (астры, колокольчик) и овощи (баклажан). Знать приёма «смешения цветов кистью»; «последовательное наложение цветов». | |||||||
9. | Разноцветная страна. Твои творческие достижения. Рисование фантастических картин. | 1 | псз | Выполнить задание по инструкции учителя, предъявив полученные знания по цветоведению. Решить предложенные творческие задачи. Использовать изученные приёмы работы. Оценить результат своей работы. | Знать порядок цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета. Уметь фантазировать. | Художники нашего края. | ||||||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Изобразительное искусство» | Уметь выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | |||||||||||
В МИРЕ СКАЗОК (8 ЧАСОВ) | ||||||||||||
10. | Волк и семеро козлят. Лепка фигурки волка. | 1 | онз | Ориентироваться в учебнике .Принять участие в беседе «Сказка в творчестве русских художников». Ответить на вопросы по катинам. Выделить художественно- выразительные средства, используемые в картинах. Изучить порядок работы над иллюстрацией. Выбрать цветовой фон для иллюстрации. Нарисовать иллюстрацию. | Уметь отражать в рисунках основное содержание сказки; выбирать из неё наиболее выразительные сюжеты для иллюстрирования. Уметь выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла рисунка. Уметь выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего; объяснять выразительные возможности цветного фона иллюстрации. | . | ||||||
11. | Волк и семеро козлят. Рисование образа «Злой волк». | 1 | р | |||||||||
12. | Сорока-Белобока. Рисование Сороки-Белобоки. Лепка сказочной птицы. | 1 | С.66-69. | Ответить на вопросы, опираясь на страницу учебника.Лепить сказочную птицу из пластилина или солёного теста. Изучить и прокомментировать последовательность работы. Сравнить изображение лисы и волка разными художниками. Действуя по заданному алгоритму выполнить иллюстрации к сказке «Колобок»Решение творческой задачи :создание художественного образа. | Уметь зрительно воспринимать и различать цветовые оттенки. Уметь лепить и рисовать сказочную сороку. Уметь подбирать различные цветовые оттенки основных и составных цветов с помощью красок. | |||||||
13. | Колобок. Иллюстрирование сказки «Колобок». | 1 | р | Уметь выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего. Уметь образно характеризовать персонажей сказки в рисунке. Умение использовать выразительные возможности цветного фона в иллюстрации. | ||||||||
14. | Петушок – золотой гребешок. Изображение петушка. | 1 | онз | Рассмотреть иллюстрации Ю.Васнецова, Е.Рачёва и сравнить изображение петушка. Выявить средства, с помощью которых художники добиваются образной выразительности персонажей. Рисовать петушка. Установить и прокомментировать последовательность работы. Обсудить эмоциональное отношение к изображаемому. Провести самооценку. | Уметь выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего. Уметь изображать сказочного петушка. Уметь применять приёмы акварельной и гуашевой живописи. Уметь фантазировать. | |||||||
15. | Красная Шапочка. Лепка из солёного теста крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки. | 1 | онз | Рассмотреть и сравнить образ Красной Шапочки в иллюстрациях художников и в детских рисунках. Выявить средства, с помощью которых художник создал сказочный образ волка. Выполнить иллюстрации к сказке. Лепить из солёного теста крендельки, булочки и корзиночки для Красной шапочки .Контролировать последовательность работы. Придумать свои способы плетения корзины, своё угощение. | Уметь выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки, сказочности, необычности происходящего. Уметь лепить из солёного теста. Уметь в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. | |||||||
16. | Буратино. Иллюстрация к сказке «Буратино». | 1 | Онз | Ответить на вопросы и выполнить задание по инструкции. Принять участие в беседе по иллюстрациям. Сравнить образ Буратино в иллюстрациях художников. Выполнить иллюстрацию к сказке «Буратино». Контролировать преодоление фризового расположения объектов.Продолжить изучать «Азбуку цвета». Применить навыки работы акварельными красками и цветными карандашами. | Уметь выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Уметь в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. Уметь подбирать цветовые оттенки, подходящие для грустного и весёлого настроения героя. Уметь передавать пространство на плоскости листа. | |||||||
17. | Снегурочка. Лепка Снегурочки из пластилина. | 1 | онз | Охарактеризовать образ Снегурочки в произведениях В.Васнецова и иллюстрациях современных художников. Сравнить изображения снегурочек. Определить, какие средства художественной выразительности использовали художники. Изучить роль цвета в иллюстрации. Лепить снегурочку из пластилина или солёного теста. Выполнить иллюстрации к сказке. Оценить, удалось ли в выполненной работе передать своё эмоциональное отношение. | Уметь выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Уметь лепить из пластилина. Уметь лепить Снегурочку. Уметь иллюстрировать сказки. | |||||||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Сказочные герои» | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | . | ||||||||||
В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ (9 ЧАСОВ) | ||||||||||||
18. | Дымковские игрушки. Повтор дымковских орнаментов. | 1 | онз | Ориентироваться в учебнике. Узнать о традиционных народных промыслах как части национальной культуры. Совершить воображаемое путешествие в село Дымково. Познакомиться с игрушками, которые делают местные мастера. Рассмотреть игрушки и узоры и ответить на вопросы. Воспроизвести по образцу, повторить орнаменты. Лепить или вырезать силуэты дымковских игрушек. Решать творческие задачи: расписать игрушки, используя народные орнаменты. | Знать традиционных народных художественных промыслов. Уметь выполнять дымковские узоры. Уметь пользоваться печаткой-тычком для создания узоров. | Народные мастера нашего края. | . | |||||
19. | Дымковские игрушки. Роспись дымковской «Барыни-сударыни». | 1 | р | |||||||||
20. | Филимоновские игрушки. Повтор филимоновского орнамента. | 1 | онз | .изучить традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов филимоновских игрушек. Сравнить дымковские и филимоновские игрушки. Воспроизвести филимоновские орнаменты. Решать творческие задачи: расписать филимоновскими узорами игрушки. | Уметь выполнять филимоновские узоры. Уметь выполнять роспись филимоновских игрушек. | . | ||||||
21. | Филимоновские игрушки. Роспись филимоновскими узорами игрушек. | 1 | Р | |||||||||
22. | Матрёшки. Рисование полхов-майданских цветов, ягод, листьев. | 1 | онз | Рассмотреть игрушки, сопоставить их с описанием в стихах и тексте, ответить на вопросы. Изучить художественный образ матрешки. Выявить характерные элементы и цветовые решения росписи загорских (сергиев посадских), семеновских, полхов-майданских матрешек. Расписать загорских матрешек (гуашь). Рисовать на альбомном листе полхов-майданские цветы, ягоды и листья (акварель). Использовать желтый, малиновый и синий цвета | Уметь рисовать полхов-майданские цветы, ягоды, листья. Уметь различать загорские, семёновские и полхов-майданские матрёшки. Уметь применять приёмы работы «тычком». | |||||||
23. | Матрёшки. Роспись загорских матрёшек. | 1 | р | |||||||||
24. | Городец. Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок). | 1 | онз | Побывать мысленно в гостях у городецких мастеров. Рассмотреть их изделия. Ответить на вопросы. Соотносить принесенные на урок изделия с городецкими узорами. Изображать городецкие узоры (розан, купавка, листок) по образцу. Нарисовать городецкую птицу на альбомном листе гуашью по заданной последовательности работы. Решать творческую задачу: расписать городецкими узорами разделочную доску (гуашь). | Уметь выполнять кистевую роспись. Знать изделий городецких мастеров. Уметь выполнять городецкие узоры. | |||||||
25. | Хохлома. Выполнение росписи «Ягодки» и «Травка». | 1 | онз | Ознакомиться с видами хохломских мастеров и выделить их характерные особенности. Изучить характер и цвет росписи этих изделий. Рассмотреть принесенные на урок хохломские изделия. Воспринимать народное искусство как часть национальной культуры. Изучать и последовательно выполнять росписи «Ягодки» и «Травка». Изображать хохломские узоры на альбомном листе (гуашь). Решать творческие задачи (варианты задания): 1)роспись объемных изделий (бумажные или деревянные тарелочки, стаканчики, коробочки и др.); 2)рисование на альбомном листе сказочной птицы травным орнаментом на черном фоне (гуашь). Определять народные промыслы по характерным признакам: участие в обзорной викторине по изученным народным художественным промыслам. | Знать изделия хохломских мастеров. Уметь выполнять хохломские узоры. Уметь выполнять кистевую роспись. | |||||||
26. | Гжель. Роспись посуды гжельскими узорами. | 1 | онз | Знакомиться с видами изделий гжельских мастеров и выделять их характерные особенности. Изучать характер росписи этих изделий. Рассматривать принесенные на урок изделия, фотографии и открытки. Воспринимать народное искусство как часть национальной культуры. Повторять гжельские орнаменты (бордюры, сеточки, листочки и цветочки, выполненные примакиванием) на альбомном листе (гуашь). Решать творческие задачи: роспись контуров или вырезанных из бумаги силуэтов посуды (вазочка, чашка, тарелка) гжельскими узорами (гуашь) | Знать изделия гжельских мастеров. Уметь выполнять гжельские орнаменты. Уметь выполнять кистевую роспись. | |||||||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Народное искусство» | Уметь выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | |||||||||||
В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ «ДИЗАЙН» (7 ЧАСОВ) | ||||||||||||
27. | Круглое королевство. Тематический рисунок в круге. Аппликация «Луноход» из кругов разного размера. | 1 | онз | Ориентироваться в учебнике. Совершить воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна круглой формы. Определять круглую форму через ощущения, рисование кругов. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Решать творческие задачи: рисование на альбомном листе круглого угощенья для принца Круга (гуашь). Использовать навык живописи гуашью, применять прием «наложения цветов». Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям жизни и искусства. | Уметь различать круги, половинки и четвертинки кругов в объектах дизайна. Уметь рисовать круги. Уметь выполнять декор из кругов. | |||||||
28. | Шаровое королевство. Рисование мячиков и шариков в подарок королю Шару. | 1 | онз | Продолжать воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна шарообразной формы, различать шарообразную и круглую форму. Определять форму шара через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Решать творческие задачи: рисование мячиков и шариков на альбомном листе в подарок королю Шару (гуашь). | Уметь различать шары и их половинки в объектах дизайна. Уметь изображать шар. Уметь выполнять декор на шарах и мячах. Уметь фантазировать. | Декор в нашем селе | ||||||
29. | Треугольное королевство. Рисование треугольников и превращение их в сказочные предметы. | 1 | онз | Продолжать воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна треугольной формы. Определять форму треугольника через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Конструировать: дорисовать треугольники и «превращать» их в сказочные предметы (цветные карандаши, акварель). Составлять из треугольных форм сказочных зверей (аппликация). | Уметь различать треугольники в объектах дизайна. Уметь рисовать треугольные предметы. Уметь фантазировать. | . | ||||||
30. | Квадратное королевство. Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). | 1 | онз | Продолжать воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна квадратной формы. Определять форму квадрата через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Решать творческие задачи: выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение ее узорами из квадратов (аппликация). | Уметь различать квадраты, клетки, сетки и решётки в объектах дизайна. Уметь выполнять декор из квадратов в технике «аппликация». Уметь фантазировать. | |||||||
31. | Кубическое королевство. Роспись бумажных кубиков. | 1 | онз | Продолжать воображаемое путешествие по сказачной стране «Дизайн». Высказывать собственное мнение, выражающее эмоционально-ценностное отношение к объектам дизайна и архитектуры. Различать кубические формы в объектах и архитектуры. Определять формы куба через ощущения. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Решать творческую задачу: роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь). Коллективная работа по конструированию: составлять из расписанных кубиков объемно-пространственных композиций (учимся работать вместе, договариваться о действиях и предполагаемом результате). | Уметь различать кубические формы в объектах дизайна и архитектуры. Уметь применять знания по цветоведению (основные и составные цвета). Уметь рисовать кистью. Уметь конструировать из кубиков объекты дизайна и архитектуры. | |||||||
РЕЗЕРВ 2 ЧАСА | ||||||||||||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Дизайн в нашей жизни» | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...