тематическое планирование по ИЗО 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
тематическое планирование по ИЗО 4 класс, авторы Л. Г.Савенковаи др. школа 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно-тематическое планирование | 119.5 КБ |
пояснительная записка | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Тема урока | Содержание деятельности | УУД | Д/З |
1 | 1.09 | Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». | Графические зарисовки, пленэрные работы. Изображение с натуры природных объектов любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. Освоение техники «а-ля прима» | познавательные -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Образ героя мифа или былины |
2 | 8.09 | Создание многофактурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. | Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира. Как описывается происхождение мира у разных народов? В чём сходство и различие этих представлений? | коммуникативные -уметь пользоваться языком изобразительного искусства: -уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | У.с.30-44 познакомиться с архитектурой разных народов. |
3 | 15.09 | Создание эскиза архитектурного ансамбля | Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Колорит — средство выразительности изобразительного искусства. Фотосъёмка архитектурных сооружений. | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | У.с.30-44 познакомиться с архитектурой разных народов. Эскиз своего дома. |
4 | 22.09 | Создание образа своего дома | Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции (наброски с образцов народной архитектуры, находящихся в регионе, с природных объектов, пейзажей). Нахождение ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной перспективы. | коммуникативные: -учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); | С.52-54, прочитать |
5 | 29.09 | Народная архитектура в природной среде | Чем похожи и чем различаются картины, произведения декоративно-прикладного искусства разных художников друг от друга? О чём они рассказывают зрителю? Что общего и в чём разница в картинах представленных художников? В каком уголке земли, в какой стране могли появиться пейзажи, изображённые на картинах и рисунках? | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Подборка примерных композиций |
6 | 06.10 | Пейзажные и сюжетные композиции | Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д. Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание | коммуникативные -учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | С. 56-68 |
7 | 13.10 | Работа с репродукциями картин в электронном виде. | Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Пейзажные и сюжетные композиции. Передача художником своего впечатления от увиденного. Создание своих творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. | познавательные -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | Познакомиться с архитектурой разных народов |
8 | 20.10 | Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, хижине, хате)» | Создание проекта интерьера (закрытого пространства). Любой человек, обустраивая жилище (квартиру, дом,комнату), выражает свои представления о красоте и пользе. Ремёсла и виды народного творчества, характерные для региона, где живут ученики | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Составить натюрморт на тему: «Школьные принадлежности». |
9 | 27.10 | Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения | Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображённых на разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны. Посещение этнографического музея, выполнение зарисовок интерьера и предметов, находящихся в нём. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей | познавательные -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Приготовить тексты колыбельных песен |
10 | Создание коллективной объемно-пространственной композиции. | Знакомство с колыбельными песнями разных народов. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать полюбившаяся колыбельная Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох, например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др. Аппликация, коллаж | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | У.с.76-90 выбор этюда для своей работы. | |
11 | Коллективная композиция «Чайная церемония в Китае» | Исследование: изучение традиций народа. Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми. Создание декоративных композиций по результатам исследования, например в технике аппликации. Работа на большом формате, в малых группах по 2–3 человека. Материалы: гуашь, акварель, белила | коммуникативные: -учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | У.с.78-90 изучить народные орнаменты. | |
12 | Создание этюдов в лепке по мотивам народных сказок. | Работа с литературой: традиции, отображённые в сказках народов Кавказа, Центральной России, Казахстана, Китая и др. Самостоятельные исследования, посвящённые народной музыке и музыкальным инструментам разных народов (использование книг; беседы со взрослыми). Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей. | познавательные -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | У.с.78-90 изучить народные орнаменты. | |
13 | Лепка из глины фигуры человека в национальном костюме | Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования. Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений | познавательные -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | У.с.78-90 изучить народные орнаменты. | |
14 | Создание коллективной композиции по мотивам народной сказки | Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей. | познавательные -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | Закончить работу. | |
15 | Создание коллективной композиции в технике аппликации «Деревенская улица» | Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д. Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание картиты | коммуникативные -учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Завершить работу. | |
16 | Создание орнамента | Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования. Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений | познавательные -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | Раскрасить орнамент. | |
17 | Создание проекта интерьера | Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции (наброски с образцов народной архитектуры, находящихся в регионе, с природных объектов, пейзажей). Нахождение ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной перспективы. | коммуникативные: -учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Макет своей комнаты | |
18 | Слушаем музыку и фантазируем | Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский). Заочные и очные экспедиции в места народных промыслов. Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов» | познавательные -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | Сообщение по материалам заочной экспедиции | |
19 | Изучение жизни разных этнических и социальных групп. | Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования. Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений | познавательные -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | Мини-сочинение | |
20 | Создание сюжетной композиции по мотивам произв. искусства разных исторических эпох. | Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Эскизы рельефных украшений.Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата. | познавательные -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Сообщение по теме. | |
21 | Создание композиции по мотивам «образной хореографии» | Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Создание композиции по мотивам «образной хореографии». Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. | коммуникативные: -учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Фантазии на тему «Космос» | |
22 | Создание коллективной композиции на тему: «Космос» | Создание коллективной композиции космических зданий , предметов быта, одежды. | познавательные -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Подобрать композиции по теме | |
23 | Создание декоративных композиций «Сказочная рыба» | Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Отображение в композиции традиционного крестьянского труда (ремесло крестьян, их одежда). Передача колорита, настроения, динамики в соответствии с выбранным форматом | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Подготовить сообщение о национальных орнаментах | |
24 | Создание эскиза ковра из войлока с казахским национальным орнаментом | Создание собственных узоров для крестьянской одежды, например мужской рубашки или сарафана. | познавательные -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор источников информации | Создать свои украшения для крестьянской одежды | |
25 | Коллективная работа «Древо мира» в технике аппликации | Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными. | Познавательные: -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | Доделать работу | |
26 | Создание эскиза подноса по мотивам народных промыслов- Жостова, Городца, Хохломы | Заочные экскурсии и путешествия, знакомящие с искусством народных промыслов. Знакомство с жостовскими подносами. Проведение исследования: как форма и размер подноса зависят от величины и формы основного изображения. | познавательные -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Сообщение | |
27 | Проект «Ярмарка народных промыслов России» | Самостоятельные исследования по теме «Народные промыслы России». Заочные экскурсии и путешествия, знакомящие с искусством народных промыслов. Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки. | познавательные -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Стихи, потешки, заклички выучить. | |
28 | Проект «Ярмарка народных промыслов России» | Закончить работу | |||
29 | Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись | Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Активизация интереса к миру природы и её отображению в разных видах изобразительного искусства. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности | коммуникативные: -учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | сообщение | |
30 | Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская) | Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Формирование способности самостоятельно сопоставлять, сравнивать, анализировать произведения народных промыслов России. Работа в небольших группах по 4–6 человек. Развитие умения находить образы природных объектов в элементах украшения | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Раскрасить гуашью заготовки | |
31 | Особенности и своеобразие формы народной архитектуры | Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности». Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры. Размышление на тему:«Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы» | познавательные -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | Прочитать легенды и мифы | |
32 | Легенды и мифы в изобразительном искусстве. | Формирование представлений о солярных (солнечных) знаках, например: волнистая линия синего цвета — вода, круг — солнце, ромб (квадрат) с точками — пахотная земля и зерно. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента | познавательные -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Сообщение по теме. | |
33 | Анималистический жанр. | Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.) | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Подборку изображений человека | |
34 | Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства | Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один из главных элементов композиции. Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему. Что отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник для передачи характера человека, для создания художественного образа? | коммуникативные: -учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Сообщение о художниках |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО: Шрайбер М.И. /_________/ Протокол № __ от «__» сентября___2015г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ « Харламовская СОШ» Таврического района Омской области: Иноземцева Н.В. /___________/ «__»_сентября__2015 г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «Харламовская СОШ» Таврического района Омской области: Кабылдакова Г.К. /__________/ Приказ № _ от «__» сентября 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
4 класс
Составлена по УМК:
*программа «Начальная школа 21 века, Изобразительное искусство» -М.:Вентана-Граф, 2013
Составитель:
учитель начальных классов
МОУ «Харламовская СОШ»
Таврического района
Омской области
КЫЗМЕТОВА Я.А.
2015-2016 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа для 4 класса составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013) . Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2013.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,
разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной
деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития ифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
1. Духовное возвышение ребенка.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой.
3. Живое общение с искусством.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
5. Опора на региональный компонент в обучении.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства.
9. Активное творчество самих детей.
Ценностные ориентиры содержания.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,
последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
3 Место изобразительного искусства в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 34 учебные недели ), но согласно графику работы МОУ «Харламовская СОШ» в 2014-2015 учебном году (35 учебных недель), 35 час отведен на повторение учебного материала.
4 Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, андшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
^ Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
^ Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий (УУД) через использование (применение) следующих педагогических технологий, в т.ч. инновационных:
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- Педагогика сотрудничества
- Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технологии уровневой дифференциации
- Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
- Групповые технологии
- Компьютерные технологии обучения
Частнопредметные педагогические технологии:
- Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
- Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
Природосообразные технологии
- Технология саморазвития (М. Монтессори)
Технологии развивающего обучения:
- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
- Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
- Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что отражено в календарно-тематическом планировании.
- Ключевой задачей при реализации данной программы будет являться здоровьесбережение, так как оно как никогда актуально в учебно-воспитательном процессе и формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Новизна разработанных требований в соответствии с ФГОС предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет не только освоение обучающимися предметных умений, но и развитие у них общих учебных умений и обобщённых способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности.
Взаимосвязь урока «Изобразительное искусство» осуществляется с внеурочной деятельностью и изостудией, где ребята закрепляют и пробуют полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных универсальных учебных действий (УУД).
Нацеленность обучения ИКТ отражена в календарно-тематическом планировании. ИКТ-технологии будут использоваться на всех этапах, как при подготовке урока, так и в его процессе: при объяснении, закреплении, повторении, систематизации. Преимуществами использования ИКТ является: индивидуализация обучения.
Особое внимание при реализации данной рабочей программы будет уделено формированию проектного мышления как ключевой компетентности. Ввиду этого в календано-тематическом планировании отражена организация проектной деятельности на уроке
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Участие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам обсуждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна).
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- духовные начала личности и целостная картина мира;
- основы художественной культуры;
- понимание роли искусства в жизни человека;
- представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
- потребность в творческом проявлении;
- наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
- умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
- способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
- понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
Выпускник научится:
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
- работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
- выбирать средства художественной выразительности для создания художест-венного образа в соответствии с поставленными задачами;
- создавать образы природы и человека в живописи и графике;
- выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
- понимать форму как одно из средств выразительности;
- отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
- видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
- использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
- передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
- использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
- создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
- изображать объёмные тела на плоскости;
- использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
- применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
- использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
- чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
- понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
33
- понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием
ритма элементов;
- понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
- использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
- понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
- понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
- приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
- видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие
родной природы;
- понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
- работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
- воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
- переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
- работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
- проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.
Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.
Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.
Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в неё каждого отдельного ученика.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | ||||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | ||||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||||
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 67 | 67 | 16 | 17 | 17 | 17 | |
2 | Развитие фантазии и воображения | 44 | 44 | 11 | 11 | 11 | 11 | |
3 | Художественно-образное восприятие произве-дений изобрзительного искусства (музейная педагогика) | 24 | 24 | 6 | 6 | 6 | 6 | |
Итого: | 135 | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
7. Материально-техническое обеспечение предмета «Изобразительное искусство» в младшей школе : компьютер, экран, проектор.
Преподавание курса будет вестись по учебнику с использованием рабочей тетради:
∙ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2015.
∙ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство : 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2014.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны
ознакомиться и знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приёмы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подгото-вительную работу (наблюдения, наброски, зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отноше- ния, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого предмета;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"
Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....
тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100.
Данная публикация представляет собой тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100. Оно содержит 2 части: цели и задачи на учеб...
Тематическое планирование для 1 класса (традиционная программа)
Тематическое планирование для 1 класса по традиционной программе по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру....
Тематическое планирование для 2 класса (традиционная программа)
Тематическое планирование для 2 класса по традиционной программе по основным предметам....
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы УМК "Школа России"...