Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс, VIII вид
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс (8 вид) составлена на 34часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2012г.)
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Декоративное рисование.
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве.
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
1. Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
2. Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие.
3. Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.
4. Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка.
5. Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
6. Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования.
7. Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним.
8. Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(1 ч в неделю)
Декоративное раскрашивание
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Колич. часов | Дата проведения | |
Календарная | Фактическая | |||
1 | Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | 03.09 | |
2 | Рисование узора в полосе из веток с листочками (веточка вишнёвого дерева). | 1 | 10.09 | |
3 | Рисование на тему «Парк осенью». Акварель. Беседа по картинам об осени. | 1 | 17.09 | |
4 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь). | 1 | 01.10 | |
5 | Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей | 1 | 08.10 | |
6 | Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. | 1 | 15.10 | |
7 | Рисование шахматного узора в квадрате. | 1 | 22.10 | |
8 | Рисование дорожных знаков. Беседа по ПДД. | 1 | 29.10 | |
9 | Печатание текста (рисунка) по трафаретам путём набивки. | 1 | 05.11 | |
10 | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 1 | 12.11 | |
11 | Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. | 1 | 19.11 | |
12 | Знакомство с работой гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка – готовая форма). | 1 | 26.11 | |
13 | Рисование с натуры двухцветного мяча. | 1 | 03.12 | |
14 | Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). | 1 | 10.12 | |
15 | Беседа по картинам на тему «Зима пришла». Рисование сказочного зимнего домика. | 1 | 17.12 | |
16 | Беседа «Каким бывает снег?» Рисование на тему «Нарядная ёлка». | 1 | 24.12 | |
17 | Рисование узора на рукавичке (рукавица – готовая форма). | 1 | 14.01 | |
18 | Рисование симметричного узора по образцу | 1 | 21.01 | |
19 | Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу» (чёрная бумага, белила). | 1 | 28.01 | |
20 | Рисование с натуры молотка. | 1 | 04.02 | |
21 | Беседа по картинам художников на тему «Славные защитники Отечества». | 1 | 11.02 | |
22 | Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам «Конец зимы». | 1 | 18.02 | |
23 | Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». | 1 | 25.02 | |
24 | Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 Марта. | 1 | 04.03 | |
25 | Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробочки квадратной формы). | 1 | 11.03 | |
26 | Рисование узора из растительных форм в полосе. | 1 | 18.03 | |
27 | Рисование на тему «Деревья весной». | 1 | 08.04 | |
28 | Беседа по картинам о весне. Рисование с натуры весенней веточки | 1 | 15.04 | |
29 | Рисование с натуры будильника круглой формы. | 1 | 22.04 | |
30 | Рисование с натуры весенних цветов. | 1 | 29.04 | |
31 | Рисование игрушки. | 1 | 06.05 | |
32 | Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат – готовая форма). | 1 | 13.05 | |
33 | Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета». Рисование на тему «Здравствуй, лето!» | 1 | 20.05 | |
34 | Рисование на свободную тему. Подведение итогов года. | 1 | 27.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2004 год.
2. Н.А.Горяева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Москва, «Просвещение», 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования к ЗУН,...
Рабочая программа по изобразительному искусству (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают суще...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса СКОУ VIII вида
Содержит пояснительную записку и тематическое планирование уроков ИЗО, а также задачи к урокам и содержательныц минимум ЗУН....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса СКОУ VIII вида
Содержит рабочую программу и тематическое планирование уроков ИЗО для 2 класса по программе СКОУ 8 вида, а также задачи и обязательный минимум ЗУН....
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по изобразительному искусству и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по изобразительному иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс коррекционной школы VIII вида...