Урок изобразительного искусства в 4 классе.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Тема: Народные промыслы. Их истоки и развитие.
Цели и задачи:
Предметные: Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.
Научить самостоятельно составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.
Личностные: Формирование художественного вкуса и способности к эстетической оценке. Эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.
Создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 4 классе.
Подготовил учитель: Дукина Ольга Николаевна.
Тема: Народные промыслы. Их истоки и развитие.
Цели и задачи:
Предметные: Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.
Научить самостоятельно составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.
Личностные: Формирование художественного вкуса и способности к эстетической оценке. Эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.
Создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Подготовительный момент (повторение).
- Что называется декоративно-прикладным искусством? (область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое применение.)
- В декоративно – прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы (одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий.)
- Какие народные промыслы вы знаете?
III. Объяснение нового материала.
- Какова основная мысль урока?
- Отражена ли эта мысль в эпиграфе?
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской.
- Почему деревянные изделия называют хохломскими?
- Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Сёмино, Хрящи. Но зовут её хохломской . И вот почему?
Катят гружёные подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Везут его в большое торговое село Хохлома сёминские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар – птицами чашки да ложки по всей земле. Кричат зазывалы на ярмарке:
- Кому посуда да кашки – окрошки? Чудо – блюдо да чашки – ложки?
- Откуда посуда?
- К вам приехала сама золотая Хохлома! Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут.
… Эта роспись по дереву золотым, красным и чёрным цветом появились близ Городца в посёлке Хохлома. Деревянную посуду из липы грунтовали глиной – вапили, потом натирали серебристым порошком – лудили и по этой блестящей поверхности делали роспись.
Деревянная посуда с самых древних времён была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров и т. д.
Отгадаем кроссворд.
1.Элементы украшения центральной части изделия.
2.Вид письма по фону.
3.Элемент украшения боковой поверхности.
4.Письмо с пропусками.
5.Приём для выполнения деталей элементов.
Что такое декор?
Декор – элемент отделки сооружения, интерьера или предмета, дополняющий форму, материал и основную отделку.
Что расписывали художники на изделиях?
Художники любят рисовать на поверхности своих изделий земляничку, малину, крыжовник, чёрную смородину, рябину. Называют они ягоды ласково, и ни один никогда не повторит их одинаково: чуть – чуть изменит очертания листа. В этом проявляется богатство творческого воображения.
Демонстрация изделий хохломы.
- Ребята, посмотрите на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображён?
- Что же означает слово орнамент?
Орнамент – это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Самый любимый и стародавний – травка, травный орнамент. Это удивительные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пяти и больше – кустиков.
Верховое письмо выполняется по серебристому фону.
- Каким цветом пишется травка?
- Красным и чёрным.
Как называются самые затейливые узоры?
- Кудрины. Травки превращаются в крупные кудри – завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной жар – птицы, загораются они на чёрном или красном фоне.
- Какие значения имеют цвета красный, золотистый и чёрный?
- Красный символизирует огонь, любовь, преданность.
Золотистый – свет, солнце. На чёрном фоне великолепно смотрятся все яркие цветы, он символизирует торжественность.
Золото олицетворяло счастье , богатство, красоту, чистоту. О семье, в которую пришли богатство, достаток, у деревенского колодца молодки говорили: «Живут – золото весят». Травы и цветы, ягоды и листья напоминали людям о молодости, силе и счастье.
Работа в паре.
- Вставьте пропущенные слова, а потом сравним написанные вами и у поэта.
Хохломская роспись. Хохломская роспись.
Алых ягод роспись, . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Отголоски лета Отголоски лета
В зелени травы, В зелен… травы,
Рощи, перелески, Рощи, перелески,
Шёлковые всплески . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Солнечно – медовый Солнечно - . . . . . . . . .
Золотой листвы. . . . . . . . . . . . . . . . .
У красы точёной У красы точ . . . . (- н, - нн, - он).
Сарафан парчёвый, . . . . . . . . . . . . . . . .
По волнам узоров По волнам узоров
Яхонты горят. Яхонты горят.
Что за чародеи Что за . . . . . . . . . . . . . . .
Хохлому одели Хохлому (о, на )дели
В этот несказанный В этот . . . . . . . . . .
Праздничный наряд. . . . . . . . . . наряд?
- Самостоятельная работа.
Придумайте интересную форму бытового изделия, распиши её травным орнаментов с ягодами или цветами.
- Рефлексия.
С каким художественным промыслом вы сегодня познакомились?
Какие основные элементы создания хохломы вы знаете?
Что было самым интересным на уроке?
Где ещё в жизни можно встретить хохломскую роспись?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."
Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...
Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"
Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...
презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс УМК "Школа России" "Искусство оригами"
Данная презентация помогает раскрыть основные виды искусства оригами, знакомит с историей возникновения этого вида искусства....
Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»
Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...
Урок изобразительного искусства 3 класс. Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика».
Урок изобразительного искусства 3 класс («Школа России» )Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика». Цель урока: способствоват...
Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр...
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...