рабочая программа "Школа России" 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа разрабтана по программе "Школа России" 1 класс по всем предметам. Имеет пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и аннтоцию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка по предмету изобразительное искусство 1 класс "Школа России" | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УСТЬ-АБАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "
принято на заседании ШМО учителей __________ цикла Протокол №__1______ от «__28__»___08________2014 г. Руководитель МО__________________ | согласовано Заместитель директора по учебно – воспитательной работе _______________________ ФИО «__28_08_»___________2014г. | утверждаю Директор _______________________ ФИО Приказ №_161______ от «_01___»___09_____2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _изобразительному искусству_________________
учебный предмет
__________________________2014 – 2015 учебный год______________________________
_________________________1_класс В (1 час в неделю)________________________
класс, количество часов в неделю
______I ч. – 9 ч.; II ч. –7ч.; III ч. – 9 ч.; IV ч. – 7 ч. За год – 32 ч
Учитель: Быкодерова Вера Валентиновна
Усть-Абакан, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Школа России» А.А. Плешакова для 1-4 классов, авторской программы для общеобразовательной школы. «Изобразительное искусство», созданной под руководством Б. М. Неменского Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2012г.
Нормативно-правовая база рабочей программы:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ №373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» от 06.10.2009г.
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями и дополнениями)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Примерная основная образовательная программа НОО А.М.Кондакова.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
- Устав МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»;
- Основная образовательная программа «Усть-Абаканская СОШ»;
- Учебный план «Усть-Абаканская СОШ».
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводиться 32 часа.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской из расчета 1 учебный час в неделю, всего 32 часа за учебный год. Изобразительное искусство – образовательная область искусствоведение.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет изобразительное искусство направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром, математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Обоснование отбора содержания
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала.
На помощь ученикам приходит игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата – Мастера – интересная игра. С нее начинается познание связей искусства с жизнью.
В задачу 1 года обучения входит осознание того, что Мастера работают определенными материалами, а так же первичное освоение этих материалов. Через работу каждого Мастера связывается детская художественная работа со взрослым искусством. Здесь закладываются основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей.
Краткая характеристика сущности данного предмета, его функции.
В рабочей программе по изобразительному искусству 1 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения:
«Мир изобразительных (пластических) искусств»;
«Художественный язык изобразительного искусства»;
«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Три способа освоения художественной действительности представлены в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Целью художественного воспитания и обучения в 1 классе является: формирование представления о трех видах художественной деятельности (изображение, украшение, построение), которые определяют все многообразие визуальных пространственных искусств.
Задачи обучения:
•развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражать в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
•освоить первичные знания о мире пластического искусства: изобразительного, декоративно-прикладного, архитектурного, дизайнерского; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
•овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
•воспитать эмоциональную отзывчивость и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
Раздел 1 «Ты учишься изображать» (9 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся научатся:
- основным приемам работы художественными, пластическими материалами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- последовательно вести работу над задуманной композицией;
Раздел 2 «Ты украшаешь» (7 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся научатся: определять названия главных цветов; элементарные правила смешивания цветов;
элементарные приемы работы с различными материалами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно сидеть за партой; верно держать лист бумаги, кисть и проводить линии в нужных направлениях; правильно пользоваться инструментами и приспособлениями для работы; соблюдать технику безопасности на уроке.
Раздел 3 «Ты строишь» (8 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся научатся: основные термины изобразительного искусства; что в создании любой вещи, объекта окружающей среды принимают участие «Мастера Изображения, Украшения и Постройки».
Обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять простейшие конструирования из бумаги; владеть различными приемами работы с пластилином, различными материалами; использовать красоту материалов при выполнении своих работ.
Раздел 4 «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (8ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся научатся:
что в создании любой вещи, объекта окружающей среды принимают участие «Мастера Изображения, Украшения и Постройки»;
Обучающиеся получат возможность научиться:
владеть различными приемами работы с пластилином, различными материалами; использовать красоту материалов при выполнении своих работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации)
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Результаты обучения 1 года обучения
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
-узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
-узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
-основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Будет использовать в практической деятельности:
-верно держать лист бумаги, карандаш;
-правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
-передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
-применять элементы декоративного рисования кистью.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом министерства образования от 03.06. 2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе Листа образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Учитель составляет характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с Листом оценки.
Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки. В раздел Портфолио учебных достижений обучающегося по предмету «Изобразительное искусство» прикладываются творческие работы.
Условия эффективности системы оценки - систематичность, личностная ориентированность, динамика.
Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Оценочный лист предметных результатов
за ____ четверть по предмету ________________
обучающегося ______ класса __________(ФИ)_____.
Критерии | Образец задания | Самооценка | Оценка задания | Итоговая оценка (зачтено – не зачтено) |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
Дополнительный критерий |
Шкала самооценки:
«+» - знаю и умею применять.
«!» - знаю, но не всегда могу применить.
«?» - не уверен в своих знаниях.
«--» - пока не знаю и не умею.
Практические занятия по предмету «Изобразительное искусство»
№ | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов | |
план | факт | |||
1 | Раздел 1 «Ты учишься изображать» | 9 | ||
2 | Раздел 2 «Ты украшаешь» | 7 | ||
3 | Раздел 3 «Ты строишь» | 8 | ||
4 | Раздел 4 «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» | 8 |
Сроки и порядок рассмотрения рабочей программы
6.1. Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы определяется данным положением, утвержденным на уровне региона.
Первый этап – 20-30 августа – Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
Второй этап – 1-5 сентября – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.
6.3. После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
6.5. Рабочая программа обновляется ежегодно.
Лист внесения изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...